Терновый венец русского Лемноса. Фотовыставка Ирины Станковой

in Музей/Новости 2206 views

С 17 по 27 августа 2017 года в Верхнем зале Литературного музея «Дом Остроухова» пройдет персональная выставка фотохудожника Ирины Станковой «Терновый венец русского Лемноса».

Остров Лемнос связан тысячами нитей с русской историей, подвигами русского флота на просторах Средиземноморья, жизнью русского народа в изгнании после Гражданской войны. Здесь сражались и умирали за свободу братского православного народа греков моряки из эскадр графа Орлова и адмирала Сенявина, здесь пережидали лихую годину беженцы из Белого Крыма после Великого Исхода 1920 года. Сюда каждый год ездят сотни людей для участия в «русских днях» на Лемносе. В земле греческого острова лежат русские аристократы, офицеры, солдаты, матросы, казаки. Каждый год над их могилами звучат богослужебные песнопения. На Лемносе каждая травинка знает Россию и поёт ей свою благодарную песню.

Именно это настроение веры, печали и благодарности и уловила в своих фотокартинах Ирина Станкова, трижды посетившая святой для России остров в Эгейском море. Попробуйте и вы прислушаться к дыханию моря, напитавшему ее картины, услышать свистки боцманских дудок, стройное благодаренье казачьего хора, раскаты орудийных залпов, молитвы и завыванье ветра, уносящего дым большого сражения к святой горе Афонской. Попробуйте. Если получится – станете причастны к великим, горестным и триумфальным событиям нашей истории.

Ирина Станкова использовала приём большого «ландшафтного воспоминания», когда каждая картина, порой, вроде бы не связанная напрямую с историей, играет роль «кубика», а сумма «кубиков» рождает общий образ русско-греческого хронотопа, уходящего корнями в XVIII век и все еще длящегося, незавершенного. Полнота образа больше простой совокупности фотокартин Ирины Станковой, а также эстетических интервенций – архивных фотографий 1921 года и графических картин Михаила Тренихина из истории русского флота. Она рождает новое художественное высказывание.

И.Н. Станкова получила известность после ряда персональных выставок, из которых заметными событиями стали «Цветы Крыма» (2008), «Жемчужина Беломорья» (2009), «Русские храмы» (2010), «Русская зима» (2011), «Магия Русского Севера» (2016). Основная её тема – соединение природы и культуры. Памятники культуры выступают как дополнение к природе, а природа выступает в роли капсулы, в которую заключена жизнь социума.

Собственно, пишем, потому что были привлечены к этому проекту в качестве кураторов экспозиции. А заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция» Михаил Тренихин специально к выставке подготовил афишу и два графических листа «Крест и полумесяц», «Крест и полумесяц. Одоление», посвящённых Второй Архипелагской экспедиции в Средиземном море под командованием адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина и  отдельному её эпизоду — Лемносско-Афонскому сражению 1807 года.

Афиша персональной выставки фотохудожника Ирины Станковой «Терновый венец русского Лемноса»
Афиша персональной выставки фотохудожника Ирины Станковой «Терновый венец русского Лемноса»

Персональная выставка фотохудожника Ирины Станковой
«Терновый венец русского Лемноса»
17 — 27 августа 2017 года
Государственный Литературный музей (Дом И.С. Остроухова)
Москва, Трубниковский переулок, дом 17.

Организаторы выставки:
Литературно-философская группа «Бастион»
Литературная премия «Филигрань»
Общество развития русского исторического просвещения  «Двуглавый орёл»

___________

Обратили внимание на фрагмент памятника на афише выставки, на котором изображён памятный знак «Лемнос 1920-1921»? Это лишь один из многих артефактов. Знаки, учрежденные в военных лагерях в память пребывания Русской армии на чужбине учреждены приказами Главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля № 369 от 15.11.1921 г.; № 37 от 26.02.1922 г.; № 61 от 30.06.1923 г. Знаки имеют форму прямого равностороннего креста, крепление — на ушках, винте или заколке. На право ношения знака выдавалось удостоверение. Существуют следующие официально утверждённые знаки с различными надписями:

  • «Галлиполи 1920-1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
  • «Галлиполи 1920-1922» (учреждён 25 февраля 1922 г.)
  • «Галлиполи 1920-1923» (учреждён 30 июня 1923 г.)
  • «Кабакджа 1920-1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
  • «Кабакджа-Галлиполи 1920-1921» (учреждён ?)
  • «Кабакджа-Галлиполи 1920-1922» (учреждён 25 февраля 1922 г.)
  • «Кабакджа-Галлиполи 1920-1923» (учреждён 30 июня 1923 г.)
  • «Лемносъ 1920-1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
  • «Лукуллъ»  (учреждён 3 января 1922 г. для экипажа яхты Врангеля)
  • «Бизерта 1920-1921» (учреждён 2 ноября 1921 г.)
  • «1920-1921» (учреждён 2 ноября 1921 г., для района Константинополя)
  • Без надписей (учреждён 28 апреля 1938 г.)

Наиболее полное исследование этих знаков опубликовал наш коллега, ведущий специалист по наградам Белых армий и правительств Александр Иванович Рудиченко.

Алексей Сидельников, Михаил Тренихин

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Музей шоколада

Музей шоколада

Сегодня по при­гла­ше­нию «Му­зея ис­то­рии шо­ко­ла­да и ка­као» (МИШКа) по­се­ти­ли кон­фе­рен­цию, по­свя­щён­ную
Перейти К началу страницы