Пушкинский музей представляет выставку редко экспонируемых произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из фондовых хранилищ. Название выставки отсылает к Кабинету изящных искусств и классических древностей Московского университета, созданному в 1850-х годах и ставшему одним из предшественников ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Собрание Кабинета, включавшее в себя слепки с античной скульптуры, древние вазы и монеты, было основано на принципах научной систематики, но само название «кабинет» связано с предшествующей, «домузейной», эрой коллекционирования.
- Статуэтка «Нищий». Германия, Южная Германия. Сер. XVIII в.
- Статуэтка «Нищая». Германия, Южная Германия. Сер. XVIII в.
Сформировавшись окончательно в эпоху Возрождения, «кабинеты» ученых, представителей знати и ценителей искусства прошлых времен представляли собой собрания разнообразных редких и ценных предметов. Такие коллекции включали в себя не только предметы, созданные человеком, но и ископаемые окаменелости – все, что могло быть интересно как для ученых, так и для знатоков. На этой основе и возник современный музей, сделавший произведения доступными широкой аудитории.
- Апсара – небесная танцовщица. Индия, XI-XII вв. и Герма Диониса с подписью Диодора
В новом выставочном проекте ГМИИ им. А.С. Пушкина избранные предметы, оторванные от своего первоначального контекста и представленные в музейном окружении, отсылают к теме кунсткамеры, или вундеркамеры – «собрания диковин», и иллюстрируют историю скульптуры как жизнь природных форм.
- Ритуальный сосуд типа ху (фанху) с крышкой, инкрустированный бирюзой. Китай, эпоха Чжоу, период Чжаньго, 5 – 3 вв. до н. э.
- Статуя бодхисатвы Гуаньинь? (фрагмент). Китай, эпоха Тан, VII- IX вв.
- Колокол-дотаку ритуальный Япония, эпоха Яёй, 1 — 3 вв. н. э.
На выставке показан небольшой круг крайне разнообразных памятников: от древнекитайского ритуального бронзового сосуда времени V–III веков до н. э. до произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVII–XIX веков н. э., выполненных в технике резьбы по кости. Выдающимся примерам китайской и индийской средневековой скульптуры составляют компанию античная терракота и произведения бронзовой пластики итальянского Возрождения.
- Пфрюндт Г. Бюст Владислава IV. 1646 г.
- Неизвестный мастер. Всадник на скачущем коне. Северо-итальянская школаXVI в.
- Неизвестный мастер. Вакх. Италия XVI в. (?)
В причудливых, нередко гротескных формах памятников прошлого, происходящих из разных эпох и стран, скрыты некогда актуальные, но ныне утраченные темы и символы. Здесь содержатся отголоски религиозных культов и ритуалов, образы божеств и правителей прошлых эпох. Редкость, ценность и уникальность каждого – вот что объединяет эту группу памятников, несмотря на разные время и географию их происхождения.
Выставка проходит при поддержке мецената ГМИИ им. А.С. Пушкина Елены Колесник.
- Рельеф с изображением демонов воинства Мары. Храм-пагода Швегуджи, Нижняя Мьянма, 1470-е гг.
- Колокол ритуальный. Китай, эпоха Чжоу (6 — 3 вв. до н. э.)
Даты выставки: 1 июня – 31 июля 2022
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина 01.06.2022
Коллекции Михаила и Ивана Морозовых
_________________
>>><<<