История российского дизайна. Избранное 1917-2023

История российского дизайна. Избранное 1917-2023

in Новости музеев 2027 views

Московский музей дизайна совместно с Яндекс Музеем представляют обновленную версию выставки «История российского дизайна. Избранное 1917-2023».

На этот раз «Избранное» дополнили несколько десятков экспонатов из коллекции Яндекс Музея, объединенные темой «Технологии для человека». Новая глава выставки рассказывает, как развивался отечественный дизайн аналоговых и цифровых изобретений, тех приборов и устройств, которые делают нашу жизнь проще, удобнее, высвобождают время и дарят новые возможности.

В центре внимания — освоение и внедрение полезных технологий, большой путь, пройденный инженерами, изобретателями, дизайнерами от первых радиоприемников до умной колонки, от сумки-авоськи до робота доставщика, от телевизора КВН с линзой до умного телевизора с «Алисой». Можно увидеть первый советский персональный компьютер «Агат» и первый ноутбук «Электроника МС 1504»,  компьютерную мышь 1990-х годов, карманные электронные игры 80-х годов и другие образцы ретротехники, оценить и сравнить дизайн самых прогрессивных устройств из прошлого и настоящего.

Домашний компьютер «Электроника БК 0010», завод «Экситон» 1985, экспонат предоставлен Яндекс
Домашний компьютер «Электроника БК 0010», завод «Экситон» 1985, экспонат предоставлен Яндекс Музеем

Разработка первого советского серийного домашнего (бытового) и учебного компьютера «Электроника БК 0010» была завершена в 1983 году. Серийное производство началось в 1985 году на заводе «Экситон» в Павловском Посаде.

  • Первый советский ноутбук Электроника MC1504, 1991 год, экспонат предоставлен проектом retro-computer.ru
  • Профессиональная электронно-вычислительная машина ДВК-3, завод «Квант», середина 1980-х, экспонат предоставлен Яндекс Музеем. ДВК расшифровывается как «диалоговый вычислительный комплекс», под этим названием скры- вается целое семейство электронно-вычислительных машин. ДВК-3 был одной из наиболее распространённых моделей семейства ДВК, часто использовался в школах и вузах.

Устройство ввода модели НВ03.049.003 производилось на ульяновском ПО «Комета» в годы перестройки.

Мышь проводная, совместима с Microsoft Serial Mouse, и может использоваться с IBM PC-совместимым персональным компьютером, оснащённым интерфейсом

Шахматный компьютер «Электроника ИМ-01», Объединение электронного приборостроения «Светлана» 1986, экспонат предоставлен Яндекс Музеем
Шахматный компьютер «Электроника ИМ-01», Объединение электронного приборостроения «Светлана» 1986, экспонат предоставлен Яндекс Музеем

Шахматный компьютер «Электроника ИМ-01» выпускался на объединении электронного приборостроения «Светлана» в Ленинграде. «Электроника ИМ-01» позволяет играть против компьютера из начальной и произвольной расстановки фигур, а также решать шахматные задачи. Движение фигур на доске и ввод ходов игрок осуществляет самостоятельно.

Интересно, что центральный процессор шахматного компьютера — шестнадцатиразрядный К1801ВМ1 — точно такой же, как и в домашних компьютерах семейства «Электроника БК».

Выставка продолжит рассказывать, как о серийном производстве, так и о проектах, которые не были реализованы. Среди новых экспонатов яркие образцы советского ретрофутуризма — два утопических проекта, не предполагавших немедленного воплощения. Один из них появился на заре советской эпохи, другой — на закате, в начале 90-х.  Первый — «Летающий город» (1928 год) — дипломный проект архитектора Георгия Крутикова, предложившего строить вертикальные города-коммуны вне поверхности земли (макет предоставлен Музеем Москвы).

Второй — сценарий антиутопии и эскизы к нему, родившиеся в студии дизайнера Дмитрия Азрикана в 1990 году. Мрачная модель будущего, опередившая свое время: в цифровом мире человек рождается и живет в пробирке, работает и учится дистанционно, зато защищен от болезней и дурной экологии. В конце жизни пробирка становится для него саркофагом.

Есть среди новых экспонатов концепты, разработанные дизайнерами для массового производства, но так и не запущенные в серию: например, походный магнитофон «Сайгак»  (дизайн А. Колотушкина, 1981 год), который мог бы стать любимым спутником советских туристов, но так и остался прототипом.

Макет кассетного магнитофона для водителей и туристов «Сайгак», дизайнеры А. Колотушкин, Д. Азрикан, М. Колотушкина, ВНИИТЭ, 1987, фото из коллекции Московского музея дизайна
Макет кассетного магнитофона для водителей и туристов «Сайгак», дизайнеры А. Колотушкин, Д. Азрикан, М. Колотушкина, ВНИИТЭ, 1987, фото из коллекции Московского музея дизайна

Магнитофон «Сайгак» был разработан ВНИИТЭ в рамках дизайн-системы «Бытовая аппаратура магнитной записи» как походная модель. Он должен был быть прочным и небольшого размера ― помещаться в рюкзак или крепиться на руль велосипеда. Наушники были складными, имели специальное крепление, напоминающее прищепку, а в кофре устройства для них отводилось специальное отделение. Магнитофон выглядит основательным, надежным и напоминает военную технику связи. Как и многие передовые разработки того времени, он остался на стадии прототипа.

Абонентская радиостанция «Алтай АС-3М», завод «Спутник» 1980, экспонат предоставлен Яндекс Музеем
Абонентская радиостанция «Алтай АС-3М», завод «Спутник» 1980, экспонат предоставлен Яндекс Музеем

Разработка системы мобильной радиотелефонной связи «Алтай» началась в 1958 году, опытная зона эксплуатации в Москве появилась в 1963 году, а к середине 1970-х система работала в 114 городах Советского Союза.

Абонентские устройства «Алтай» устанавливались в автомобили государственных чиновников, партийных функционеров и высшего руководства органов МВД и КГБ. Базовая станция, в отличие от сотовой связи, была одна, устанавливалась на башни или высотные здания. В зависимости от местности и прочих условий система «Алтай» обеспечивала связь на расстоянии нескольких десятков километров от базовой станции. Номер вызываемого абонента городской телефонной сети или другого мобильного устройства «Алтай» вводился клавишами непосредственно на абонентском устройстве, без вызова диспетчера.

Система непрерывно развивалась, и к московской Олимпиаде в 1980 году была выпущена её версия «Алтай АС-3М». Тогда систему широко использовали для того, чтобы передавать репортажи журналистов прямо с соревнований.

К началу 1980-х «Алтай» использовали 25 000 абонентов. Последний передатчик системы был отключён в 2011 году.

Портативная микропроцессорная игра «Электроника ИМ-02» («Ну, погоди!») и другие игры, Завод «Ангстрем» 1984, Экспонат предоставлен Яндекс Музеем
Портативная микропроцессорная игра «Электроника ИМ-02» («Ну, погоди!») и другие игры, Завод «Ангстрем» 1984, Экспонат предоставлен Яндекс Музеем

«Ну, погоди!» («Электроника ИМ-02») — одна из самых  известных и популярных игр серии «Электроника». Является аналогом модели Nintendo EG-26 Egg из серии японских портативных электронных игр Nintendo Game & Watch. Кроме игры имеет функции часов и будильника. В игре необходимо, управляя волком из мультфильма «Ну, погоди!», ловить корзиной яйца, которые скатываются вниз с четырёх насестов. За пойманные яйца начисляются очки, а за пропущенные и разбившиеся яйца — штрафные баллы. Среди игроков в 1980-е и в 1990-е ходила легенда, что при достижении 999 очков на экране будет показана серия мультфильма «Ну, погоди!». На самом деле после 999 очков значение перейдёт на 0 и отсчёт начнётся заново.

Калькулятор «Искра-122», завод «Счётмаш» 1971, экспонат предоставлен Музеем советских калькуляторов
Калькулятор «Искра-122», завод «Счётмаш» 1971, экспонат предоставлен Музеем советских калькуляторов

Успехи в области разработки и производства электронных компонентов позволили с начала 1960-х годов перейти к выпуску ЭКВМ (электронных клавишных вычислительных машин), которые обладают целым рядом существенных преимуществ перед механическими машинами типа арифмометра «Феликс» и «ВК-1» — это и большее быстродействие, и более высокая надёжность, и долговечность, и бесшумность работы, и большие функциональные возможности.

ЭКВМ «Искра-122» является модификацией первой отечественной ЭКВМ «Искра-111». Помимо четырёх арифметических действий, «Искра-122» выполняет возведение в степень, извлечение квадратного корня, обратное деление, операции с константой, накопление, выделение целых и ряд других операций. Используется естественная математическая запись арифметических выражений, есть клавиши скобок.

Портативный микрокомпьютер «Электроника МК-90», завод «Электроника», 1988, экспонат предоставлен Яндекс Музеем

Микрокомпьютер «Электроника МК-90» выпускался с 1988 года на заводе «Интеграл» в Минске. Стоимость устройства в 1988-м была сравнима со стоимостью нового автомобиля и составляла 3 500 рублей. Из-за этого чаще всего МК-90 закупали различные предприятия и учебные заведения.

Микрокомпьютер «Электроника МК-90» предлагает пользователю следующие возможности:

  • работа в качестве информационного устройства с набором программ, созданных пользователем, которые хранятся в специальном съёмном модуле памяти (СМП);
  • ввод и отладка программ на языке Бейсик;
  • построение различных графиков, таблиц, диаграмм и схем на большом жидкокристаллическом экране размером 120×64 точки;
  • редактирование текста и управление звуковым сигналом.

Вдобавок ко всем этим возможностям «Электроника МК-90» легко умещается в руках и её можно носить с собой. Время работы компьютера от элементов питания в режиме выполнения программ — не менее 5–6 часов, а при наборе и редактировании текста — не менее 15 часов.

  • «Аквакон», первый советский герметичный фотоаппарат для подводной съёмки, конструктор А. Массарский, 1988 год, опытный образец, из коллекции Московского музея дизайна
  • Механическое реле времени РВ-2, завод имени Масленникова, 1985 год, экспонат предоставлен Яндекс Музеем. Механическое реле времени РВ-2 выпускалось заводом имени Масленникова (ЗиМ). РВ-2 позволяет отключить электрический прибор от питающей электросети через заданный пользователем промежуток времени (до 60 минут).

Эскизы к проекту «Общество», прогностический концепт антиутопии, Д. Азрикан, М. Михеева, И. Тарачков, 1990 год, из коллекции Московского музея дизайна
Эскизы к проекту «Общество», прогностический концепт антиутопии, Д. Азрикан, М. Михеева, И. Тарачков, 1990 год, из коллекции Московского музея дизайна

В рамках футурологических тем во ВНИИТЭ разрабатывались сценарии утопий и антиутопий.

В прогностическом концепте антиутопии человек рождается в индивидуальной капсуле и проживает в ней в цифровом мире на автопилоте. Он защищен от болезней и плохой экологии, питается синтетической пищей от общей кормушки, учится дистанционно, работает автономно, знакомится, общается на «станциях общения» и размножается практически онлайн. После смерти человека его пробирка становится саркофагом.

Механическое реле времени РВ-2 выпускалось заводом имени Масленникова (ЗиМ). РВ-2 позволяет отключить электрический прибор от питающей электросети через заданный пользователем промежуток времени (до 60 минут).

Робот-доставщик R3
Робот-доставщик R3

R3 — третье поколение роботов-доставщиков Яндекса. Новая конструкция позволила нам увеличить их вместительность и значительно упростить обслуживание. Например, поменялось расположение сенсоров, лидар теперь находится спереди и под углом, камер стало больше — это обеспечивает лучший обзор объектов.

Робот-доставщик R3
Робот-доставщик R3

Партнер обновленной экспозиции — Яндекс Музей  

Яндекс Музей — это умное городское пространство, посвященное эволюции цифровых технологий. В Музее в Москве и Санкт-Петербурге собраны работающие ретрокомпьютеры и игровые приставки, можно купить удобные и полезные вещи, а также поучаствовать в лекциях, турнирах и мастер-классах.

«История российского дизайна» — экспозиция Московского музея дизайна в Западном крыле Новой Третьяковки, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства.

Московский музей дизайна

Государственная Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, западное крыло

20 сентября 2023 г. — 28 января 2024 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
18.09.2023

История российского дизайна продолжается

История Российского дизайна. Избранное

История российского дизайна. Избранное IV

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Практика ощущения. Звук

Практика ощущения. Звук

РОСИЗО представит уникальный проект, исследующий феномен российской звуковой экспе­ри­мен­тальной культуры первой трети
Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы