Леонид Бельский

История чернильниц

in Интервью/О коллекционировании 3436 views

С использованием компьютеров, план­ше­тов и смарт­фо­нов пись­мен­ная куль­ту­ра уходит в прош­лое. Всё ре­же в ру­ках по­яв­ляет­­ся обыч­ная ручка ­или карандаш. А ведь в те­чение нескольких сто­летий пись­менные предметы явля­лись не­пременными атри­бу­тами рабочего стола. Великие произведе­ния науки и ли­тера­туры создава­лись птичьими перьями и чер­нилами. Так писали Коперник, Шекспир, Ломоносов и Пушкин. А где чернила, там и чернильницы.

С Леонидом Бельским (Л.Б.) встретился заместитель главного редактора Михаил Тренихин (М.Т.).



 

Коллекционер старинных черниль­ниц Леонид Бельский много лет собирает чернильницы и чернильные наборы, сегодня в его коллекции более 300 экспонатов ХVII-XX веков из более чем 40 стран. Леонид — известный кол­лекционер чернильниц, автор и организатор выставок в различных рос­сийских музеях в рамках проекта «Живая история письменных предметов».

М.Т.: Добрый день! Расскажите о возникновении проекта «Живая история письменных предметов», которым Вы сейчас активно занимаетесь?

Л.Б.: Проект «Живая история письмен­ных предметов» возник на основе коллекции старинных чернильных приборов, которую я много лет собирал, путе­шествуя по раз­ным странам. В период пан­демии у меня наконец нашлось время для того, чтобы в полном объёме описать коллекционные экспонаты и про­вести свою первую боль­шую выставку в 2021 году.

Для этой выставки мы с орга­низаторами отобра­ли чер­нильницы и чернильные приборы ХVII-XX веков, выполненные в различных стилях (от рококо до ар-деко) и из раз­личных материалов (от бронзы, серебра и камня до металлических спла­вов и первых пластмасс). В результате получилась своего рода ил­люстри­рован­ная история эволюции чернильных письменных приборов за последние 400 лет.

Когда во время выставки мы дали возможность посетителям попробовать самим писать гусиными и метал­лическими перьями, получился удивительный резуль­тат: настоящее погру­жение участников выставки в мир старинной письменности!

C этого момента и возник проект «Живая история письменных предметов» – рассказ об истории развития письменности чернилами со времён Египта до XX века.

М.Т.: Что включает в себя столь объёмная информация?

Л.Б.: Проект включает в себя организацию выставок, рас­сказываю­щих об эволюции письменных предметов, а также проведение интерактив­ных мероприя­тий и мастер-классов, где дети и взрослые могли бы погрузиться в мир письменной культуры. За послед­ний год мне удалось орга­низовать несколько интересных выставок в рамках проекта.

Вместе с коллега­ми-кол­лекционе­рами из клуба «Искатель» Вадимом Лавровым и Сергеем Кувшиновым, мы сделали большую выставку в залах старинного дворца Н.А. Дурасова (Москва, музей-усадьба Люблино), которую назвали «От пера до пёрышка». На этой выставке, в дополнение к истории развития письмен­ности чернилами со времен Египта до середины XX века, появились два допол­нительных раздела, которые органично продолжили рассказ о письменной культуре до наших дней: уникальная коллекция шариковых авторучек и раздел эксклю­зивных чернильных письменных инструментов.

М.Т.: Вы занимаетесь с детьми?

Л.Б.: В рамках выставки «От Пера до Пёрышка» мы придумываем новые интерактивные мероприятия и мастер-классы для школьников, чтобы наши участники смогли совершить настоящее путешествие во времени: писать тростниковыми палочками египетские иероглифы на папирусе, гусиными перьями старинные заговоры, старинными металлическими перьями на бумаге ручного приготовления и много другое.

М.Т.: Большой объём собранного материала не подсказал Вам, что нужно бы подготовить книгу? 

Л.Б.: Посетители выставок, друзья и знакомые давно говорили мне о том, что хорошо бы сделать печатное издание с интересными рассказами об истории чернильных письменных приборов. Наконец я собрался с силами и начал писать отдельную книгу, своего рода «путеводитель» по старинным чернильницам. Книга будет полезна прежде всего тем, кто увлекается коллекционированием антиквариата и особенно письменными предметами. Разделы книги: подсказки для определения возраста антикварных чернильниц и их подлинности, терминология мира чернильниц, перевод и происхождение основных названий, обзор различных материалов, из которых делались чернильницы, интересные истории о старинных чернильницах и их владельцах.  Книга будет иллюстрирована фотографиями чернильных приборов из моей коллекции и экспонатов российских и зарубежных музеев.

История чернильниц
История чернильниц

М.Т.: С чего началось Ваше увлечение коллекционированием чернильниц?

Л.Б.: Всё началось с приобретения моей первой чернильницы, а точнее — чернильного набора из подставки с двумя чернильницами, в одном из антикварных магазинов Рима. Мне так понравился старый прибор начала XX века, что я решил начать собирать различные по форме, материалам и стилям чернильницы, благо я много путешествовал по работе по разным странам мира. Вскоре я открыл для себя огромный мир старинных письменных предметов и антикварных барахолок, где было так интересно охотиться за новыми экспонатами.

Этап собирательства продолжался достаточно долго, более 10 лет, пока я не понял, что пора всерьез заняться атрибуцией собранных экспонатов. Надо сказать, что сначала я старался собрать максимальную информацию о каждом предмете со слов продавцов. Но вскоре мне стало понятно: то, что мне рассказывали продавцы, зачастую имело мало отношения к реальности. Поэтому пришлось много работать со справочниками, музейными описаниями, каталогами и прейскурантами для того, чтобы правильно атрибутировать собранные экспонаты.

Для своей коллекции я, в первую очередь, собираю экспонаты, за которыми могут скрываться интересные истории: как о самих предметах, так и их владельцах.

Вот, например, несколько интересных экспонатов из моей коллекции:

Чернильница из копыта известной скаковой лошади с памятной надписью, Англия, конец XIX века
Чернильница из копыта известной скаковой лошади с памятной надписью, Англия, конец XIX века

Чернильница из копыта известной скаковой лошади с памятной надписью, Англия, конец XIX века. При более внимательном изучении я обнаружил надпись с названием кубка, выигранного на скачках в 1870-х годах. Лошадь, скорее всего, была очень дорога своему хозяину, который решил сделать памятную чернильницу и нанести гравировку.

Изящная чернильница, выполненная из серебра и панциря черепахи, была изготовлена в Англии в 1904 году
Изящная чернильница, выполненная из серебра и панциря черепахи, была изготовлена в Англии в 1904 году

Изящная чернильница, выполненная из серебра и панциря черепахи, была изготовлена в Англии в 1904 году. В процессе изучения чернильницы я обнаружил, что точно такая же чернильница была получена в качестве подарка российским государем Николаем II от его кузена, короля Великобритании Эдуарда VII, во время встречи королевских семей в Осборне в 1909 году. На подарке, изготовленном в 1905 году, выгравирована дарственная надпись.

Письменный прибор из двух чернильниц и подставки для перьев, изготовленный во Франции в 1870-х годах, интересен тем, что основание прибора и крышки чернильниц сделаны из первого натурального пластика Bois Durci (буа дюрси)
Письменный прибор из двух чернильниц и подставки для перьев, изготовленный во Франции в 1870-х годах, интересен тем, что основание прибора и крышки чернильниц сделаны из первого натурального пластика Bois Durci (буа дюрси)

Письменный прибор из двух чернильниц и подставки для перьев, изготовленный во Франции в 1870-х годах, интересен тем, что основание прибора и крышки чернильниц сделаны из первого натурального пластика Bois Durci (буа дюрси). Французский изобретатель Франсуа Чарльз Лэ Пейдж запатентовал в 1856 году инновационную идею смешивания древесной муки из чёрного дерева и бычьей крови, при нагревании смеси которых получался твёрдый материал. С 1908 года связующая кровь постепенно заменялась природными и искусственными смолами. В 1920 году производство было прекращено, новые пластмассы, особенно бакелиты, вытеснили Bois Durci. Это яркий пример того, как новые технологии и материалы оказывали постоянное влияние на эволюцию письменных предметов.

М.Т.: Наверное, чернильницы сильно изменились за последние несколько сотен лет?

Л.Б.: Археологи находят древние чернильницы, изготовленные из глины и камня более 2000 лет назад, но особенно интересным является период трансформации чернильниц за последние 500 лет.

Чернильница с древних времен, по сути, представляет из себя контейнер с чернилами и отверстием для макания пера. С этой точки зрения мало что изменилось.  Чернильница по-разному называлась на разных языках, но наиболее логичное название, как мне кажется, придумали англичане — Inkwell. Название происходит от двух английских слов ink (чернила) и well (отверстие, заполненное водой, родник, колодец, источник…).

За последние несколько сотен лет прошла большая трансформация чернильниц от простых сосудов для хранения чернил, которые использовались ограниченным количеством людей, до предмета, который занимал центральное место на рабочем столе практически в каждом доме.

Заметным этапом трансформации чернильниц в нечто большее стало появление и широкое распространение чернильных наборов.

Рассмотрим для примера Англию, где с XV века для удобства и красоты чернильницы начинают размещать на подносе вместе с другими письменными принадлежностями. Ранние письменные наборы изготавливались в виде подноса с чернильницами, подсвечниками, песочницей и другими принадлежностями в едином стиле, с использованием одинакового материала, как правило, серебра. В Англии в период с XV по XVIII век чернильный письменный прибор назывался standish. Название происходило от двух английских слов: stand (подставка) и dish (поднос).

Английский чернильный набор XIX века

Для иллюстрации — два традиционных английских чернильных набора XIX века из моей коллекции. В каждом наборе по две чернильницы и подсвечник.

В начале XVII века чернильницы в массе своей представляли из себя достаточно скромную посуду для чернил, которая использовалась в основном писцами и прочими служивыми людьми. Многие аристократы, дворяне, бояре и прочие представители знатных сословий во многих странах Европы считали, что самим заниматься написанием писем зазорно и не соответствует их статусу.

Ближе к концу XVII века становится принятым собственноручно писать деловые письма, любовные записки и т.д., письменность становятся популярной среди высших слоев общества, а письменные предметы становятся модным украшением рабочего стола аристократа, писателя и богатого торговца. Писали много и по разным поводам. Скромные керамические, стеклянные и бронзовые чернильницы превращаются в декорированные художественные изделия.

Чернильницы и чернильные наборы могли быть изготовлена из камня, металла, стекла, фарфора и многих других популярных на том момент времени материалов.  Например, в середине XIX веке был период, когда папье-маше был очень популярным и модным материалом.

Чернильный набор из папье-маше с отделкой перламутром
Чернильный набор из папье-маше с отделкой перламутром

Чернильный набор из папье-маше с отделкой перламутром. Данный набор был изготовлен в знаменитой мастерской Дженненс и Беттридж (Jennens and Bettridge) между 1830 и 1860 годами, о чем свидетельствует оригинальное клеймо.

Отдавая дань моде, в конце XIX века в чернильницах появляются декоративные элементы из гильошированной эмали.

Чернильница с крышкой из голубой гильошированной эмали, начало XX века
Чернильница с крышкой из голубой гильошированной эмали, начало XX века

Чернильница с крышкой из голубой гильошированной эмали, начало XX века.

Один из самых красивых предметов в моей коллекции. Гильошированная эмаль – это специальная техника, с помощью которой создается завораживающий объëмный эффект цветного полупрозрачного покрытия. Особенно широкое распространение эта техника получила в ювелирных изделиях, нагрудных знаках, предметах роскоши и драгоценных настольных украшениях, выпускаемых фирмой Фаберже. Если взглянуть на самую известную серию изделий «Яйца Фаберже», можно понять, как часто и разнообразно ювелиры мастерской использовали декор гильошированной эмалью.

М.Т.: Ещё одна заметная страница в истории эволюции чернильниц – развитие походных чернильниц и чернильных наборов для путешествий.

Л.Б.: С развитием массовой письменности возникла необходимость в герметичных и удобных для использования в дороге чернильницах. Сейчас в это трудно поверить, но многие изобретатели в Англии и Франции разрабатывали инновационные механизмы для надежного закрывания чернильницы в надежде заработать на патентах для решения столь насущной проблемы.

У меня в коллекции есть уникальный складной набор для письма из красного дерева, Англия, XIX век. В сложенном состоянии он выглядит, как небольшой цилиндрический пенал.  На самом деле в нем умещается несколько необходимых для путешественника предметов: чернильница с плотно закрывающейся крышкой, ручка с наборов сменных перьев и спичечница – для разжигания свечей. Кожаный зелёный чехол использовался в качестве удобной подложки при письме в дороге, а потом сворачивался и защищал пенал во время путешествий.

Складной набор для письма из красного дерева, Англия, XIX век
Складной набор для письма из красного дерева, Англия, XIX век

На крышке пенала выгравирована надпись «Berry’s Patent». В основе чернильницы лежит запатентованная конструкция, придуманная английским изобретателем Berry в 1830 году для того, чтобы чернила не проливались. Под бутылочкой с чернилами находится специальная пружина, а сверху в крышке деревянная вставка, которая плотно закрывает чернильницу при завинчивании крышки.  В газетной статье, опубликованной в 1830 году в известном журнале Spectator (Наблюдатель), данная конструкция получила высокую оценку и, по словам восхищëнного журналиста, позволит решить вечную проблему испачканных чернилами платьев во время путешествия.

Типовая походная чернильница середины XIX века
Типовая походная чернильница середины XIX века

Массовое производство походных герметичных чернильниц позволило решить проблему, хотя стоимость таких чернильниц была существенно выше обычных. Вот, например, как выглядела одна из типовых походных чернильниц в середине XIX века. Под бутылочкой с чернилами находится специальная пружина, а сверху защёлка, которая плотно закрывает чернильницу.

В XIX веке становится модным путешествовать с большим набором для письма, когда чернильницы размещались внутри специальной шкатулки-ларца.

Шкатулка-ларец с инкрустацией в Викторианском стиле, XIX век

При открывании превращается в удобный столик для письма с наклоном, обшитый синим бархатом. Рядом есть отделения для чернил и перьев. Стол откидывается, внутри множество потайных отделений.

Это лишь несколько примеров, которые я привёл, чтобы ответить на Ваш вопрос о том, как изменились чернильницы за последние несколько столетий. Для тех, кому интересно познакомиться с многими другими интересными старинными чернильницами, приглашаю посетить мой сайт — leonidbelsky.ru.

М.Т.: Расскажите о наиболее интересных недавних приобретениях для Вашей коллекции.

Л.Б.: Недавно мы с друзьями побывали в Коломне. Во время поездки мне удалось по объявлению купить русскую подвесную чернильницу XVII века. У меня в коллекции уже есть несколько подобных русских чернильниц XVII—XVIII веков, но эта показалась мне интересной, возможно, она была найдена в самой Коломне и принадлежала местному площадному подьячему. В исторических документах упоминается наличие в Коломне городской писчей избы (1648 год), где трудились писари (площадные подьячие). Во многих русских городах пло­щадное письмо (или городская писчая из­ба) отдавалось на откуп подьячим, которые имели монопольное право писать документы за определённую годовую плату.

Русская подвесная чернильница XVII века
Русская подвесная чернильница XVII века

По бокам чернильницы расположены два ушка для крепления цепочки или верёвочки. Такой способ крепления верëвочек мешал ей перевернуться. Чернильница была удобна в передвижении: ее можно было крепить у пояса, она была устойчива, её можно было поставить на любую поверхность или просто держать на ладони. Раньше чернильницу называли «каламарь» (от греческого «калам» — заточенные палочки для письма). Подвесные чернильницы изготавливались из медного сплава, бронзы и серебра.

Ещё один интересный чернильный набор, который мне удалось приобрести этим летом, – походный письменный набор французского чиновника.

Походный письменный набор французского чиновника

Данный чернильный набор изготовлен в виде переносного чемоданчика изумительной работы и включает семь письменных предметов, выполненных в едином стиле начала XX века.

В составе хорошо сохранившегося делового комплекта: изящная подставка с чернильницей и ложем для хранения перьев и ручек, пресс-бювар, держатель для бумаги, нож для вскрытия конвертов и газет, сургучная печать с вензелем владельца, блокнот с бумагой и марочница для хранения почтовых марок.

Чернильные наборы — это отдельная тема, которой я планирую отвести отдельную главу в своей будущей книге. Большой письменный набор мог включать более десятка различных предметов/принадлежностей и, зачастую, изготавливался по индивидуальному заказу покупателя в едином художественном стиле. Помимо чернильниц, в набор также могли входить различные принадлежности, необходимые для письма: лоток для перьев, песочница,  пресс-бювар (промокашка со сменной бумагой, которую многие ошибочно называют пресс-папье), перочистка, нож для бумаги, сургучная печать, а также другие настольные предметы: подсвечники, спичечница, перочинный нож, часы и прочее.

М.Т.: В последнее время Вам встречались интересные экземпляры чернильниц?

Л.Б.: В этом году я заинтересовался чернильницами, которые использовались в Древнем Риме.

Жители империи умели и любили писать. По оценкам некоторых экспертов уровень грамотности составлял не менее 15%, а в крупных городах мог быть существенно выше. Многочисленные чернильницы времён Римской империи первого и второго века нашей эры, найденные в процессе археологических раскопок в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке, хорошее тому доказательство. Во многих музеях мира можно встретить древние римские чернильницы: от простых примитивных сосудов для хранения жидкостей до художественных произведений.

Далее для иллюстрации приведены изображения несколько древнеримских чернильниц из коллекции Метрополитен-музея, США, г. Нью-Йорк.

Керамическая (терракотовая) чернильница (I-II век н.э.)
Керамическая (терракотовая) чернильница (I-II век н.э.)

Л.Б.: На верхней поверхности керамической (терракотовой) чернильницы (I-II век н.э.) видны декорации в виде трёх театральных масок. Можно предположить, что её владелец любил театральное искусство и заказал памятную чернильницу!

Керамическая (терракотовая) чернильница (первая половина I века н.э.)
Керамическая (терракотовая) чернильница (первая половина I века н.э.)

А у керамической (терракотовая) чернильницы (первая половина I века н.э.) на боковой поверхности искусно выполнены декорации в виде листьев и ягод.

Л.Б.: Мне удалось вживую ознакомиться с большим количеством древнеримских сосудов в нескольких зарубежных музеях и в различных антикварных магазинах Иерусалима, но настоящей Римской чернильницы так и не удалось купить, хотя несколько раз мне предлагали различные сосуды периода Древнего Рима, пытаясь убедить, что это настоящая чернильница. Зачастую даже опытные специалисты по древнеримской археологии не могут сделать однозначный вывод, что это за объект: чернильница или, например, бутылочка для хранения масла, духов и других жидкостей.

За это время мне удалось на основе сравни­тельного анализа выявить наиболее характерные признаки чернильниц I—II века н.э. и их отличия от других сосудов. Сейчас у меня в коллекции несколько реплик – точных копий римских чернильниц, но я надеюсь рано или поздно пополнить свою коллекцию настоящей чернильницей времён Древнего Рима!

Леонид Бельский
Леонид Бельский

М.Т.: Наверняка, у Вас в коллекции есть много чернильниц советского периода. Среди них есть любопытные экспонаты?

Л.Б.: У меня в коллекции много чернильниц и чернильных наборов советских времён, начиная от всем известных массовых изделий, которые выпускались в огромных количествах на территории СССР до редких экземпляров.

Слева направо примеры массовых изделий: стеклянная агитационная чернильница, мраморный чернильный набор, фарфоровая чернильница «Лиса и журавль», чернильницы-непроливайки, набор ручек Союз (перьевая, шариковая, малахит).

С помощью чернильниц можно наглядно изучать историю советского периода: ликвидация неграмотности, строительство метрополитена, запуск первого спутника…

Возвращаясь к Вашему вопросу: у меня в коллекции есть несколько любопытных экспонатов, редких чернильниц советского периода с интересными историями.

Например, чернильный набор из папье-маше из Мстёры с оригинальной росписью (темпера, золото, лак). По манере рисунки с рыбаками на этом наборе очень похожи на известную работу Мстерского иконописца Н.П. Клыкова «Рыбак». В дореволюционной России Мстёра была известна иконописным мастерством. После революции 1917 года по иконопись сходит на нет. В 1923 года иконописцы-кустари организовали артель «Древнерусская народная живопись», позднее они стали изготавливать оригинальные изделия из папье-маше, в том числе чернильные наборы. Мстёрский стиль лаковой миниатюры получил широкое признание на Всемирной парижской выставке 1937 года. Группа художников Мстёры, как и Палеха, получила диплом «Гран-при» и золотые медали.

Условно, чернильницы советского периода можно разделить на несколько групп, например:

  • Агитационные чернильницы 1920-х – 1930-х годов;
  • Популярные фарфоровые чернильницы, например, Ленинградского фарфорового завода: «Медвежата-сладкоежки», «Лиса и журавль» и другие;
  • Письменные наборы, выпущенные к различным юбилеям и памятным датам;
  • Школьные чернильницы-непроливайки;
  • Недорогие чернильницы из силумина или пластика;
  • Мраморные чернильные наборы;
  • Чернильницы, выпущенные ограниченным тиражом;
  • Чернильницы-самоделки, сде­лан­ные зачастую в единственном экземпляре.

В ноябре 2022 года в рамках новой выставки, которую я сейчас готовлю, – обязательно будет отдельный раздел, рассказывающий о советских чернильницах XX века.

М.Т.: Какие у Вас планы по дальнейшему развитию проекта «Живая история письменных предметов»?

Л.Б.: Наш опыт проведения выставок показывает, что интересные истории о старинных экспонатах и их владельцах, интерактивные мероприятия с возможностью погрузиться в мир старины, — лучший способ пробуждения интереса у детей и подростков. Целый ряд музеев уже помог нам в организации интересных выставок и мастер-классов на своих площадках. Несколько новых интересных выставок уже запланированы в различных городах России в 2022–2023 годах.

Мы всегда рады новым партнёрам (музеям, выставочным и культурным центрам) и готовы помочь с организацией образовательных мероприятий в рамках нашего проекта.

Приглашаем всех коллекционеров и любителей старины на наш сайт клуба Искатель (iskatelclub.art), а также на выставку «От Пера до Пёрышка», которая будет работать до ноября 2022 года в музее-усадьбе Люблино.

Леонид Бельский

 

Алексей Сидельников, Леонид Бельский и Михаил Тренихин
Алексей Сидельников, Леонид Бельский и Михаил Тренихин в усадьбе Люблино


Леонид Бельский
Леонид Бельский

Леонид Бельский — член союза кол­лек­цио­не­ров Рос­сии, меж­дународно­го союза кол­лекционеров чернильниц и Московского клуба «Иска­тель». Известный коллекционер чернильниц, автор и организатор выставок в различных российских музеях в рамках проекта «Живая история письменных предметов».

Собирает чернильницы и чернильные наборы, сегодня в коллекции более 300 экспонатов ХVII-XX веков из более чем 40 стран.

Выставки:

  • «Живая история письменных приборов», май 2021 года, Центр культуры «Подмосковье»
  • «От пера до пёрышка», март 2022 – по текущее время, Музей-усадьба «Люблино»
  • «Живая история чернильных приборов», май 2022 – по текущее время, Люберецкий краеведческий музей.

 

Философия коллекционирования

Коллекционер Ольга Затеева

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Художница Юлия Беласла

Художница Юлия Беласла

Знакомство с художницей Юлией Беласла со­стоя­лось на вы­став­ке ра­бот со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков. Мы
Перейти К началу страницы