Мундир адмирала Ф.Ф. Ушакова

Мундир адмирала Ушакова

in История 5527 views
Из архива и с разрешения журнала "Старый Цейхгауз"
и фонда "Русские витязи"
Андрей Тронь № 47 (№ 3/2012)

 

Мундир адмирала Ф.Ф. Ушакова.

О форме одежды флагманов 1803 года

 

Существовавший непродолжительное время в российском флоте рисунок шитья адмиральских мундиров стал широко известен благодаря портрету адмирала Ф.Ф. Ушакова. Для флота первые годы XIX века стали эпохой, богатой событиями: было создано Министерство военных морских сил, в путь отправилась первая российская кругосветная экспедиция, был создан «Морской Музеум»…

Портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. Неизвестный художник. Начало XIX века. Центральный военно-морской музей.

Флотская карьера адмирала Ф.Ф. Ушакова, составившая славную страницу российской морской истории, проходила в период царствования четырёх монархов. Мундиры, которые довелось носить на протяжении своей службы будущему флотоводцу и в Морском корпусе при Елизавете Петровне, и во времена морских побед екатерининского и павловского царствований, выглядели иначе, чем на ставшем «хрестоматийным» изображении адмирала Ушакова. Благородное, отнюдь не воинственное лицо, высокий стоячий воротник, погоны с тремя орлами, согнутая в локте правая рука, удерживающая подзорную трубу — атрибут флотоводца — таким воспринимают потомки образ адмирала.

Адмиральский погон. Начало 1800-х годов. Центральный военно-морской музей

Вероятно, он восходит к портрету адмирала, либо исполненному к выходу в отставку в 1807 году, или же заказанному родственниками в связи с его кончиной в 1817 году. Поскольку других достоверных прижизненных изображений Ф.Ф. Ушакова не обнаружено (известен лишь портрет на медали, поднесённый адмиралу благодарными жителями острова Кефалония в 1798 году), этот портрет стал «каноническим» и тиражируется до сих пор. В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится «Портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова» неизвестного художника начала XIX века. Эта семейная реликвия, хранившаяся у потомков адмирала, была передана в музей в 1914 году его родственницей А.Ф. Ушаковой. Это позволяет предположить, что портрет — исходный оригинал или одно из ранних повторений.

Итак, образ флотоводца тесно связан с мундиром, в котором он вышел в отставку. Детали этого мундира находятся в собрании ЦВММ. Широкой публике хорошо известен находящийся в экспозиции музея адмиральский погон Ушакова. С другими фрагментами мундира автору удалось ознакомиться в фондах в период подготовки выставки «Морской мундир. Россия XVII–XX веков» в 1992 году.

В связи с учреждением 3 марта 1944 г. ордена и медали Ф.Ф. Ушакова, в рисунках которых был использован все тот же портрет, появилась необходимость приведения в порядок почти утраченной могилы адмирала. Была создана правительственная комиссия под председательством капитана 3-го ранга Амелина для поиска и вскрытия захоронения флотоводца в Санаксарском монастыре. В августе того же года оно было найдено. В нём обнаружились остатки тёмно-зелёного мундира с медными пуговицами, золотым шитьём воротника и обшлагов, адмиральский погон. Обнаруженные фрагменты были переданы в Центральный военно-морской музей. В настоящее время кроме погона в фондах хранятся три фрагмента шитья мундира:

  • детали шитья по краю воротника в виде трёхлучевой косицы;
  • центральная часть шитья воротника — якорь, перевитый канатами;
  • шитьё клапанов обшлагов (три якоря с правого и один с левого) с пуговицами.

Практически лишённые тканевой основы, они зафиксированы между двумя стёклами размерами 130х180 мм.

Фрагмент шитья воротника и обшлагов с остатков мундира, найденного в захоронении адмирала Ф. Ф. Ушакова. ЦВММ

Существует информация, что в 1930-е годы могила подвергалась разграблению. Вероятно, это объясняет отсутствие наград и оружия, а также плохое состояние фрагментов мундира.

После вступления на престол императора Александра I последовала перемена в форме одежды армии и флота. По высочайшему повелению от 18 мая 1801 г. флотский мундир сохранил цветовую гамму предыдущего периода — тёмно-зелёный основной и белый приборный цвет воротника, став своего рода переходным от традиций военного костюма XVIII века к новому стилю века XIX. Тут же объявлялось, что «…впрочем позволяется донашивать прежний мундир».

Высочайшим указом Адмиралтейств-коллегии от 2 мая 1803 г. вводилась новая форма одежды для адмиралов, генералов и офицеров флота, вполне закреплявшая веяния нового века, — фрачный покрой мундира, стоячий воротник, длинные брюки, причёску. Морской мундир стал одноцветным — тёмно-зелёным с золотым прибором. Такая расцветка формально просуществовала практически до конца императорского периода истории российского флота.

Указывалось «…чтобы все флотские чины мундир имели по нынешнему покрою весь темно-зеленого сукна со стамедную такового же цвета подкладкою и у генералитета на воротнике по краям должна быть золотая вышивка и по каковому же якорю с обеих сторон, на рукавах по три якоря и по краям обшлагов узенькая вышивка, как на воротнике, на плечах золотые погоны с золотыми орлами по чинам: у адмирала тремя, у вице-адмирала двумя, у капитан-командоров же погоны простые без орлов…Пуговицы у всех жёлтые…Камзол и панталоны у всех должны быть белые суконные, галстухи же чёрные шелковые. Шляпы у всех без султанов, а токмо с петлицею по образцу и с бантом, у генералитетов с плюмажем…Полагаются сертуки всем вообще тёмно-зелёного сукна с лацканами, с круглыми обрезными обшлагами, с незагнутыми прямыми или косыми по произволению каждого полами и с пуговицами как на мундирах, а работные дни позволяется всем носить тёмно-зелёные панталоны и кортики, и тогда можно быть без палок…шинели серого цвета с воротниками одинакового цвета с мундирными».

Адмирал в мундире.
Вице-адмирал в сюртуке.
Контр-адмирал в сюртуке со скошенными полами.
1803 год. Художник А. Тронь.

Мундиры чинов морской артиллерии отличались чёрными суконными воротниками и отворотами пол, чёрной стамедной подкладкой. Для адмиралтейских чинов «…якоря, погоны и у генералитета вышивки серебряные и пуговицы у всех белые…». Донашивать мундиры, сделанные до указа, дозволялось лишь служащим чиновникам морского департамента.

На портретах моряков описываемого периода можно заметить и вольности, допускавшиеся при ношении мундира и сюртука: расстёгнутая верхняя пуговица и выпущенное из-под галстука жабо — дань моде прошлого века.

Несколько лет назад к автору за консультацией и помощью обратился капитан 2-го ранга Сергей Яковлев — руководитель группы морских офицеров, выдвинувших благородную инициативу реконструировать мундир адмирала Ф.Ф. Ушакова. Это обращение побудило автора разобраться в деталях шитья и воссоздать его рисунок. Сложность реконструкции определялась не лучшей сохранностью уцелевших фрагментов.

Реконструкция рисунка шитья воротника и обшлага флагманского мундира 1803 год. Художник А. Тронь.

Шитьё мундира выполнено двумя видами золотых нитей. Тонкой нитью гладко вышит кант, тройная косица по краю воротника и обшлагов, лапы, веретено, шток и скоба якорей на воротнике и обшлагах. Широкой — канаты, перевивающие якоря. На воротнике один из канатов немного толще.

Адмирал А.С. Шишков. Портрет кисти О.А. Кипренского. 1825 год. Государственная Третьяковская Галерея.

Дошедших до нашего времени образцов мундира, существовавшего на флоте с 1803 по 1808 год, пока не обнаружено. По счастью, существует ряд живописных и графических портретов адмиралов начала XIX века, позволяющих достоверно воссоздать мундир. Например, размеры правого обшлага, клапана и пуговиц на вышеуказанном портрете Ушакова практически совпадают с размерами фрагментов из захоронения. Великолепный портрет адмирала А.С. Шишкова работы О.А. Кипренского можно смело назвать и портретом адмиральского мундира образца 1803 года. Портрет адмирала П.В. Чичагова, исполненный неизвестным художником с оригинала 1804 года — ещё одно замечательное изображение этого мундира.

Адмирал П.В. Чичагов. Портрет работы неизвестного художника. 1824 год. Копия с оригинала 1804 года, возможно, работы Джеймса Сэксона. Государственный Эрмитаж

Рассматриваемый рисунок шитья на мундирах флагманов просуществовал до 1808 года. Высочайший указ Адмиралтейств-коллегии от 7 марта предписывал: «Служащим во флоте флагманам и генералитету… иметь на мундирах по воротнику, обшлагам и клапанам такое-же шитьё, как у армейских генералов, оставляя на воротнике по прежнему под шитьём якоря».

Автор благодарит за содействие сотрудников Центрального военно-морского музея: С.Л. Васильеву, О.В. Борисову, О.Б. Курносову.

 

Из архива и с разрешения журнала "Старый Цейхгауз"
и фонда "Русские витязи"
Андрей Тронь № 47 (№ 3/2012)

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы