Путём опроса мы выяснили, что многие наши коллеги хотели бы увидеть интервью с Андреем Феликсовичем Зальмарсоном — одним из известных и авторитетных коллекционеров и исследователей. К выходу интервью готовилось долго. И не только потому, что хотелось о многом поговорить, но и потому, что общение с таким человеком-философом приносит истинное удовольствие.
Главный редактор Sammlung/Коллекция Алексей Сидельников
___________________________________________
А.С.: Андрей Феликсович, здравствуйте! Мы продолжаем серию интервью с модераторами нашего проекта «Фалеристики.инфо». Так уж вышло, что все они – интересные люди. Помните, к примеру, интервью с Юрием Соминским? Удивительный человек!
А.З.: Здравствуйте! Конечно, это интервью я помню. В любом случае интересно узнать, кто «скрывается» под уже вошедшим в наш обиход и ставшим обыденным словом «модератор». Особенно, если это касается человека, непосредственно связанного с Чернобылем, да и не только с ним. А для людей старшего поколения, у которых события того времени уже вряд ли сотрутся из памяти, и подавно.
Надо сказать, что каждый модератор должен не только быть коллекционером и фанатом своего дела, но и иметь системное мышление. Причём, помимо выполнения целого ряда рутинных обязанностей, нужно заниматься популяризацией своего раздела, находить компромиссы, сглаживать «острые углы». И хорошо, если у него в этом есть помощники. Лично я с уверенностью опираюсь на модераторов тем, таких, как «Куинка» (Леонид Кузьмин), «Яфек» (Андрей Бавыкин), «AnKo» (Андрей Кочнев), «solomon» (Ростислав), «Марсовый» (Андрей). Со всеми я поддерживаю связь, а с некоторыми даже знаком лично. К сожалению, не во всех темах раздела «Флот России» есть модераторы. Так что, если у кого-то есть желание, возможности, интерес, и он чувствует, что способен справиться – милости просим!
А.С.: Говоря о Вас, как о коллекционере и авторе книг, хотелось бы начать с вопросов о Вашей семье, службе на флоте, ведь и основа коллекции – флотская тема.
А.З.: Родился я 9 января 1956 года во Владивостоке в семье офицера-подводника Зальмарсона Ф.Е., в дальнейшем ставшего командиром подводной лодки и получившего звание капитан 2 ранга. Впоследствии, в связи со спецификой службы отца, приходилось неоднократно переезжать из одного города в другой – успели мы пожить в Ленинграде, Лиепае и Палдиски, где я и закончил школу.
В 1973 году, следуя наставлениям моего деда по материнской линии Мартынова А. А. – военного гидрографа, прошедшего войну (он уволился в запас тоже капитаном 2 ранга), поступил на факультет радиосвязи ВВМУРЭ имени А.С. Попова. Кстати, из нашего школьного выпуска, да и из других – тоже, более половины пошли по стопам родителей – стали офицерами – городок был военный, и большинство отцов служило в ВМФ. В 1978 году, после окончания училища, я был распределён на Балтийский флот. Двенадцать лет, не считая учёбы на Высших офицерских классах (1983—1984 гг.), прослужил в плавсоставе в бригадах ракетных катеров и противолодочных кораблей в Балтийске. Корабельную службу завершил в 1991 году в должности флагманского связиста 36 Краснознамённой Ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров.
После окончания в 1994 году Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова продолжил службу в Санкт-Петербурге в 24 ЦНИИ МО РФ (ныне – НИИ оперативно- стратегических исследований строительства ВМФ).
За время службы награждён тремя Государственными и рядом ведомственных медалей.
Скажете – очень кратко? Согласен. Но служба на флоте – это отдельный и очень длинный разговор. Мной уже написаны и изданы в юбилейной книге воспоминания о службе в институте, ждут публикации «мемуары» о службе в 36 бригаде, сейчас пишу о противолодочных кораблях, в планах – курсантские годы. Кому интересно, могу выслать электронные версии.
А.С.: А Ваша семья, дети – они связаны с морем? Дети не служат?
А.З.: Женат, имею взрослых дочку и сына. Сын продолжил династию – учился в Нахимовском Военно-морском училище, а затем – во ВМИРЭ им. А.С. Попова. Уже шестой год служит на БПК Северного флота «Вице-адмирал Кулаков». Капитан-лейтенант. У него за плечами шесть боевых служб, одна из которых – самая продолжительная в истории ВМФ современной России – девять месяцев. Награждён медалью «Участнику военной операции в Сирии».
А.С.: Расскажите о Вашей фамилии. У Вас шведские корни?
А.З.: Да, фамилия редкая. По словам деда по линии отца Зальмарсона Е.А. (кстати, он служил Родине с 1916-го по 1946-й годы, вышел в запас подполковником), древние корни семьи – шведские с иудейским уклоном. А с XVI века наши предки, обосновавшиеся на Руси, стали военно-служивым слоем – дворянами. Этот факт подтверждают и некоторые архивные документы. Но достоверно ответить на этот вопрос я, конечно, не могу.
А.С.: Когда закончилась служба и какое дело занимает Вас теперь?
А.З.: За время службы в НИИ с 1994 года по 2009 год я прошёл путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника управления, стал капитаном 1 ранга, поэтому на форуме я — «Капраз». Уволился в запас, отдав служению Родине более 36 лет. В настоящее время работаю там же в институте старшим научным сотрудником. Кандидат военных наук, имею множество публикаций в области автоматизации управления ВМФ. Участвую в различных научно-исследовательских работах, тружусь над докторской диссертацией.
А.С.: Вы – авторитетный коллекционер. Какая Ваша основная тема? И есть ли дополнительные увлечения?
А.З.: Первый значок, с которого и началось моё увлечение в конце 1960-х, я помню до сих пор – это «Медный всадник» из серии «Ленинград». Потом появились и начали наполняться коллекционным материалом темы «Города», в том числе «Гербы», конечно – «Спорт», «Паруса», «Эстония» и другие. Флотская тематика, в виде основной, не выделялась и в то время была наравне с другими – пополнялась только знаками, которые приносил отец, а также сувенирными, из киосков «Союзпечать».
В начале 1990-х годов я сосредоточился только на военно-морской фалеристике. Причём в коллекцию попадали все знаки, относящиеся к ВМФ. Но, как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Поэтому я сконцентрировался только на наиболее близких мне «по духу» знаках надводных кораблей и судов.
Служба в Балтийске, трудные времена середины 1990-х годов не позволяли серьёзно заниматься любимым хобби. Поэтому основательно фалеристикой я занялся в конце 90-х годов. Сама коллекция пополнялась по-разному. Знаки и значки мне дарили друзья и сослуживцы, иногда удавалось ими обмениваться, приобретал их в Клубе фалеристов Санкт-Петербурга. Неоценимую помощь в подборе коллекционного материала оказал мне фалерист В. Юрьев (ныне, к сожалению, покойный), принимавший непосредственное участие в постройке кораблей на «Северной Верфи» и имевший достаточно объёмную коллекцию знаков ВМФ. В те времена и сложилось ядро моей коллекции. В последующем комплектовать её мне помогали и помогают фалеристы И. Пронин, А. Панов, И. Пухов, О. Симбирский и многие-многие другие коллекционеры, за что я им очень благодарен.
А ещё я собираю фигурки морячков. Их уже более 300 штук. И не только фигурки, но и мягкие игрушки. Да-да, не удивляйтесь. Зато родственникам и друзьям весьма просто при выборе мне подарков на праздники.
В личной библиотеке у меня накопилось очень много книг по истории ВМФ и всему, что с ним связано, а также по фалеристике и другим смежным видам коллекционирования. Так что отчасти я библиофил.
Немного интересуюсь монетами, марками, открытками, конвертами, вымпелами, связанными с надводными кораблями. Есть даже пять моделей катеров и кораблей, на которых я служил.
Ну а дополнительных увлечений очень много. Это – дача с баней и т.д. Люблю путешествовать на машине, посетил почти все значительные города в радиусе 1000 км от Санкт-Петербурга. Рыбалка не на последнем месте – езжу в Карелию и Тверскую область. Обо всём и не расскажешь.
А.С.: Собираете только отечественные знаки? Почему?
А.З.: Это, скорее, риторический вопрос. «Служу Отечеству!», «Честь имею!» – для меня это не пустые слова. Надеюсь, ответил.
А.С.: Расскажите, пожалуйста, про Ваш первый каталог.
А.З.: Каталог – уж очень громко сказано. Скорее – проба пера, возможность сказать своё слово в фалеристике, обратить внимание коллекционеров на интересное направление – знаки надводных кораблей ВМФ.
Написание первой книги – это очень длинная история, но всё-таки попытаюсь изложить её вкратце.
Идея опубликовать справочник пришла не сразу. К началу 2002 года у меня накопилось достаточно материала по коллекционированию и истории Флота России – это и книги, и компакт-диски, и информация из «Всемирной паутины». А однажды, «путешествуя» по Интернету, я забрёл на «Страничку питерского коллекционера» В. Малетина (прискорбно, но его уже нет с нами), с которым впоследствии установились дружеские отношения. Всё это подтолкнуло меня к созданию собственного сайта. При его разработке я попытался обобщить имеющийся материал о выпущенных в СССР и России знаках и значках по военно-морской тематике и, в первую очередь, посвящённых надводным кораблям со времён Петра I.
Параллельно с разработкой сайта я начал оформлять справочный фотоальбом своих знаков и значков, который предназначался для замены обычной записной книжки, в которой ранее вёлся учёт. Альбом был нацелен на систематизацию личной коллекции и предполагался только для индивидуального пользования. Скажу, что этот альбом стал для меня хорошим подспорьем при подборе материала и формировании коллекции.
Однако общение в ходе работы над этим альбомом с друзьями, сослуживцами и коллекционерами, поддержка семьи и родственников подтолкнули меня на концентрацию усилий и более детальное изучение собранного материала конкретного периода – по знакам и значкам надводных кораблей, построенным после 1945 года.
В это же время, в 2002 году, вышел в свет научно-исторический справочник «Подводные лодки России на значках и медалях», который стал одним из первых и немногочисленных изданий, посвящённых военно-морской фалеристике. После встречи с его автором А. Дмитриевым и уточнении некоторых вопросов, я принял решение сформировать аналогичный справочник по знакам надводных кораблей.
Три года ушло на работу и изыскание финансовых средств. В конце концов в начале 2005 года появилась электронная версия этого научно-исторического альбома-справочника, которая, благодаря поддержке неравнодушных к флоту и фалеристике людей, стала книгой – «Знаки и значки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года)». Тираж был двойной – по 250 экземпляров в мягком переплёте и по 30 – в твёрдом (подарочный вариант), т.е. всего было издано 560 экземпляров книги.
В научно-историческом альбоме-справочнике была воспроизведена не только личная коллекция знаков и значков надводных кораблей ВМФ СССР и России, построенных после 1945 года, но и приведена справочная информация по истории создания, основным характеристикам, проектам и наименованиям надводных кораблей рассматриваемого периода, рассмотрена взаимосвязь фалеристики с военным кораблестроением . Помимо этого, была предложена классификация знаков ВМФ, которая, кстати, сейчас и применяется коллекционерами. Однако, из-за отсутствия в то время достоверной открытой информации, в книге встречались неточности. Да и в связи с воспроизведением знаков только одной моей коллекции, которая на тот момент была не столь обширна, как сейчас, справочник никак не мог претендовать на полноту представления информации. Но, несмотря на имевшиеся недостатки и судя по отзывам фалеристов, книга всё равно помогла им в систематизации своих коллекций знаков надводных кораблей. С лёгкой руки фалериста Павла Мосолова («Речник») справочник начали называть «Учебником Зальмарсона». В настоящее время он стал библиографической редкостью. А буквально недавно при переезде типографии, где печатался справочник, «нашли» ещё три экземпляра и передали их мне. Поэтому могу, при необходимости, могу поделится ими с коллекционерами.
А.С.: А сколько книг уже издано? Планируется ли выход новых частей Вашего каталога?
А.З.: Как говорится, лиха беда начало. В последующие годы я коренным образом переработал и дополнил предыдущее издание справочника, провёл обобщение и систематизацию всего имеющегося материала о выпущенных в нашей стране знаках надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России, построенных после 1945 года. Скорректировал справочную информацию по наименованиям, основным характеристикам кораблей и дополнил её краткими историями службы каждого из них. Была также введена каталогизация коллекционного материала. Это значит, что каждому знаку был присвоен свой индивидуальный номер. Этот номер соответствует проекту корабля, его порядковому номеру по вводу в состав ВМФ, номеру самого знака по хронологии службы корабля, разновидности по материалу изготовления и атрибутам (наличие накладки, холодная или горячая эмаль и т.п.).
Планируются к выпуску несколько частей справочника «Знаки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года)», три из которых уже изданы в 2011—2013 гг. Это – «Знаки артиллерийских, ракетных, противолодочных и авианесущих крейсеров», «Знаки противолодочных кораблей» и «Знаки сторожевых кораблей». Они вышли небольшими тиражами, всего по 100 экземпляров, и были по большей части предназначены для узкого круга военно-морских фалеристов.
- Зальмарсон А.Ф. Знаки и значки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года). Справочник, Часть 1. СПб, 2012
- Зальмарсон А.Ф. Знаки и значки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года). Справочник, Часть 2. СПб, 2012
- Зальмарсон А.Ф. Знаки и значки надводных кораблей Военно-морского флота СССР и России (после 1945 года). Справочник, Часть 3. СПб, 2013
В 2014 г. была практически готова к изданию и четвёртая часть – «Знаки эсминцев, малых ракетных кораблей и боевых катеров», но ряд объективных и субъективных причин не позволил мне сдать её в печать. Но в этом году я всё-таки планирую довести дело до конца. Параллельно работаю над заключительной, пятой частью – «Знаки минно-тральных, десантных и разведывательных кораблей, спасательных и гидрографических судов, кораблей и судов обеспечения, объединений и соединений надводных кораблей».
Для составления справочника в этот раз послужила информация не только по знакам из моей коллекции, но и из коллекций известных фалеристов России и Украины. Хотелось бы их отметить: А. Арнаутов (Санкт-Петербург ), А. Аршуков (Киев), К. Касатонов (Москва), И. Коваленко (Киев), О. Коротич (Киев), Л. Кузьмин (Тобольск), А. Нерсесов (Санкт-Петербург ), А. Панов (Санкт-Петербург ), И. Пронин (Великий Новгород), А. Раздобара (Севастополь), В. Хлапов (Санкт-Петербург ). Всем им я ещё раз выражаю огромную признательность и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. Большое подспорье при формировании справочников практически оказывают все участники темы «Флот России» Форума «Фалеристика.инфо».
Да, и ещё о книгах. В 2012 году была издана брошюра тиражом 50 экземпляров «История символики и геральдики 24 ЦНИИ МО РФ», где подробно были описаны не только знаки институту, но и приведены все события и факты по зарождению герба и других символов. Также я принимал участие в юбилейных изданиях книг Службы связи ВМФ и нашего института в части размещения сканов знаков, вымпелов и их описания.
А.С.: Не планируется ли полнообъёмное издание каталога, объединяющие все части в одной книге?
А.З.: Планы такие есть. Ведь издание вышеупомянутого справочника, скорее всего, тоже получится не всеобъемлющим, поэтому оно и названо, извините за тавтологию, справочником, а не каталогом. Вполне возможно, что имеются и другие разновидности знаков, приведённых в справочнике, а также знаки, которых нет в моей коллекции и коллекциях фалеристов, любезно предоставивших свои материалы. Поэтому возлагаю большие надежды на коллекционеров в части дополнения имеющегося материала, а также критических замечаний и исправления неточностей. Пожелания можно высылать электронной почтой на E-mail: [email protected]. Кстати, после выхода первых трёх частей, мне уже предложили некоторые дополнения.
Я всегда открыт к сотрудничеству в интересах выпуска в дальнейшем полноценного каталога знаков надводных кораблей. Скажу по секрету, я уже начал его формирование.
А.С.: Кто из коллег помогает наполнять информационную часть в темах ВМФ? Это всё люди, связанные с флотом?
А.З.: Подавляющее большинство коллег по форуму – это те, кто в той или иной мере имеет отношение к флоту: Военно-морскому, гражданскому, проходящие службу в ВМФ или уже отслужившие, занимающиеся или занимавшиеся задачами судостроения, изготовления и поставки оборудования на корабли, суда и другими вопросами.
Выделить кого-то конкретно по активности участия просто невозможно. Хотелось бы, конечно, перечислить всех, но это в рамках нашей беседы займёт очень много времени.
Сначала я ещё вёл статистику деятельности каждого участника темы «Флот» в обсуждениях, количества представляемого ими материала, активности в темах и прочее. Но сейчас это уже не представляется возможным – очень много пользователей в нашей теме, а сообщений – порядка 34 тысяч – это в среднем почти по 10 сообщений в день с момента реорганизации форума.
Информации очень-очень много. Наверняка, её хватило бы не одну книгу.
А.С.: Каково Ваше отношение к так называемым «Мёртвым знакам» (как Вы их называете – «Ретро-знаки»)? Можете назвать знаки или целые серии, вышедшие недавно, но заведомо проигрышные?
А.З.: Постараюсь ответить как можно более деликатно – расскажу в общих чертах.
После 2010 г. на фалеристическом рынке стали появляться знаки, изготовленные с применением технологий, аналогичных 1970-1990 гг., так сказать – «под старину», с соответствующими датами того времени. Им я и присвоил категорию «ретро-знаки» в своём справочнике. Знаки эти выпущены малыми тиражами, под определённую категорию фалеристов, фактически – под конкретных людей, в коммерческих целях. Заказчика и изготовителя этих знаков я не хотел бы называть. Они, впрочем, и так известны практически всем коллекционерам, кто «в теме».
Но «мёртвыми знаками» я бы их не называл. Есть спрос – есть предложение. И потом, по моему субъективному мнению, каждый знак имеет право быть. Хотя, конечно, по коллекционной ценности они никак не смогут сравниться с настоящими «экипажными» того времени, хотя и стоят очень дорого.
Так называемых «ретро-знаков» вышло уже очень много. Достоверного учёта их нет, так как, к удивлению, в разных коллекциях присутствуют и разные знаки – у одного фалериста есть знаки, которых нет у другого и наоборот. Сейчас мы с коллегами (В. Хлаповым, А. Нерсесовым и др.) пытаемся «навести порядок» и сделать полноценную опись.
Некоторые из этих знаков выполнены довольно качественно, имеют красивый дизайн, многие же сделаны под «дальний поход», а часть из них просто страдает внешним исполнением. Но… В продаже их практически нет, все расходятся по коллекциям сразу после выпуска. Так что делайте выводы сами.
Конечно, все они войдут и в справочник, и в планируемый каталог. Но с соответствующей ссылкой – «ретро-знаки», а также с описанием, что это значит. А уж потомки, я думаю, определятся и разберутся с их коллекционной значимостью.
Тут можно было бы рассказать и об объёмных сериях знаков «За службу России», «Корабли-комсомольцы», «Оборона военно-морских баз», правда непосредственно не относящихся к «ретро-знакам», хотя первые две в какой-то мере и схожи с ними. Но, думаю, на Форуме этот вопрос уже рассмотрен достаточно объёмно.
А.С.: Как относитесь к выставкам-показам коллекций? Доводилось ли экспонировать свои «сокровища»? В каком формате Вам предпочтительнее видеть представленные коллекции?
А.З.: Безусловно, выставки коллекций, скорее всего, нужны и, конечно, важны. Помимо публичного представления своих «достижений», они в какой-то мере поднимают престиж нашего ВМФ, вызывают интерес к его истории. Но организация такого мероприятия слишком трудоёмкое дело для самого фалериста. Да и место проведения должно быть подобрано соответствующие. В части флота – это, к примеру, Центральный Военно-морской музей или Военно-морской салон. В частности, в филиале ЦВММ в Балтийске, в музее Балтийского флота, экспонируется коллекция одного из фалеристов, которую он передал на хранение в этот музей. Правда, она не систематизирована, но всё равно, к ней посетители проявляют повышенный интерес.
Наилучший формат представления, по мнению многих знакомых мне фалеристов и, судя по высказываниям на нашем Форуме, скорее всего, в виде застеклённых планшетов.
Самому же мне пока ещё не удалось экспонировать свою коллекцию. Но задумки имеются. Даже предполагаю, где это будет.
А.С.: Заинтриговали! Ждём! А возникают ли проблемы с атрибуцией знаков флотской тематики? Встречается ли подделка флотских знаков? В чём это заключается? Какие-то примеры можете привести?
А.З.: Опытный фалерист на основе приобретённых знаний об исторических особенностях различных периодов существования нашего ВМФ и по другим признакам – материалу, форме, стилю, технике изготовления знаков и прочее, в общем-то, способен атрибутировать тот или иной знак. Конечно, это будет только экспертная оценка. О случаях применения методов химических и физических исследований знаков ВМФ я не знаю. Но, когда экспертов много, то, как правило, результат атрибуции является практически стопроцентным.
