Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку-инсталляцию к 150-летнему юбилею архитектора Алексея Щусева, которая раскрывает ранний период творчества зодчего. В основу проекта легла поступившая в 2020 году в собрание музея коллекция архитектурной графики Щусева. Впервые будут показаны шаблоны, эскизы и зарисовки, большая часть которых относится к знаменитой Марфо-Мариинской обители, созданной в «русском стиле».
«В творчестве Щусева «сошлись» все основные направления деятельности нашего музея: это и народное искусство, и работа с произведениями декоративно-прикладного искусства, и собирательство, и коллекционирование, глубоко осмысленное использование традиций, изучение опыта других культур, отличное знание материалов и технологий, – рассказывает Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства. – На наш взгляд, гений Щусева не просто в том, что он состоялся как архитектор – в двух системах – а в том, что и там, и там он сумел сделать монументальное, знаковое высказывание, не поступаясь собой».
- Проект А.В. Щусева храма-памятника Св. Сергия Радонежского на Куликовом поле. 1904 г. На авторском паспарту в правом верхнем углу надпись рукой императора Николая II: «Одобряю. Николай». Собрание наследников А.В. Щусева
- Проект А.В. Щусева «Мавзолей В.И. Ленина». 1929 г. Собрание наследников А.В. Щусева
Архитектор Юрий Аввакумов – куратор выставки – начинает проект ранними «замыслами» Щусева. Кроме Мафро-Мариинской обители зрители встретят «сочиненный» Щусевым Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасскую церковь в Натальевке, Церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари и Церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах. Помимо шаблонов и рисунков самого А.В. Щусева будут представлены специально подготовленные «макеты наизнанку» – пространственные модели выставляемых в наших залах храмов с фрагментами росписи. Заканчивается «торжественное шествие» по залам музея арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора – Мавзолеем, обозначившим и смену эпох, и смену щусевского стиля.
«Иногда мне представляется, – делится Юрий Аввакумов, – что за “фасадом” великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый – до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй – до 1932 года, практичный конструктивист, третий – до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года – у него сказка, с 1918 по 1932 – утопия, с 1932 года – миф. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».
- Платок ситцевый. Россия. Первая половина XIX века. Хлопок, набойка ручная. Происходит из коллекции А.В. Щусева
- Фрагмент (половина) фаты канаватной. Россия. Первая половина XIX в. Нити металлические, шёлк, ткачество. Происходит из коллекции А.В. Щусева
Помимо графики в экспозиции будет представлена часть коллекции тканей, принадлежавшей А.В. Щусеву и хранящейся в нашем музее, а также кукла в русском костюме, подаренная архитектору дочерью коллекционера народного искусства Натальи Шабельской.
Также подготовлена обширная образовательная и экскурсионная программа: лекции Сергея Колузакова, специалиста по творчеству А. В. Щусева, паблик-токи с искусствоведами, в том числе, с Мариной Раку, музыковедом, доктором искусствоведения, педагогом и музыкально-общественным деятелем, дизайнерами, журналистами об отношении к наследию и актуализации методологии архитектора, кураторская экскурсия Юрия Аввакумова, интерактивные программы и мастер-классы для детей и взрослых.
- Макет ансамбля построек Троице-Сергиевой лавры начала ХХ в. Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, начало ХХ в. Происходит из коллекции А.В. Щусева
- Кукла. Россия, XVIII в. Парча, металл, позумент; качество, вышивка. Происходит из коллекции А.В. Щусева
- Эскиз А.В. Щусева. Шаблон фрагмента каменной резьбы левого основания арки над проходом в северный придел в интерьере Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908-1911 гг.
- Эскиз А.В. Щусева. Шаблон фрагмента каменной резьбы в развертке базы правой колонны западного портала притвора трапезной Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908-1911 гг.
- Эскиз А.В. Щусева. Шаблон левой колонны северного портала западного притвора трапезной Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1908-1911 гг.
- Проба фрагмента басмы иконостаса для Покровского храма Марфо-Мариинской обители. 1909-1910 гг.. По эскизам А.В. Щусева. Собрание наследников А.В. Щусева
Программа выставки:
Лекции
28 сентября в 19:00
«Щусев. Изобретая «Русский стиль»
(лектор — Сергей Колузаков)
12 октября в 19:00
«Вокруг Щусева: заказчики, архитекторы, художники и ученые»
(лектор — Сергей Колузаков)
Мастер-классы
28 сентября в 19:00, 14 октября в 18:00, 18 ноября в 18:00, 02 декабря в 18:00
«Щусев в 3-D»
Участники мастер-класса создадут из дизайнерского картона трехмерный арт-объект по мотивам орнаментов в русском стиле.
Интерактивные программы
«Как сочинял архитектор»
(интерактивная и инклюзивная программа с мастер-классом)
Гости выставки познакомятся с архитектурной графикой Алексея Щусева и узнают о нём, как об исследователе, ценителе и коллекционере русской старины. Затем вместе мы попробуем создать трёхмерную открытку – макет здания в русском стиле.
(по предварительной записи)
Экскурсии
«Русский стиль архитектора Щусева»
Участники экскурсии откроют для себя эпоху, в которой жил и творил великий зодчий, стиль, в формировании которого Щусев внес свой бесценный вклад. В 1999 году именно в наше собрание поступила коллекция Кустарного музея, в проектировании которого участвовал Щусев, что позволило создать постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну», основанную на глубоком научном подходе не только к предметам, но и к эпохе, их породившей, к людям, в ней работавшим, всем тем, с кем Щусев общался.
(по предварительной записи)
14 сентября в 19:00
Кураторская экскурсия «Алексей Щусев: утопия, сказка, миф» по выставке
«Сочинилъ архитекторъ Щусевъ»
(рассказывает Юрий Аввакумов)
Вместе с архитектором и куратором выставки Юрием Аввакумовым мы совершим «прогулку» по экспозиции от храма до мавзолея: пройдем этот путь, исследуя народные и традиционные мотивы в оформлении ранних сооружений Алексея Щусева — храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, церковь Спаса в Натальевке, Марфо-Мариинскую обитель и, конечно, увидим мавзолей Ленина — культовое сооружение советской эпохи.
Пресс-служба Всероссийский музей декоративного искусства 4.09.2023
Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, ул. Делегатская, 3
12 сентября 2023 г. – 14 января 2024 г.
__________________
>>><<<