Елизавета Фокина

Царицыно. Интервью с Елизаветой Фокиной

in Интервью/Музей 6636 views

Недавно был на выставке в Царицыно. Это не первое посещение музея-заповедника – регулярно организуются выставки, да и простая прогулка становится незабываемой, ведь можно сделать замечательные фотографии.

Царицыно – это такое любопытное место Москвы, где можно и погулять и посмотреть. Что посмотреть? Там очень серьёзная музейная часть. А музей – это не только экспонаты, но и коллектив. А коллектив Царицыно возглавляет Елизавета Фокина. Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» очень непростой и чрезвычайно занятой человек, но вот так запросто встретиться!..

Итак, зададим несколько вопросов.

Главный редактор Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников

А.С.: Вы человек по-современному открытый и доступный для общения. Поэтому постараемся не повторяться, но спрашивать о том, что интересно нам. Елизавета Борисовна, тяжело было вступать в должность?

Е.Ф.: В 2016 году было непросто, но сейчас понимаю, что всё складывается так, как должно. Наш музей многопрофильный, нужно координировать работу по многим направлениям. Зато можно смело говорить о том, что музейная жизнь – совсем не тихая и спокойная, а головокружительно насыщенная!

Царицыно

А.С.: Как только мы познакомились, вы упомянули серьёзную работу по обсуждению возможности организации ресурсного центра в Царицыно. Как понимаю, нужно много времени только на объяснение, что такое ресурсный центр, но можно ли в двух словах объяснить что это? 

Е.Ф.: Наш музей был основан в 1981 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР Министерства культуры СССР, именно так он и назывался до 1991 года, когда был реорганизован в музей-заповедник «Царицыно». Именно поэтому мы имеем прекрасные коллекции как авторских произведений, так и народного искусства. Это собрания гобеленов, художественной керамики, фарфора, стекла, металла. Лучшие из наших работ участвовали во всесоюзных выставках в Манеже, многие из них просто не имеют аналогов. И хочется предъявить наши сокровища публике, особенно молодым людям. Мы считаем, что наши коллекции могут и должны стать вдохновляющим элементом, катализатором, если угодно, для исследователей, художников, дизайнеров. Тут речь идёт как о высоком художественном качестве, так и о техническом исполнении. Кроме того, мы говорим о мультикультурализме в рамках советского искусства, ведь у нас кроме России богато представлены и Прибалтика, и Закавказье, и Средняя Азия. Соответственно, встаёт вопрос о том, как можно экспортировать наши произведения, нужно ли их интерпретировать (ведь сегодня это уже другой язык, молодому поколению не всегда понятный), или же оставить, что называется, «стерильными», оставляя интерпретацию публике. В таком случае, это могло бы быть открытое хранение. Мы изучали эту тему в Лондоне, на примере музея Виктории и Альберта (V&A). Там, кстати, открытые фонды керамики и фарфора (представлены произведения со всего мира от древности до наших дней) дополнены библиотекой, медиатекой и арт-резиденциями, где работают художники-керамисты. То есть это целый комплекс, музей в музее. При этом в V&A есть множество тематических экспозиций, в которых раскрываются магистральные идеи в искусстве отдельных периодов. Открытые фонды в России пока есть только у Эрмитажа, они целый комплекс построили в Старой деревне. Ну а мы ищем собственный вариант. И подача коллекции должна сопровождаться параллельным изданием каталогов (мы делаем по материалам). Так что идём к цели шаг за шагом.

Елизавета Фокина

А.С.: Для понимания современного музейного дела, – а у вас не только музей, но и территория парка со многими службами, – нужно обладать широким кругозором. Удаётся посещать музеи для сравнения или поиска интересных элементов для внедрения у себя в Царицыно? Это только в России или опираетесь на зарубежные наработки? Какие музеи затрагивают ваш профессиональный интерес?

Е.Ф.: Мы активно развиваем международные связи. Сотрудничаем и дружим с музеем Виктории и Альберта в Лондоне, они для нас образец организации музейного дела Работаем над совместными проектами с музеями Австрии, Баварии и Италии. Кроме того, в этом году для сотрудником мы организовали две зарубежных стажировки: зимой мы выезжали по музеям, а летом – по паркам и историческим зонам Британии (от Лондона до Эдинбурга).

А.С.: А есть что-то в Царицыно, что можно посоветовать перенять другим музеям?

Е.Ф.: Мы по праву гордимся развитием инклюзивного направления. Инклюзия — это социальная концепция, это возможность равного доступа и прав ко всем общественным благам. Это касается как людей с ограниченными возможностями здоровья, так и нормотипичных людей, никто не должен и не может быть ущемлён в здоровом инклюзивном обществе. Концепция инклюзии заключается в том, что мы должны находить свою социальную роль в жизни. Мы скорее говорим о людях с особыми потребностями. Нам важная взаимная интеграция и обратная инклюзия на всех уровнях социальной коммутации.

Мы гордимся не только тем, что музей «Царицыно» имеет физические условия для посещения его маломобильными людьми. Наша задача – адаптировать его для разных категорий граждан с особыми потребностями. У нас есть образовательные программы для слабовидящих, слабослышащих и людей с расстройством аутистического спектра. Сотрудники проходят специальное обучение, чтобы ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Царицыно

А.С.: Иногда кажется, что сегодня музейный бум: часто так много людей в музеях, что попасть очень сложно. То же и в Царицыно. Все дорожки забиты и в залах людно. А хорошо ли для Царицыно, что такой наплыв посетителей? 

Е.Ф.: За 2017 год территорию музея-заповедника «Царицыно» посетили более 5 282 000 человек; дворцово-выставочный комплекс и оранжереи – свыше 1 100 000 человек. Из них более 17 000 человек с инвалидностью I и II группы. В 2018 году, например, на День города за субботу и воскресенье 8-9 сентября нас посетили более 240 000 человек. Это серьезная ответственность, нам важен каждый посетитель. 

А.С.: В Москве существует чёткая иерархия музеев: этот крутой, а этот чуть слабее. От чего это зависит? У Царицыно есть музей-конкурент?

Е.Ф.:  Успех любого музея складывается из множества факторов. Единые критерии оценки успешности тут не работают. Мы, к примеру, не просто музей, а музей-заповедник. У нас прекрасная коллекция декоративно-прикладного искусства,  уникальный архитектурный ансамбль в стиле «нежной готики», редкой красоты пейзажный парк, развитием которого мы сейчас активно занимаемся

Царицыно

А.С.: Хотелось узнать, какие особенно интересные мероприятия были за последние два года в Царицыно. И какие запланированы на ближайшую пару лет.

Е.Ф.: За последние два года у нас много интересного произошло, то, что удалось сделать – заслуга всего нашего коллектива.

В сентябре мы уже во второй раз провели День истории Царицына. Чуть раньше у нас прошли два больших и очень разных фестиваля — «Дачное Царицыно» и Фестиваль исторических садов – которые были бы невозможны без слаженной командной работы. Такой же непростой проект – новая навигация, разработанная на трех языках. Она не только ориентирует посетителей парка в пространстве, но и рассказывает им историю места.

Интернет-проект, которому в ноябре исполнился год — «Старожилы» – это 12 историй о людях, которые жили в Царицыне с начала XX века и многое помнят и знают о том, каким это место было раньше.

У нас много выставочных планов. Совсем новый для нас проект – детская экспозиция в Большом дворце – будет реализован уже в этом году. Он посвящен истории создания в Царицыне архитектурного ансамбля и пейзажного парка.  В этом году заработают два первых зала: «Время Царицына» и «Как строили дворцы в XVIII веке». На весну 2019 года запланировано открытие еще двух залов: «Дворцовые увеселения» и «Царицыно под открытым небом».

А.С.: Последние два года судьба регулярно сводила с Лидией Владимировной Андреевой, неожиданная потеря которой, омрачила этот август 2018 года… Вы много общались. А познакомились здесь же в Царицыно?

Е.Ф.:  Да, я познакомилась в Лидией Владимировной в Царицыне. Когда я стала директором музея-заповедника, Андреева здесь уже не работала, но осталась нашим большим другом и с удовольствием делилась своим 30-летним царицынским опытом. С ней можно было о многом посоветоваться – о пополнении фондов, о создании экспозиций, о сохранении и популяризации исторического ландшафта. Про Царицыно Андреева знала все – ее одноименный научный труд охватывает период жизни «Царицына» с XVIII до начала ХХ века. Для меня теперь это, можно сказать, настольная книга. Рассчитанная в первую очередь на профессиональных архитекторов и историков, она написана таким живым и ярким языком, что доступна для восприятия любого читателя. И при этом содержит массу информации, которая  очень помогает мне в работе.

* Уже после нашего интервью была подготовлена эмблема Андреевских научных чтений, которые были учреждены в музее-заповеднике "Царицыно" в память Лидии Владимировны.
Царицыно

А.С.: Соцсети. Директор обязан там отмечаться и рекомендовать сотрудникам участвовать в соцсетях?

Е.Ф.: Нет, конечно, это не обязательно!  Но тем не менее соцсети удобны, чтобы знать кто чем живёт. В нашем случае – мы всегда более или менее в курсе происходящих выставок и мероприятий, что помогает межмузейной коммуникации. Хотя, конечно, событий столько, что везде оказаться не получается.

А.С.: Вы не коллекционируете что-нибудь интересное? Может быть, просто дома читаете книги? Какие? Или пишете научную работу?

Е.Ф.: Полюбила художественный фарфор, но не могу сказать, что коллекционирую. Это несистематические приобретения того, что приглянулось. Книги читаю разные. И художественную литературу, и детскую, и научную. При выборе книг руководствуюсь рекомендациями друзей. Что касается научной работы… Когда-то мой наставник предлагал мне написать диссертацию по журналу «Декоративное искусство СССР». Я брала у него подшивки номеров, несла через заснеженные улицы домой, листала, внимательно рассматривая. Но так и не решилась написать работу. И вот, через много лет, в рамках работы в музее начала заниматься декоративным искусством. Причём, многие артефакты из нашей коллекции были опубликованы именно в журнале «Декоративное искусство СССР». Так что случайности не случайны! 

Елизавета Фокина

А.С.: Как вы относитесь к сотрудничеству музеев и частных коллекционеров? Может быть, уже есть некий пул коллекционеров, с которыми регулярно работаете?

Е.Ф.: Сотрудничество с частными коллекционерами и галереями для нас – обычная практика. Мы часто приглашаем частных коллекционеров к участию в наших выставках. Для последних наших проектов предметы из своих собраний предоставляли Инна Баженова, Андрей Кусакин, Александр Севастьянов, Сергей Подстаницкий. На новой выставке в Малом дворце демонстрируется русский фарфор эпохи модерна из частного собрания Фарида Юнусова и Сергея Набоких. В декабре мы открываем выставку «Русский интерьер. От барокко до минимализма», и на ней будет много редких предметов, предоставленных частными коллекционерами и галереями («Три века», «Эритаж», «Русская усадьба», «СОВ-АРТ»).

Царицыно

А.С.: А знакомые коллекционеры-фалеристы есть? Или, может быть, планируете сделать с кем-нибудь выставку наград?

Е.Ф.: Мы познакомились с Андреем Хазиным, его коллекция рыцарских орденов Европы известна по всему миру. По наградам нас больше интересует Российская империя и то, что связано со временем Екатерины II. При ней были учреждены орден Святого Георгия и Святого Владимира. Вот этот вопрос нам был бы интересен. Конечно же, нельзя игнорировать живописные портреты деятелей XVIII века, на многих из них изображены награды. Так что в этой области можно работать!

А.С.: Предположим, прочитав это интервью, кто-то из коллег-фалеристов захочет предоставить серьёзный материал для показа. Может он обратиться в Царицыно?

Е.Ф.: Всё обсуждаемо. Но нужно понимать, что мы работаем по выставочному плану на два-три года вперёд. И проект невозможно сделать сиюминутно. Но мы открыты к сотрудничеству.

Алексей Сидельников и Елизавета Фокина

Изображения для статьи выполнил
фотограф Дмитрий Щёлоков

 

Романовы. Воспоминания о Крыме

Искусствовед Лидия Владимировна Андреева

Коллекционирование – дело семейное. Татьяна и Сергей Подстаницкие

Портрет XVIII века из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Мобили. Последний нонконформист (Юрий Носов)

Русский фарфор эпохи модерна из частного собрания Фарида Юнусова и Сергея Набоких

«Двойная коллекция» Дмитрия Бертмана

Коллекция купцов Щукиных (Илья Доронченков)

 

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы