Стальные монстры Уралмаша

in Значки 6950 views

В последнее время часто приходится слы­шать, что кол­лекциониро­вание значков отмирает, как вид кол­лекциониро­вания, среди молодёжи никто значки не собирает, да и вообще производство значков сейчас не востребовано. Между тем в последние годы появилось большое количество интереснейших значков посвящённых культовым тематикам (спорт, околоспорт, музыка, персонажи кино и мультфильмов, бренды одежды и обуви, транспорт и др.), но далеко не всегда они достаются всем желающим, в виду их ограниченного тиража.

Сегодня мы побеседуем с создателем значков екатеринбургского околоспортивного бренда «Стальные монстры», состоящего из болельщиков футбольного клуба «Урал». Почему-то он решил скрыть своё имя псевдонимом и выступает под последней буквой слова «УРАЛМАШ».


В.К.: Ш., я правильно понимаю, что ты руководитель и создатель некоммерческого бренда фан-атрибутики Уралмаш «Стальные монстры»?

Ш.: Я не являюсь создателем, группа была до меня. Меня пригласили и в процессе обсуждения создания новой атрибутики я предложил делать значки. На тот момент мы изготовляли атрибутику, так как тогда у Уралмаша её не было. Клуб переименовали в 2003 году из Уралмаша в Урал. И из-за этого произошли некоторые плачевные для фан-движения события: часть людей ушло болеть за другие крупные команды, кто-то совсем перестал ходить на футбол, и долгое время фан-сектора на футболе вообще не было. Ближе к 2007 году началось восстановление. Подтянулись обратно ветераны, стала появляться активная молодёжь, и в итоге среди них стали образовываться клубы по интересам.

Стальные монстры Уралмаша

Первый значок т.н. «Шестерёнка» заказывала группа «Black Orange Supporters», если не ошибаюсь, в Англии. К выпуску это знака я не имел отношение, но это был первый значок выпущенный екатеринбургскими футбольными фанатами.  Тогда они (фанаты) пытались популизировать свои цвета, свой город, делая различную атрибутику, ибо без атрибутики вообще не интересно болеть — не понятно кто приехал на выезд, а тут всё сразу ясно, когда у тебя есть уралмашевский шарф, футболка, значок или кепка. Поинтереснее становится конечно. После этого они выпустили еще пару значков. В 2014-2015 году «Стальные монстры», в котором собрались болельщики поддерживающие оранжево-чёрно-зелёные цвета — цвета Уралмаша решили возродить производство значков. Эти цвета, кстати, придумали сами  болельщики, когда в начале 90-х годов клуб обратился к ним с просьбой придумать цвета для клуба. И вот болельщики долго сидели, думали, что бы такое придумать, чтобы не было банально. И придумали оранжево-чёрно-зелёные цвета. Оранжевый означал плавящейся металл, чёрный – богатые недра, а зеленый — леса. Так мне рассказывали… В 2003 году с переименованием клуба цвета стали чёрно-оранжевые. Меня пригласили в эту группу «Стальные монстры», так как я проявлял интерес к созданию чего-либо, сначала я помогал делать перфомансы, потом вместе мы начали производить фанатские шарфы, после шарфов пошли стикеры, а потом вспомнили про значки.

Ещё в советские годы  при заводе существовал СК «Уралмаш», у него был свой значок огромного тиража, вроде как красно-синих цветов. Но у современных значков Уралмаша не было совсем. Тогда в принципе и у других футбольных клубов значков  было совсем немного, и это были в основном банальные эмблемы клубов, значков с сюжетами и персонажами просто не было. И мы подумали что бы нам такое сделать на значках. Тогда у нас в команде был человек, который хорошо рисовал. У него был разработан макет для стикерпака, и мы решили перенести его содержимое на значки. Там была эмблема клуба, Ералаш-Уралмаш, СК «Уралмаш» (переосмысленный один из старых значков СК «Уралмаш») и несколько других дизайнов, всего их было 6. Для стикерпака уже был векторный макет, а для значков как раз был нужен вектор. Так решили сделать шесть эких знаков по 50 шт. каждый. Просто случайно нашли производителя в Китае, он согласился взяться. В итоге отправили в мае 2015 года стопроцентную предоплату не понятно кому и куда и ближе к сентябрю получили наши первые значки.

  • Первые знаки «Стальных монстров»

В.К.: Какие были эмоции?

Ш.: Смешанные были эмоции. Во-первых, это был первый опыт. Опыт — всегда бесценный. Половина значков получилась откровенно плохо потому, что тогда мы не знали разрешённых размеров линий, которые они могут произвести, что, если есть что-то мелкое, то  они не могут это сделать, это замылится.  Из шести значков только три смотрелись презентабельно. Большинство значков мы сделали в чёрном металле, а на чёрном металле мелкие значки не смотрятся. Мы все значки сделали на твёрдой эмали. Я тогда спрашивал у производителя на какой эмали делать, он посоветовал твёрдую.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.: Вернёмся немного к предыстории. Что для тебя и твоих земляков Екатеринбург и Уралмаш?

Ш.: Екатеринбург для меня родной город, я в нём родился. На футбол меня привёл мой дедушка, я ещё помню когда мы играли в кубке Интертото в 1996 году ещё на старом центральном стадионе до его реставраций. Я там впервые в жизни увидел двухэтажный автобус, на котором приехали футболисты, один даже был негр, всё было в диковинку. Футбол и Уралмаш — это было событие для города. Сам город Екатеринбург — свободный город, очень творческий, я считаю. Мне это удалось сравнить, когда начал ездить на выезды. Тогда Екатеринбург был прогрессивный город, можно было себя реализовывать. Сначала я ходил на футбол с дедушкой, потом сам, потом с друзьями по техникуму. Мы начали организовывать поддержку команде, на секторе рисовать перфомансы. Футбол развивает, он помогает делать маленькие географические открытия, с помощью него можно посмотреть соседние города, области и возможно даже страны, встретить очень много хороших друзей.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.:  Но что всё же для тебя в целом бренд Уралмаша? Думаю, для многих екатеринбуржцев  Уралмаш — это родной завод, родной район, клуб и т.д. На сколько я могу судить, многие люди гордятся тем, что они имеют отношение к Уралмашу…

Ш.: Я тогда особо этому не предавал никогда значения. Уралмаш — это что-то было естественное. Я жил далеко от Уралмаша, в 90е годы он (завод) был  в плачевном состоянии. И я сталкивался с Уралмашем исключительно, как с футбольным брендом — клубом.  В те года завод уже не финансировал клуб и не имел к нему никакого отношения, тогда всё  финансирование держалось на непонятных не особо законных организациях.

Стальные монстры Уралмаша
  • 043 — Оранжево-Чёрно-Зелёные

В.К.: Ваша группа называется «Стальные монстры» Это же отсылка к металлургии и тяжёлому машиностроению, т.е. к заводскому прошлому? К тому же ты упоминал, что оранжевый в цветах клуба — это  раскалённый металл.

Ш.: «Стальные монстры»  относятся к тому, что происходит на футболе, а  к заводу название, и цвета имеют скорее историческое отношение.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.: У Екатеринбурга и Уралмаша есть богатая история и узнаваемая продукция. Скажем, Уралмаш во время войны выпускал самоходки, а после войны разработал опытную самоходку «Уралмаш-1» — настоящий стальной монстр. Чем это не тема для значка?

Ш.: Да, мы как-то даже перфоманс рисовали, изобразили Су-100. Но это такое, для ценителей истории…

В.К.: А как же патриотизм? Местный патриотизм?

