Культурный полюс. Таруса

Культурный полюс. Таруса

in Новости музеев 936 views

Музей «Новый Иерусалим» 23 ав­гус­та от­кры­вает выста­воч­но-про­све­ти­тель­ский проект «Куль­турный полюс. Таруса», ко­торый объе­динит бо­лее 100 жи­вописных, гра­фических, скульп­тур­ных и мо­заичных про­из­ве­дений мастеров, чьё твор­чество не­разрывно свя­зано с Та­русой – По­ленова, Бо­рисо­ва-Му­сатова, Штейн­берга, – и ху­дож­ников «Та­русской школы». Выставка позволит по­се­ти­телям поразмышлять о фе­но­ме­не «места силы» для художника. Часть работ зрители увидят впервые. Экспозицию дополнит про­све­ти­тель­ская программа для самой широкой аудитории.

Выставка «Культурный полюс. Таруса» создана Государственным исто­рико-ху­доже­ствен­ным музеем «Новый Иерусалим» в партнерстве с Vikhro­vaart gallery и Благо­тво­ритель­ным фондом сохранения куль­турно-исто­рического и при­родного наследия Тарусы.

Василий Поленов. Ока осенью. 1903. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Василий Поленов. Ока осенью. 1903. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Николай Крымов. Река Ока. 1934. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Николай Крымов. Река Ока. 1934. Музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Людмила Маркелова. Рыба в Тарусе. 1991-1992. Музей «Новый Иерусалим»
  • Александр Подколзин. Зимний пейзаж. 1980-е гг. Музей «Новый Иерусалим»
Татьяна Файдыш. Яблоко раздора. 2015. Частная коллекция
Татьяна Файдыш. Яблоко раздора. 2015. Частная коллекция

Таруса – один из эпицентров современного искусства в России, известный далеко за пределами нашей страны. Это уникальное место считают своей творческой альма-матер художники разных стилей и направлений, скульпторы, архи­тек­торы, музыканты и литераторы. Здесь, как в Фонтенбло в XVI веке, в Барбизоне XIX века, в Париже первой четверти XX века и послевоенном Лондоне, на протяжении многих лет собираются представители раз­лич­ных творческих направлений со всего мира: живописцы, графики, мозаи­чисты, иконописцы, импрес­сионисты, реа­листы, нонконформисты и мастера прикладного искусства.

Елена Утенкова-Тихонова. Подружки. 2018. Частная коллекция
Елена Утенкова-Тихонова. Подружки. 2018. Частная коллекция
  • Елена Утенкова-Тихонова. Кинотеатр «Родина». Из цикла «Когда папа был маленьким». 2020       
  • Елена Утенкова-Тихонова. Калитка. 2021. Частная коллекция
Елена Утенкова-Тихонова. Ёлка. 2019. Частная коллекция
Елена Утенкова-Тихонова. Ёлка. 2019. Частная коллекция

В числе задач выставочного проекта – ввести в научный оборот термин «Тарусская школа», вполне применимый к этому уникальному месту, рассмотреть Тарусу как явление, объединяющее художников разных стилей и направлений, взаимно обогащающее их через сотворчество и не умаляющее при этом неповторимого художественного почерка каждого.

Всего проект продемонстрирует 118 произведений как заметных художников, творивших в Тарусе, так и малоизвестных авторов XX–XXI веков из коллекции музея «Новый Иерусалим», Госу­дарствен­ного мемо­риаль­ного исто­рико-худо­жествен­ного и природного музея-за­поведника В.Д. Поленова, из фондов Vikhrovaart gallery и частных коллекций.

Василий Поленов. Ранний снег. 1898. Музей-заповедник В.Д. Поленова
Василий Поленов. Ранний снег. 1898. Музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Ирина Старженецка. Реквием. 2022-2023. Частная коллекция
  • Ирина Старженецка. Реквием (Чёрный всадник). 2022-2023. Частная коллекция

В экспозицию войдут произведения Василия Поленова, редко экспо­ни­ро­вав­шиеся работы Николая Крымова, Марии Якунчиковой, Виктора Борисова-Мусатова, а также Александра Подколзина, Игоря Купряшина, Владимира Башлыкова и других мастеров.

Впервые в большом объеме посетители музея увидят работы Василия Шитикова, в том числе его акварель с изображением Цветаевского дома, дачи «Песочное», где прошло счастливое детство Марины, Анастасии, Андрея и Валерии Цветаевых.

Вниманию зрителей предстанет вну­шительная коллекция гра­фи­чес­ких произведений Эдуарда Штейнберга, одного из ярких представителей плеяды ху­дожников-нон­кон­фор­мис­тов. Эти произведения был созданы в последний год жизни художника в Тарусе.

Современные авторы «Тарусской школы» будут представлены в основном работами последних лет, многие из которых впервые демонстрируются публике. В их числе — мозаичное панно Марко Бравура, итальянского мозаичиста, долгие годы работающего в Тарусе.

  • Николай Крымов. Солнечный день. Первая половина ХХ века (?). Музей-заповедник В.Д. Поленова
  • Игорь Купряшин. Пустырь. Деревня. 1966. Музей «Новый Иерусалим»
Эдуард Штейнберг. Композиция. 2011. Собственность Галины Маневич,  вдовы художника
Эдуард Штейнберг. Композиция. 2011. Собственность Галины Маневич,
вдовы художника
  • Василий Шитиков. Мельница. 1912. Музей «Новый Иерусалим»
  • Василий Шитиков. Дом В.В. Вульф в Тарусе. 1927. Музей «Новый Иерусалим»

Художественная активность в Тарусе не прерывается на протяжении вот уже более века с начала 1890-х годов, когда Василий Дмитриевич Поленов начал строить на правом берегу Оки усадьбу «Борок» (будущее «Поленово»), а Иван Владимирович Цветаев, будущий создатель Музея изящных искусств на Волхонке, снял дачу «Песочное» на про­ти­во­по­лож­ном берегу. В самые тяжелые времена, начиная с 1920-х годов, Таруса была местом вынужденного поселения для представителей репрессированной творческой интеллигенции страны, которым не разрешали селиться ближе, чем за 100 км от крупных городов. И даже во времена хрущевской оттепели выпуск не прошедшего должной цензуры альманаха «Тарусские страницы» и первая в СССР выставка молодых ху­дожников-нон­конфор­мистов вы­зва­ли грозу на головы причастных к этим знаковым событиям, ведь признанным в стране жанром ещё два десятилетия оставался исключительно соцреализм. Важной частью экспозиции станут работы советских мастеров, которые пересекались в знаменитом Доме творчества под Тарусой.

Мария Дрезнина. Сад теряет свои очертания на заходе солнца. 2021. Частная коллекция
Мария Дрезнина. Сад теряет свои очертания на заходе солнца. 2021. Частная коллекция
  • Мария Дрезнина. Алыча цветёт. 2014. Частная коллекция
  • Мария Дрезнина. Весна в Крыму. 2018. Частная коллекция
  • Мария Дрезнина. Акация Золотой Дождь. 1999. Из частной коллекции Юлии Титель      

По замыслу кураторов, проект «Культурный полюс. Таруса» призван обратить внимание на лучшие традиции отечественного искусства в контексте мировой культуры и на феномен гения места, который до сих пор притягивает мастеров высокого художественного уровня. Также он станет данью памяти Василия Поленова, художника с уникальной способностью улавливать духовную атмосферу, чей 180-летний юбилей со дня рождения отмечается в 2024 году.

  • Марко Бравура. Внутреннее очарование. 2015. Коллекция Исмаила Ахметова
  • Марко Бравура. Подпись есть подпись. 2021. Коллекция Исмаила Ахметова
  •  Сергей Пилипенко. Следы зимы. 2023. Частная коллекция
  • Сергей Пилипенко. Облака (Лошадка). 2023. Частная коллекция
  • Сергей Пилипенко. Весна прилетела. 2024. Частная коллекция
  • Михаил Тихонов. У зеркала. 2021. Частная коллекция
  • Мария Якунчикова. Тарусский паром. 1893. Музей-заповедник В.Д. Поленова

Экспозицию выставки составят десять зонированных пространств, активно взаимодействующих друг с другом. Посетитель сможет проследить процессы становления Тарусы как творческого и культурного центра, взаимодействие разных видов искусства, которое вырастило новое поколение художников. Также специально для выставки создана инсталляция «Дома и имена Тарусы», которая расскажет посетителям о ключевых вехах становления Тарусы в качестве культурного полюса России.

Выставка будет интересна широкому кругу зрителей, а также специалистам и коллекционерам, поскольку покажет творчество и известных мастеров, и тех, чьи имена забылись в бурных перипетиях российской истории конца XX, и вместе с тем откроет новые имена выдающихся современных художников XXI века.

Особенностью проекта, подчёр­киваю­щей его про­свети­тель­ский аспект, станет насыщенная обра­зовательная программа для самой разнообразной аудитории — встречи с художниками, мастер-классы и другие мероприятия.

Пресс-служба музея "Новый Иерусалим"
6.08.2024


Музей «Новый Иерусалим»

Музей «Новый Иерусалим» занимает более 10.000 кв. м. выставочных площадей. Обладает уникальными историческими экспонатами, дополненными мультимедийными технологиями. Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190.000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции.

Приоритет в экспозиции отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени.

Музей «Новый Иерусалим»

Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1

23 августа — 20 октября 2024

Купить билет в музей «Новый Иерусалим»

Мастер Репин. Впечатление от выставки

_________________

 Обсуждение в телеграмм >>>