Музей военной истории РВИО

Музей военной истории РВИО. Интервью с директором

in Интервью/Музей 2624 views

Развивая контакты с музейными инсти­ту­ция­ми, редакция жур­нала Коллекция по прось­бе ру­ководства посетила Музей военной исто­рии РВИО, где была любезно принята его директором — Еленой Валерьевной Синициной (Е.С.) и её коллегами. В настоящее время готовим ряд материалов по экспонатам музея. А сейчас Вашему вниманию предлагаем интервью с Еленой Валерьевной. Материал подготовила дежурная группа журнала «Коллекция» Алексей Сидельников (А.С.), Андрей Соловьёв (А.Сол.) и Михаил Тренихин (М.Т.).

Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина и редакция журнала Коллекция: Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв
Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина и редакция журнала Коллекция: Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв

А.С.: Елена Валерьевна, Музей военной истории РВИО появился на карте Москвы относительно недавно, представьте его нашим читателям.

Е.С.: Музей военной формы был открыт 12 декабря 2019 года. Почти два предыдущих года ушло на то, чтобы придумать концепцию музейного пространства и сценографию, разработать дизайн-проект и контент-наполнение для мультимедийных устройств. Но, самое главное, прежде чем его создавать и поставить для себя определенные цели, нужно было понять, для чего вообще мы его делаем, кто наша целевая аудитория.

Тогда мне, начинающему директору, очень помогли напутственные слова Владимира Ростиславовича Мединского, который в момент обсуждения концепции музея сказал следующие:

«Музей должен быть таким, чтобы каждый мальчишка, выходя из этого музея, был горд за свою страну, за её славное героическое прошлое, за людей, которые жили в нашей великой стране. Чтобы подросток считал значимым поступком служение в рядах Вооруженных сил РФ, защищать свою Родину. Чтобы он продолжал традиции, существовавшие в стране во все предыдущие годы.”

Второе, что мы решили, — музей должен быть понятен для детей и должен выполнять задачу патриотического воспитания. Мне показалось, что у нас в стране в последнее время был небольшой крен в военную патриотику. А очень хотелось, чтобы мы в стенах своего учреждения воспитывали у подрастающего поколения любовь к Родине, любовь к своей истории. Это важные вещи и это две параллельные прямые, которые в принципе должны существовать обязательно во вселенной.

Понимая, что мы делаем музей для детей и подростков – поклонников всевозможных гаджетов, мы осознали, что музей должен быть интересен им именно с точки зрения наличия современного мультимедийного оборудования, которое бы содержало достоверную историческую информацию. Поэтому наш девиз при создании музея был довольно прост: “Если нельзя отобрать у ребенка гаджет, нужно вложить в него правильный контент”.

Нельзя забывать о том, что любой музей в первую очередь — это коллекция. На тот момент своей собственной коллекции исторической военной формы у нас не было. Но были предметы, переданные нам Центральным Музеем Вооруженных Сил. А если точнее, они были переданы Российскому военно-историческому обществу (РВИО) на временное хранение. РВИО на свои средства отреставрировало эти предметы. И сегодня все экспонаты представлены в основной экспозиции.

Следующая задача, стоявшая перед нами – создание собственной коллекции, чем мы активно сейчас занимаемся. Нам приносят вещи в дар, что-то мы покупаем. Могу сказать, что коллекция пополняется.  Если в нашу коллекцию попадают предметы не в очень хорошей сохранности, мы реставрируем их, просим наших коллег из других музеев на ЭФЗК дать им оценку и после этого ставим на учет в государственном каталоге Министерства Культуры РФ.

А.С.: Что в современном музее имеет большую значимость: реликвии или интерактивные экспонаты?

Е.С.: Музейная коллекция — основа экспозиции музея, так было и будет всегда. Но если раньше посетитель смотрел на экспонат, максимально отделенный, возведенный на пьедестал, спрятанный за стекло, «руками не трогать!», то сейчас делается все, чтобы состоялся контакт посетителя с произведением. И в этом вопросе роль мультимедиа трудно переоценить. Тем более наш музей находится в здании старинной усадьбы, мы не располагаем огромным выставочным пространством, поэтому большое количество информации нам пришлось разместить именно в мультимедийных устройствах. Мы используем все свободные площади, которые есть у нас в музее. Тач-панели, например, расположены на подоконниках в специальных рамах. Человек может спокойно уединиться, полистать, посмотреть. Мне кажется, что между реликвиями и мультимедиа должно быть деликатное сочетание одного с другим. Но предмет всё равно самый главный.

А.Сол.: Какой именно предмет из всей собранной на данный момент коллекции имеет наибольшую историческую ценность и почему?

Е.С.: У нас есть несколько очень интересных вещей. Например, есть предметы военной формы XIX века. Это настоящие реликвии. Только представьте: вы видите вещи, которые носили 200 лет назад, но сохранившиеся до сих пор. Особая гордость — шляпа-треуголка, принадлежавшая в своё время Петру III, и очень кропотливо отреставрированная специалистами  ГосНИИРа. Вещей, принадлежавших Петру III, осталось очень мало, их можно буквально пересчитать по пальцам.

При этом я затрудняюсь однозначно ответить на вопрос, какой экспонат самый любимый или самый важный. В музее каждый экспонат важен.

М.Т.: Вы упомянули, что часть коллекции пополняется благодаря дарителям…

Е.С.: То, что приносят в музей и передают нам на хранение, чаще всего вещи середины XX века. Буквально на днях нам подарили редкой красоты ложку XVII века, сделанную из кости в Архангельской губернии.

Каждый подарок, каждая вещь имеет огромное значение для музея и помогает его развитию.

А.С.: В чем заключается особенность работы с коллекционерами? Охотно ли они дают в экспозицию предметы?

Е.С.: Работа с коллекционерами — это не работа в прямом значении этого слова. Это – либо любовь с первого взгляда – либо — никак. Конечно, если ты подружился с частными коллекционерами, и у вас сложились хорошие взаимоотношения, то с ним работать гораздо проще, чем с государственными институциями. Например, чтобы получить ту или иную вещь из государственного музея, необходимо пройти сложную процедуру согласования, написать огромное количество официальных писем и нет полной гарантии в получении необходимого предмета для экспозиции.

Во взаимоотношении с частными коллекционерами бюрократическая составляющая отсутствует. Самое главное, чтобы у них было именно то, что нужно музею для формирования той или иной выставки. Они, как правило, оперативно реагируют на наши просьбы. У нас иногда бывает ситуация, когда выставка открывается, вдруг по каким-то причинам из государственного музея что-то не пришло, не дали, не разрешили. Нужно, чтобы определенные предметы обязательно были на этой выставке, подобранные к конкретной тематике и в этом случае частные коллекционеры очень сильно нас выручают.

Красная звезда – красноармейская звезда

Я думаю, что частники отличаются от государственных музеев тем, что у них иногда очень редкие коллекции по какой-то определенной тематике. Сейчас у нас в музее есть выставка, посвящённая войне в Афганистане, которая была в конце ХХ века. Она полностью сделана из предметов, которые собрал частный коллекционер. А предметы там есть очень редкие. Была у нас выставка, посвящённая истории военно-морского флота. Тоже практически полностью была сформирована за счёт частной коллекции. Была потрясающая выставка, посвящённая Георгию Константиновичу Жукову и тому времени, когда он находился на посту заместителя министра обороны. Он разрабатывал новую экспериментальную форму для советской армии, в результате эта линейка не была запущена, но, к счастью, в частных руках оказались уникальные, единственные в своем экземпляре вещи, которые мы показывали нашей публике. И это достаточно интересные предметы, потому что их действительно никто не видел. Самое главное, что есть возможность их показать. Для частных коллекционеров нужно, конечно, взаимодействовать с музеем. Их вещи не пылятся где-то на полочке дома, на складе, а они представляются людям, у людей есть возможность их увидеть. Иногда частные коллекционеры просят не указывать их фамилии, это тоже нормально.

М.Т.: Расскажите про само здание музея, который, по сути, тоже своего рода экспонат.

Е.С.: Мы находимся в старинной усадьбе Васильчиковых, расположенной в центре Москвы. Она представляет собой интересное архитектурное сооружение, состоящее из четырёх корпусов.

Наша усадьба имеет очень интересное название — усадьба Васильчиковых. Мы привыкли, что усадьбу именуют по фамилии владельцев, которые имели ее в собственности. Наша усадьба никогда не была собственностью Васильчиковых и, проживая здесь в середине XIX века, они арендовали её у князей Черкасских. Александра Ивановна Васильчикова любила искусство, музыку и собирала здесь литературно-музыкальные салоны. К ней всегда приходило очень много людей. Попасть в её круг было очень важно и престижно, как бы мы сейчас сказали, светская тусовка, на которую неприлично было не получить приглашение. Мы подозреваем, что появилось устойчивое выражение: “пойдёмте к Васильчиковым”.  Так эта усадьба и получила своё название. Гостями музыкально-литературных салонов Александры Ивановны были и Гоголь, и Айвазовский, и Щепкин, и многие другие люди.

Известен факт, что летом 1924 года в нашей усадьбе проживал Михаил Афанасьевича Булгаков. В тот момент он находился разводе со своей первой супругой и скитался со своей второй женой по Москве, будучи изгнанным из своего дома. Его родная сестра, которая в том момент была директором гимназии, находящейся в нашей усадьбе, приютила их здесь на антресольном этаже, где была расположена учительская.

  • К нашему и сотрудников музея сожалению, помещение, в котором проживал Михаил Афанасьевич Булгаков, в результате ремонтно-реставрационных работ было занято техническим оборудованием. 

Существует интересное воспоминание второй жены Булгакова о том, как они ночевали в этом доме, что в учительской был очень скользкий диван, с которого она всё время скатывалась. В честь наших важных и дорогих гостей перед зданием усадьбы и внутри неё два года назад мы установили два памятника: Николай Васильевич Гоголь сидит на лавочке во дворе, и на балконе расположена скульптура Михаила Афанасьевича Булгакова вместе с котом Флюшкой.

Скульптура Михаила Афанасьевича Булгакова вместе с котом Флюшкой
Скульптура Михаила Афанасьевича Булгакова вместе с котом Флюшкой
Николай Васильевич Гоголь
Николай Васильевич Гоголь

Образы этих людей сопровождают нас по жизни, и мы не забываем, что они здесь были. И даже возле дуба, который находится у нас во дворе, стоят лавочки, на которых можно посидеть. Каждая скамейка посвящена определённому человеку.

Вообще, мне кажется, что все здания, расположенные на Большой Никитской, имеют особую историю. Например, рядом с нами здание, в котором родился Александр Васильевич Суворов. Там находится памятная доска, установленная императорским русским военно-историческим обществом.

А.С.: Как у человека, постоянно работающего с коллекционерами, не возникло желания создать собственную коллекцию?

Е.С.: У меня есть своя собственная коллекция. Правда она не относится к истории и выдающимся личностям. Поскольку моя фамилия Синицина, я коллекционирую синичек и всё, что с ними связано! Коллекция у меня небольшая, но многие люди, зная, что я это собираю, в последнее время стали дарить мне много предметов, на которых изображены синички или самих птичек. Она не представляет особой ценности: ни исторической, ни художественной, ни материальной. С каждым предметом моей коллекции связаны события или воспоминания о дарителе. И все они приятные.

М.Т.: Возникают ли сложности у частного музея при регистрации предметов в Госкаталоге? Если да, то в чём они заключаются и как удаётся их решать? 

Е.С.: Сложности, конечно, присутствуют. Так как у многих частных музеев нет своей экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК), им приходится прибегать к помощи государственных музеев. К примеру, для проведения ЭФЗК в отношении военного мундира мы не можем обратиться в художественный музей, или музей народного творчества. Нам необходимо взаимодействовать с музеями, в экспозиции которых представлены предметы, имеющие отношение к военной тематике. При этом не каждый государственный музей имеет в уставе положение об оказании услуг частным музеям. А значит, круг наших потенциальных экспертов сужается. Государственные музеи проводят собственную ЭФЗК и, если предмет признаётся культурной и исторической ценностью, он включается в Госкаталог. Процесс включения предмета в негосударственную часть Каталога Музейного фонда Российской Федерации для частных музеев имеет определённые тонкости. Им необходимо помимо ЭФЗК получить на предмет дополнительную экспертизу аттестованного эксперта по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации. Только после этого Минкультуры России добавляет предметы частных музеев или других частных культурных учреждений в негосударственную часть Госкалатога. Возвращаясь к теме взаимодействия государственных и частных музеев, хочу сказать, что между нами выстраивается надёжная коммуникация. Коллеги из государственных музеев идут навстречу, и мы очень им благодарны.

А.Сол.: В музее большое количество экспонатов, находящиеся в открытом доступе: макеты можно трогать, некоторые элементы военной формы разных эпох можно примерять… Как удаётся сохранить эти предметы? 

Е.С.: Да, музейные копии военной формы и снаряжения находятся в открытом доступе специально для того, чтобы посетитель мог их потрогать и, если есть возможность, даже примерить головные уборы. Это особенность нашего музея. Музейные копии выполнены лучшими мастерами и специалистами по соответствующим эпохам. При изготовлении предметов используются материалы максимально приближенные к оригинальным образцам, повторяющие фактуру, плотность, цветность и технологию производства. При этом реконструируется не только верхняя одежда, но и нательное бельё, рубахи и порты. Военная форма, даже её музейная копия, остаётся именно формой. Поэтому, даже если форму потрогают, с ней ничего не произойдёт. За всеми музейным экспонатами, тем более, находящимися в свободном доступе, осуществляется соответствующий ежедневный уход, чистится сукно, кожа, протираются металлические детали.

А.С.: В составе музейной экспозиции есть экспонат «Солдат будущего». Кому принадлежит идея его создания? 

Е.С.: «Солдат будущего» — это, в первую очередь, арт-объект. Компания-застройщик, которая занималась разработкой композиции и мультимедийной составляющей нашего музея, предложила сделать такой экспонат. Его создавали на основе представлений о возможных изменениях в дизайне военной формы, дальнейшем развитии защитного снаряжения и других элементов. Это собирательный образ солдата, реальных военных разработок там нет. Манекен это часть экспозиции выставочного зала, посвящённого современной Армии России.

Экспонат «Солдат будущего»

А.С.: Расскажите о планах музея на ближайшее будущее: новые экспонаты, макеты, выставки?

Е.С.: Музей очень дорожит возможностью пополнять свои фонды! Мы приобретаем и получаем в дар новые экспонаты, так что коллекция становится больше. Отдельно отмечу, что у нас получается приобретать интересные экспонаты не только для Музея военной формы, но и для Музея Московских стрельцов «Стрелецкие палаты». Недавно мы получили в дар предметы, относящиеся к эпохе Древнерусского государства: наконечники копий, сулиц, топоры XV—XVI веков. Они уже размещены в экспозиции Стрелецких палат.

Завтра, 6 апреля, в Музее военной формы на Большой Никитской откроется выставка «Красный калейдоскоп», посвященная 105-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В экспозиции будут представлены не только уникальные образцы красноармейской формы, но и через графические и живописные работы, театральное и декоративно-прикладное искусство передан дух этого непростого времени. На выставке мы расскажем в том числе и о деятелях культуры периода 1920-х годов, чьё творчество непосредственно связано с Красной Армией. Хотелось бы особо отметить, что участниками этого проекта стали девять ведущих отечественных музеев, а также частные коллекционеры.

Игра пользуется большой популярностью не только у детей, но и у журналистов
Игра пользуется большой популярностью не только у детей, но и у журналистов

В наших планах на текущий год открытие масштабного музейно-выставочного проекта, посвящённого 80-летию создания суворовских и нахимовских военных училищ.

Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина и редакция журнала Коллекция: Андрей Соловьёв, Алексей Сидельников, Михаил Тренихин
Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина и редакция журнала Коллекция: Андрей Соловьёв, Алексей Сидельников, Михаил Тренихин

 



Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина
Директор Музея военной истории Российского военно-исторического общества Елена Валерьевна Синицина

Елена Валерьевна Синицина

В 1987 году окончила Московский педагогический государственный университет (химический факультет); в 1992 году Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (факультет психологии).

В 2015 году прошла обучение в Дирекции образовательных программ Департамент культуры города Москвы по курсу «Бизнес-подход в культуре», в 2016 году дополнительную профессиональную программу «Управление в сфере культуры» в РАНХи ГС при Президенте Российской Федерации.

С 2017 года Исполнительный директор Музея военной истории, возглавляет музейное объединение, состоящее из двух музеев: «Музей военной формы» и Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты». До этого занимала руководящие должности в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее техники Вадима Задорожного.

Стояла у истоков создания Музея военной формы, руководила полным циклом работ по организации деятельности и запуску новых музеев: «Башня Громовая» и «Башня Маховая» (г. Смоленск). Принимала особое участие в создании музеев «Волочаевское сражение» (Еврейская автономная область) и «Юные защитники Родины» (г. Курск.). Руководила проектами «Исторические субботы», «Эхо наших побед».

Имеет Благодарность Президента Российской Федерации, награждена Почётной грамотой Министерства культуры и другими ведомственными поощрениями.

Красный калейдоскоп

Униформа советских Воздушно-десантных войск

Усадьба Васильчиковых. Сплетение эпох и судеб

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы