Живопись нитью

Живопись нитью

in Новости музеев 348 views

Искусство средневекового цер­ковного шитья до сих пор ос­таёт­ся ма­ло­из­ве­ст­ным ши­ро­кой аудитории. Па­мят­ники, соз­дан­ные мас­терица­ми не­сколь­ко ве­­ков на­зад, ма­ло­чис­лен­ны – вви­ду осо­бен­нос­тей тех­ники из­го­тов­ле­ния и ма­те­риа­лов, а так­же из-за использования в бо­го­слу­жеб­ном оби­хо­де, они до­воль­но быстро раз­рушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.

Живопись нитью

Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублёва, ЦАК МДА

и частных коллекций

Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII века. Россия. Холст, шёлк, золотные, серебряные и шёлковые нити, канитель, шитьё. 54,7×50,0×0,2 см. Музей им. А. Рублёва
Пелена «Иоанн Предтеча и преподобный Симеон Столпник». Вторая четверть XVII века. Россия. Холст, шёлк, золотные, серебряные и шёлковые нити, канитель, шитьё. 54,7×50,0×0,2 см. Музей им. А. Рублёва

Выставка, полностью посвящённая лицевому шитью – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. На ней будут представлены произведения XV–XX веков различного функционального назначения: иконы, церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены, а также иконы из бисера и образа в шитых ризах. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь кня­гини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андрееви­ча Храброго, и пред­по­ложитель­но имела поминальное значение. Судя по изысканным пропорциям фигур и совершен­ной композиции, зна­менщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший худо­жественную линию произведений Андрея Рублёва.

  • Палица «Рождество Богоматери». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 42,0×42,0 см. Музей им. А. Рублёва
  • Палица «Сошествие во ад». 1439/40 г. Ткань, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 37,0×35,0 см. Музей им. А. Рублёва

Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шёлковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени – крупноформатные изделия вышивались от года до трёх лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева. Шитьё XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».

  • Воздух «Богоматерь Знамение». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 50,0×53,0 см. Музей им. А. Рублёва
  • Воздух «Литургия ангелов». XVII век. Шёлк, шёлковые нити, золотные нити, серебряные нити, шитьё. 56,0×48,0 см. Музей им. А. Рублёва
  • Покров с изображением «Сошествие во ад». XVIII век. Грузия. Золотные нити, серебряные нити, шёлк чёрный, шитьё. 58,0×70,0 см. Музей им. А. Рублёва

В экспозицию вошли памятники из фондов Музея имени Андрея Рублёва, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и частных коллекций.

Куратор

Куратор выставки – заведующая сектором декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела, кандидат исторических наук Е.В. Давыдова.

Отдел по связям с общественностью
Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва
13.06.2024

Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва

Москва, Андроньевская пл., д. 10

20 июня – 8 сентября 2024 г.

Купить билеты в Музей Андрея Рублёва

Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе

__________________

В телеграмм >>>