1812 годъ, сентябрь 25-го

1812 годъ, сентябрь 25-го

in Часы 1173 views

Представьте себе Бородинское поле после битвы, тысячи убитых с обеих сторон, стоны раненных людей и ржание лошадей, гортанные команды офицеров и сигналы горнов. Русские войска ушли на Москву по Калужскому тракту (Старая Калужская дорога); кругом поднимается пыль от повозок, лошадей, пушек и пехоты; горят деревья, дома, разбитые редуты, перевёрнутые колесницы и орудия.

Россия, бранная царица,
Воспомни древние права!
Померкни, солнце Австерлица!
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие,
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
Война по гроб — наш договор!

А.С. Пушкин. Наполеон

По полю гуляют санитары и похоронные команды французов, помогая своим, очень надеюсь и нашим раненым, собирая останки своих и обыскивая чужих — русских солдат и офицеров. Один из французских солдат, может Пьер, Жюль или Жак, обыскивая убитого русского офицера, вытащил из кармана часы…

Серебряные английские часы, конец 18, начало 19 веков, шпиндельных ход с улиткой-фузеей с цепочкой, циферблат выполнен в виде государственного герба России. Часы являлись подарком из Кабинета его императорского величества

Вечером французы хвастались друг перед другом своими трофеями: кто-то показывал деньги, кто-то ордена, табакерки, часы. Пару дней спустя, один из завистников, которому ничего не досталось,  доложил своему офицеру о мародёрстве товарища по похоронной команде, и офицер отобрал часы. А может было по-другому: офицер увидел у солдата часы и выпросил себе в обмен на отпуск.

Через месяц после Бородинского сражения, 25 сентября 1812 года, офицер-разведчик Александр Фигнер, будучи в разведке в форме французского кирасира в селе Богородское в окрестностях Тарутина и Малоярославца, увидел эти часы у французского офицера, когда тот хвастался перед ним.

Необходимо подчеркнуть, что штабс-капитан артиллерии Александр Фигнер был образованный, смелый, дерзкий, наглый, отлично владел французским, немецким и итальянским языками. Когда при главной армии началась организация партизанских отрядов, Фигнер стал во главе одного такого отряда, и районом своих действий выбрал самый опасный и трудный – Подмосковье. Любимой его проделкой было забираться переодетым в места стоянки французов и там выспрашивать, и выведывать все нужное ему. Это он называл предпринять «странствие». Что-то было «сатанистическое» в этом артиллерийском капитане, хотя с виду, по внешности, как говорил Д.В. Давыдов, «в нем ничего не было примечательного: он был среднего роста, приятной физиономии, белокур, круглолиц, с серыми глазами, с маленьким круглым носом, ни худ ни толст…».

Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) — подполковник Главного штаба
Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) — подполковник Главного штаба

Хочу привести описание подвигов Фигнера из книги «Отечественная война и русское общество 1812 – 1912 года», ярко иллюстрирующее характер этого офицера. Прочтите, не пожалеете. Очень может быть, что описанное «странствие» Фигнера с поручиком Сумского гусарского полка Орловым как раз и имеет отношение к моему рассказу и часам.

Отечественная война и русское общество 1812 – 1912 года

Увидев часы у французского офицера, Александр Фигнер сразу понял, что это был подарок императора Александра I неизвестному офицеру, павшему в битве при Бородино. В царской России часы с государственным гербом не продавались в обычных часовых магазинах, их только дарили от имени императора. Вероятно, Фигнер уговорил француза продать ему эти часы, мотивируя тем, что в предстоящей битве тот себе раздобудет уже золотые часы (хотя он мог просто и убить француза…). Часы француз продал, а вот Тарутинский бой или битву под рекой Чернишнею французы проиграли, и русская армия погнала Наполеона до самого Парижа.

Позднее Фигнер подарил часы дьячку-партизану села Рюховское, Волоколамского уезда Василию Рагозину. Кстати, село Богородское и Рюховское существуют и поныне, так что можно там побродить и представить события двухсотлетней давности.  Я купил эти часы в Америке у потомков дьячка, которым вообще было всё равно, кто такой Александр  I, Фигнер, дьяк и что это за часы. Как истинные американцы, их интересовали только баксы, поэтому они продали их по относительно смешной цене для такого раритета, а историю, вручную написанную на старой английской книге, мне показали бесплатно. Книга принадлежала какому-то их далекому английскому предку, поэтому она была ценной для них, в отличие от часов. Остальные детали событий я домыслил, но то, что видели данные часы просто впечатляет. Не сомневаюсь, что в «генетической памяти» часов сохранилась вся информация о происходивших событиях, свидетелем которых они были. Лет через 100-200 изобретут прибор, который сможет прочесть скрытую информацию, и мы узнаем всю правду.

Давайте подождем немножко…

Владимир Юдкевич,
коллекционер царских наградных часов


Владимир Юдкевич
Владимир Юдкевич

Юдкевич Владимир Юрьевич

Коллекционер часов.

Печатался в изданиях «Военная мысль», «Зарубежное военное обозрение», «Антиквариат», «Милитари Крым».

Автор в соавторстве «Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи» в 3-х книгах.

Коллекция часов выставляется в музеях.

 

Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011
Мазяркин Г., Юдкевич В. Подарочные, наградные и призовые карманные часы Российской империи. В 3 книгах. 2011

Коллекционирование часов

Часы, как и рукописи, не горят

Призовые часы в Русской императорской армии

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Третий и четвёртый

Третий и четвёртый

Сегодня я слегка прикоснусь к ис­то­риям о великом князе Владимире Алек­санд­ровиче и
Часовые курьёзы

Часовые курьёзы

Сегодня мы расскажем о часовых курьёзах. Нет, не о том, что человек
Перейти К началу страницы