ЗОВО за Китай. Удача!

in Награды Российской империи 6735 views

Ясный и теплый осенний день. Пятигорск. Отпуск. Иду в клуб коллекционеров в парк имени Сергея Мироновича Кирова. Нигде не видел более колоритного сообщества увлеченных людей: Кавказ есть Кавказ. На столиках выставлено буквально всё, что имеет к нему отношение: старые фотографии, картины, изделия из бронзы, посуда, домашняя утварь, украшения и, конечно, оружие.

О чём рассказала старая награда

Здесь у меня свой интерес: поиск предметов фалеристики, имеющих отношение к Российской империи. На удивление выбор совсем не богат, можно сказать, что его практически нет. Пара, тройка затёртых медалей за Восточную войну 1853–1856 годов, В память 300-летия Дома Романовых и реставрированный «Западный Кавказ» частной работы. Переговорив с коллегами по увлечению, выяснил, что эта тема мало кому интересна, и прежде всего из-за отсутствия специалистов. Убедился в этом практически сразу. Меня окликнул парень и проводил к соседнему столику к своему приятелю. Тот вынул из кармана пакетик с медалью «За покорение Западного Кавказа» и, как он сказал, «Георгиевским крестом с маленьким номером». Я не поверил своим глазам, а когда услышал цену за крест, то поначалу подумал, что это шутка. Уже давно канули в лету те времена, когда по «смешным ценам» случайно «всплывали» подлинные раритеты. Но, как, оказалось, имеет место быть тот самый случай.

Самый настоящий ЗОВО 4 степени № 90834

На моей ладони лежал самый настоящий ЗОВО 4 степени № 90.834 начала ХХ века в приличном состоянии! Приехав домой, попросил коллег по увлечению помочь с определением награждённого. Кавалером оказался казак Охранной стражи Восточно–Китайской железной дороги Матвей Цибизов, награждённый за отличие 13 июля 1900 года у Ханшинного завода.

Знак Отличия Военного Ордена 4 ст.

Радости моей не было предела! К солидной подборке медалей «За поход в Китай» добавился ещё и интересный крестик. Осталось выяснить, что это за «дело у Ханшинного завода» и какое отношение имеют к нему казаки Охранной стражи ВКЖД (впоследствии КВЖД).

Георгиевские кавалеры 2-й роты Охранной стражи КВЖД (фото 1900 года)

После недолгих поисков в открытых источниках и публикациях удалось составить довольно точную картину произошедших событий в Маньчжурии во время «боксёрского восстания» в Китае.  Исторически знаем, что Харбин стал после революции 1917 года «Русским городом», но уже в 1900 году русские жили в Харбине и его защищали. Как мы знаем, важной частью обороны русского населения и интересов Российской империи была оборона города Харбина от войск Цицикарского правителя (цзянцзюня) Шоу Шаня. Об этом много теперь написано в Интернете. Но напомним, что в результате строительства железной дороги эта маленькая китайская рыболовецкая деревушка превратилась в достаточно важный экономический и транспортный центр северо-восточного Китая. Что это значит? Это значит пересечение интересов двух государств и, что важно, желание повстанцев Боксёрского восстания, не вытеснить, а истребить не только китайцев-христиан, но и любых иностранцев, а также разрушить всю современную тому времени технику. Согласно имевшимся русско-китайским соглашениям, русских войск в Маньчжурии не было. Оборона города была возложена на части Охранной стражи Восточной Китайской железной дороги, которые состояли по большей части из казаков и отставных солдат, а также дружины, набранной из добровольцев. Количество защитников Харбина не превысило 3.300 человек. А вот китайские войска насчитывали не менее восьми тысяч человек с шестью орудиями и представляли весьма серьёзную угрозу. Главный начальник Охранной стражи полковник А.А. Гернгросс, имевший большой боевой опыт, взял на себя общее руководство обороной города.

27 июня 1900 года Харбин был отрезан от внешнего мира, так как китайцы вывели из строя телеграф. Пока сообщение по реке Сунгари не было прервано, удалось эвакуировать на пароходах женщин и детей и тех железнодорожных служащих, которые сопровождали денежную отчётность. Эвакуация осуществлялась под плотным артиллерийским и ружейным огнём китайских войск. Среди женщин и детей были убитые и раненые, пароходы получили значительные повреждения. 10 июля 1900 года Шоу Шань приказал уничтожить Харбин и никого не щадить.

10 июля 1900 года  Шоу Шань приказал уничтожить Харбин и никого не щадить

Уверенный в своей победе, он направил защитникам города послание с пожеланием сражаться так же храбро, как и его войска. Полковник Гернгросс прекрасно понимал значение реки Сунгари – единственной «ниточки» связывавший Харбин с «большой землей». Только по реке могла подойти помощь к осаждённому городу. Поэтому основные силы защитников были сосредоточены на пристани в построенных «на скорую руку» укреплениях и в окопах для стрельбы с колена. Однако немногочисленный гарнизон, приготовившийся к обороне, не имел ни одного орудия. Было принято решение в технических мастерских ВКЖД отлить из собранной меди и медных вещей «пушки». Были изготовлены и поставлены на лафеты четыре импровизированных орудия, одно из которых лопнуло при пробном выстреле, а три оставшихся могли стрелять картечью до 200 шагов. Вот эти-то «пушки» и поставили за окопами в ожидании противника, направив их в сторону противоположного берега Сунгари.

Пушка охранной стражи отлитая в механических мастерских ВКЖД при обороне пристани Сунгари (Изображение из Журнала «Разведчик», 1900 год, № 648)

К 13 июля наступавшие на город китайские войска захватили кирпичный завод, паровозное депо, несколько пакгаузов и сараев, но дальше продвинуться не смогли. Утром того же дня артиллерийский обстрел пристани и прилегающих к ней районов усилился. Через реку двинулись джонки с вооруженными людьми. Стало ясно, что противник перешел в решительное наступление. Но полковник Гернгросс быстро подготовил контратаку, а войсковой старшина Логинов возглавил её. Пока китайцы атаковали защитников пристани, небольшой отряд Охранной стражи обошёл их и нанёс удар во фланг. При этом четыре с половиной сотни казаков и пеших стражников атаковали Ханшинный (винокуренный) завод, где располагались неприятельские батареи. Китайцы встретили наступающих ружейным огнём.

Завод был обнесён мощным деревянным забором, который пришлось преодолевать при помощи подручных средств: топоров, лопат, ломов, верёвок и т.д. Были убиты командир 15 сотни штабс-ротмистр Чаленков и 4 стражника, а командир 16-й сотни штабс-капитан Ржевуцкий и 9 стражников — тяжело ранены. Оставшись без сотенных командиров, стражники не дрогнули и ворвались на завод. Начался жестокий рукопашный бой. Вахмистр 16-й сотни Жалнин с несколькими казаками перебил прислугу двух орудий и захватил их. Китайцы не успели ими воспользоваться. Открыв запасные ворота, они попытались бежать, но были встречены винтовочным огнём казаков и пеших стражников. Заводской двор и прилегающая территория была устлана трупами китайских солдат.

Вахмистр Охранной стражи Егор Жалнин (Изображение из Журнала «Разведчик», 1900 год, № 648)

По данным генерала П.Н. Краснова их было свыше семисот. Победителям достались богатые трофеи: два исправных горных орудия с пятьюдесятью снарядами, пять знамён, 160 быков, 50 лошадей, большие запасы патронов и продовольствия. Орудия были незамедлительно переправлены на пристань, из казаков сформирована прислуга и открыт огонь по затону на противоположном берегу Сунгари. Такой поворот обескуражил наступающих. Атаки прекратились, и китайцы отошли на исходные позиции. Вечером в Харбин прибыли поезда, доставившие стражников с дальних постов, железнодорожных рабочих, служащих, членов их семей и наиболее ценное имущество. 16 июля китайцы снова предприняли попытку взять город штурмом, но и он не увенчался успехом. Осада Харбина закончилась 21 июля с прибытием на пароходах из Хабаровска отряда генерала В.В. Сахарова.

Отличившиеся участники событий в Харбине были щедро награждены. Император Николай II получив рапорт о штурме завода, написал на нём: «Передать всем чинам охранной стражи. Мое душевное спасибо за молодецкую их боевую службу». Полковнику А.А. Гернгроссу был пожалован орден св. Георгия 4 степени и чин генерал-майора, нижним чинам Охранной стражи – Знаки отличия военного ордена Георгия различных степеней. Непосредственно за взятие Ханшинного завода было награждено 16 нижних чинов Охранной стражи, в том числе – 6 чинов 3 роты Знаками отличия военного ордена Георгия 4-й степени. Вахмистр 16-й сотни Егор Жалнин получил ЗОВО 3-й степени, урядник 15 сотни Василий Шитов также получил ЗОВО 3-й степени, еще 3 урядника и 5 казаков получили ЗОВО 4-й степени.

Первые Георгиевские кавалеры охранной стражи за оборону Харбина

Среди удостоенных этой награды был и казак 16 сотни Охранной стражи Матвей Цибизов. К сожалению, о нем мало, что известно. Предположительно он ранее проходил службу, как и его начальник, вахмистр Жалнин в 15-м донском казачьем полку. На фото кавалеров ЗОВО, отличившихся при обороне Харбина он наверняка есть, но как он выглядел, мы уже никогда не узнаем. Списки награждённых были опубликованы в периодической печати, причём выбранный издателем заголовок как нельзя лучше подчеркивал основную заслугу отличившихся стражников: «за защиту служащих дороги от нападения китайцев». Всего за события в Китае было награждено 417 нижних чинов Охранной стражи ВКЖД, что делает представленную здесь награду весьма редкой.

А.Ю. Сабинин
Изображения предоставил автор
Журнал "Разведчик", 1900 год, № 648
Журнал "Разведчик", 1900 год, № 531
и материалы из открытых источников

Основные отличия ЗОВО от ГК

ЗОВО и Георгиевские кресты

Орден Святого Станислава 2 степени с мечами для нехристиан на японца за подавление Боксёрского восстания

 

Каталог наград Российской империи

__________________

Обсудить материал >>>