Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в своих залах в Петроверигском переулке представил выставку работ российского художника Егора Остро́ва «Re:Renaissance. Егор Остров». Масштабная экспозиция включает более 50 произведений, созданных на протяжении тридцати лет, многие из которых впервые демонстрируются широкой публике.
Генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова
Выставка открывается двумя работами. Первая из них, «Сикстинская мадонна», восходящая к образу Рафаэля, вдохновлявшему многие поколения художников, подчёркивает преемственность художника многовековой традиции европейского классицизма, обращённого к искусству Ренессанса. В следующем зале выставлен «Давид» по Микеланджело, первое произведение в узнаваемой авторской манере Острова, показывает неизменность пути, выбранного художником.
Один из полемичных и драматичных залов, озаглавленный «Возвращение к образу», обозначает эстетическую позицию художника: его неприятие модернизма, порвавшего связь с искусством старых мастеров, в том числе с его основой — образностью, что спустя век привело искусство к кризису.
- Е. Остров. Архангел Михаил, пронзающий чёрный квадрат. 2022
- Е. Остров. Архангел Михаил. Крест (по неизвестному французскому художнику). 2022
Используя современные технические средства, Егор Остров делает, по сути, то же, что и художники эпохи Возрождения: при помощи холста и красок передает красоту и гармонию мира. Таким образом, каждая работа Острова превращается в глубокий интеллектуальный и живописный диалог, своеобразную дань произведениям Старых мастеров. В дальних залах представлены три работы: два музицирующих ангела и Лик Христа с Туринской плащаницы — человеческое лицо Бога. Покидая выставку, зритель видит изображение Святого Духа в виде голубя — посланника мира.
«Мы очень рады открыть выставку работ художника Егора Острова «Re:Renaissance. Егор Остров» в залах РОСИЗО. Егор Остров – художник в равной мере, постигший классическое художественное образование и современные технологии. Его работы находятся в коллекции Русского музея и других государственных и частных собраниях по всему миру, а в 2020 году на выставке «Линия Рафаэля» в Государственном Эрмитаже были представлены его произведения. О чем эта выставка? О том как следовать классике, оставаясь современным, о том, что современное искусство может быть человечным, о том, что для искусства во все века нет ничего важнее красоты», — отметила генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова.
«Сикстинская мадонна» Егора Острова завершала выставку «Линяя Рафаэля» в Государственном Эрмитаже, рассказывавшую о пяти веках развития классического искусства. Она же открывает эту экспозицию, которую можно считать её продолжением. Обе они посвящены искусству, в центре которого идея служения идеалу человечности и красоты. Именно это слово — красота — я неизменно употребляю, когда описываю эту выставку. Оно может показаться плоским, банальным, непрофессиональным, даже смешным — так уж случилось, что уже много десятилетий искусство, да и мы сами – оказались в конфликте с красотой. Цель этой выставки — заключить мир — между современностью и классикой, искусством и красотой, человеком и человечностью», — подчеркнул куратор выставки Василий Успенский.
«Я не мастер слов, поэтому за меня говорят мои картины. Скажу лишь одно: Ренессанс! Требуют наши сердца. Сейчас или никогда! Запомните этот день. Он изменит всё!» — завершил Егор Остров.
Его работы бессмысленно рассматривать в контексте модернистского искусства. На протяжении XX века изобразительное искусство все меньше стало что-либо изображать. Черный квадрат обозначил модернистское неприятие изобразительности. Эта радикальная позиция затем подвергалась ревизии, но Рубикон был перейден — искусство сложных, полнокровных, противоречивых, наполненных пафосом образов осталось в прошлом, уступив место искусству знака. Вместе с образом из искусства была изгнана и сфера возвышенного. Стремясь возвратить в искусство образ, художник обратился к сфере героического, полной столь чуждого модернизму возвышенного пафоса. Возвращение на путь классики, если оно не ограничивается чистым эстетизмом, требует мужества и воли.
В основе творчества Егора Острова лежит интерпретация классического искусства. При этом следуя классики, Егор Остров остается современным. Художник своим творчеством показывает, что искусство может быть «человечным». Он концентрируется на Человеке — главном объекте rлассического искусства. В ряде работ художник стремится вернуться к изначальному пониманию Гуманизма как всестороннего изучения человеческой натуры. Например, монохромные портреты, среди которых есть как классические образы, так и изображения наших современников, заставляют нас подолгу медитативно всматриваться в произведение, а через него — в человеческое лицо. Кроме того, для Егора Острова важна Красота, в последние годы покинувшая искусство. Его работы наделены особым, пламенеющим колоритом, взволнованными, пульсирующими формами и восходят к мастерам Маньеризма — эпохе, когда Красота обожествлялась и была мерилом истины. А ведь для искусства во все времена не было ничего важнее Красоты. Именно поэтому творчество Егора Острова характеризуется термином «этернаизм», от латинского aeternitas — вечность.
Евгения Клюкач Руководитель службы по связям с общественностью РОСИЗО
Главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников и художник Егор Остров
Выставочные залы РОСИЗО
3 ноября – 11 декабря 2022 года
Москва, Петроверигский пер. 4, стр. 1
Русский замок. Кузнечная летопись
_________________
>>><<<