В постоянную экспозицию Пушкинского музея после шестилетней реставрации вернулась картина «Иоанн Креститель» живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко. Это полотно относится к позднему периоду творчества мастера и датируется рубежом XVI и XVII веков. Картина представлена в Главном здании в зале № 10.
Реставратор Елена Юнина.
Руководитель мастерской реставрации живописи Марина Скутте.
Картина Эль Греко «Иоанн Креститель» вернулась в постоянную экспозицию
В процессе реставрации Елена Юнина выровняла лак по всей поверхности картины, достигла прозрачности лаковой пленки, удалила старые реставрационные ретуши и поздние записи, искажавшие колорит картины, укрепила грунт и красочный слой, восполнила утраты. В правом нижнем углу раскрыта подпись художника — Доменикос Теотокопулос, до реставрации очертания букв были едва заметны. Художник родился на острове Крит и подписывал картины своим греческим именем. Юношей он переехал в Венецию, затем недолгое время пробыл в Риме и после обосновался в Толедо.
Данная в полный рост фигура Иоанна Крестителя на фоне оливково-серых толедских холмов довольно типична для однофигурных композиций Эль Греко. Вытянутые пропорции усиливают ощущение грандиозности и духовной мощи святого – аскета, всю жизнь проведшего в пустыне. Звериная шкура, в которую он одет, самодельный крест в левой руке и изображенный в правой части агнец – символ мученической смерти – являются атрибутами пророка. Основную часть композиции занимает изображение неба, которое заполнено динамичной массой жемчужно-серых облаков, в голубой просвет между которыми вписана фигура Иоанна Крестителя. Такое решение подчёркивает принадлежность святого миру небесному в гораздо большей степени, чем земному, расстилающемуся у его ног и исчезающему у низкой линии горизонта. Немного склоненная голова и глубокая печаль в выразительных, как всегда у Эль Греко, глазах говорят о смирении и принятии Иоанном Крестителем своей трагической судьбы.
Произведение поступило в музей в конце 1940-х годов, до этого оно находилось в берлинских собраниях. Эта картина считается лучшей из трех подобных композиций. Одна из них находится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (США), вторая – в Музее изящных искусств Валенсии (Испания).
СПРАВКА
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 000 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Музейная коллекция французского искусства XIX–XX веков, в основу которой легли собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова – одна из самых известных в мире. В ней представлены знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Фонды музея активно пополняются и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства.
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 14.06.2022
75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина
Коллекции Михаила и Ивана Морозовых
_________________
>>><<<