Вилейский краеведческий музей

Вилейский краеведческий музей

in Музей 3124 views

Замысел организовать в Вилейке краевед­ческий музей (Вілейскі края­знаўчы музей) зародился ещё в далёком 1939 году, когда город стал центром Вилейской области Белорусской ССР. Об этом даже писал в своем дневнике 27 ноября 1939 года классик белорусской литературы Максим Танк, который в то время был лит­работни­ком вилейской областной газеты «Вілейская праўда». Но грянула война, в сентябре 1944 года центр области был перенесён в г. Молодечно, а область пере­именована в Молодечненскую, и только через сорок лет идея о создании музея в Вилейке была осуществлена.

Здание Вилейского краеведческого музея. 2023
Здание Вилейского краеведческого музея. Будынак Вілейскага краязнаўчага музея. 2023

Историческая справка

30 июля 1982 года Центральный комитет Коммунистической партии Беларуси принял постановление о создании Вилейского историко-краеведческого музея. Музей разместился в здании бывшей пожарной охраны, памятнике гражданской архитектуры начала ХХ-го века.

  • Вилейская пожарная станция. 1920 год
  • Пожарная автоцистерна ПМЗ-8 на шасси УралЗИС-5 на фоне Вилейской пожарной станции. 1950-е года

7 мая 1985 года была открыта первая экспозиция в музее. 1 января 2005 года музей сменил название и с того времени он называется государственное учреждение «Вилейский краеведческий музей».

В 1997 году, согласно постановлению Вилейского районного исполнительного комитета, в отдельном здании (напротив музея) открыт выставочный зал имени Никодима Юрьевича Силивано́вича (1834−1919), академика живописи российской Императорской Академии художеств, уроженца Вилейщины.

Выставочный зал имени Никодима Силивановича. 2024
Выставочный зал имени Никодима Силивановича. 2024

В выставочном зале музея почти каждый месяц открываются новые временные экспозиции, проходят интересные встречи, презентации. Уютный зал, благоприятная обстановка привлекает многих художников, фотографов, мастеров и коллекционеров из разных городов не только Беларуси.

В 2014 году музей был закрыт, здание нуждалось в капитальном ремонте. С мая 2015 года он снова принимает посетителей.

Основными направлениями деятельности музея являются: комплектование фондов, научно-фондовая, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная и научно-просветительская работа.

Фонды музея

По состоянию на 1 января 2024 года в Вилейском краеведческом музее насчитывается 25963 предметов основного фонда и 8270 – научно-вспомогательного фонда.

Предметы основного фонда распределены по 20 коллекциям:

  • археология;
  • бонистика;
  • вексиллология;
  • декоративно прикладное искусство;
  • документы;
  • изобразительное искусство;
  • керамика, стекло, фарфор;
  • кино-фонодокументы;
  • нумизматика;
  • печатные издания;
  • оружие и амуниция;
  • одежда;
  • сфрагистика;
  • ткачество;
  • фалеристика;
  • филокартия;
  • филателия;
  • фотодокументы;
  • этнография.

Двести шестьдесят два предмета основного фонда полностью или частично изготовлены из драгоценных металлов или камней.

Археология

Коллекция «Археология» насчитывает более 5700 предметов основного фонда. Источниками пополнения являлись археологические разведки и раскопки. В коллекции представлены материалы разных исторических эпох – от каменного века до средневековья.

Последние находки, которые были переданы в фонды музея это материалы раскопок 2016-2018 годов курганного могильника близ д. Костыки Вилейского района. Руководителем работ был археолог, кандидат исторических наук Николай Александрович Плавинский. Материалы раскопок датируются серединой ХI–ХII веков.

Материалы раскопок курганного могильника близ д. Костыки. Горшок глиняный орнаментированный, пряслицы глиняные, подвеска трапециеподобная медная от женского головного украшения, фрагмент каменного шлифованного топора, фрагмент стенки тигеля для плавки олова.
Материалы раскопок курганного могильника близ д. Костыки. Горшок глиняный орнаментированный, пряслицы глиняные, подвеска трапециеподобная медная от женского головного украшения, фрагмент каменного шлифованного топора, фрагмент стенки тигеля для плавки олова
Материалы раскопок курганных могильников близ д. Малевичи. Кольца поясные с фрагментами кожаного ремешка, пластинки четырёхугольные от женского головного убора, серьги, кольцо пластинчатое, кольцо-перстень щитковой с разомкнутыми концами
Материалы раскопок курганных могильников близ д. Малевичи. Кольца поясные с фрагментами кожаного ремешка, пластинки четырёхугольные от женского головного убора, серьги, кольцо пластинчатое, кольцо-перстень щитковой с разомкнутыми концами

Раскопки курганных могильников близ д. Малевичи Вилейского района проходили в 2004 году. Материалы раскопок датируются XII – началом XIV веков. Руководитель работ археолог, кандидат исторических наук Людмила Владимировна Дучиц.

  • Единичные археологические находки обнаруженные на территории Вилейского района. Топоры каменные шлифованные со сквозными отверстиями, топоры кремневые, зуб дикого коня, украшение каменное женское, тигель для плавки олова
  • Единичные археологические находки оружия, обнаруженные на территории Вилейского района. Наконечник копья и наконечники стрел

Коллекции нумизматика и бонистика

Довольно многочисленной является и коллекции нумизматики и бонистики. Она включает в себя более 2100 монет и 500 бон (бумажных денежных знаков).

В коллекции нумизматика самым интересным является монетно-вещевой клад XVII века. Клад был найден в 1976 году в деревне Костиневичи Вилейского района. Обстоятельства его обнаружения, на какой глубине он был спрятан, где находились монеты, а также является ли это целым кладом или только его частью, неизвестны. 11 мая 1983 года клад был передан музею бывшим заместителем начальника РОВД по политической работе Сороко Иваном Николаевичем.

Монетно-вещевой клад XVII века из д. Костиневичи Вилейского района
Монетно-вещевой клад XVII века из д. Костиневичи Вилейского района / Манетна-рэчавы скарб XVII ст. з в. Касціневічы Вілейскага раёна

Клад датируется второй половиной 50-х годов XVII века (между 1655 и 1659 годами), так как в 1659 году началась массовая чеканка медных монет – «боратинок», отсутствующих в кладе.

Клад состоит из 1009 единиц – 1007 монет и двух серебряных колец. Самая старая монета клада – солид Сигизмунда III Вазы, Речи Посполитой (литовский монетный двор) 1597 года и солид Рижского архиепископства 1578 года. Самые молодые монеты клада – солид Карла X Густава, Балтийский владения Швеции (Рижский монетный двор (Городской монетный двор) и Ливонский монетный двор (Государственный монетный двор в Риге) 1655 годов. Есть в составе клада и монеты Московского царства – копейки Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Клад из Костиневич описан в книге «З глыбіні стагоддзяў… Скарбы музеяў Мінскай вобласті» [1].

Предметы быта и этнография

Коллекция «Предметы быта и этнография» насчитывает 665 музейных предметов. Именно эта коллекция даёт представление о самобытном Вилейском крае с его традиционной культурой и укладом жизни. Особое место в коллекции занимает традиционный костюм местных жителей — Вилейский строй.

Вилейский строй и другие экспонаты из коллекция «Предметы быта и этнография» во временном разделе «Беларуская хатка»
Вилейский строй и другие экспонаты из коллекция «Предметы быта и этнография» во временном разделе «Беларуская хатка»

Наиболее интересные произведения изобразительного искусства

Наиболее интересными экспонатами изобразительного искусства в Вилейском краеведческом музее являются: серия графических работ Григория Поплавского «Время длинных ножей», картина Андрея Соколова «Над Аралом» и коллекция прикладного искусства «маляванкі на шкле» (рисунки на стекле). О них расскажем немного подробнее.

Георгий Георгиевич Поплавский (1931—2017) — советский и белорусский график и живописец, Народный художник Беларуси (1997). Работал в области станковой и книжной графики. Художник широкого диапазона, владел техниками линогравюры, литографии, офорта, сухой иглы, рисунка пером. Наиболее значительные графические циклы: «Память» (1968), «Браславщина — край озерный» (1971-1998), «Командиры» (1973), «Озерный край» (1975), «Море Беринга» (1979), «Время длинных ножей» (1982), «Льны Браславщины» (1982), «Чернобыль. Деревья без листьев» (1987). Работы в книжной графике: оформление произведений Я. Купалы, Я. Коласа, А. Кулешова, В. Короткевича, В. Быкова, А. Адамовича, классиков мировой литературы. Среди живописных работ: «Сыновья-партизаны» (1969), «Браславские колхозницы» (1970), «Блокада» (1976), «Камыш» (1977).

Работы Поплавского находятся в Национальном художественном музее Беларуси, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Смитсоновском центре в г. Вашингтон (США), выставочном объединении «Центральный Дом художника».

Поэтому Вилейский краеведческий музей гордится тем, что шесть работ из цикла «Время длинных ножей» находятся в фондах.

Поплавский Г.Г. Из цикла «Время длинных ножей»
Поплавский Г.Г. Из цикла «Время длинных ножей»

Соколов Андрей Константинович (1931—2007) — советский и российский художник-фантаст (живопись, графика, космическое искусство), архитектор, Народный художник РСФСР (1982). Всё творчество Соколова посвящено теме освоения космоса — он первый в мире художник, который начал рисовать открытый космос, не выходя из мастерской.  Полотна Соколова выставлялись в Смитсоновском институте (США), в Дрезденской галерее, в музеях Берлина, Токио, Минска, многих городов СССР.

Соколов А.К. Над Аралом. 1978
Соколов А.К. Над Аралом. 1978

В Вилейском краеведческом музее находится подарок художника Андрея Соколова – картина «Над Аралом». Эскиз работы побывал в космосе, после чего была написана картина, на которой имеются бортовые штемпеля орбитальной станции «Салют-6» с подписями космонавтов.

Уникальное по-своему собрание предметов примитивного искусства: рисованные ковры (маляваныя дываны), рисунки на стекле (маляванкі на шкле), рисованные макатки. Эта коллекция действительно сокровища народного творчества. Традиция создания рисованных ковров и рисунков на стекле почти полностью исчезла в конце 1950-х годов, уступая место промышленному производству ковров и репродукциям картин. А в своё время они высоко ценились и являлись своеобразными семейными оберегами, символами гармонии, достатка, согласия и благополучия в доме и в целом мире.

В фондах музея нет оригинальных работ Никодима Юрьевича Силивановича, да и всего на территории Республики Беларуси их известно всего две. Но в Вилейском краеведческом музее можно увидеть выполненную вилейским художником Эдуардом Матюшонком копию картины Никодима Силивановича «Солдат с мальчиком» (1866), оригинал которой, находится в Национальном художественном музее Республики Беларуси в Минске.

  • Неизвестный автор. Рисунок на стекле «Барышня с маками». 1950-е
  • Матюшонок Э. Копия картины Н. Силивановича «Солдат с мальчиком». 1866

Кроме того, в музее есть работы народного художника Беларуси скульптора Владимира Ивановича Слободчикова, художника-графика Бориса Борисовича Цитовича и других авторов.

Оружие

Коллекция оружия в Вилейском музее относительно небольшая но и тут есть интересные экземпляры: сабля гвардейских шеволежеров Королевства Вестфалия, русская кавалерийская пика образца 1910 г., пистолет-пулемёт Судаева и другие.

Самым редким и можно сказать уникальным экспонатом, не смотря на значительные потери, является сабля гвардейских шеволежеров Королевства Вестфалия. О ней подробнее уже писалось ранее в статье «Памятные места Вилейского района, связанные с войной 1812 года».

Сабля гвардейских шеволежеров Королевства Вестфалия из д. Шиловичи

Интерес представляет наградное и подарочное оружие переданное в музей земляком[2], генерал-майором МВД Республики Беларусь Виктором Леонидовичем Филистовичем. Среди экспонатов переданных Л.В. Филистовичем наградной кортик врученный ему в 2012 году министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Владимиром Александровичем Колокольцевым и подарочная сабля от министра внутренних дел Республики Таджикистан генерал-полковника милиции Хомиддина Хасановича Шарифова.

Наградное и подарочное оружие генерала Филистовича в разделе временной экспозиции «Беларусь 21 века»
Наградное и подарочное оружие генерала Филистовича в разделе временной экспозиции «Беларусь 21 века»

Памятные места Вилейского района, связанные с войной 1812 года

Военная форма

В фондах музея около 100 предметов военной униформы и снаряжения. Это головные уборы (фуражки, кепи, пилотки), гимнастерки, кителя, тужурки, погоны, стальной нагрудник (СН-42) и т.д.

Наиболее интересными экспонатами в разделе униформа является довоенная повседневная форма летчика РККА Панина. Сам Иван Васильевич Панин не вернулся с боевого вылета 24 июня 1941 года и предположительно его самолет упал у д. Снежково под Вилейкой. На месте падения самолета установлен памятный знак. Внук Ивана Васильевича москвич Алексей Панин неоднократно приезжал в Вилейку на место падения самолета деда. В ходе одной из таких поездок в дар вилейскому музею, Алексей передал оригинальные фотографии, своего деда, лётчика Панина и его форму (гимнастерку и галифе).

Причём на фотографии летчика Панина с женой Анастасией и он как раз и запечатлён в этой форме.

  • Иван Васильевич и Анастасия Васильевна Панины. Фотография 1936 года
  • Повседневная форма лётчика РККА И.В. Панина в экспозиции музея

Также интересны и переданные военные вещи нашего земляка участника Первой мировой и гражданской войн Дубяго Варфоломея Ивановича (1870-1963). Его военная форма не сохранилась полностью. В музее хранится его гимнастёрка, папаха и башлык.

Гимнастёрка и башлык Дубяго Варфоломея Ивановича на временной эксплозии «Две войны-память одна». 2015
Гимнастёрка и башлык Дубяго Варфоломея Ивановича на временной эксплозии «Две войны-память одна». 2015

Фалеристика

Коллекция фалеристика включает 1074 предмета. В коллекции фалеристика в основном представлены награды СССР, Российской империи, Республики Беларусь, иностранные медали и знаки. Ряд наград и должностных знаков представляют интерес.

Наиболее интересны Георгиевские награды — кресты и медаль.  В фондах музея хранятся три креста. Два серебряных 4-й степени, один из которых «миллионник» и один «частник» без степенной и без номерной.

Летом 2003 года, при раскопках у деревни Порса Вилейского района, Минской области, среди останков 49 русских солдат и других сопутствующих находок, был обнаружен Георгиевский крест 4-й степени № 419176.

Георгиевский крест 4-й степени № 419176
Георгиевский крест 4-й степени № 419176

В ходе переписки с Российским Военно-историческим архивом был установлена имя и фамилия погибшего награждённого этой наградой.

«На Ваш запрос о воинских захоронениях на территории Республики Беларусь сообщаем выявленные в архиве сведения.

Из «Списка нижним чинам 178-го пехотного Венденского полка, награждённым Георгиевскими крестами Его Императорским Величеством Государем Императором через Его Императорское Высочество Великого Князя Георгия Михайловича 24 августа 1915 года» следует, что Георгиевский крест 4-й степени за № 419176 пожалован рядовому 178-го пехотного Венденского полка Клабукову Михаилу Сергеевичу, уроженцу Тобольской губернии Курганского уезда, он значится в списке под №37…»[3].

Но главное то, что эта находка дало возможность установить фамилии 48 из 49 погибших и похороненных в той братской могиле. Это стало возможно благодаря «Именному списку потерь нижних чинов 178-го пехотного Венденского полка за время боев с 26 августа по 15 сентября 1915 г.»[4].

Братская могила перезахороненных из Порсы на кладбище «Лесное» в г. Вилейка
Братская могила перезахороненных из Порсы на кладбище «Лесное» в г. Вилейка

Кому именно принадлежал Георгиевский крест 4-й степени №1188586 точно не известно. Он был приобретён у одного из местных жителей района. Можно предположить, что им награжден один из земляков в 1917 году. Но информации о награждении крестом с таким номером пока в архивных документах не обнаружено. По сведениям из книги Патрикеева[5] Георгиевские кресты 4-й степени №1188051–№1193324 относятся к крестам, выделенных на 7-ю армию.

Георгиевский крест 4-й степени №1188586 (миллионник)
Георгиевский крест 4-й степени №1188586 (миллионник)

Судя по состоянию самого креста кавалер свой крест носил довольно часто.

Георгиевский крест без степенной и без номерной, времен Временного правительства. Изготовлен частной мастерской из недрагоценного белого метала (предположительно мельхиора) со следами покрытия. Покрытие – под позолоту на основе медь содержащегося сплава. От времени покрытие сильно окислилось и по цвету сейчас тёмно-коричневое (цвет половой краски). Крест изготовлен из нескольких элементов: сам крест и центральный медальон. Методом изготовления чеканка элементов (штамповка из листа метала) с последующей в прессовкой центрального медальона в корпус креста. Характерная деталь дутость аверса и креста и медальона по сравнению с более плоским реверсом.

Георгиевский крест без степенной и без номерной, времён Временного правительства. Частное производство Кучкина
Георгиевский крест без степенной и без номерной, времён Временного правительства. Частное производство Кучкина

Можно предположить, что крест изготовлен после февраля 1917 года на фабрике Кучкина[6]. Покрытие (золочение) указывает на то, что он предназначался для замены крестов 1 или 2 степени изготовленных из золота. Георгиевские награды из драгоценных металлов после февральской революции 1917 года, часто жертвовали на нужды Армии и Революции. Вместо их делались такие Георгиевские кресты, из не драгоценных металлов. На них, при необходимости, гравировалась степень и номер отданной на переплавку.

Очень интересен, особенно в плане краеведения, должностной нагрудный знак «Помощник Вилейского городского старосты». Он изготовлен из бронзы, имеет овальную форму с четырьмя завитками по краю, петелькой со сквозным отверстием вверху, через которую знак подвешивался к цепи для ношения на груди.

На лицевой стороне, в центре, накладное изображение герба уездного города Вилейка[7] под короной Российской Империи, окруженный лентами с двумя служебными жезлами под гербом. По контуру знака надпись «Помощникъ вилейскага городскаго старосты» огражденный бортиком.

На реверсе выгравирована надпись-дата «11 июля 1892 год».

Должностной нагрудный знак «Помощник Вилейского городского старосты» также описан в книге «З глыбіні стагоддзяў… Скарбы музеяў Мінскай вобласті».

Должностной знак «Помощник Вилейского городского старосты»
Должностной знак «Помощник Вилейского городского старосты»

Контактная информация

Государственное учреждение «Вилейский краеведческий музей» с выставочным залом имени Н.Ю. Силивановича

222417 Республика Беларусь. Минская область,

г. Вилейка, площадь Свободы, 1[8].

Режим работы музея и выставочного зала им. Н.Ю. Силивановича:

вторник – воскресенье с 10.00 до 19.00.

Выходной день понедельник

E-mail: [email protected] Сайт http://vilmuseum.by/

Вилейский краеведческий музей приглашает к сотрудничеству всех кому есть, что показать и рассказать о себе и истории Вилейского края.

Каркотко Андрей Юрьевич
Директор ГУ «Вилейский краеведческий музей»
Магистр политических наук, историк
(изображения предоставил автор)

[1] З глыбіні стагоддзяў… Скарбы музеяў Мінскай вобласті / Альбом./укл. Палтавец Н.І.. — Мн.: ТАА «РЫФТУР ПРЫНТ», 2016. — 72 с.

[2] Филистович Виктор Леонидович родился в 1958 году в д. Дуровичи Вилейского района Минской области.

[3] Список нижним чинам 178-го пехотного Венденского полка, награжденным Георгиевскими крестами Его Императорским Величеством Государем Императором через Его Императорское Высочество Великого Князя Георгия Михайловича 24 августа 1915 года. РГВИА. Ф. 970 Оп. 3. Д. 1923.Л. 98 об. — 99

[4] Именной список потерь нижних чинов 178-го пехотного Венденского полка за время боев с 26 августа по 15 сентября 1915 г. РГВИА. Ф. 16196. Оп. 1. Д. 343.

[5] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. IV степень. Том 14. №№1000001–1299150. М., «Духовная Нива», 2014. – 1148 с.

[6] Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского. Москва издательство «Русский мир», 2001 г., 767 с.

[7] Сам герб был выгравирован на заготовке, крайне примитивно.

[8] Здание музея находится по адресу г. Вилейка, площадь Свободы, 8.

Андрей Каркотко. Все статьи

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы