Космизм в русском искусстве

in Новости музеев 5254 views

В Русском музее (корпус Бенуа) 17 ноября 2021 г. от­кры­лась вы­став­ка «Кос­мизм в рус­ском искусстве». Экспо­зицию со­ста­вят око­ло 180 произведений жи­вописи и гра­фики из собрания Го­сударст­вен­ного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея космонавтики в Москве, Тверской областной картинной галереи, Ново­сибирского го­сударствен­ного художественного музея, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

На выставке впервые собраны вместе произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение идеи космизма, ярко проявившиеся в русской науке и философии. Посетители смогут также познакомиться с высказываниями самих авторов представленных работ, свидетельствующими об их увлечении космизмом, а также с фильмами, посвящёнными экспонентам выставки.

М. Чюрленис. Жертва. 1909. ГРМ

Открывает экспозицию зал, посвященный Микалоюсу Чюрлёнису. Также в нём представлены произведения Николая Бенуа и Николая Рериха.

Картины, на которых Чюрлёнис изображал мир неких неземных цивилизаций, произвели сенсацию в 1910-х. Его творчество либо решительно отвергали, либо очаровывались им. Вдохнов­ляясь идеями космизма, Чюрлёнис воспроизводил Вселенную по подобию Земли: несмотря на всю их «нездешность», на его картинах можно увидеть горы, города, пирамиды, небо и звёзды.

Под влиянием творчества Чюрлёниса молодые художники, увлекавшиеся философией и научными открытиями, обратились к изучению мира, невидимого глазом, однако существующего во Вселенной. Среди них выделялся Бенуа, восхи­щавшийся «странствиями» Чюрлёниса в потустороннем и зарисованными им там видами.

Связь земного и космического ещё до Чюрлёниса вдохновляла таких художников, как Рерих, испытывавших влияние восточных философских учений и идей русских космистов.

Николай Рерих. Заклятие земное. 1907. Бумага на картоне, темпера, пастель

Следующий зал посвящён творчеству Василия Кандинского, Казимира Малевича и его последователей.

Заглядывая в будущее, Малевич и его единомыш­ленники ушли от привычной трактовки Вселенной, внешне похожей на Землю. Худож­ники–новаторы верили, что есть другая реальность, которую следует воплощать с помощью цвета и формы, соответствующих ощущениям от их образов. Именно беспредметное искусство, по Малевичу, способно точнее выразить взаимо­отношения Земли и Вселенной.

Идею пе­ресе­ления землян на другие планеты, которая активно обсуждалась учеными и философами, подхватили и художники.«Планиты землянитов» Малевича, проекты Николая Суетина, Лазаря Хидекеля и других, — свидетельства их планов по устройству жизни землян во Вселенной. Новые знания о процессах, формирующих жизнь на Земле и в Космосе, вдох­новляли и других абстракционистов (Иван Кудряшёв, Михаил Матюшин).

У Кандинского искусство также ассоциировалось со Вселенной. Он считал, что «живопись есть грохочущее столкновение различных миров… Каждое произведение возникает технически так, как возник космос».

Василий Кандинский. Синий гребень. 1917. Холст, масло

Продолжает экспозицию зал, в котором можно увидеть работы Василия Чекрыгина.

Глубокий след в миропо­нимании Чекрыгина оставило обучение в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. После непродолжительного альянса с футуристами он вернулся к христианской тематике, и в начале 1920-х обратился к учению Николая Фёдорова. Чекрыгина захватила идея философа о воскрешении мёртвых, которые – с их огромным жиз­ненным опытом и знаниями – должны были помочь заселить Вселенную с целью её преображения, чтобы продлить и усовершенствовать жизнь людей. На нынешней выставке работы Чекрыгина, посвящён­ные идее Воскрешения, будут впервые показаны в таком объёме.

Василий Чекрыгин. Судьба. 1922. Холст, масло

Сюрпризом для многих станет участие в выставке, посвящённой идеям космизма, произведений Константина Юона.  Известный мастер пейзажа, ещё в 1900-е он обращался к теме сотворения мира, а в 1920-е размышлял о космическом будущем человечества. В его произведениях отразилась вера художника в связь искусства с наукой, философией и техни­ческим прогрессом, в необходимость соответствия творчества новым знаниям о Земле и Вселенной.

К.С. Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики). 1911 Х.,м. 123 х 155.2. ГРМ

В следующем зале представлены произведения Кузьмы Петрова-Водкина и Климента Редько.

В своём творчестве Петров-Водкин использовал метод сферической и наклонной перспективы, исходя из осознания того, что Земля является частью Вселенной. Этот прин­цип лёг в основу таких картин, как «Играющие маль­чики» (1911, ГРМ) и «Юность» (1913, ГРМ) – авторской интерпретации классических библейских сюжетов. С темой продолжения жизни пос­ле смерти в понимании космис­тов (Фёдоров и др.) связана картина «Полдень» (1917, ГРМ).

К.С. Петров-Водкин. Полдень. 1917. Х.,м. 89 х 128.5. ГРМ

Вера Петрова-Водкина в космическое будущее человечества воплощена в «Фантазии» (1925, ГРМ) в образе человека, устремляющегося ввысь на красном коне. «Переселение вширь закончилось… Остался, значит, один верх для пространственного благополучия народов», — писал художник о тех, кто «облюдит Марс, отремонтирует бездельничающую Луну».

Климент Редько. Мурман. 1925. Х.,м. 107 х 80.5. ГРМ

Редько с юности интересовался передовыми научными достижениями в области физики и химии, теориями Эйнштейна и Резерфорда, искал пути их применения в своем творчестве. Художественное направление, созданное им – «электро­организм» («свеченизм») – основывалось на при­родных процессах, хотя оно отображало индустриальную и научную цивилизацию нового века. «Под знаком физико-химических проблем современной науки [и] теории свечения» Редько создавал произведения, представленные на выставке.

Далее на выставке можно увидеть произведения художников, входивших в группу «Амаравелла»: Александра Сардана, Петра Фатеева, Бориса Смирнова-Русецкого.

Группа, название которой переводится с санскрита как «Ростки бессмертия», была образована в 1920-е под влиянием идей космизма и творчества Николая Рериха. Несмотря на запреты и гонения, в течение многих лет её участники разрабатывали темы, связанные с Космосом, и создавали живописные симфонии, посвящённые внеземной жизни, изображая фантас­тические города и цветовые феерии в небесах.

Павел Филонов. Космос (Формула космоса). 1918-1919. ГРМ

Следующие залы посвящены творчеству Павла Филонова и Павла Челищева.

Творчество Филонова, его аналитический метод, уверенность в том, что художник должен быть исследователем, соответствовали популярной в начале ХХ века идее связи искусства и науки. Художественный приём, используемый Филоновым, — точечное касание кисточкой или карандашом поверхности холста или бумаги – своего рода воспроизведение принципа, на котором строится Вселенная, где атомы и молекулы, соединяясь и отталкиваясь в бесконечном движении, создают новые формы жизни.

  • Павел Филонов. Живая голова. 1926. Бумага, дублированная на ватман и холст, м. 107 х 74. ГРМ
  • Павел Филонов. Формула весны 1927-1929. Х.,м. 106 х 72. ГРМ

В 1920-е и позднее художник не раз обращался к теме Космоса и Вселенной. Тогда же в его творчестве появились необычные изображения животных, похожих на людей. В этом также отразились научные теории, в которых рассматривались процессы, происходящие в организмах живых существ, особенно в мозге. Как художник-исследователь, Филонов почти буквально воспроизводит эти процессы («Живая голова», 1926, ГРМ). В других картинах, также представленных на выставке («Люди», «Человек», обе – 1930-е, ГРМ) мысль художника вступает в диалог с открытием ультрафиолетового излучения живых тканей («митогенетические лучи»).

Павел Филонов. Без названия. 1923. Холст, масло

Челищев, тоже всегда проявлявший интерес к науке и философии, изучал анатомию и пришёл к выводу, что различные части тела человека соответствуют разным явлениям природы. Так был создан цикл картин «Внутренний пейзаж», где «нервы окрашены в жёлтый цвет, который порождает красное излучение. Он представляет собой огонь или многозначность всего, что горит, горячего и холодного. Вены и артерии – синий и представляют воздух и небо».

Художник отказался от традиционного живописного воплощения тела человека. В цикле «Небесная физиогномика», произведения которого можно увидеть на выставке, Челищев создал подобие небесного пространства, которое, как паутина, вмещает в себя головы, фигуры, предметы. Человек в его бесте­лесном виде составляет в этих произведениях единое целое со Вселенной. Это созвучно идеям Циолковского, утверждавшего, что в далеком будущем человечество изменится, превратится «в единый вид лучевой энергии», потеряет вес и плотность, образуя нечто невидимое, невещественное.

К. Малевич. Супрематизм (Supremus N 56).1916. Х., м. 80,5 х 71. ГРМ

Продолжает экспозицию небольшой зал, в котором представлены графические произведения Александра Лабаса и Владимира Тамби.

Лабас известен как певец технического прогресса, изображавший дирижабли и самолеты. Не раз обращался он к теме городов будущего. Однако и в своих мыслях, и в своем творчестве он выходил за рамки земной атмосферы, вдохновляемый произведениями Константина Циолковского о жизни на других планетах, о существах, их населяющих.

Как и Лабас, Тамби в своих акварелях 1930-х изобразил удивительные города будущего. С похожими на современные эстакадами и развилками дорог, возвышающимися над многоэтажными строениями, они вполне соответствуют мечтам о будущем Человечества, выраженным в научных и философских трудах русских космистов.

В завершающем экспозицию зале можно увидеть произведения Натальи Гончаровой, Вячеслава Локтева и Глеба Богомолова.

В последнее десятилетие своей жизни неожиданно для многих Гончарова обратилась к теме Космоса. «Космический» цикл художницы называют «одной из самых больших загадок её творчества». Возможно, он появился под влиянием запуска в 1957-м первого искусственного спутника Земли: Космос Гончаровой действительно ассоциируется со звёздным небом и движением планет.

Однако художница и раньше инте­ресовалась совре­менными научными теориями и была знакома с идеями космизма, что нашло отражение в её произведениях начала ХХ века. В произведениях разных лет Гончарова подтвердила свой принцип подхода к искусству с позиций «всечества», исполь­зования всего спектра современных научных, философских и художест­венных идей, в том числе и идей космизма.

Космизм, завла­девший умами еще в XIX веке, продолжил оказывать влияние на творчество художников и во второй половине ХХ века – уже после эпохального полета Юрия Гагарина. Так, космическая архитектура, начало которой было положено мастерами авангарда, развивалась Локтевым в его проектах сооружений будущего, свободно парящих в пространстве. Фантазийные грядущие цивилизации предстают и на картинах Богомолова.

Л.А. Бруни. Беспредметный рисунок. Полёт. 1920. ГРМ
Государственный Русский музей
Из пресс-релиз

Благодарим сотрудников пресс-службы ГРМ
за любезную помощь в подготовке материала
Космизм в русском искусстве
Космизм в русском искусстве

Государственный исторический музей

Пресс-служба ГИМ
22.11.2021

Выставка продлится до 10 марта 2022 года

Константин Коровин из собрания Русского музея в Ярославле

Осип Бескин. Формализм в живописи

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы