Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остаётся малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Живопись нитью
Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублёва, ЦАК МДА
и частных коллекций
Выставка, полностью посвящённая лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней будут представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершенной композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублёва.
- Палица «Рождество Богоматери». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 42,0×42,0 см. Музей им. А. Рублёва
- Палица «Сошествие во ад». 1439/40 г. Ткань, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 37,0×35,0 см. Музей им. А. Рублёва
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шёлковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени – крупноформатные изделия вышивались от года до трёх лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитьё XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
- Воздух «Богоматерь Знамение». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 50,0×53,0 см. Музей им. А. Рублёва
- Воздух «Литургия ангелов». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 56,0×48,0 см. Музей им. А. Рублёва
- Покров с изображением «Сошествие во ад». XVIII век. Грузия. Золотные нити, серебряные нити, шёлк чёрный, шитьё. 58,0×70,0 см. Музей им. А. Рублёва
В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублёва, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.
Куратор
Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидат исторических наук Е.В. Давыдова.
Отдел по связям с общественностью Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва 13.06.2024
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
Москва, Андроньевская пл., д. 10
20 июня – 8 сентября 2024 г.
Купить билеты в Музей Андрея Рублёва
__________________