Ш.: Это исторический патриотизм. Таких людей мало, кто Су-100 может отличить от Т-34 хотя бы. У нас во время Великой Отечественной был сформирован добровольческий танковый отряд «Чёрные ножи». Им в Златоусте сделали ножи НР-40 в чёрном цвете и вручили добровольцам перед отправкой на фронт. У нас даже памятник на вокзале по этому поводу стоит, называется «Варежка» который изображает рабочего в рукавицах, провожающего танкиста на фронт.  Но это связано больше с историей города, чем с историей футбола.

В.К.: Екатерибург сейчас представлен в разных видах спорта различными клубами (сейчас наверное правильное скорее употреблять слов бренд, чем клуб), но болельщики поддерживают своих земляков не обращая внимание на клубные цвета.

Ш.: Это связано с малочисленностью активных болельщиков. Было бы их больше, я думаю, были бы и противоречия. А так мы поддерживаем всех своих. Но вот правда два года назад в баскетболе у нас в городе было дерби, было две команды: Урал и Уралмаш. Причём Урал финансировался областной администрацией, а Уралмаш полностью частным. Все поддерживали именно Уралмаш, и в том году чуть не выиграли Суперлигу, уступив в финале Самаре 2:3 по сумме матчей, а Урал полностью расформировали, и теперь у нас нет дерби.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.: Расскажи про сюжеты, стиль и откуда черпаешь вдохновение.

Ш.: Сначала мы делали значки по стикерам. Мне вообще раньше очень нравились стикеры, не банальные стикеры. Тогда была мода, многие их коллекционировали, менялись. Сейчас те, кто собирал, даже и не знает, где это всё находится. Были разные стикеры, банальные не банальные, с разными фразами, иногда очень весёлыми.  Мы сначала делали банальщину: мы сделали герб и стадион, а потом я понял, что не надо этого нам больше. Потом у меня появился хороший знакомый, который рисует нам значки, он отлично знает требования к макету значка и может быстро перенести идею на макет. Сначала мы копировали и адаптировали уже известные сюжеты, потом начали придумывать свои. У нас есть знак в виде игрока с номером 23 — это Пётр Хрустовский, погибший игрок Уралмаша.  Каждое лето с 2004 проводится фан-турнир его памяти, а игровой номер клуб навсегда закрепил за ним. Потом мы начали делать не банальщину, хотя как сказать, к более менее интересным значкам мы пришли только года два назад. Когда мы начинали делать значки, мы не понимали, что нужно людям. И они (значки) у нас плохо расходились. Мы тогда их продавали по 250-300 рублей, а для Екатеринбурга и регионов это было дорого. Местные брали плохо, в основном уходило коллекционерам в Москву. Между первой и второй партией прошло достаточное время, мы не знали что рисовать, и посмотреть было не у кого.

Стальные монстры Уралмаша

Мы сначала делали значки размером 25 мм. Все говорили: «А почему такие маленькие»? Большинство делают 30 — 40 мм, мне кажется. Чем больше знак, тем больше деталей на нём возможно изобразить. Мне всегда интересно использовать новые технологии. Например, когда мы делали стадион, мы залили футбольное поле зелёным прозрачным лаком. И оно (поле) совсем по другому светится, выделяется на фоне всего знака.

Год назад у нас было 30 лет первому выезду болельщиков. С этого момента отсчитывает свою историю фанатское движение Уралмаша. К этой дате мы выпустили знак. На реверсе этого знака есть и набивка и гравировка. А на аверсе лак и эмаль. Т.е. в какой-то степени двусторонний значок. В этом знаке мы хотели воплотить весь наш опыт, все технологии, которыми мы владели в тот момент. Но всё это конечно деньги…

Стальные монстры Уралмаша

Вот последний значок, который мы сделали — Lego-человечек с микроволновкой и надписью «В ломбард и на выезд». Недавно клуб разыгрывал микроволновку, нужно было отметить друзей под фото в Инстаграмме и оставить комментарий. Там кто-то оставил комментарий «В ломбард и на выезд». Есть среди болельщиков такое, что кто-то закладывает последнее, чтобы только съездить и поддержать свою команду. Так и родился этот знак Lego-человечка, эту тему я давно хотел небанально обыграть.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.: Ты говорил про моду на значки. Что сейчас модно?

Мода на значки появилась года 3-4 назад. Все резко стали делать разные стадионы, логотипы «Stone Island» (культовый у болельщиков бренд одежды, прим.) . Потом появилось много тем: персонажи фильмов, casual-культура, Lego-человечки т.д. Как говориться было бы желание и деньги… Сейчас значки на пике!

Стальные монстры Уралмаша
  • Casual-значок

В.К.: Кто потребители твоих знаков? Коллекционеры или пользователи, так сказать?

Ш.: Когда я бываю в Екатеринбурге, я часто вижу свои значки на сумках, на шапках. Конечно мне приятно… А вообще я всегда радуюсь, когда вижу кого-то, кто носит любые значки. Мы делаем тиражи 50 — 100 штук, если значок потеряется, нет  никаких проблем купить новый. Значки на цангах легко потерять — это большая проблема. И конечно куда обиднее потерять редкий коллекционный значок. Но я очень люблю смотреть чьи-то коллекции, а особенно, когда в них вижу свои работы.

  • «Гроб» — значок посвящённый путешествию зайцами футбольных фанатов внутри поездного ящика для багажа

К Чемпионату мира 2018 мы сделали значки. Думали продавать. Но у нас в городе играли какие-то левые команды. Их болельщиков болельщиками то тяжело назвать. Скорее — это просто туристы со своим антуражем, футбол их не интересует. Значки их тоже не интересовали, только на ура расходились юбилейные сторублёвые банкноты, которые они были готовы покупать по 500 рублей.

Стальные монстры Уралмаша

В.К.: Ты был на матчах чемпионатах мира?

Ш.: Вот чемпионату мира я сразу скептически относился. Перед чемпионатом мира я был на Кубке Конфедераций на матче Россия-Мексика в Казани. Нам выделили места за воротами… Сидим за воротами и никто не болеет, никто не поддерживает… А если кто-то поддерживает, то к ним подходит стюард и просит присесть и прекратить болеть. Я понял, что это не для меня. Для меня — это  когда ты приехал на выезд, и там даже 5-6 человек на секторе, но за то это все — твои друзья и все на одной волне. Это гораздо веселее, чем ты на полном стадионе, заполненными людьми, которые не понятно, что там забыли и пришли только, чтобы поесть, попить, а потом кому-то сказать, что они были на футболе. Я хожу на футбол ради атмосферы. В те времена, когда я начал ходить на футбол, футбол был событием для города, только на день города и 9 мая собиралось больше людей. У нас в городе, кроме футбола особо массовых мероприятий не было. Сейчас есть баскетбол, хоккей и т.д. Кстати, наше движение вышло из хоккейного. Первый выезд футбольных болельщиков был в 1990 году, а хоккейные фанаты (автомобилисты) были ещё до этого.

Как уже говорил, год назад у нас было 30 лет первому выезду болельщиков. Это событие было отмечено тем, что клуб решил поздравить своих болельщиков интересным образом — они вышли на поле в оранжевых футболках, чёрных шортах и в зелённых гетрах. И в этом году они оставили эту форму.

Кстати, когда появился баскетбольный Уралмаш в 2015 году у него были цвета красно-белые. Наши начали его активно поддерживать, когда он играл ещё в третьей лиге. Мы были единственные кто поддерживал команду третьей лиге на выездах, на каждом выезде. В областных  городах, где проводились игры, вид приезжих болельщиков был очень в диковинку. И клуб оценил такую поддержу и сменил цвета на правильные уралмашевские — оранжево-чёрно-зелёные.

Надеюсь, что и футбольный клуб вернёт свои цвета и название вернёт правильное…

В.К.: Будем надеется, что так и произойдёт!

 

Интервью подготовил специальный корреспондент
Sammlung/Коллекция
Владимир Коханкин

Самый редкий Уралмашевец

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России (Москва)

_________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы