Иван Шишкин

Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа

in Новости музеев 1271 views

Сорок произведений Ивана Шиш­ки­на из собрания Русского музея отправились в Кемерово, где будут пред­ставлены в Музее изобра­зи­тель­ных искусств Кузбас­са на выставке «Иван Шишкин. Мастер эпического пейзажа». Экспозиция станет по­дар­ком к глав­ному празднику региона – Дню шахтёра.

Выставка предваряет открытие Филиала Русского му­зея в городе Ке­ме­рово, который войдёт в состав му­зей­но-теат­раль­ного комплекса, строящегося по по­ручению Президента Российской Федерации Владимира Вла­димировича Путина.

В апреле 2025 года в Кемерове открылось обще­ст­вен­ное пространство «Гос­тиная Рус­ского музея», на ба­зе ко­торого про­ходят лек­ции, твор­ческие встре­чи, мас­тер-клас­сы, кино­показы, ка­мерные план­шетные выставки. «Гос­тиная» будет работать до открытия Филиала.

Шишкин И.И. Дубы. ГРМ
Шишкин И.И. Дубы. ГРМ
  • Шишкин И.И. Вид на острове Валааме (Местность Кукко) Этюд для картины. 1859. ГРМ
  • Шишкин И.И. Пейзаж с гуляющими. 1869. Х.,м. 31.5 х 41.5. ГРМ

Экспозиция выставки «Иван Шишкин. Мас­тер эпического пейзажа» построена по хро­но­ло­гическому прин­ципу – от ранних работ до пей­зажей 1890-х годов. Такой формат позволяет проследить творческий путь Ивана Шишкина и оценить осо­бенности его стиля. Посещение выставки станет настоящим путешествием в мир русской природы, вдохно­вившей великого художника на создание его лучших произведений.

Среди ранних произведений, пред­ставлен­ных в экспозиции, – «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), созданный Шиш­киным в годы учебы в Ака­демии художеств. За эту работу мастер получил малую серебряную медаль.

Следующим важным этапом в творчестве Ивана Шишкина стали зна­менитые этюды, написанные им на Валааме: «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» (1859-1860), «Пейзаж с охот­ником. Остров Валаам» (1867). В 1860 году художник за­печатлел творческую атмосферу одной из таких поездок в этюде «И. И. Шишкин и А. В. Гине в мастерской на острове Валааме».

  • Шишкин И.И. Ивы, освещённые солнцем. Конец 1860-х — начало 1870-х. ГРМ
  • Шишкин И.И. Буковый лес в Швейцарии. Х.,м. 1863. 85.5 х 124. ГРМ

После окончания Академии Шишкин отправился в Швейцарию и Германию, но эффектные аль­пийские виды не впечатлили художника так, как леса и отдельно стоящие деревья, на­поминавшие родные края: посетители выставки увидят выдающиеся произведения – «Тевтобургский лес» (1865) и две версии «Букового леса в Швейцарии» (1863). Зару­бежные поездки способствовали приобретению про­фессиональных навыков и формированию обо­стрен­ного восприятия на­циональных осо­бенностей родной природы.

Деревенские пейзажи и сцены крестьянской жизни тоже заняли важное место в творчестве Шишкина («Деревенский двор», конец 1860-х). Во второй половине XIX века, когда живопись конкурировала с фотографией, Иван Шишкин достиг вы­дающейся ил­люзорной точности, которую демон­стрирует про­славленный ка­мерный этюд «Травки» (1892), отражающий мно­гообразие растительного мира.

Шишкин И.И. Травки. 1892. Х.,м. 24.7 х 39.6. ГРМ
Шишкин И.И. Травки. 1892. Х.,м. 24.7 х 39.6. ГРМ

Его пейзажи, будь то южные («Из окрестностей Гурзуфа», «Мыс Ай-Тодор. Крым», 1879) или северные («Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови», 1890), отличает безупречная детализация. Соче­тание фрагментов природы с широким воз­душным про­странством придает им эпическое звучание («У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)», 1888).

Шишкин И.И. Ручей в березовом лесу. 1883. Холст, масло. 105 х 153. ГРМ
Шишкин И.И. Ручей в березовом лесу. 1883. Холст, масло. 105 х 153. ГРМ
  • Шишкин И.И. Из окрестностей Гурзуфа. 1879. Х. на картоне, м. 35 х 54. ГРМ
  • Шишкин И.И. Мыс Ай-Тодор. Крым. 1879. Х. на картоне, м. 21 х 33.5. ГРМ
Шишкин И.И. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889. ГРМ
Шишкин И.И. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889. ГРМ

В поздний период Шишкин уделял особое внимание свету и сложным состояниям природы («Освещенные солнцем задворки», 1880-1890-е), что также можно будет проследить во время посещения выставки.

К вершинам мастерства Шишкина относятся «Дорожка в лесу» (1880) и «Ручей в березовом лесу» (1883), редко покидающие экспозицию Русского музея в Санкт-Петербурге, но в этот раз представленные в Кемерово.

Пресс-служба ГРМ
20.08.2025

Шишкин Иван Иванович

Шишкин Иван Иванович (1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург). Живописец-пейзажист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856–1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862–1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.

Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов — находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно — в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина — «Бурелом» (1867) и «У истока ручья» (1883). В 1905–1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя — из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили «оригиналами» для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием «Зимние эффекты», содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году — из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке.

Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21. ГРМ

Государственный русский музей

Музей изобразительных искусств Кузбасса

26 августа – 30 ноября 2025 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы