Константин Коровин из собрания Русского музея в Ярославле

in Новости музеев 4037 views

Константин Коровин родился 23 ноября (5 декабря) 1861 года по старому стилю, т.е. 160 лет назад, в Мос­к­ве.

Выставка про­из­­ве­де­ний
Константина Коровина из Русского музея
открывается в Ярославском худо­жественном музее
25 ноября 2021 года

Коровин обладал талантом художника и писателя, что позволило ему самостоя­тельно рассказать о своей жизни. Про­иллюстри­руем не­сколь­кими абзацами из книги «Константин Коровин вспоминает…» («Моя жизнь»).

Я родился в Москве в 1861-м году, 23 ноября, на Рогожской улице, в доме деда моего Михаила Емельяно­вича Коровина, москов­ского купца первой гильдии. Прадед мой, Емельян Васильевич, был родом из Влади­мирской губернии, Покровского уезда, села Данилова, которое стояло на Влади­мирском тракте. Тогда не было еще железных дорог, и эти крестьяне были ямщиками. Говорилось — «гоняли ямщину», и не были они крепостными. 

К.А. Коровин. Весна, 1917, холст, масло, 88,5х66,5. ГРМ

В тринадцать лет Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже учился его брат.

Когда приехал мой брат Серёжа, который был уже в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества, то долго смотрел мои работы. И сказал мне:

— Молодец. Я вижу, у тебя хорошие краски, но ты не умеешь рисовать.

Но Костя Коровин уже не мог не рисовать. У него появилось чувство и по­нимание цвета. Со временем эти качества выработались в собственное видение. Но об этом ниже.

Пришёл брат Серёжа. … брат мой делал иллюстрации, на которых изображалась мчавшаяся на лошадях кавалерия, разры­вающиеся снаряды, ядра — война. Шла война с турками.

— Нет, — говорю, — ничего.

— Твои этюды видел Алексей Кондратьевич Саврасов и очень тебя похвалил. А Левитан сказал, что ты особенный и ни на кого не похож из нас. Но боится — поступишь ли ты. Ты ведь никогда не рисовал с гипса, а это экзамен.

Учителями Коровина были В. Г. Перов, Е. С. Сорокин, П. С. Сорокин — его брат, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

Рисунка нет. …
Есть только цвет в форме.

Константин Коровин
К.А. Коровин. На Севере. 1899. Х.,м. 47 х 65. ГРМ

Евграф Семёнович Сорокин вспоминался Коровиным с теплотой. Он помнил его слова: «Вы всё срисовываете, а не рисуете. А Микеланджело рисовал». Описывая встречи и беседы с ним, Коровин для читателей формулировал правила собственной художественной техники.

— Вот ты какой, — говорил Евграф Семёнович, улыбаясь. — Краски не те — и его глаза так добро смотрели на меня, улыбаясь. — Вот что ты, — продолжал Сорокин, — совсем другой. Тебя все бранят. Но тело ты пишешь хорошо. А пейзажист. Удивляюсь я. Бранят тебя, говорят, что пишешь ты по-другому. Вроде как нарочно. А я думаю — нет, не нарочно. А так уж в тебе это есть что-то.
— Что же есть, — говорю я. — Просто повернее хочу отно­шения взять — контрасты, пятна.
— Пятна, пятна, — сказал Сорокин. — Какие пятна?
— Да ведь там, в натуре, разно — а всё одинаково. Вы видите брёвна, стёкла в окне, деревья. А для меня это краски только. Мне всё равно чтo — пятна.
— Ну постой. Как же это? Я вижу брёвна, дача-то моя из брёвен.
— Нет, — отвечаю я.
— Как нет, да что ты, — удивлялся Сорокин.
Когда верно взять краску, тон в контрасте, то выйдут брёвна.
— Ну уж это нет. Надо сначала все нарисовать, а потом раскрасить.
— Нет, ничего не выйдет, — ответил я.
— Ну вот тебя за это и бранят. Рису­нок — первое в искусстве.
Рисунка нет, — говорю я.
— Ну вот, что ты, взбесился, что ли? Что ты!
— Нет его. Есть только цвет в форме.

К.А. Коровин. Панно. Поезд самоедов, 1899, холст, темпера, 100х451. ГРМ

Потом была  Академия художеств в Санкт-Петербурге (её же закончил и Е. С. Сорокин). А следом и неодно­кратные путешествия на Русский Север, в Норвегию в шведскую Лапландию. И, конечно, Париж, где состоялось серьёзное знакомство с импрессионизмом.

И выставки, выставки!.

С 1901 года Коровин преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1905 года Константин Коровин Академик живописи. А с 1910 года Коровин, — любящий и понимаю­щий театр, — главный декоратор и художник московских театров! Это уже целый пласт жизни, где пришлось отставать свои взгляды на жизнь, противостоя и зрителям, и актёрам.

К.А. Коровин. Портрет неизвестного в театральном костюме. Начало 1890-х. Х.,м. 51 х 38. ГРМ

А с 1922 года Константин Алексеевич Коровин жил в Париже.

По-моему, искусство —
это прежде всего состояние души.

Константин Коровин

Выставка произведений
Константина Коровина из Русского музея
открывается в Ярославском художественном музее

 

25 ноября 2021 года в Ярославском художественном музее откроется выставка «Константин Коровин».

В её состав войдёт более 30 произведений выдающегося мастера русской живописи рубежа XIX — ХХ веков из коллекции Государственного Русского музея.

Зрители смогут увидеть произведения Коровина 1880-х – 1930-х годов. Это относящиеся к различным периодам его творчества лирические пейзажи, воспевающие красоту родной природы («Осень. Островки», 1912; «Весна», 1917), портреты («Портрет артистки Надежды Ивановны Комаровской», 1908; «Портрет офицера», 1916), натюрморты («Букет», начало 1920-х), эскизы театральных декораций, в том числе к операм «Фауст», «Садко», «Снегурочка», к балету «Конёк-Горбунок».

Коровин был художником-путешественником («Женщина на террасе. Самарканд», 1898; «Чуфут-Кале», 1909; «Гурзуф вечером», 1912). В 1890-е он несколько раз побывал на Севере (Архангельск, Мурман, Норвегия, Лапландия). Посетители смогут познакомиться с уникальными масштабными панно, созданными Коровиным для оформления российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже (1900): «Берега Мурмана (Поморские кресты)», «Поезд самоедов», «Киты (Скалы на берегу моря)» и др.

Экспозиция будет сопровождаться образовательными и культурными программами. В частности, на выставке можно будет посмотреть фильм «То было давно… там… в Охотино», посвящённый творческому пути художника, в течение многих лет жившего на даче на территории нынешней Ярославской области.

К.А. Коровин. Поморы. 1894. Х.,м. 62 х 28.5. ГРМ

 

Душа свободна, у неё свой разум, своя логика. И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Константин Коровин


Государственный Русский музей

Выставка открыта до 8 марта 2022 г.

Государственный Русский музей
Из пресс-релиз

Благодарим сотрудников пресс-службы ГРМ
за любезную помощь в подготовке материала
Материал подготовил
Алексей Сидельников

Выставка ВХУТЕМАС 100

Космизм в русском искусстве

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы