Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения

Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения

in Новости музеев/Художники 1848 views

Впервые за 35 лет в Русском му­зее от­крывается пер­сональная вы­ставка выдаю­щегося оте­че­ственного скульп­тора Анны Го­лубкиной, при­уроченная к 160-летию со дня её рождения. На юби­лейной выставке мастера де­мон­стрируют­ся про­из­ведения разных этапов ее творческой карьеры из собрания ГРМ.

Портрет Льва Николаевича Толстого

Портрет вели­кого русского писа­теля Льва Толстого – послед­ний завер­шённый портрет работы Голубкиной, соз­данный по заказу мос­ковского Музея Л.Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования документальных материалов. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством.

Анна Голубкина. Портрет Льва Николаевича Толстого (1927. Отлив: 1947. Бронза). ГРМ
Анна Голубкина. Портрет Льва Николаевича Толстого (1927. Отлив: 1947. Бронза). ГРМ

Женская голова

В 1902–1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Её успехи были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Ж.-Л. Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».

Анна Голубкина. Женская голова. 1902–1903. Мрамор, известняк. ГРМ
Анна Голубкина. Женская голова. 1902–1903. Мрамор, известняк. ГРМ

Кочка

Голубкина говорила, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах – пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра и Вера Голубкины. 

Анна Голубкина. Кочка. 1904. Отлив: 1940. Бронза. ГРМ
Анна Голубкина. Кочка. 1904. Отлив: 1940. Бронза. ГРМ

Портрет А.О. Гунста

Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) – архитектор, организатор Классов изящных искусств, одного из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к таланту Голубкиной, принял её без экзаменов и освободил от платы за обучение. Став признанным скульптором, Голубкина в знак благодарности вылепила портрет Гунста и подарила его своему первому наставнику.

Анна Голубкина. Портрет А.О. Гунста. 1905. Бронза. ГРМ
Анна Голубкина. Портрет А.О. Гунста. 1905. Бронза. ГРМ

Берёзка

«Берёзка» – одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Название работы появилось случайно. Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесённое слово «берёзка» закрепилось за изящной фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами.

Анна Голубкина. «Берёзка» (1927. Отлив: 1948. Бронза). ГРМ
Анна Голубкина. «Берёзка» (1927. Отлив: 1948. Бронза). ГРМ


Анна Семёновна Голубкина

Анна Голубкина родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в староверческой семье. Училась в Классах изящных искусств Анатолия Гунста (1889–1890), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894) у знаменитых русских скульпторов Сергея Волнухина, Сергея Иванова, Владимира Беклемишева, в Академии Филиппо Коларосси (1895–1896) в Париже. Пользовалась советами Огюста Родена, посещала его мастерскую.

С 1898 года Голубкина участвовала в выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников и др. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916), во ВХУТЕМАСе (1918-1922). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923).

В Зарайске находится музей Анны Голубкиной, открытый в её родном доме. В честь мастера назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481 «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота Черноморского морского пароходства.

Пресс-служба ГРМ
19.02.2024

Государственный русский музей

Корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2, зал №80

21 февраля — 31 марта 2024 г.

Купить билет в Русский музей



Работы Голубкиной

Василий Розанов

(Статья 1910 года, включённая в книгу, изданную в 1914 году)

Ну, Голубкина: из дровяного полена вы сделали то, чего не смогли сделать из мрамора, бронзы и серебра.

Это № 108, «Голова мужчины» (скульптура), на вы­ставке Союза русских художников (Невский, д. 42, ар­мянской церкви).

Материалом взято полено, расколотое, узкое: часть его, более широкая, оставлена вовсе не обработанною, и на ней ещё виднеется кой-где кора. Вообще — поле­но не «преднамеренное», а «как есть». Но что сделала из него художница, хочется сказать — великая худож­ница!

Когда, лет пять назад, я увидел работы Голубкиной на какой-то выставке (из мрамора, женские портреты), я был поражён живостью, экспрессией. Тогда же я спро­сил С.П. Дягилева, редактора «Мира искусства», — кто она?..

— Крестьянка… огородница!.. Теперь уехала в Па­риж и учится (кажется) у Родена. — Вообще у знамени­того мастера.

— Сколько же стоит такой портрет-мрамор?.. Руб­лей тысячу?

— Что вы?! Рублей двести, двести пятьдесят.

Счастливы, кто может иметь портрет от Голубки­ной: ведь это — увековечение личности. «Портреты» я бы делал с тем великим, осторожным и религиозным вниманием, с каким египтяне изготовляли свои мумии.

Один раз только приходит каждое лицо в мир; повто­ряющихся лиц никогда не бывает; и сделать удачные портреты кого-нибудь — значит закрепить Божие мгно­вение навсегда, передать «Божию вещь» поколениям и векам.

Портрет, в красках или карандашом, как бы ни был хорош, всегда досягает и никогда не достигает, всегда старается и никогда не успевает, имеет всегда более ил­люзию сходства, нежели настоящее сходство. Ибо все­гда он на плоскости и есть плоскость, тогда как чело­век, лицо его, голова его — всегда есть объём, масса. Никаким мастерством красок, тонов, оттенков, пер­спективы не передать массивности, тяжеловесности, мяса, тука; не передать толстого; не передать того кубического чувства, которое испытывает зритель, стоя перед живым человеком. Живопись, самая превосход­ная, есть всё-таки призрак и волшебство в отношении объемных тел, а не натура и воспроизведение подлинного.­

Что же сделала Голубкина из этого полена?! Тёмные цвета усталого дерева, старого  дерева, передали моло­дое ещё, но усталое, опытное, много перенесшее, «мно­го видов видавшее» лицо… Борода — чуть-чуть (нужно же это наметить в полене!), лицо всё сжатое, сухое, нервное; лицо узкое — как у фанатиков или людей «с особенной идеей». Образован он или не образован? — Не видно, потому что опыт личной жизни, испытания личной жизни залили значением своим школу, впечат­ления ученических годов. Толстые губы, подбородок клином, большие значительные глаза, формовка лба, — всё говорит об энергии, убеждённости, о сильной во­ле… Взглянул — и знаешь человека…

И между тем это только полено! «Вот и немножко коры».

Знаешь, на что можно рассчитывать в этом челове­ке? Вступить ли с ним в товарищество? Можно ли ему доверить деньги или идею?

А вот и затёртые, потемневшие следы косаря сзади. Полено, очевидно, рубили: но художница выхватила его у дровосека под наитием вдруг вспыхнувшего вдохно­вения.

И заработал её нож, и какие там, не знаю, инстру­менты.

И было полено, а стал человек. С душою, мыслью, возрастом… С опытом жизни в этом тёмном отливе дерева, в сжатых губах…

Ах, Голубкина, Голубкина: что бы вам употребить еще полено, что бы сделать из него меня… Меня, чита­теля, каждого… Торопитесь и спешите, но никогда не портите. Портрет — великое дело: повторение творе­ния рук Божиих, минутного и умирающего — в неуми­рающем материале.

В каталоге записано (как адрес): «гор. Зарайск, Ря­занской губернии».

Счастливый же этот Зарайск, когда в нём рождают­ся такие огородницы. Какого же разума должен быть зарайский городской голова!!

Цит. по Василий Розанов.
Среди художников.
С-Пб.: Азбука-Аттикус, 2023,
стр. 305-307


Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи

17/37. Советская скульптура. Взлёт

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Архетипы авангарда

Архетипы авангарда

Третья­ков­ская га­ле­рея пред­став­ляет вы­став­ку «Ар­хе­ти­пы аван­гарда». Проект ос­но­ван на но­ва­тор­ской идее сое­ди­не­ния по­пу­ляр­ной
Арктика

Арктика. Полюс цвета

Третья­ков­ская га­лерея пред­став­ляет масш­таб­ный вы­ставоч­ный проект «Арк­тика. Полюс цве­та», при­уро­чен­ный к 500-ле­тию
Перейти К началу страницы