Александр Иванович Рудиченко. Дома за рабочим столом. Март 2017 г.

Александр Рудиченко для нашего журнала

in Интервью 2705 views

Рудиченко Александр Иванович — исследователь, ведущий специалист по наградам времён Гражданской войны в России, автор многих известных книг, коллекционер и наш друг.

Готовясь поздравить юбиляра, часто задумываешься о подарке, который можно ему подарить. И возникает много вопросов, ведь разные страны, расстояния, не всегда позволяют лично встретиться, не всегда знаешь пристрастия и боишься ошибиться… Но сегодня всё совершенно иначе! Сегодня юбиляр пришёл сам и сам дарит подарок!
Итак, к 70-летию Александра Ивановича Рудиченко, представляем вашему вниманию запись беседы с этим замечательным историком, писателем и философом, который под академической строгостью скрывает стеснительную натуру.
Уважаемый Александр Иванович! Ещё не 11 апреля, поэтому не поздравляю, а благодарю за беседу и за Ваши книги!
С уважением,
Главный редактор SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
Алексей Сидельников

Интервьюировал Заместитель главного редактора
SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ
кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

____________________________

М.Т.: Добрый день, Александр Иванович! Очень рады, что Вы сразу откликнулись!

А.Р.: Добрый день!

Хочу сразу поправить моё представление, приведенное выше. Я не коллекционер, я — исследователь. Просто мне повезло, что я живу в США, куда после Гражданской и Второй мировой войн перебралось большое количество белых эмигрантов и эмигрантских объединений. Поэтому в процессе работы мне удалось собрать свой собственный большой архив и некоторое количество наград и знаков. Но это не было моей целью. И это не коллекция, а рабочий инструмент.

М.Т.: У Вас редковстречающееся увлечение. Хотя область исследований чрезвычайно непростая для постсоветского пространства! Тут и различное отношение к событиям Гражданской войны, и проблема сохранности источников. Как Вас заинтересовала эта тема, вернее даже комплекс тем?

А.Р.: В Гражданской войне на территории бывшей Российской империи участвовало 5 сторон: Белые армии, Красная армия, различные национальные армии, партизанские отряды (зеленые) и армии стран-интервентов.

Общая тема моих исследований — не политическая или военная история этой войны, а история наград, учрежденных каждой из перечисленных сторон, независимо от моей оценки их действий или политических предпочтений. Я изучаю историю учреждения, изготовления и выдачи любых наград или знаков участникам сражений во время войны и ветеранам после нее.

И в этом смысле — моя тема аполитична.

А заинтересовала меня эта тема опять же благодаря тому, что перебрался жить в США еще в начале 1990-х гг. и на встречах коллекционеров и различных блошиных рынках здесь в Америке мне начали попадаться разные русские награды и знаки, о которых я не мог нигде найти никаких сведений.

Чешский военный архив. Слева - чешский историк, специализирующийся на истории Чешского легиона в Сибири во время Гражданской войны, Эдмунд Ориан. Прага, 2010. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко
Чешский военный архив. Слева — чешский историк, специализирующийся на истории Чешского легиона в Сибири во время Гражданской войны, Эдмунд Ориан. Прага, 2010. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко

М.Т.: Помогло ли образование в коллекционировании?

А.Р.: По образованию я — физик, закончил физический факультет Донецкого государственного университета.

Т.е., как Вы понимаете, желание и умение работать в архивах и библиотеках с документами никак не связаны с моим образованием.

А вот моя профессия, которую я волею судьбы приобрел после окончания ВУЗа, сейчас мне очень помогает. По профессии я — эксперт-криминалист. Эта профессия учит анализировать, искать и изучать все найденные мельчайшие факты, оценивать их достоверность, находить объективное объяснение появлению каждого факта, сравнивать их между собой и, в конечном итоге, синтезировать результаты исследования в выводы, которые будут являться объективными доказательствами для следователя или суда. А в моём случае — для человека, знакомящегося с моими исследованиями.

М.Т.: Собираете что-либо ещё?

А.Р.: Собираю материал еще по двум темам: знаки школ прапорщиков 1-й Мировой войны и знаки КрымЦИК. Но это — работа на перспективу.

М.Т.: Тема Белых армий и правительств логично пересекаются с русской эмиграцией. До какого периода Вас интересуют исторические перипитии бежавших от революции и Гражданской войны? Первая волна эмиграции, до Второй Мировой волны, или наших дней?

А.Р.: Пока я работаю только над темой Гражданской войны, её ветеранов и их наград. Но понемногу набираю материал по истории наград и знаков эмиграции второй волны, т.е. после Второй мировой войны.

М.Т.: Столетие революции в этом году. Какие эмоции эта дата вызывает у Вас? Делите на чёрное и белое те события? Или для Вас они имеют много оттенков?

А.Р.: Я не сторонник революционного пути развития общества. Революция — это всегда некий социальный эксперимент с непредсказуемым результатом. Я против экспериментов на людях.

А в отношении эмоционального восприятия событий того времени…

Вы извините, но я уже достаточно давно придерживаюсь принципа: не участвовать в полемиках на политические, религиозные и национальные темы, а значит и не высказывать своего мнения по этим темам. Такие полемики всегда далеки от объективности и не приносят результатов.

М.Т.: Награды Украины времён Гражданской — как Вы увлеклись ими? Сложились ли наградные системы?

А.Р.: Награды Украины того периода естественным образом находятся в рамках моих исследований. Украина такая же участница Гражданской войны, как все остальные национальные государственные формирования, образовавшиеся из осколков России.

С наградной системой Украине не повезло. За два года Гражданской войны сменилось три строя, называющих себя украинскими. Наградная система просто не успела сложиться.

М.Т.: Интересуют ли Вас награды государств и государственных образований на границах распада Российской империи? (Прибалтика, Закавказье, Туркестан).

А.Р.: Армии всех национальных образований, появившихся на территории бывшей Российской империи в результате ее распада, являются участниками этой войны. Поэтому, их награды и знаки, имеющие отношение к Гражданской войне, конечно же, меня интересуют.

М.Т.: Кого из коллекционеров и исследователей Вы считаете сильными специалистами по теме Первой Мировой и Гражданской войны в фалеристике? К чьему мнению рекомендуете прислушаться?

А.Р.: Я могу судить об исследовательских работах только по их результатам, т.е. публикациям.

Публикаций по теме наград Гражданской войны, которые я мог бы порекомендовать, на мой взгляд немного. Это книги таких авторов, как К.Николаев, А.Буяков, А.Окороков (Россия), В.Стела (Польша), Я.Тинченко (Украина), А.Кивинук (Эстония), Я.Вигупс, Р.Пранкс, В.Фиголс и В.Балашов (Латвия) и В.Каваляускас (Литва).

В кафе с друзьями. Справа — историк Олесь Бузина (1969—2015). Киев, 2013 г. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко
В кафе с друзьями. Справа — историк Олесь Бузина (1969—2015). Киев, 2013 г. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко

М.Т.: А если говорить о музейных собраниях?

А.Р.: В России я знаю три музея, в которых хранятся большие подборки знаков и наград Гражданской войны. Это Эрмитаж, Государственный исторический музей и ЦМВС. Насколько я знаю, в ЦМВС сейчас уже открылась экспозиция по Гражданской войне. Эрмитаж и ГИМ все хранят в запасниках, куда доступ с улицы, естественно, ограничен.

М.Т.: Обращаете ли Вы внимание на эстетику наград Белого движения и Украины, или для Вас это только исторические источники и предметы коллекционирования? Есть ли наиболее любимые? Иконография этих предметов очень отличается, как и качество производства.

А.Р.: Эстетическая оценка наград сугубо эмоциональна, субъективна и не имеет никакого значения для истории этих наград. Я не занимаюсь этой стороной фалеристики.

Тем не менее, конечно, есть знак, который мне очень нравится по своему дизайну. Это — знак за 1-й Кубанский («Ледяной») поход 1918 г.

Знак за 1-й Кубанский («Ледяной») поход. Собрание А.И. Рудиченко
Знак за 1-й Кубанский («Ледяной») поход. Собрание А.И. Рудиченко

М.Т.: Наиболее раритетные экспонаты Вашего собрания — что это? Есть ли «король» коллекции, или она хороша именно полнотой?

А.Р.: Основное моё собрание — архив. Знаков и наград совсем немного. В архиве — несколько тысяч документов и фотографий. Все они интересны и ценны с исторической точки зрения. Я затрудняюсь что-либо особо выделить.

Приказ о назначении А.И. Деникина заместителем Верховного Главнокомандующего А.В.Колчака. Подписан лично Колчаком. 24.06.1919 г. Из собрания А.И. Рудиченко
Приказ о назначении А.И. Деникина заместителем Верховного Главнокомандующего А.В.Колчака. Подписан лично Колчаком. 24.06.1919 г. Из собрания А.И. Рудиченко

М.Т.: Как оставаться исследователем, не впадая в политику? Предпочтения есть у всех, но трезвость оценок сохраняют не все.

А.Р.: Исследователь и следователь недаром однокоренные слова. Так же, как следователь, исследователь-историк не имеет права позволить себе эмоциональную оценку изучаемого события или предмета.

Награды, как любые предметы материальной сферы, — это свидетели (вещественные доказательства), а не участники событий. Их политизация естественным образом приводит к борьбе с ними. Результатом такой борьбы стали, например, уничтоженные в Новосибирском музее в 30-е гг. образцы наград, учрежденных Колчаком. Уничтожили эти награды только потому, что они — «белые». Результатами этой же борьбы являются падающие то и дело памятники.

Поздравление А.И. Деникина от участников Ледяного похода. 21.02.1929 г. Из собрания А.И. Рудиченко
Поздравление А.И. Деникина от участников Ледяного похода. 21.02.1929 г. Из собрания А.И. Рудиченко

М.Т.: В Испании Франко в своё время уравнял как франкистов с республиканцами, создав общий мемориал. Все мертвецы лежат рядом. Сейчас проблема восприятия ещё сохраняется. Для нас ста лет оказалось недостаточно, чтобы примириться? Не нужны ли нам подобные примиряющие разных участников Гражданской войны пантеоны в России и на Украине?

А.Р.: Все мы заложники окружающей нас политической среды. Наши политические представления чаще всего формируются не нами самими, а нашим образованием, воспитанием, средствами массовой информации и общественным мнением.

Поэтому, пока вся социальная среда и политическая машина России не придут к идее примирения и не начнут работать на нее, никакие пантеоны или мемориалы не помогут принять события столетней давности просто как совместную нераздельную историю. Вначале — понимание и примирение, а уже потом — мемориал, а не наоборот.

М.Т.: Отойдём от коллекционирования ещё немного. Русская эмиграция, потомки первой волны — какие они? Как удаётся сохранять язык и культуру? Сразу оговорюсь — недавно был во Флоренции и познакомился с настоятелем великолепного русского храма Рождества Христова и Николая Чудотворца. Долго общались, потом он, оставляя свои контакты на книге об истории храма подписал на дореформенный манер «о. Георгiй». Меня это поразило — носитель дореволюционных традиций! Одно дело читать, другое — общаться.

А.Р.: Они — обычные русские люди. Продолжают любить Россию, русский язык, русскую культуру и вообще все русское. Очень многие до сих пор придерживаются русских традиций, увезенных в эмиграцию (это Вы правильно подметили). Считают Россию сильной и хотят, чтобы она такой и была. Недаром большинству старых русских эмигрантов нравится Путин.

Что показательно, на русских эмигрантов первой волны и их потомков шизофренический визг «Русские идут» политического истеблишмента Запада не смог подействовать. Во времена Маккарти во всех доступных средствах массовой информации русская эмиграция не уставала доказывать, что понятия «советские» и «русские» не являются синонимами.

В сентябре 2005 г. состоялось перезахоронение праха А.И. Деникина из могилы на Свято-Владимирском кладбище (Нью-Джерси, США) в Москву. Одна из фотографий, сделанных А.Рудиченко во время эксгумации
В сентябре 2005 г. состоялось перезахоронение праха А.И. Деникина из могилы на Свято-Владимирском кладбище (Нью-Джерси, США) в Москву. Одна из фотографий, сделанных А.Рудиченко во время эксгумации
Фотографии эксгумации А.И.Деникина на Свято-Владимирском кладбище в Нью-Джерси. Сентябрь 2005 г. Фото из архива А.И. Рудиченко
Фотографии эксгумации А.И.Деникина на Свято-Владимирском кладбище в Нью-Джерси. Сентябрь 2005 г. Фото из архива А.И. Рудиченко
Фотографии эксгумации А.И.Деникина на Свято-Владимирском кладбище в Нью-Джерси. Сентябрь 2005 г. На фото видно, что труп остался нетленным после 58 лет пребывания в земле и двух предыдущих перезахоронений. Фото из архива А.И. Рудиченко
Фотографии эксгумации А.И.Деникина на Свято-Владимирском кладбище в Нью-Джерси. Сентябрь 2005 г. На фото видно, что труп остался нетленным после 58 лет пребывания в земле и двух предыдущих перезахоронений. Фото из архива А.И. Рудиченко

М.Т.: Ваши книги знают многие коллекционеры и реконструкторы. Но сколько всего их на сегодняшний день издано?

А.Р.: На сегодняшний день я автор или соавтор 5-ти книг:

Куценко А., Рудиченко А. «Знаки правоохранительных органов СССР», Донецк, 1991 г

Рудиченко А., Дуров В. «Награды и знаки белых армий и правительств», М., 2005

Рудиченко. А. «Награды императорской России в период Гражданской войны. М., 2007

Рудиченко А. «Награды и знаки белых армий и правительств». М., 2008

Рудиченко А., Тинченко Я. «Награды и знаки национальных армий и правительств. Украина, Белоруссия, Литва». Киев, 2011

Изданы 5 статей:

«Знаки отличия Первого Кубанского похода» // журнал «Антиквариат», № 106, 2013

«Знаки красногвардейцев г. Киева» // «Антиквариат», № 117, 2014

«Награды и знаки Эстонии, 1917-1920» // «Антиквариат», №№ 120, 121, 2014

«Знаки для бывших красногвардейцев и красных партизан г. Харькова» // «Старый Цейхгауз», № 69, 2016

«Знаки для бывших красногвардейцев и красных партизан г. Днепропетровска» // «Старый Цейхгауз», № 70, 2016

Кроме того, создал сайт со своими фалеристическими исследованиями www.arudichenko.com

  • Рудиченко А.И. «Награды императорской России в период Гражданской войны. М., 2007
  • Рудиченко А.И. «Награды и знаки белых армий и правительств». М., 2008
  • Рудиченко А.И., Тинченко Я.Ю. «Награды и знаки национальных армий и правительств. Украина, Белоруссия, Литва». Киев, 2011

М.Т.: Вы сотрудничали с Валерием Александровичем Дуровым. Интересно было работать вместе? Мы сами мечтаем с ним пообщаться…

А.Р.: Да, мне очень повезло, когда Валерий Александрович предложил мне объединить имеющиеся у нас материалы и совместно издать книгу по Белой фалеристике. Хоть это и банально звучит, но именно он дал мне путевку в фалеристику, как науку. Я ведь по образованию не историк и не был знаком с научными методами исторических исследований. Кроме того, только благодаря ему я смог поработать в запасниках ГИМа и Эрмитажа.

Насколько я знаю, сейчас Валерий Александрович серьезно болен. Очень хотелось бы, чтобы здоровье все-таки позволило ему вернуться к научной деятельности.

М.Т.: Мы от редакции также желаем Валерию Александровичу здоровья! Александр Иванович, а над каким трудом Вы работаете сейчас?

А.Р.: В архивах и запасниках музеев собраны материалы для статей по нескольким темам:

— «Знаки «Герою рев. движения»

— «Знаки для бывших красногвардейцев и красных партизан г. Ленинграда» (в соавторстве с А. Шевельковым)

— «Знаки для бывших красногвардейцев и красных партизан г. Одессы»

— «Знаки для бывших красногвардейцев и красных партизан Абхазии, Аджарии и Крыма «

— «Знаки КрымЦИКа».

Статьи по первым двум темам для журнала «Цейхгауз» уже почти закончены.

  • Журнал «Развей горе в Голом поле», выпускавшийся в Галлиполи в одном экземпляре. Из собрания А.И. Рудиченко

М.Т.: У Вас есть собственный Фонд — «Возвращение», расскажите, пожалуйста, о его деятельности. Какие у него успехи и планы?

А.Р.: Фонд был не мой собственный. Кроме меня было еще три соучредителя.

К сожалению, фонд остался только на бумаге. Украинские реалии не способствовали его деятельности.

М.Т.: Новоделы, копии, реплики, муляжи, и откровенные подделки. Для наград Гражданской войны эта проблема из-за малой исследованности, наверное, ещё сложнее, чем для других областей фалеристики. Как охарактеризуете ситуацию?

А.Р.: Извините, но я не могу согласиться с утверждением о малой исследованности наград Гражданской войны! Это расхожее мнение коренится на устарелых представлениях. Оно очень выгодно, его активно распространяют и на него охотно ссылаются фальсификаторы и продавцы фейков, т.е. те, кто «кормится» на мифическом недостатке информации.

Фалеристика Гражданской войны еще очень юная, ей всего 15-20 лет. Опубликованные исследования по этой теме, к сожалению, малотиражны и поэтому известны не достаточно широко.

Тем не менее, все знаки и награды этого периода известны, изучены и опубликованы. И любой коллекционер, который серьезно занимается своей темой, без особых затруднений распознает фантазийный знак или подделку. В этом фалеристика Гражданской войны ничем не отличается от, например, фалеристики Российской империи.

Фалерист-исследователь Александр Иванович Рудиченко
Фалерист-исследователь Александр Иванович Рудиченко

М.Т.: Интересный вопрос − производство знаков и наград Белого движения. Понятно, что некоторые делались, условно говоря, на коленке (об этом интересно пару слов), но были и ювелирно изготовленные. Можете назвать производителей, мастеров, фирмы, производящие в то время наиболее качественные образцы предметов фалеристики для Белого движения? И ещё дополнительный вопрос к этой теме − иностранное производство. Вот, например, орден Сокола для чехословаков, воюющих в Сибири, делали японцы. А кто-то ещё из бывших союзников?

А.Р.: На эти вопросы невозможно ответить в нескольких предложениях. Это — тема для отдельной очень большой публикации, страниц на 200-300.

М.Т.: Что можете порекомендовать молодым исследователям, которые увлекаются темой Гражданской войны? Или даже наоборот — на что не рекомендуете тратить время?

А.Р.: Во-первых, тщательно изучить и постоянно изучать все то, что уже опубликовано, публикуется и будет публиковаться в будущем.

Во-вторых, любыми своими исследованиями делиться с остальными, не важно в каком виде: в статьях, публикациях на форумах и т.п.

Иначе говоря, увеличивать массу информации по теме и этим уничтожать базу для появления «раритетов» из «раскопок» и «эмигрантских семей».

Последний Новый год в Киеве. С женой Еленой. Киев, 31.12.2014. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко
Последний Новый год в Киеве. С женой Еленой. Киев, 31.12.2014. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко

М.Т.: Что Вы посоветуете привнести в наш проект по Первой Мировой войне? Кстати, Вы её называете так, или Великой войной?

А.Р.: Я придерживаюсь названия «1-я мировая война». Название «Великая война» сложилось во время этой войны. На тот момент ничего даже близкого по масштабам  в истории человечества не было. Но потом была 2-я мировая, не менее масштабная, но даже более кровавая, война. Эта война тоже — Великая.

Я не продаю и не покупаю награды или знаки, поэтому для меня любой фалеристический интернет-проект интересен только с точки зрения получаемой мною полезной информации. И если бы я смог на форуме знакомиться с новыми работами тех самых молодых исследователей, о которых шла речь выше, было бы здорово! Т.е. раздел под названием «Фалеристические исследования», по-моему, был бы не лишним.

М.Т.: Тот же вопрос и по Гражданской войне.

А.Р.: Тот же самый ответ и по Гражданской войне. 🙂

— Спасибо за уделённое время! И надеемся на совместную работу и новые встречи!

А.Р.: Счастливо! Спасибо!

Первые дни в Нью-Йорке в еще необжитой квартире. Сыновья: старший Игорь (слева) и младший Иван. Нью-Йорк, январь 2015. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко
Первые дни в Нью-Йорке в еще необжитой квартире. Сыновья: старший Игорь (слева) и младший Иван. Нью-Йорк, январь 2015. Фото из семейного архива А.И. Рудиченко

__________________

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы