Сегодня 21 июля исполняется 140 лет со дня рождения одного из ярких представителей художественной культуры начала XX века, Давида Бурлюка (1882-1967). С работами основоположника русского футуризма ценители искусства могут познакомиться на сайте Виртуального Русского музея.
В честь юбилея художника также представляем вам основные вехи жизни и творчества Давида Бурлюка.
Давид Давидович Бурлюк родился в 1882 году на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии в семье агронома. Он был старшим из шестерых детей. С детства Давид увлекался рисованием.
Европа вместо Петербурга
После неудачной попытки поступить в 1902 году в Императорскую Академию художеств, он уезжает изучать живопись в Мюнхен, а позже в Париж. В Россию художник возвращается в середине 1900-х годов.
В начале 1910-х годов Давид Бурлюк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимается у художников Леонида Пастернака и Абрама Архипова. Там же он знакомится с будущим другом Владимиром Маяковским, вместе с которым Бурлюк будет позже отчислен из училища.
«Отец русского футуризма»
Художник становится одним из лидеров авангардного движения, начинает публиковать статьи, манифесты и обращения, организовывает публичные дискуссии. Бурлюк входит в состав таких художественных объединений как «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи» и др. По приглашению художника Василия Кандинского Бурлюк участвует в выставках объединения «Синий всадник». А сам Кандинский называл Бурлюка «отцом русского футуризма».
Футуризм для Давида был новым мироощущением, новой эпохой, разрушающей старые привычные формы. К выставке «Бубновый валет» в 1912 году Бурлюк разработал прием написания пейзажа с четырех точек зрения («Мост», Государственный Русский музей). С эпатирующей надписью на обороте холста «низ картины» работа экспонировалась в 1912 на выставке «Бубновый валет» под названием: «Синтетический пейзаж: элементы неба в момент разложения плоскостей, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения». Будучи в Америке Бурлюк напишет еще одну подобную картину – «Пейзаж с повозкой и мельницей. (Пейзаж с четырех точек зрения)» (ГРМ).
В «стране хризантем»
С 1920-го по 1922-й Давид Бурлюк живет и работает в Японии, куда он переехал вместе с семьей после революции. Там, по его словам, он «принялся за отображение жизни этой необыкновенной страны». К этому времени принадлежит ряд небольших картин, изображающих полевые работы, посадку риса, пильщика дерева и т.п. («На рисовых полях», ГРМ). В Японии Давид Бурлюк был назначен придворным художником императора. Его использование цвета и фактуры имело большое влияние на японское искусство.
Американский период
Переезд семьи Бурлюка в Нью-Йорк из-за запутанной политической ситуации между Россией и Японией ознаменовал начало нового периода в жизни футуриста. В Соединенных Штатах Давид столкнулся с трудностями – первое время его живопись была далека от американцев, и впервые в жизни он не мог содержать семью своим творчеством. В 1939 году художник переезжает в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде. В те годы Бурлюк вместе женой Марусей издает журнал «ColorandRhyme», в котором публикуются редкие материалы о мировой культуре. Бурлюк много путешествует, пишет стихи, ведет активную переписку, много работает. Он посвящает целый цикл картин Ван-Гогу и даже слегка стилизует то под Ван-Гога («Приход весны и лета», ГРМ), то под Александра Иванова, то под малых голландцев. Сценки с коровами, лошадьми, бабами и мужиками – популярные сюжеты его работ. Нередко стилизуя их под примитив, Бурлюк ищет путь к сердцу зрителей.
Вперёд в прошлое
Также художник часто датирует свои работы ранними годами – «1911», «1912», «1917» и так далее, что не соответствует реальности. Все эти работы подписаны по-английски и исполнены после отъезда из России. В начале XX столетия так поступали многие художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич и другие. Эпатаж, ирония, игра, раскованность в отношениях со зрителем, свойственные искусству новаторов XX столетия, создали атмосферу, в которую датировки вписывались как один из элементов художественных поисков.
Разные жанры, виды, стили, манеры, реализуемые Бурлюком в живописи, графике, поэзии, общественной деятельности – отражение футуристического мировосприятия («всечество»). Огромное художественное наследие Давида Бурлюка – итог его активной жизненной позиции, внимания ко всему вокруг.
«Давид Бурлюк, как настоящий кочевник, раскидывал шатер, кажется под всеми небами … — так говорил о своем друге Владимир Маяковский. Эта характеристика, данная поэтом в 1914 году, оставалась актуальной для Бурлюка до последних дней его жизни.
Пресс-служба ГРМ 21.07.2022
_________________
>>><<<