Впервые за 35 лет в Русском музее открывается персональная выставка выдающегося отечественного скульптора Анны Голубкиной, приуроченная к 160-летию со дня её рождения. На юбилейной выставке мастера демонстрируются произведения разных этапов ее творческой карьеры из собрания ГРМ.
Портрет Льва Николаевича Толстого
Портрет великого русского писателя Льва Толстого – последний завершённый портрет работы Голубкиной, созданный по заказу московского Музея Л.Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования документальных материалов. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством.
Женская голова
В 1902–1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Её успехи были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Ж.-Л. Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».
Кочка
Голубкина говорила, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах – пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра и Вера Голубкины.
Портрет А.О. Гунста
Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) – архитектор, организатор Классов изящных искусств, одного из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к таланту Голубкиной, принял её без экзаменов и освободил от платы за обучение. Став признанным скульптором, Голубкина в знак благодарности вылепила портрет Гунста и подарила его своему первому наставнику.
Берёзка
«Берёзка» – одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Название работы появилось случайно. Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесённое слово «берёзка» закрепилось за изящной фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами.
Анна Семёновна Голубкина
Анна Голубкина родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в староверческой семье. Училась в Классах изящных искусств Анатолия Гунста (1889–1890), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894) у знаменитых русских скульпторов Сергея Волнухина, Сергея Иванова, Владимира Беклемишева, в Академии Филиппо Коларосси (1895–1896) в Париже. Пользовалась советами Огюста Родена, посещала его мастерскую.
С 1898 года Голубкина участвовала в выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников и др. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916), во ВХУТЕМАСе (1918-1922). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923).
В Зарайске находится музей Анны Голубкиной, открытый в её родном доме. В честь мастера назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481 «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота Черноморского морского пароходства.
Пресс-служба ГРМ 19.02.2024
Государственный русский музей
Корпус Бенуа
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2, зал №80
21 февраля — 31 марта 2024 г.
Купить билет в Русский музей
Работы Голубкиной
Василий Розанов
(Статья 1910 года, включённая в книгу, изданную в 1914 году)
Ну, Голубкина: из дровяного полена вы сделали то, чего не смогли сделать из мрамора, бронзы и серебра.
Это № 108, «Голова мужчины» (скульптура), на выставке Союза русских художников (Невский, д. 42, армянской церкви).
Материалом взято полено, расколотое, узкое: часть его, более широкая, оставлена вовсе не обработанною, и на ней ещё виднеется кой-где кора. Вообще — полено не «преднамеренное», а «как есть». Но что сделала из него художница, хочется сказать — великая художница!
Когда, лет пять назад, я увидел работы Голубкиной на какой-то выставке (из мрамора, женские портреты), я был поражён живостью, экспрессией. Тогда же я спросил С.П. Дягилева, редактора «Мира искусства», — кто она?..
— Крестьянка… огородница!.. Теперь уехала в Париж и учится (кажется) у Родена. — Вообще у знаменитого мастера.
— Сколько же стоит такой портрет-мрамор?.. Рублей тысячу?
— Что вы?! Рублей двести, двести пятьдесят.
Счастливы, кто может иметь портрет от Голубкиной: ведь это — увековечение личности. «Портреты» я бы делал с тем великим, осторожным и религиозным вниманием, с каким египтяне изготовляли свои мумии.
Один раз только приходит каждое лицо в мир; повторяющихся лиц никогда не бывает; и сделать удачные портреты кого-нибудь — значит закрепить Божие мгновение навсегда, передать «Божию вещь» поколениям и векам.
Портрет, в красках или карандашом, как бы ни был хорош, всегда досягает и никогда не достигает, всегда старается и никогда не успевает, имеет всегда более иллюзию сходства, нежели настоящее сходство. Ибо всегда он на плоскости и есть плоскость, тогда как человек, лицо его, голова его — всегда есть объём, масса. Никаким мастерством красок, тонов, оттенков, перспективы не передать массивности, тяжеловесности, мяса, тука; не передать толстого; не передать того кубического чувства, которое испытывает зритель, стоя перед живым человеком. Живопись, самая превосходная, есть всё-таки призрак и волшебство в отношении объемных тел, а не натура и воспроизведение подлинного.
Что же сделала Голубкина из этого полена?! Тёмные цвета усталого дерева, старого дерева, передали молодое ещё, но усталое, опытное, много перенесшее, «много видов видавшее» лицо… Борода — чуть-чуть (нужно же это наметить в полене!), лицо всё сжатое, сухое, нервное; лицо узкое — как у фанатиков или людей «с особенной идеей». Образован он или не образован? — Не видно, потому что опыт личной жизни, испытания личной жизни залили значением своим школу, впечатления ученических годов. Толстые губы, подбородок клином, большие значительные глаза, формовка лба, — всё говорит об энергии, убеждённости, о сильной воле… Взглянул — и знаешь человека…
И между тем это только полено! «Вот и немножко коры».
Знаешь, на что можно рассчитывать в этом человеке? Вступить ли с ним в товарищество? Можно ли ему доверить деньги или идею?
А вот и затёртые, потемневшие следы косаря сзади. Полено, очевидно, рубили: но художница выхватила его у дровосека под наитием вдруг вспыхнувшего вдохновения.
И заработал её нож, и какие там, не знаю, инструменты.
И было полено, а стал человек. С душою, мыслью, возрастом… С опытом жизни в этом тёмном отливе дерева, в сжатых губах…
Ах, Голубкина, Голубкина: что бы вам употребить еще полено, что бы сделать из него меня… Меня, читателя, каждого… Торопитесь и спешите, но никогда не портите. Портрет — великое дело: повторение творения рук Божиих, минутного и умирающего — в неумирающем материале.
В каталоге записано (как адрес): «гор. Зарайск, Рязанской губернии».
Счастливый же этот Зарайск, когда в нём рождаются такие огородницы. Какого же разума должен быть зарайский городской голова!!
Цит. по Василий Розанов. Среди художников. С-Пб.: Азбука-Аттикус, 2023, стр. 305-307
Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи
__________________
>>><<<