Елена Болотских

Елена Болотских «Возвращение»

in Новости музеев 256 views

С 5 по 20 февраля  2025 года в Гале­рее «Ко­ло­коль­ни­ков 17» прой­дёт пер­со­наль­ная вы­­став­ка «Воз­вра­­щение» ху­дож­ника Елены Болотских.

Елена Григорьевна Болотских – Заслу­женный худож­ник Рос­­сийской Фе­де­рации, По­чёт­ный член академик Рос­сийской ака­демии худо­жеств, Член Союза худож­ников СССР, Рос­­сийского сою­за ху­дож­ников, Мос­ков­ского союза худож­ников, Твор­ческого союза художников России.

Творчество Елены Болотских — не­сом­ненно, является иллюстра­цией кон­цепции «всемирной отзыв­чи­вос­ти» русской души. Один из лучших русских теологов нашего века, отец Георгий Флоровский, сфор­мулировал этот «роковой» дар, создающий «в душе какие-то кочевые привычки, привычку жить на развалинах или в походных шатрах».

Елена Болотских
Елена Болотских

Биография художницы служит луч­шим комментарием к её полотнам. Родилась она за квартал от церкви Троицы-в-Листах, рядом со знаме­нитой Сухаревской башней, самой великолепной московской построй­кой эпохи Петра І.  «В листах» — значит там, где жили мастера лубка, средневековой печатной листовки с картинкой. Логично, что Елена родилась рядом с храмом худож­ников, своих древнерусских коллег. Но в ее детстве и Сухаревской башни уже не было (ее снесли советские утописты — она якобы «мешала уличному движению»), и Троица-в-Листах стояла наглухо заколоченная, без куполов и крестов.

С начала 1980-х годов Елена Болотских постоянный участник российских и зарубежных выставок современного искусства, в их числе персональные выставки в Норвегии, Франции, Германии, США и более двадцати в России. Её работы демонстрируются в музеях нашей страны и за рубежом. В экспозицию данной выставки вошли знаковые работы разных лет и новая серия «Пласты и контррельефы» 2024 —  2025 годов.

Наставником Елены в начале её творческого пути стал искусствовед и реставратор Савва Ямщиков, он указал ей путь становления через обращение к корням, к искусству и культуре наших предков, поэтому в ранних и в современных работах Елены Болотских прослеживается влияние древнерусского искусства: иконописи, фрески, резьбы по дереву и камню. Знаковая символика икон, рельефные, как будто вылепленные стены псковских храмов, паволока, вздыбленная складками, органично вошли в её живопись, в которой легко соединяются традиции прадедов с технологическими экспериментами, идея объединения вечного с сиюминутным и побуждает бесконечный творческий процесс.

Искусствовед Вильям Мейланд пишет о ее работах: «То что изображает Елена на холсте или другом материале не всегда можно назвать привычным словом «картина» иногда её произведения напоминают фрески в храме, иногда иконы, но по своей образной сути и стилистике – это видения».

Картины Елены, проникнутые скорбью либо надеждой, а чаще всего — двуединой скорбью-надеждой — именно медитация. То есть раздумье, которое хочет быть молитвой. Либо же воспоминание, которое  переходит в ностальгию  по ушедшему. Среди ее предшественниц — величайшая феминистка русского искусства ХХ века Наталья Гончарова, чей православный предреволюционный авангард шокировал консервативные церковные круги. А также Лидия Мастеркова, ночное светило так называемого «неофициального искусства» 1960-х, оттепельных годов, мастерица информеля, пытавшаяся проложить обратный путь от «Чёрного квадрата» к иконе.

Елена с трепетной нежностью говорит о Гончаровой и Мастерковой , как о своих любимых учителях.

Оказавшись в Норвегии, она впервые «живьем» увидела работы Тапиеса, очень тонко психологически соответствующие её собственному идеалу «картины-стены», «картины-дома». Елена превращает картину в подобие укрома от всех невзгод и живет в этом космосе подобно  комете, горящей и освещающей прошлое и будущее. Выстроенные ею стены почернели от гари и непогоды, исцарапаны непонятными знаками, таящими одновременно надежду и угрозу – и напоминают не уютный эрмитаж, а аскетичную келью в разоренном, но вновь духовно заселённом монастыре. Краски напитываются предчувствием светлого чуда и сторона квадрата готовится распахнуться окном.

Елена Болотских, как и её учитель Савва Ямщиков, верит в чудо преображения души человека через подлинное искусство и идет по этому тернистому пути созидания, соединяющему душу человека с пространством и временем прошлого и будущего.

Куратор

Куратор Валерий Дудаков.

2.02.2025

Арт-пространство «Колокольников, 17»

Галерея «Колокольников, 17»

Москва. Колокольников переулок, 17, подъезд 2, код 77,

пн-пт 12:00-20:00; сб, вс 12:00-18:00

тел. +7 (964) 763-59-89

5 — 20 февраля  2025 г.

 

Визуализация невидимого. Елена Болотских

Коллекционер Валерий Дудаков. Интервью

__________________

Обсудить в Телеграм >>>