Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах

in Новости музеев 1673 views

Тропические леса, племена индейцев, экзотические причудливые животные, рыбы и птицы, невиданные растения. И путешественники. При упоминании такого образного ряда мы сразу же вспоминаем классическую приключенческую литературу — Жюля Верна, Луи Буссенара, Альфреда Шклярского и многих других авторов. Но что, если приключения были не литературными, а исследования заслуживают внимание и спустя двести лет? Итак, русская экспедиция в джунглях страны «где много-много диких обезьян», пираньи, ягуары и анаконды. И это время царствования императоров Александра I и Николая I. Слышали о таких путешествиях?

Георг Генрих фон Лангсдорф, ставший в России Григорием Ивановичем Лангсдорфом (нем. Georg Heinrich von Langsdorff; 1774—1852) — немецко-российский исследователь, натуралист и этнограф, иностранный член-корреспондент (с 1803) и экстраординарный академик (с 1812) Петербургской академии наук. Немец по происхождению. Учился на медицинском факультете в Гёттингенском университете; в 1797 году защитил докторскую диссертацию «Commentatio med.-obstet. sistens phantasmatum sive machinarum ad artis obstetriciae exercitia facientium vulgo Fantomat dictarum brevem historiam». В 1803—1806 годах участвовал в первой русской кругосветной экспедиции на шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна; завершил кругосветное путешествие в 1807 году, приехав в Петербург через Сибирь из Охотска. С 1808 года — адъюнкт-профессор ботаники в Санкт-Петербургской Академии наук; с 1810 года — экстраординарный академик зоологии. В 1812 году был назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В 1821—1828 годах возглавлял русскую экспедицию во внутренние районы Бразилии, изучавшую природу и коренное население страны; собрал большие коллекции по зоологии и ботанике. Круг задач экспедиции был широк и разнообразен: «Учёные открытия, географические, статистические и другие исследования, изучение неизвестных до сих пор в торговле продуктов, коллекции предметов из всех царств природы».

Ходатайство Лангсдорфа увенчалось быстрым и блестящим успехом. Уже через неделю, 21 июня 1821 года император Александр I взял экспедицию под свое покровительство и подписал рескрипт о финансировании экспедиции за счет средств ведомства иностранных дел. На нужды экспедиции в Бразилию российское государство ассигновало значительные средства: 40 тысяч рублей единовременно и по 10 тысяч рублей ежегодно, причем продолжительность экспедиции нигде не оговаривалась, а ежегодная субсидия затем была увеличена до 30 тысяч рублей – огромная по тем временам сумма. Президент Академии наук граф С.С. Уваров поставил в известность Конференцию Академии Наук об императорском указе. Академия наук, «будучи уверена в рвении, с которым г-н Лангсдорф в качестве экстраординарного академика постарается, чтобы его предполагаемые путешествия внутрь Бразилии были плодотворны также для Академии и ее музеев», одобрила идею экспедиции и предоставила Лангсдорфу полную свободу действий в выборе маршрута и помощников.

В экспедиции участвовали художники Йоганн Мориц РугендасЭркюль Флоранс и Адриан Тоней, а также будущий изобретатель велосипеда Карл Дрез. Важное значение имеют материалы экспедиции о культуре и языках индейцев Бразилии (гуана, апиака, бороро и др.). Из-за трудностей сборы геологических и биологически образцов были затруднительны, поэтому основные результаты экспедиции состояли в географических и этнологических наблюдениях и исследованиях. Первым о научном подвиге Лангсдорфа и его спутников рассказал этнограф-американист Г.Г. Манизер (1889–1917), участник второй русской экспедиции в Южную Америку в 1914–1915 годов, погибший в июне 1917 году на Южном фронте. Его работа увидела свет только в 1948 году под заглавием «Экспедиция академика Г.И. Лангсдорфа в Бразилию (1821–1828)». Фактический, материалы экспедиции длительное время хранились в Санкт-Петербургской императорской академии и были вновь открыты спустя столетие.

  • Адриан Тонэй (1802/1803–1828). Река Кубатан в окрестностях Сантуса. 1825. Санкт-Петербургский филиал Российской академии наук
  • Эркюль Флоранс (1804—1879). Жилище индейцев апиака на реке Аринус. Декабрь 1827 года. Бумага, акварель, чернила, карандаш. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук

Музей-заповедник «Царицыно» и Посольство Бразилии в Москве представляют выставку Алини Шавиер Минейру «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах». Экспозиция посвящена художественному осмыслению экспедиции, которая была организована в 1822–1829 годах исследователем, натуралистом и русским консулом в Рио-де-Жанейро Григорием Лангсдорфом. Проведя в джунглях Амазонки несколько лет, он вернулся с коллекцией артефактов, не имевшей тогда аналогов в мире. В рамках трёхмесячной арт-резиденции в «Царицыне» Минейру изучила находки Лангсдорфа: документы, карты, рисунки, гербарий, чучела животных – и создала авторский проект на стыке искусства и науки. «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах» продолжает серию исследовательских проектов музея и станет первой междисциплинарной выставкой, созданной в партнёрстве с приглашённым современным художником. Её проведение приурочено к 200-летию независимости Бразилии.

«Многие из представленных экспонатов показываются впервые. Это выставка немного об Александре I – а у нас только завершился другой выставочный проект, посвящённый любимому внуку Екатерины II, — отметила генеральный директор музея-заповедника „Царицыно“ Елизавета Фокина. — Александр I утвердил проект Первой русской экспедиции в Бразилию, выделил нужную сумму и средства на ежегодное содержание исследователей. Это выставка о человеке, о людях, познании, стремлении и умении исследовать новое. В самой экспедиции были люди творческие – они оставили архив, в котором искать вдохновение можно и ещё не одно столетие. Направление Art & Science активно развивается и становится частью музейных пространств и выставочных проектов. Междисциплинарность — одно из главных слов, которые характеризуют современный мир. Сочетание научного и художественного способов познания обогащает сам метод исследования и привлекает внимание к важным темам. Для нашего музея выставка „Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах“ — это первый опыт представления экспозиции в таком формате. Мы справились с этим проектом в рекордные сроки! За что огромное спасибо всей команде проекта. И конечно, от души благодарю участников и партнёров выставки – Посольство Федеративной Республики Бразилия, группу «ФосАгро», Московский зоопарк, Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук, Центр художественного производства «Своды» в доме культуры ГЭС-2. И огромная благодарность и пожелания творческих успехов яркой и талантливой Али́ни Шавиер Минейру».

  • Посол Бразилии в Москве Родриго Баэна Соарес, художница и режиссёр Алини Шавиер Минейру
  • Руководитель экспозиционно-выставочного отдела ГМЗ «Царицыно» Виктория Петухова, генеральный директор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Фокина, переводчик, художница и режиссёр Алини Шавиер Минейру, посол Бразилии в Москве Родриго Баэна Соарес

Выставка представляет результаты первой русской экспедиции в Бразилию (1822–1829) и творческих изысканий Алини Шавиер Минейру Алварес, которая исследовала материал, собранный в этой экспедиции Григорием Лангсдорфом и уже два столетия хранящийся в музеях и архивах Санкт-Петербурга. Вдохновившись историческими артефактами, Минейру специально для «Царицына» создала фото-, видео-, аудиоинсталляции и работы в смешанной технике (текстиль, скульптура и другие).

«С большой радостью Посольство Бразилии совместно с музеем-заповедником „ЭЦарицыно“ представляет выставку. Для Бразилии 2022 год имеет особое значение: мы отмечаем двухсотлетие нашей независимости, рождение нашего государства. Экспедиция Георга Генриха фон Лангсдорфа ознаменован момент определения бразильской идентичности, поскольку её начало пчти совпадает с появлением независимой Бразилии — говорит посол Бразилии в Москве Родриго Баэна Соарес. — Исследуя внутренние области Бразилии, экспедиция открывает совершенно новые компоненты её природного мира, расширяя научные знания о бразильской тропической фауне и флоре и знакомя зарождающуюся страну с масштабами её природного наследия. Вспомнить об экспедиции Лангсдорфа — значит вспомнить о сути Бразилии».

  • Иоганн Мориц Ругендас (1802—1858). Адриан Тонэй (1802/1803–1828). Пейзажи Бразилии. 1820-е. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук
  • Эркюль Флоранс (1804—1879). Зарисовки рыб. Бразилия, 1827. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук

Как и большинство географических экспедиций, путешествие Григория Лангсдорфа сочетало естественнонаучные исследования и культурологическое познание новой страны. В экспедиции участвовали не только учёные, но и художники. Немецкий живописец Йоханн Мориц Ругендас, французский живописец и рисовальщик Адриен Тоне и франко-бразильский художник и изобретатель Эркюль Флоранс смогли запечатлеть фантастическую природу и быт коренных народов Бразилии, их культуру и традиции. Экспедиция была организована на деньги русской короны — Александр I выделил исследователям сотни тысяч рублей, — и все собранные в Бразилии артефакты были перевезены в Санкт-Петербург. В 2022 году, когда Бразилия празднует 200-летие своей независимости, выставочный проект Алини Шавиер Минейру Алварес возвращает память об одной из самых значительных экспедиций своего времени, которая внесла огромный вклад в этнографию, картографию, ботанику и зоологию, а также подарила исследователям изображения пейзажей, флоры и фауны, встречавшихся учёным на их долгом пути.

Гербарии, собранные Л. Риделем в июле – августе 1827 год. Ботанический институт имени В.Л. Комарова Российской академии наук, Санкт-Петербург

Скелет коралловой змеи. Вид, названный в честь Г.Г. фон Лангсдорфа. 2022. Произведено в центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва
Скелет коралловой змеи. Вид, названный в честь Г.Г. фон Лангсдорфа. 2022. Произведено в центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва
  • Эркюль Флоранс (1804—1879). Голова зелёной кваквы. 1826. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук
  • Эркюль Флоранс (1804—1879). Голова и лапа хохлатой паладемии (Ancú-póca). 1826. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук
  • Иоганн Мориц Ругендас (1802—1858). Опоссум (двуутробка). Март 1822 —октябрь 1824 года. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук
  • Адриан Тонэй (1802/1803–1828). Обезьяна Рыжий ревун. 1826. Санкт-Петербургский филиал Российской академии наук
  • Адриан Тонэй (1802/1803–1828). Голова грифа. 1825–1827. Санкт-Петербургский филиал Российской академии наук
Эркюль Флоранс (1804—1879). Заметки о возможности передачи звуков и артикуляции голосов животных. Из путевого дневника. Июнь 1829 – 1 декабря 1830. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук
Эркюль Флоранс (1804—1879). Заметки о возможности передачи звуков и артикуляции голосов животных. Из путевого дневника. Июнь 1829 – 1 декабря 1830. Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук

Заспиртованные образцы рыб из экспедиции Лангсдорфа. Зоологический институт Российской академии наук (Санкт-Петербург)

Типовой материал. 2022. Аналоговая фотография. Негатив с изображения растения из гербария 200-летней давности из института имени В.Л. Комарова Российской академии наук наложен на фотографии, сделанные в наши дни. Произведено в центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва
Типовой материал. 2022. Аналоговая фотография. Негатив с изображения растения из гербария 200-летней давности из института имени В.Л. Комарова Российской академии наук наложен на фотографии, сделанные в наши дни. Произведено в центре художественного производства «Своды», Дом культуры «ГЭС-2», Москва

Алини Шавиер Минейру / Aline Xavier Mineiro (Белу-Оризонти, Бразилия) – художница и режиссёр, специалист в области современного искусства. Среди её наград – премия «FOCO Bradesco/ArtRio Award» (2018) и 19-я «Videobrasil Award» (2015). Она участвовала в кинофестивале Семинара Флаэрти (2021) и в арт-резиденциях «Akademie Solitude» (Германия, 2022), «Instituto Sacatar» (Баия, 2019), «Skissernas Museum» (Швеция, 2019), «Thami Mnyele» (Амстердам, 2017), «Kooshk Residency» (Иран, 2016). Её работы были представлены на выставках в «MAR – Rio Art Museum», «CCSP – São Paulo Cultural Center», «SESC 24 de Março», «Pampulha Art Museum», «Inhotim», «Cine Humberto Mauro – Palácio das Artes», «Itaú Cultural» и на других площадках. В 2006 году основала студию по производству фильмов и произведений искусства в цифровых форматах «88 Arte Contemporânea».

Фотографии Дмитрия Щёлокова

Использованы материалы пресс-службы ГМЗ «Царицыно» и сайт Российской Академии наук ras.ru
«Экспедиция Г.И. Лангсдорфа в Бразилию (1821-1830 гг.) по фондам Санкт-Петербургского филиала Архива РАН»

Материал подготовили Михаил Тренихин и Александра Герасимова

__________________

Выставка «Экспедиция Лангсдорфа. На ваших глазах»
Музей-заповедник «Царицыно» (Большой дворец, Казаковский зал (третий этаж) и зал на минус первом этаже)
16 октября – 15 января 2023 года

Русская Антарктида

Москва и москвичи в эпоху Александра Первого

Парагвайская Россика в войне за Чако

Подлинные копии Эрьзи

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы