Эль Греко

«Иоанн Креститель» Эль Греко вернулся в ГМИИ через 6 лет

in Новости музеев 892 views

В постоянную экспозицию Пуш­кин­ского музея после шести­летней рес­таврации вернулась картина «Иоанн Крес­ти­тель» жи­вопис­ца До­менико Теотокопули, про­зван­ного Эль Греко. Это полотно отно­сится к позднему периоду творчества мастера и датируется рубежом XVI и XVII веков. Картина представлена в Главном здании в зале № 10.

Реставратор Елена Юнина.

Руководитель мастерской реставрации живописи Марина Скутте.

Эль Греко «Иоанн Креститель». ГМИИ им. Пушкина
Эль Греко «Иоанн Креститель». ГМИИ им. Пушкина

Картина Эль Греко «Иоанн Креститель» вернулась в постоянную экспозицию

В процессе реставра­ции Елена Юнина выровняла лак по всей поверхности картины, достигла прозрачности лаковой пленки, удалила старые реставра­цион­ные ретуши и поздние записи, искажавшие колорит картины, укрепила грунт и кра­сочный слой, воспол­нила утраты. В правом нижнем углу раскрыта подпись художника — Доменикос Тео­токопулос, до ре­став­ра­ции очерта­ния букв были едва заметны. Худож­ник родился на острове Крит и под­писывал картины своим греческим именем. Юношей он переехал в Венецию, затем недолгое время пробыл в Риме и после обосновался в Толедо.

Данная в полный рост фигура Иоанна Крестителя на фоне олив­ково-серых толедских холмов довольно типич­на для одно­фигурных ком­позиций Эль Греко. Вытянутые пропорции усиливают ощущение грандиозности и духовной мощи святого – ас­кета, всю жизнь проведшего в пустыне. Зве­риная шкура, в которую он одет, самодельный крест в левой руке и изображенный в правой части агнец – сим­вол муче­нической смер­ти – являются атрибутами пророка. Основную часть композиции занимает изображение неба, которое заполнено ди­намич­ной массой жемчужно-серых облаков, в голубой просвет между которыми вписана фигура Иоанна Крестителя. Та­кое решение под­чёр­кивает при­надлежность святого миру небесному в гораздо большей степени, чем земному, рас­стилающему­ся у его ног и исчезающему у низкой линии горизонта. Немного склоненная голова и глубокая печаль в выразительных, как всегда у Эль Греко, глазах говорят о смирении и принятии Иоанном Крестителем своей трагической судьбы.

Произведение поступило в музей в конце 1940-х годов, до этого оно находилось в бер­линских собраниях. Эта картина считается лучшей из трех подоб­ных композиций. Одна из них находится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско (США), вторая – в Музее изящных искусств Валенсии (Испания).

 

СПРАВКА

Государственный музей изобра­зитель­ных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России ху­дожествен­ных собраний зарубежного искусства с древ­нейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 000 оригиналь­ных произве­дений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и антич­ной Греции до на­ших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Музейная коллекция французского искусства XIX–XX веков, в основу которой легли собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова – одна из самых известных в мире. В ней представлены знаковые произ­ведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Фонды музея активно пополняются и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиа­искусства.

Пресс-служба
ГМИИ им. А.С. Пушкина
14.06.2022

100-летие Ирины Антоновой

75-летие Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина

Коллекция купцов Щукиных

Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

Кабинет редкостей

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Велимир Хлебников. Король времени

Государственная Третьяковская галерея пред­став­ляет рас­ширен­ную экспо­зи­цию произ­ве­де­ний, свя­занных с име­нем вы­даю­щего­ся поэ­та на­чала

Дорогами Цивилизаций. Идём?

Довольно любопытная выставка прохо­дит в Госу­дар­ст­­вен­­ном исто­ри­ческом му­зее. На­зва­ние выстав­ки не сра­зу
Перейти К началу страницы