Настоящих подделок знаков своей тематики я не встречал. Но бывают так называемые «новоделы», если при их изготовлении использовались сохранившиеся старые штампы. В большей мере это касается «Таллинских знаков». Но, повторюсь, они были рассчитаны на дилетантов, а грамотный коллекционер на эту удочку «не клюнет» (изготовление их по субъективным причинам прекращено).
Ещё пример. Более 10 лет назад, используя старый штамп, один фалерист-предприниматель изготовил из серебра 10 знаков «За поход в Англию – Свердлов», полностью повторяющие оригинал, и ещё 2 – с нанесением красной эмали вместо синей. Штамп потом был уничтожен. Сейчас эти знаки – большая редкость, особенно второй. С одной стороны – это подделка, а с другой – ответа нет даже у меня.
А однажды «всплыл» знак (10 штук), посвящённый памяти линкора «Новороссийск». Он был якобы изготовлен к 10-летию трагического события гибели корабля. Достоверного подтверждения его подлинности нет. Эксперты тоже расходятся во мнениях. Вот тут-то и нужны химико-физические исследования для определения времени его изготовления.
А.С.: Какие самые ценные лично для Вас экспонаты в Вашей коллекции? Есть ли раритеты – самые-самые редкие знаки?
А.З.: Я не делю знаки на «ценные» и «не ценные». Все они для меня интересны и дороги. Помимо истории самого знака, я могу рассказать практически о каждом, как он попал в мою коллекцию, при каких обстоятельствах. Но это уже сугубо личное.
Особо, конечно, выделяю знаки, которые выпущены при непосредственном участии коллекционера И. Пронина по моим эскизам, а их уже довольно много. В основном это юбилейные знаки и знаки современных кораблей. При разработке эскиза всегда стараюсь придерживаться канонов геральдики и символики ВМФ. Не отказываюсь и от консультаций по вопросам изготовления знаков другими фалеристами. Бывает, встречаются «дилетанты от ВМФ», которые выпускают явные «знаки-ляпсусы», так как не считают нужным получить советы специалистов.
Про редкие знаки, которые относятся к тематике надводных кораблей, скажу в целом, без привязки к моей коллекции. Назову лишь несколько из них. Это – «Отличник ВМФ» (серебро) 1939 г. с изображением линкора, «За поход в Англию» 1953 г. и 1956 г., особенно с надписью «Орджоникидзе», знак, посвящённый первому официальному визиту советского военного корабля во Францию (Тулон) в 1966 году. Этот список, конечно, можно продолжить. Именно они и являются раритетами, а не те, что изготовлены сейчас в единичном количестве, но уже стоящие баснословных денег.
А.С.: На Ваших глазах менялся Форум «Фалеристика.инфо». У нас очень много новичков, и они не знают, что раннее он имел сугубо морскую направленность. Вы могли бы подметить интересные на Ваш взгляд моменты? И комфортно ли Вам на Форуме сейчас?
А.З.: На Форуме я с августа 2006 года, практически с начала его существования. Да, действительно, Форум сначала был посвящён только военно-морской фалеристике и в нём было не более 100 участников. Кто бы мог тогда подумать, что когда-нибудь нас станет намного больше 20 тысяч человек. Я хотел бы сразу выразить слова признательности Олегу Миронову, который вложил «душу» и в создание Международного Клуба коллекционеров и любителей истории, и самого Форума. Основная реструктуризация Форума произошла в 2007 году, появились новые темы и разделы. В то время пришлось серьёзно потрудиться, чтобы привести структуру форума «Флот» (разделы и темы) в соответствие с предложенной мной классификацией знаков ВМФ, распределить сообщения, удалить дублирующую информацию и пр. Спасибо самым первым и бессменным модераторам, которые помогли мне в этом деле – это «solomon» (Ростислав) и «Марсовый» (Андрей). В настоящий момент у нас пока ещё осталась одна серьёзная проблема – необходимо навести порядок в разделе «Подводные силы». Может, всё-таки кто-нибудь из участников Форума возьмётся за это дело? К примеру, «дед 1954» (капитан 1 ранга в отставке Геннадий Кораблёв), вижу его потенциал.
В последующем, конечно, было много нововведений, но они-то и сделали Форум, как Вы говорите, «комфортным».
В заключение хочу пожелать Форуму «Фалеристика.инфо» дальнейшего процветания. И пусть под его эгидой со временем сплотятся все фалеристы Мира! Громкие слова, скажете? Нет. Это цель. И надо стремиться её достичь!
Честь имею!
__________________