Сорок произведений Ивана Шишкина из собрания Русского музея отправились в Кемерово, где будут представлены в Музее изобразительных искусств Кузбасса на выставке «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа». Экспозиция станет подарком к главному празднику региона – Дню шахтёра.
Выставка предваряет открытие Филиала Русского музея в городе Кемерово, который войдёт в состав музейно-театрального комплекса, строящегося по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
В апреле 2025 года в Кемерове открылось общественное пространство «Гостиная Русского музея», на базе которого проходят лекции, творческие встречи, мастер-классы, кинопоказы, камерные планшетные выставки. «Гостиная» будет работать до открытия Филиала.

- Шишкин И.И. Вид на острове Валааме (Местность Кукко) Этюд для картины. 1859. ГРМ
- Шишкин И.И. Пейзаж с гуляющими. 1869. Х.,м. 31.5 х 41.5. ГРМ
Экспозиция выставки «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа» построена по хронологическому принципу – от ранних работ до пейзажей 1890-х годов. Такой формат позволяет проследить творческий путь Ивана Шишкина и оценить особенности его стиля. Посещение выставки станет настоящим путешествием в мир русской природы, вдохновившей великого художника на создание его лучших произведений.
Среди ранних произведений, представленных в экспозиции, – «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), созданный Шишкиным в годы учебы в Академии художеств. За эту работу мастер получил малую серебряную медаль.
Следующим важным этапом в творчестве Ивана Шишкина стали знаменитые этюды, написанные им на Валааме: «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1859-1860), «Пейзаж с охотником. Остров Валаам» (1867). В 1860 году художник запечатлел творческую атмосферу одной из таких поездок в этюде «И. И. Шишкин и А. В. Гине в мастерской на острове Валааме».
- Шишкин И.И. Ивы, освещённые солнцем. Конец 1860-х — начало 1870-х. ГРМ
- Шишкин И.И. Буковый лес в Швейцарии. Х.,м. 1863. 85.5 х 124. ГРМ
После окончания Академии Шишкин отправился в Швейцарию и Германию, но эффектные альпийские виды не впечатлили художника так, как леса и отдельно стоящие деревья, напоминавшие родные края: посетители выставки увидят выдающиеся произведения – «Тевтобургский лес» (1865) и две версии «Букового леса в Швейцарии» (1863). Зарубежные поездки способствовали приобретению профессиональных навыков и формированию обостренного восприятия национальных особенностей родной природы.
Деревенские пейзажи и сцены крестьянской жизни тоже заняли важное место в творчестве Шишкина («Деревенский двор», конец 1860-х). Во второй половине XIX века, когда живопись конкурировала с фотографией, Иван Шишкин достиг выдающейся иллюзорной точности, которую демонстрирует прославленный камерный этюд «Травки» (1892), отражающий многообразие растительного мира.

Его пейзажи, будь то южные («Из окрестностей Гурзуфа», «Мыс Ай-Тодор. Крым», 1879) или северные («Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови», 1890), отличает безупречная детализация. Сочетание фрагментов природы с широким воздушным пространством придает им эпическое звучание («У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)», 1888).

- Шишкин И.И. Из окрестностей Гурзуфа. 1879. Х. на картоне, м. 35 х 54. ГРМ
- Шишкин И.И. Мыс Ай-Тодор. Крым. 1879. Х. на картоне, м. 21 х 33.5. ГРМ

В поздний период Шишкин уделял особое внимание свету и сложным состояниям природы («Освещенные солнцем задворки», 1880-1890-е), что также можно будет проследить во время посещения выставки.
К вершинам мастерства Шишкина относятся «Дорожка в лесу» (1880) и «Ручей в березовом лесу» (1883), редко покидающие экспозицию Русского музея в Санкт-Петербурге, но в этот раз представленные в Кемерово.
Пресс-служба ГРМ 20.08.2025
Шишкин Иван Иванович
Шишкин Иван Иванович (1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург). Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856–1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862–1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.
Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов — находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно — в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина — «Бурелом» (1867) и «У истока ручья» (1883). В 1905–1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя — из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили «оригиналами» для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием «Зимние эффекты», содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году — из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке.
Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21. ГРМ
Государственный русский музей
Музей изобразительных искусств Кузбасса
26 августа – 30 ноября 2025 г.
Купить билет в Русский музей
__________________





