140 лет со дня рождения Давида Бурлюка

140 лет со дня рождения Давида Бурлюка

in Новости музеев 883 views

Сегодня 21 июля исполняется 140 лет со дня рождения одного из ярких представителей художественной культуры начала XX века, Давида Бурлюка. С работами основоположника русского футуризма ценители искусства могут познакомиться на сайте Виртуального Русского музея.

В честь юбилея художника также представляем вам основные вехи жизни и творчества Давида Бурлюка.

Давид Давидович Бурлюк родился в 1882 году на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии в семье агронома. Он был старшим из шестерых детей. С детства Давид увлекался рисованием.

Давид Бурлюк. Коллаж фанера, масло, медь, алюминий. Авторская дата 1914
Давид Бурлюк. Коллаж фанера, масло, медь, алюминий. Авторская дата 1914

Европа вместо Петербурга

После неудачной попытки поступить в 1902 году в Императорскую Академию художеств, он уезжает изучать живопись в Мюнхен, а позже в Париж. В Россию художник возвращается в середине 1900-х годов.

В начале 1910-х годов Давид Бурлюк поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимается у художников Леонида Пастернака и Абрама Архипова. Там же он знакомится с будущим другом Владимиром Маяковским, вместе с которым Бурлюк будет позже отчислен из училища.

Давид Бурлюк. Лошадь-молния. Холст, масло. Предположительно 1907
Давид Бурлюк. Лошадь-молния. Холст, масло. Предположительно 1907

«Отец русского футуризма»

Художник становится одним из лидеров авангардного движения, начинает публиковать статьи, манифесты и обращения, организовывает публичные дискуссии. Бурлюк входит в состав таких художественных объединений как «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи» и др. По приглашению художника Василия Кандинского Бурлюк участвует в выставках объединения «Синий всадник». А сам Кандинский называл Бурлюка «отцом русского футуризма».

Футуризм для Давида был новым мироощущением, новой эпохой, разрушающей старые привычные формы. К выставке «Бубновый валет» в 1912 году Бурлюк разработал прием написания пейзажа с четырех точек зрения («Мост», Государственный Русский музей). С эпатирующей надписью на обороте холста «низ картины» работа экспонировалась в 1912 на выставке «Бубновый валет» под названием: «Синтетический пейзаж: элементы неба в момент разложения плоскостей, интродуцированные в изображение с четырех точек зрения». Будучи в Америке Бурлюк напишет еще одну подобную картину – «Пейзаж с повозкой и мельницей. (Пейзаж с четырех точек зрения)» (ГРМ).

Давид Бурлюк. Мост (пейзаж с четырёх точек зрения). Холст, масло. 1911
Давид Бурлюк. Мост (пейзаж с четырёх точек зрения). Холст, масло. 1911

В «стране хризантем»

С 1920-го по 1922-й Давид Бурлюк живет и работает в Японии, куда он переехал вместе с семьей после революции. Там, по его словам, он «принялся за отображение жизни этой необыкновенной страны». К этому времени принадлежит ряд небольших картин, изображающих полевые работы, посадку риса, пильщика дерева и т.п. («На рисовых полях», ГРМ). В Японии Давид Бурлюк был назначен придворным художником императора. Его использование цвета и фактуры имело большое влияние на японское искусство.

Давид Бурлюк. На рисовых полях. Холст, масло. 1921
Давид Бурлюк. На рисовых полях. Холст, масло. 1921

Американский период

Переезд семьи Бурлюка в Нью-Йорк из-за запутанной политической ситуации между Россией и Японией ознаменовал начало нового периода в жизни футуриста. В Соединенных Штатах Давид столкнулся с трудностями – первое время его живопись была далека от американцев, и впервые в жизни он не мог содержать семью своим творчеством. В 1939 году художник переезжает в Хемптон-Бейз на Лонг-Айленде. В те годы Бурлюк вместе женой Марусей издает журнал «ColorandRhyme», в котором публикуются редкие материалы о мировой культуре. Бурлюк много путешествует, пишет стихи, ведет активную переписку, много работает. Он посвящает целый цикл картин Ван-Гогу и даже слегка стилизует то под Ван-Гога («Приход весны и лета», ГРМ), то под Александра Иванова, то под малых голландцев. Сценки с коровами, лошадьми, бабами и мужиками – популярные сюжеты его работ. Нередко стилизуя их под примитив, Бурлюк ищет путь к сердцу зрителей.

Давид Бурлюк. Приход весны и лета. Холст, масло. Авторская дата 1916
Давид Бурлюк. Приход весны и лета. Холст, масло. Авторская дата 1916

Вперёд в прошлое

Также художник часто датирует свои работы ранними годами – «1911», «1912», «1917» и так далее, что не соответствует реальности. Все эти работы подписаны по-английски и исполнены после отъезда из России. В начале XX столетия так поступали многие художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич и другие. Эпатаж, ирония, игра, раскованность в отношениях со зрителем, свойственные искусству новаторов XX столетия, создали атмосферу, в которую датировки вписывались как один из элементов художественных поисков.

Разные жанры, виды, стили, манеры, реализуемые Бурлюком в живописи, графике, поэзии, общественной деятельности – отражение футуристического мировосприятия («всечество»). Огромное художественное наследие Давида Бурлюка – итог его активной жизненной позиции, внимания ко всему вокруг.

«Давид Бурлюк, как настоящий кочевник, раскидывал шатер, кажется под всеми небами … — так говорил о своем друге Владимир Маяковский. Эта характеристика, данная поэтом в 1914 году, оставалась актуальной для Бурлюка до последних дней его жизни.

 

Пресс-служба ГРМ
21.07.2022

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы