В Гнёздове обнаружена древнейшая в России дорога возрастом 1100 лет

В Гнёздове обнаружена древнейшая в России дорога возрастом 1100 лет

in Музей/Новости 3491 views

В Смоленской облас­ти, на тер­рито­рии Гнёз­дов­ского архео­логичес­кого комп­лек­са, вы­явле­на древ­ней­шая в Рос­сии не­пре­рыв­но дей­ст­вую­щая до­ро­га, воз­раст ко­торой, по оцен­кам учё­ных, состав­ляет бо­лее ты­ся­чи лет. «Древняя Гнёздовская до­рога» пред­ставляет со­бой впер­вые за­­фик­си­рованный архео­ло­ги­ческим образом су­хопутный участок зна­менитого торгового пу­ти «из варяг в греки» и, по всей видимости, в IX-XI веках была пред­назначена для «волока» (транспор­тиров­ки по суше) речных судов в окрестностях древ­него Гнёздова. Открытие иссле­дователей стало результатом мно­голетних работ Смоленской архео­логи­ческой экс­педиции Госу­дарст­вен­ного Исто­риче­ского музея (в составе Смо­лен­ско-Гнёз­дов­ской объе­динён­ной экс­педиции ГИМ, МГУ им. М.В. Ломоносова и му­зея-за­повед­ника «Гнёздово») с исполь­зованием передовых методов воздушного лазерного сканирования LiDAR.

…выявлена древней­шая в Рос­сии не­пре­рывно дей­ствующая дорога, возраст которой, по оценкам учёных, составляет более тысячи лет

Гнёздовский археологический комп­лекс рас­поло­жен в 12 кило­метрах от со­временного Смоленска на берегах Днепра. Центральное Гнёздовское городище является руинами древне­русской крепости IX-XI веков и часто отож­дествляет­ся со Смоленском ранних русских летописей, который погиб не позднее 1025 года и уже не отстраивался на прежнем месте. Многие иссле­дователи также связывают древнее Гнёздово с топонимами «крепость Милиниска» из византийских трактатов и «Сюрнесгард» из скандинавских текстов.

Вид на Гнёздовское городище со стороны Днепра
Вид на Гнёздовское городище со стороны Днепра

«В IX-XI веках, в период формирования древне­рус­ского государства, который соответствует «эпохе викингов» в Северной Европе, Гнёздовское поселение было одним из крупнейших в Восточной Европе с насе­лением до 1000 человек и пред­ставля­ло собой ключевой пункт по обслуживанию торгового пути «из варяг в греки». В окрестностях Гнёздова речные суда, шедшие из Скандинавии в Византию и обратно, пере­полнен­ные товарами и добычей, перемещались из речной системы Западной Двины в реч­ные артерии бассейна Днепра», – рассказывает руководитель Смоленской экспедиции ГИМ, к.и.н. Вероника Мурашева.

Хотя население Гнёздова в IX-XI веках было в основном славянским, выходцы с тер­ритории Скандинавии (пре­иму­ще­ственно из Средней Швеции, Готланда, Аландских островов) составляли значительную часть – до четверти – его населения и вносили весомый вклад в пре­враще­ние Гнёздова-Смо­ленска в ключевой центр транс­конти­ненталь­ной торговли.

Средневековые курганы в деревне Гнёздово
Средневековые курганы в де­ревне Гнёздово

Визитной карточ­кой Гнёз­дов­ско­го комплекса и в наши дни остается огромный курганный мо­гильник, сохранивший несколько тысяч насыпей. Однако, по подсчётам учёных, в IX-XI веках общее число на­сыпей было значительно выше и мог­ло достигать 5000, что делает Гнёздово крупнейшим курганным мо­гиль­ником «эпохи викингов» не только в Восточной Европе, но и в Европе вообще.

…что делает Гнёздово крупнейшим курганным могильником «эпохи викингов» не только в Восточной Европе, но и в Европе вообще

Воздушное лазерное ска­ниро­ва­ние Гнёздовского комплекса на ос­нове передовой технологии LiDAR (Light Detection and Ranging), реа­лизован­ное в 2018-2020 годах, открыло перед учёными но­вые горизонты и перспективы для иссле­дования инфра­структур­ной составляющей древнего Гнёздова.

