В Русском музее (корпус Бенуа) 17 ноября 2021 г. открылась выставка «Космизм в русском искусстве». Экспозицию составят около 180 произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея космонавтики в Москве, Тверской областной картинной галереи, Новосибирского государственного художественного музея, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
На выставке впервые собраны вместе произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение идеи космизма, ярко проявившиеся в русской науке и философии. Посетители смогут также познакомиться с высказываниями самих авторов представленных работ, свидетельствующими об их увлечении космизмом, а также с фильмами, посвящёнными экспонентам выставки.
Открывает экспозицию зал, посвященный Микалоюсу Чюрлёнису. Также в нём представлены произведения Николая Бенуа и Николая Рериха.
Картины, на которых Чюрлёнис изображал мир неких неземных цивилизаций, произвели сенсацию в 1910-х. Его творчество либо решительно отвергали, либо очаровывались им. Вдохновляясь идеями космизма, Чюрлёнис воспроизводил Вселенную по подобию Земли: несмотря на всю их «нездешность», на его картинах можно увидеть горы, города, пирамиды, небо и звёзды.
Под влиянием творчества Чюрлёниса молодые художники, увлекавшиеся философией и научными открытиями, обратились к изучению мира, невидимого глазом, однако существующего во Вселенной. Среди них выделялся Бенуа, восхищавшийся «странствиями» Чюрлёниса в потустороннем и зарисованными им там видами.
Связь земного и космического ещё до Чюрлёниса вдохновляла таких художников, как Рерих, испытывавших влияние восточных философских учений и идей русских космистов.
Следующий зал посвящён творчеству Василия Кандинского, Казимира Малевича и его последователей.
Заглядывая в будущее, Малевич и его единомышленники ушли от привычной трактовки Вселенной, внешне похожей на Землю. Художники–новаторы верили, что есть другая реальность, которую следует воплощать с помощью цвета и формы, соответствующих ощущениям от их образов. Именно беспредметное искусство, по Малевичу, способно точнее выразить взаимоотношения Земли и Вселенной.
Идею переселения землян на другие планеты, которая активно обсуждалась учеными и философами, подхватили и художники.«Планиты землянитов» Малевича, проекты Николая Суетина, Лазаря Хидекеля и других, — свидетельства их планов по устройству жизни землян во Вселенной. Новые знания о процессах, формирующих жизнь на Земле и в Космосе, вдохновляли и других абстракционистов (Иван Кудряшёв, Михаил Матюшин).
У Кандинского искусство также ассоциировалось со Вселенной. Он считал, что «живопись есть грохочущее столкновение различных миров… Каждое произведение возникает технически так, как возник космос».
Продолжает экспозицию зал, в котором можно увидеть работы Василия Чекрыгина.
Глубокий след в миропонимании Чекрыгина оставило обучение в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. После непродолжительного альянса с футуристами он вернулся к христианской тематике, и в начале 1920-х обратился к учению Николая Фёдорова. Чекрыгина захватила идея философа о воскрешении мёртвых, которые – с их огромным жизненным опытом и знаниями – должны были помочь заселить Вселенную с целью её преображения, чтобы продлить и усовершенствовать жизнь людей. На нынешней выставке работы Чекрыгина, посвящённые идее Воскрешения, будут впервые показаны в таком объёме.
Сюрпризом для многих станет участие в выставке, посвящённой идеям космизма, произведений Константина Юона. Известный мастер пейзажа, ещё в 1900-е он обращался к теме сотворения мира, а в 1920-е размышлял о космическом будущем человечества. В его произведениях отразилась вера художника в связь искусства с наукой, философией и техническим прогрессом, в необходимость соответствия творчества новым знаниям о Земле и Вселенной.
В следующем зале представлены произведения Кузьмы Петрова-Водкина и Климента Редько.
В своём творчестве Петров-Водкин использовал метод сферической и наклонной перспективы, исходя из осознания того, что Земля является частью Вселенной. Этот принцип лёг в основу таких картин, как «Играющие мальчики» (1911, ГРМ) и «Юность» (1913, ГРМ) – авторской интерпретации классических библейских сюжетов. С темой продолжения жизни после смерти в понимании космистов (Фёдоров и др.) связана картина «Полдень» (1917, ГРМ).
Вера Петрова-Водкина в космическое будущее человечества воплощена в «Фантазии» (1925, ГРМ) в образе человека, устремляющегося ввысь на красном коне. «Переселение вширь закончилось… Остался, значит, один верх для пространственного благополучия народов», — писал художник о тех, кто «облюдит Марс, отремонтирует бездельничающую Луну».
Редько с юности интересовался передовыми научными достижениями в области физики и химии, теориями Эйнштейна и Резерфорда, искал пути их применения в своем творчестве. Художественное направление, созданное им – «электроорганизм» («свеченизм») – основывалось на природных процессах, хотя оно отображало индустриальную и научную цивилизацию нового века. «Под знаком физико-химических проблем современной науки [и] теории свечения» Редько создавал произведения, представленные на выставке.
Далее на выставке можно увидеть произведения художников, входивших в группу «Амаравелла»: Александра Сардана, Петра Фатеева, Бориса Смирнова-Русецкого.
Группа, название которой переводится с санскрита как «Ростки бессмертия», была образована в 1920-е под влиянием идей космизма и творчества Николая Рериха. Несмотря на запреты и гонения, в течение многих лет её участники разрабатывали темы, связанные с Космосом, и создавали живописные симфонии, посвящённые внеземной жизни, изображая фантастические города и цветовые феерии в небесах.
Следующие залы посвящены творчеству Павла Филонова и Павла Челищева.
Творчество Филонова, его аналитический метод, уверенность в том, что художник должен быть исследователем, соответствовали популярной в начале ХХ века идее связи искусства и науки. Художественный приём, используемый Филоновым, — точечное касание кисточкой или карандашом поверхности холста или бумаги – своего рода воспроизведение принципа, на котором строится Вселенная, где атомы и молекулы, соединяясь и отталкиваясь в бесконечном движении, создают новые формы жизни.
- Павел Филонов. Живая голова. 1926. Бумага, дублированная на ватман и холст, м. 107 х 74. ГРМ
- Павел Филонов. Формула весны 1927-1929. Х.,м. 106 х 72. ГРМ
В 1920-е и позднее художник не раз обращался к теме Космоса и Вселенной. Тогда же в его творчестве появились необычные изображения животных, похожих на людей. В этом также отразились научные теории, в которых рассматривались процессы, происходящие в организмах живых существ, особенно в мозге. Как художник-исследователь, Филонов почти буквально воспроизводит эти процессы («Живая голова», 1926, ГРМ). В других картинах, также представленных на выставке («Люди», «Человек», обе – 1930-е, ГРМ) мысль художника вступает в диалог с открытием ультрафиолетового излучения живых тканей («митогенетические лучи»).
Челищев, тоже всегда проявлявший интерес к науке и философии, изучал анатомию и пришёл к выводу, что различные части тела человека соответствуют разным явлениям природы. Так был создан цикл картин «Внутренний пейзаж», где «нервы окрашены в жёлтый цвет, который порождает красное излучение. Он представляет собой огонь или многозначность всего, что горит, горячего и холодного. Вены и артерии – синий и представляют воздух и небо».
Художник отказался от традиционного живописного воплощения тела человека. В цикле «Небесная физиогномика», произведения которого можно увидеть на выставке, Челищев создал подобие небесного пространства, которое, как паутина, вмещает в себя головы, фигуры, предметы. Человек в его бестелесном виде составляет в этих произведениях единое целое со Вселенной. Это созвучно идеям Циолковского, утверждавшего, что в далеком будущем человечество изменится, превратится «в единый вид лучевой энергии», потеряет вес и плотность, образуя нечто невидимое, невещественное.
Продолжает экспозицию небольшой зал, в котором представлены графические произведения Александра Лабаса и Владимира Тамби.
Лабас известен как певец технического прогресса, изображавший дирижабли и самолеты. Не раз обращался он к теме городов будущего. Однако и в своих мыслях, и в своем творчестве он выходил за рамки земной атмосферы, вдохновляемый произведениями Константина Циолковского о жизни на других планетах, о существах, их населяющих.
Как и Лабас, Тамби в своих акварелях 1930-х изобразил удивительные города будущего. С похожими на современные эстакадами и развилками дорог, возвышающимися над многоэтажными строениями, они вполне соответствуют мечтам о будущем Человечества, выраженным в научных и философских трудах русских космистов.
В завершающем экспозицию зале можно увидеть произведения Натальи Гончаровой, Вячеслава Локтева и Глеба Богомолова.
В последнее десятилетие своей жизни неожиданно для многих Гончарова обратилась к теме Космоса. «Космический» цикл художницы называют «одной из самых больших загадок её творчества». Возможно, он появился под влиянием запуска в 1957-м первого искусственного спутника Земли: Космос Гончаровой действительно ассоциируется со звёздным небом и движением планет.
Однако художница и раньше интересовалась современными научными теориями и была знакома с идеями космизма, что нашло отражение в её произведениях начала ХХ века. В произведениях разных лет Гончарова подтвердила свой принцип подхода к искусству с позиций «всечества», использования всего спектра современных научных, философских и художественных идей, в том числе и идей космизма.
Космизм, завладевший умами еще в XIX веке, продолжил оказывать влияние на творчество художников и во второй половине ХХ века – уже после эпохального полета Юрия Гагарина. Так, космическая архитектура, начало которой было положено мастерами авангарда, развивалась Локтевым в его проектах сооружений будущего, свободно парящих в пространстве. Фантазийные грядущие цивилизации предстают и на картинах Богомолова.
Государственный Русский музей Из пресс-релиз Благодарим сотрудников пресс-службы ГРМ за любезную помощь в подготовке материала
Государственный исторический музей
Пресс-служба ГИМ 22.11.2021
Выставка продлится до 10 марта 2022 года
__________________