Три века русской усадьбы

in Фарфор и керамика 1649 views

Представительный каталог «Три века русской усадьбы» в роскошном кожаном переплёте, изданный в компании «Кожаная мозаика» ограниченным тиражом 30 экземпляров (что сразу делает его библиографической редкостью), посвящён огромному сервизу, созданному мастерской художника-фарфориста Лады Быстрицкой. По воле заказчика многочисленные предметы столовой сервировки, выполненные в классических формах, объединены темой усадебной архитектуры. На основе гравюр, акварелей, живописных полотен, на каждом предмете воссоздан облик императорских резиденций, дворянских и купеческих усадеб – столичных и провинциальных.

Три века русской усадьбы

Лейтмотивом русской усадьбы как неизменно уходящей натуры (но не ушедшей окончательно) пронизаны полноценные искусствоведческие статьи, созданные кандидатом искусствоведения Михаилом Тренихиным, которые придают каталогу научную и просветительскую значимость. Примечательно, что они написаны в разных жанрах: историко-культурного обзора (посвященного архитектуре русской усадьбы), эссе с рассуждениями и рефлексией (о русском фарфоре и культуре в целом), искусствоведческого анализа (описание сервиза), биографической заметки (о художнике и её мастерской), исторической справки (о конкретных памятниках, изображенных на сервизе), увлекательного экскурса в мир русских застольных традиций, не оставляющего равнодушным «голодного» читателя.

Три века русской усадьбы

В первом же историческом обзоре усадебной архитектуры России, насчитывающей три века становления и один век разрушения, несмотря на скорость повествования и формат, не позволяющий «углубляться», автору удалось в легкой образной форме выявить философскую основу трансформации образа русской усадьбы в XVIII веке. Автор со знанием дела и безграничной любовью к предмету рассказывает о становлении русского фарфора, знаковых сервизах, произведенных на государственных и частных мануфактурах. Глубокое знание предмета явилось причиной вкрапления в текст профессионального сленга, отсылающего нас к жанру современной публицистики.

Схожие принципы художественного оформления предметов обеденного, чайного и кофейного сервизов (с единым ампирным орнаментом и живописными вставками) дал возможность исключить сухое описание каждого предмета в отдельности. Поэтому в центральном разделе каталога зрителю предоставляется возможность насладится великолепными формами произведений, увидеть широкий спектр старинных усадеб и резиденций, узнать историю этих зданий, составляющих неотъемлемую часть культурного «багажа» нашей страны.

Таким образом, сервиз вместе с каталогом составляют цельный художественно-просветительский проект. Его научный статус закрепляет обширная библиография и важный для будущих исследователей раздел комплектации. Все это создает благоприятные условия для сохранения и изучения достойного образца современного русского фарфора, воплощающего традиции высокой культуры и мастерства.

Авторы идеи книги Сергей Эдуардович Шаитов и Наталья Владимировна Дворянчикова.
Руководитель проекта Роман Владимирович Куриленко.
Художественный руководитель Лада Быстрицкая.
Администратор проекта Светлана Борисова.
Редактор Анна Федорец.
Фотосъёмка Алиса Борисова и Сергей Гайденков.

Руководитель издательской группы Михаил Столяров.

Дизайн, вёрстка Вера Ахмеджанова.

Андрей Райкин,
автор выставочных проектов,
кандидат искусствоведения
Фото - Дмитрий Щёлоков

Гримёрка Андрея Миронова (Андрей Райкин)

«Двойная коллекция» Дмитрия Бертмана (Андрей Райкин)

Рудольф Нуреев. Возвращение (Андрей Райкин)

Стиль и стильность

__________________

Обсудить материал на форуме >>>

Рекомендуем

Русский фарфор. 275 лет

Этот год ‒ юбилейный, богатый знаковыми событиями не только для Императорского фарфорового
Перейти К началу страницы