Вид с воздуха на Лесную группу курганов Гнёздова и грунтовую дорогу – до LiDAR-съёмки (1) и после (2-4)
Вид с воздуха на Лесную группу курганов Гнёздова и грунтовую дорогу – до LiDAR-съёмки (1) и после (2-4)

«Лазерная съёмка поз­во­лила не толь­ко выявить новые архео­логиче­ские объекты, например, неизвестные курганные насыпи, но и проследить не­очевидные на первый взгляд за­кономерности в расположении тех, которые уже были не­плохо изучены и задо­кумен­тиро­ваны», – отмечает руко­водитель отряда музея-запо­вед­ника «Гнёздово» и науч­но-ис­следо­ва­тель­ского проекта по LiDAR-съёмке, к.и.н. Василий Новиков.

В частности, анализ данных LiDAR-скани­рова­ния Лесной группы, второй по величине курганной группы Гнёздова, рас­положен­ной в северо-вос­точной части комплекса и насчитывающей не менее 1000 со­хранив­ших­ся насыпей, показал наличие следов зо­нирования мо­гильника, а также позволил пере­осмыслить природу про­сёлоч­ной дороги, раз­деляющей могильник на две части.

На протяжении многих лет считалось, что грунтовая дорога … была проложена не раньше XVII века

«На протяжении мно­гих лет счи­талось, что грунтовая дорога, которая проходит через Лесную кур­ганную группу по оси ЮЗ-СВ и исполь­зуется жителями современного Гнёздова, была проложена не раньше XVII века прямо через курганы, в результате чего значительная часть насыпей была уничтожена, – объясняет руководитель по­левых работ, к.и.н. Иван Савченко. –  Однако в ходе изучения материалов LiDAR-съёмки выяснилось, что на вы­сокоточных топо­графи­ческих моделях в дорожном рельефе не выявляются свиде­тельства ранее суще­ствовав­ших на этом конкретном месте объектов. Воздуш­ное сканирование не зафик­сиро­вало в топографии дороги серьёзных перепадов высот, каковые традиционно наблюдаются на месте разъез­жен­ных или даже раскопанных «на снос» курганных насыпей».

  • Грунтовая дорога в Лесной группе курганов Гнёздова
  • Залегание материка в разрезе дороги в Лесной группе курганов Гнёздова (ЛД-3, восточный сегмент)

Более того, как стало очевидно благодаря лазерной съемке, характер расположения при­мыкающих к дороге курганов скорее указывает на то, что отнюдь не она нарушила структуру могильника, прорезав его насквозь, а напротив – по­гребальные сооружения фор­ми­ровались вдоль неё, выстраиваясь в две условно прямые линии.

По результатам анализа материалов LiDAR-съемки было решено провести инвазивные исследования (архео­логи­ческие раскопки) дороги и изучить её стра­тиграфию, чтобы проверить гипо­тезу о синхронном функ­цио­ниро­ва­нии дороги и могильника.

В наиболее широких местах дороги была заложена серия разрезов с целью поиска свидетельств уничтоженных насыпей – ровиков курганов, погребальных кострищ, камер, ям. Исходя из общей плотности «застройки» могильника курганными на­сыпями, именно в этих разряженных про­странствах, где расстояние между примыкающими к дороге курганами до­стигает максимального значения, унич­тоженные насыпи и следы их раз­рушений следовало бы искать и ожидать в первую очередь.

Проведенные раскопки по­ка­зали отсутствие следов разрушенных курганов, не выявлены ни ровики не­сохранивших­ся насыпей, ни остатки погребальных кост­рищ. Напротив, во всех траншеях за­фиксиро­вано равномерное залегание материковой поверхности ши­риной не менее четырех метров и больше. Такое расстояние подтверждает гипотезу, что ось совре­мен­ной дороги никогда не застраивалась и в древности образовывала широкую просеку, которая могла исполь­зоваться в качестве полноценного пути сообщения, пригодного, в том числе, для больших процессий.

Расположение дороги через Лесную группу курганов Гнёздова и городища Новосёлки
Расположение дороги через Лесную группу курганов Гнёздова и городища Новосёлки

Только про­слежи­ваемая на LIDAR-съемке длина этого пути, который можно называть «средневековой Гнёздовской дорогой», составляет до 450 метров. Дорога имеет четкую (азимут 43–47°) северо-восточную ориентацию. Это вдвойне примечательно с учётом локализации Новосёлок, еще одного архео­логичес­кого поселения X-XI веков, который расположен в пяти километрах к северо-востоку от Гнёз­довского городища. Со­постав­ление LiDAR-съёмки со спут­нико­выми снимками мест­ности указывает на то, что Новосёлковское городище, ближайшее синхронное Гнёздову на севе­ро-вос­точном направлении архео­логи­ческое по­селение, располагается непос­редствен­но на оси гнёздовской дороги.

…в историографии и ра­нее вы­дви­га­лись ги­по­те­зы о су­­ще­ст­во­ва­нии древ­не­го су­хо­пут­но­го пу­ти меж­ду Гнёз­дов­ским по­се­ле­ни­ем и Новосёлками

Любопытно, что в историографии и ранее выдвигались гипотезы о существовании древнего сухопутного пути между Гнёздовским поселением и Новосёлками. Новосёлки, вероятно, были поселением-сателлитом Гнёздова и в IX-X веках могли выполнять функцию его форпоста, базы военного отряда, прикрывавшего город с северо-востока. Именно с этого на­правления через речку Дубровенка к Гнёздову подходил один из маршрутов пути «из варяг в греки», связывавший Двину и Днепр. Ещё в начале 2000-х годов учеными высказывалось предположение, что финальный отрезок речного маршрута на его кратчайшем пути, то есть ровно между Гнёздовым и Новосёлками, мог пре­одо­левать­ся волоком, по суше, с перетаскиванием лодок и грузов вручную. Нынешние исследования полностью подтверждают эту гипотезу.

Резной деревянный монумент на кургане Л-210
Резной деревянный монумент на кургане Л-210

Более того, насколько можно судить, древняя дорога из Гнёздова в Новосёлки может быть прослежена даже за пределами курганного могильника. На той же пятикилометровой оси выявляются, как минимум, два участка просёлочной дороги с аналогичной северо-восточной ориен­тацией и азимутом 44-49°: от санатория «Красный Бор» до построенной в XIX веке железнодорожной ветки (1100 метров) и от железной дороги до городища Новосёлки (800 метров). Очень вероятно, что они также являются артефактами «средневековой гнёз­довской дороги», сохранившимися в современной топографии.

Примечательно, что вдоль этой дороги вытянуты курганы с наиболее богатыми погребениями из когда-либо обнаруженных на территории Лесной группы Гнёздова, которые считаются захо­ро­нениями гнёздовской знати рубежа IX-X веков.

«Мы условно назвали эту дорогу «Аллеей Вождей». Именно вдоль этой дороги, идущей через могильник, расположены самые ранние и одновременно наиболее богатые погребения Гнёздова, в том числе, знаменитый курган Л-13, в котором в 1949 году была обнаружена древнейшая на территории Древней Руси кириллическая надпись. Вдоль неё тянутся и другие известные ранние гнёздовские курганы – Л-38, Л-47, Л-210 и другие», – рассказывает руководитель отряда Смоленской экспедиции ГИМ в Лесной группе, к.и.н. Сергей Каинов.

Курганы Лесной группы Гнёздова
Курганы Лесной группы Гнёздова

Весьма вероятно, что перед нами – не единичный пример средневекового сухопутного марш­рута в окрестностях древнего Гнёздовского поселения

Обнаружение тысячелетней до­роги на территории Гнёздова зна­менует новую главу в изучении одного из важ­нейших археологических комп­лексов на территории России. Систематическое использование и рас­ширение применения методов высо­коточного воздушного ска­нирова­ния, GIS-анализа и цифрового моде­лирования, реа­ли­зуе­мое в комплексе с более тра­диционными методами архео­логических исследований, открывает большие перспективы для архео&hy;логии Гнёздова. Несомненно, такой подход будет способствовать на­коплению широкого спектра впечатляющих данных о характере функ­цио­ни­ро­ва­ния одного из ключевых ранне­город­ских центров эпохи Древней Руси и его взаимодействия с сельской округой.

«Весьма вероятно, что пе­ред на­ми – не еди­ничный пример средне­векового сухопутного маршрута в окрестностях древнего Гнёз­довского поселения, который отпе­чатался в топографии местности и сохранился до нашего времени, – под­чёркивает Иван Савченко. –  Мы продолжим рас­ширять зону исследований, и рас­считываем на новые интригующие результаты».

Государственный исторический музей

Пресс-служба ГИМ
25.08.2023

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы