Усадьба Васильчиковых. Сплетение эпох и судеб

Усадьба Васильчиковых. Сплетение эпох и судеб

in Музей 3036 views

С усадьбой Васильчиковых в Москве, ко­то­рая рас­по­ло­же­на на ули­це, но­ся­щей сей­час наз­ва­ние Боль­шой Ни­кит­ской, свя­за­ны име­на кня­зей, бан­ки­ров, про­мыш­лен­ни­ков, ху­дож­ни­ков, ар­тис­тов, пи­са­те­лей, му­зы­кан­тов. Ан­самбль од­но­го из ин­те­рес­ней­ших па­мят­ни­ков мос­ков­ской уса­деб­ной ар­хи­тектуры фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии поч­ти двух сто­летий.

Как строилась, разрушалась и вос­станавлива­лась усадьба Василь­чиковых, кто из зна­менитостей посещал её в разные времена, какую роль в возрождении усадебного комплекса сыграло Российское воен­но-ис­то­ричес­кое общество? Рас­скажем обо всём подробнее.

Усадьба Васильчиковых после ремонта

В 1780-1781 годах на месте ранее существовавших каменных палат конца XVII – XVIII века полковник Петр Иванович Бибиков, представитель древнего дворянского рода, начал возводить главный дом усадьбы. Полукруглый выступ в центре дворового фасада свидетельствует о том, что внутренняя планировка главного дома отвечала канонам архитектуры раннего классицизма.

К 1785 году в юго-восточном углу был достроен двухэтажный каменный флигель, предназначенный для кухни, кладовых и жилья дворовых людей.

С 1798 по 1855 год усадьба принадлежала князю Борису Михайловичу Черкасскому и его наследникам. Новый каменный двухэтажный жилой флигель, симметричный построенному ранее восточному флигелю, возводился в 1802-1805 годах. Разорение усадьбы французами и пожар Москвы 1812 года потребовали изменений в планировке и отделке фасадов, и к середине 1830-х годов все каменные здания усадьбы приобрели единообразный художественный облик в стиле эпохи ампир. После пожара хозяева усадьбу восстановили, но поскольку содержать её было дорого, помещения стали сдавать в аренду.

С 1845 по 1855 год дом снимала семья Васильчиковых: супруги Алексей Васильевич и Александра Ивановна, воспитывавшие пятерых детей. Усадьба превратилась в модный салон, где регулярно собирался весь цвет столичного общества. Васильчиковы проводили литературно-художественные вечера, балы, рождественские представления. У них бывали Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, М.С. Щепкин, И.К. Айвазовский, Т.Н. Грановский, В.А. Сологуб и другие выдающиеся деятели того времени. Кстати, с Гоголем Васильчиковы познакомились задолго до переезда в усадьбу, когда писатель, ещё не имея широкой литературной известности, был репетитором у одного из их сыновей. Благодаря яркой культурной жизни и царившей здесь творческой атмосфере усадьбу стали называть по фамилией прославившей её семьи Васильчиковых.

На территории усадьбы находятся именные скамьи, расположенные около старинного дуба, которому почти 250 лет. На лавочках установлены таблички в память об именитых гостях усадьбы: «скамья Гоголя», «скамья Айвазовского», «скамья Тютчева».

В 1881 году банкир, промышленник Лазарь Соломонович Поляков приобрел усадьбу и использовал как доходный дом. С 1903 года в главном доме размещалась женская гимназия, одной из её воспитанниц была будущая актриса Любовь Орлова. После революции гимназию преобразовали в школу № 48, которая просуществовала до 1976 года. В 1920-е годы директором школы была сестра Михаила Афанасьевича Булгакова, Надежда Земская.

Писатель жил в усадьбе, в гостях у сестры со своей второй женой Любовью Белозерской с августа по ноябрь 1924. Жили они в мезонине. Здесь были написаны «Роковые яйца», и отдельные главы «Белой гвардии».

Усадьба Васильчиковых после ремонта. Памятник М.А. Булгакову
Усадьба Васильчиковых после ремонта. Памятник М.А. Булгакову

Белозерская в своих воспоминаниях писала: «Сестра М.А. Надежда Афанасьевна Земская приняла нас в лоно своей семьи, а была она директором школы и жила на антресолях здания бывшей гимназии. Получился «терем-теремок». Тут ещё появились и мы. К счастью, было лето, и нас устроили в учительской на клеёнчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского». Сейчас Фигуру Булгакова можно увидеть на балконе второго этажа усадьбы, писатель «присел» на перила. Эта скульптурная композиция была открыта в ноябре 2021 года одновременно с другой – сидящем на скамье во дворе усадьбы Гоголем. Николай Васильевич присутствует и на экспозиции «Усадьба Васильчиковых» в одном из помещений главного дома.

После 1917 года помещения усадьбы были переданы под квартиры, в послевоенное время их занимали различные официальные учреждения. Одним из последних обитателей усадьбы был Московский союз Музыкантов. С годами арендаторы менялись, но в должном виде здание не поддерживали, оно постепенно разрушалось.

Усадьба Васильчиковых до ремонта

Усадьба Васильчиковых до ремонта
Усадьба Васильчиковых до ремонта

Интерьер усадьбы Васильчиковых до и после ремонта

Усадьба Васильчиковых после ремонта
Усадьба Васильчиковых после ремонта

В 1995 году усадьба была включена в список объектов культурного наследия федерального значения, что с одной стороны уберегло её от сноса, а с другой – создавало массу проблем тем, кто мог бы взяться за реконструкцию здания. Закон накладывал ограничения на переустройство усадьбы, тем временем она превращалась в руины.

В 2015—2016 годы особняк отреставрировали, вернув ему оригинальные интерьеры, включая цветовую гамму и декор. Усадьба Васильчиковых стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2021» в номинации «Городские усадьбы»: за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия наградили ФГБУК «АУИПИК», за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия — Российское военно-историческое общество.

С 2019 года в доме находится Музей военной формы. Экспозиция музея посвящена истории развития обмундирования и снаряжения вооружённых сил российского государства с момента создания регулярной армии Петром Великим и до настоящего времени. Гости музея смогут узнать о том, какое место занимал мундир в жизни служилого человека, как возникло само понятие — «честь мундира» и почему в среде профессиональных военных оно неотделимо от образа защитника Отечества.

Экспозиция размещается в 22 залах. Её основу составляют музейные предметы обмундирования и снаряжения Российской Императорской армии, Советской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации, архивные материалы, реконструированная военная форма, выполненная на основе подлинных образцов, хранящихся в коллекциях музеев. Экспозиция современна и насыщенна, ориентирована как на взрослых посетителей, так и на детей, ее особенностью является сочетание аутентичных экспонатов с современными мультимедийными технологиями, обеспечивающими свободный и эффективный доступ к информации по истории российского военного мундира XVI-XXI веков.

Музей военной истории РВИО открыт для всех желающих, в т.ч. для тех, кто готов предоставить свой коллекционный материал для экспонирования в наших стенах. Недавно открывшаяся выставка «Красный калейдоскоп», поддержанная коллекционерами, является подтверждением слов великого Пабло Пикассо «Дайте мне музей, и я его заполню». Приходите сами и приводите детей, будет интересно!

В любом случае мы уверены, что всегда лучше, когда музей есть, чем его отсутствие даже самое благовидное.

Татьяна Короткова


От редакции

Что нас натолкнуло на мысль написать о Музей военной истории РВИО? Как не удивительно, причиной послужили критические высказывания в адрес этого музея, названного «корпоративным музеем». Может быть это и так, а может и нет. А может быть и хорошо, что музей является корпоративным. Мы постараемся рассказывать о музее, чтобы понять, для чего музей был создан, как музей был создан. А сегодня говорим о том, где музей был создан.

Надеемся работники музея не обидятся этому дополнению. Так вот, пытались понять интересно ли будет взрослым людям посетить этот музей. Всё же критические замечания сделали своё дело и сомнения вкралась: а стоит ли идти? Что можно увидеть, что узнать, к чему приобщиться? Сейчас готовы сказать, что мы посетили именно музей, с музейной площадкой, с музейным подходом, со специалистами. Казалось бы, не всё удобно взрослым людям, но музей оказался направлен на детей и молодёжь в первую очередь. Действительно, толпы детей с восторгом вникают в увиденное. Они меряют кивера, щёлкают курками орудия, трогают одежду на манекенах (кстати, подготовлены отличные фигуры, дополняющие одетые на них мундиры, но не перетягивающие внимание на себя). Инсталляции интереснейшие. Звуковое и видео сопровождения также именно дополнят, но не мешают. Экскурсоводы не выглядят как люди, которым уже «приелась» их каждодневная работа.

Это не упомянули дополнительные мероприятия в виде выставочных проектов. Последний, который ещё идёт «Красный калейдоскоп», рекомендуем посетить.

Что не понравилось? Скорее всего упомянем, что обидно, что комната, где жил Михаил Булгаков, не доступна для посещения из-за размещения в ней технического оборудования предприятием, производившим ремонт. Сотрудники музея также переживают, ведь это был бы лишний, и очень весомый плюс, музею. Было бы интересно увидеть комнату в виде, близком Булгакову, и представить, как он здесь жил и работал.

Комната, которую занимал М.А. Булгаков
Комната, которую занимал М.А. Булгаков

Стоит ли пойти в этот Музей? Обязательно. Если с ребёнком — ещё обязательнее. Если с женой — предупредите её, что вы пришли надолго.

Алексей Сидельников,
Главный редактор
Игра пользуется большой популярностью не только у детей, но и у журналистов
Игра пользуется большой популярностью не только у детей, но и у взрослых

Музей военной истории РВИО. Интервью с директором

Красный калейдоскоп

Морская пехота – гвардия флота

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Илья Репин. Портрет великого князя Константина Константиновича

Рама для картины

Существует мнение, что ра­мы кар­­тин не имеют под со­бой ни­ка­кой смы­сло­­вой на­груз­ки,
Московский зоопарк

Зоопарк Москвы

Великий князь Николай Николаевич Стар­ший (1831-1891), 160 лет на­зад принял под своё покровительство Импе­раторское
Перейти К началу страницы