Фальконье. Архитектура света

Фальконье. Архитектура света

in Новости музеев/Фарфор, керамика, стекло 1799 views

Государственный музей архи­тек­ту­ры име­ни А.В. Щусева пред­став­ляет выставку «Фальконье. Архитектура света», по­свя­щён­ную ис­то­рии изобре­тения и при­­ме­не­­ния ори­ги­­наль­­но­го строи­тель­но­го ма­те­риа­ла – стеклян­ного кирпича Фальконье (Falconnier). Своё название кирпич получил по имени изобре­та­теля – швей­царско­го архи­текто­ра и ин­же­не­ра Гюстава Фальконье (1845 – 1913 гг.).

Портрет инженера и архитектора Гюстава Фальконье, фотограф Жак Люшер, 1900-е. Архив Шато де Ньон

Портрет инженера и архитектора Гюстава Фальконье, фотограф Жак Люшер, 1900-е. Архив Шато де Ньон

Гюстав Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, создал материал, занявший место в мировой строительной практике на полувековой период. Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Окно в доме компании Фаберже, архитектор К.К. Шмидт, 1899-1900 гг., Санкт-Петербург

Окно в доме компании Фаберже, архитектор К.К. Шмидт, 1899-1900 гг., Санкт-Петербург

  • Библиотека в особняке Бахрушина А.П. в Москве, архитектор К.К. Гиппиус, 1903 год. Фотограф Фишер К.А., 1900-е. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
  • Купол универмага Самаритен, Архитектор Франц Журден, Париж, 1905-1907 гг.
  • Павильон Саблинского завода М. и А. Франк, Худо­жествен­но-про­мыш­лен­ная выставка в Соляном городке в Санкт-Петербурге, 1911 год. ЦГАКФФД СПб (Е9453 инв номер)

Паперть церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Нижегородском детском приюте имени графини О.В. Кутайсовой, архитектор Д.А. Вернер, Нижний Новгород, 1903. Фотограф М.П. Дмитриев, 1900-е гг. ГКУ ГАрхАДНО

Паперть церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова при Нижегородском детском приюте имени графини О.В. Кутайсовой, архитектор Д.А. Вернер, Нижний Новгород, 1903. Фотограф М.П. Дмитриев, 1900-е гг. ГКУ ГАрхАДНО

Окно в церкви Воздвижения Креста Господня (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. стар.), архитектор Ю.Н. Терликов, 1907-1913 гг., Хвалынск, Саратовская область

Окно в церкви Воздвижения Креста Господня (Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. стар.), архитектор Ю.Н. Терликов, 1907-1913 гг., Хвалынск, Саратовская область

Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений.

Уличные павильоны Гюстава Фальконье на Всемирной выставке в Чикаго, 1893

Уличные павильоны Гюстава Фальконье на Всемирной выставке в Чикаго, 1893

  • Пломбировочная печать стеклянного кирпича, надпись «Фальконье привил[егия] №14822»
  • Стеклянный кирпич фальконье модели №9, модуль ½
  • Стеклянные кирпичи фальконье модели №9 производства Российской империи
  • Стеклянные кирпичи фальконье модели №8, модули «1», ¾, ½ и ¼

Старинный и современный стеклянный кирпич фальконье модели №8

Старинный и современный стеклянный кирпич фальконье модели №8

Фирменное клеймо МУАР

Фирменное клеймо МУАР

В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего техно­логия получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 – 1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и дру­гих горо­дах сохрани­лось множест­во жилых и общественных зданий, в архи­тектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Напри­мер, Бутыр­ское трам­вай­ное де­по, Саввинское по­дворье, усадь­ба Латышевых – Бахрушиных – Бардыгиных (ныне – Посольство Индии) в Москве, церковь при Кутай­сов­ском детском прию­те в Нижнем Новгороде, Кресто­воз­дви­жен­ская цер­ковь в Хвалынске (Саратовская область), особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте.

К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.

Стеклянные кирпичи фальконье модели №5, производства NWglass-lab

Стеклянные кирпичи фальконье модели №5, производства NWglass-lab

В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий – дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проёмах.

Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье – уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX – XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации».

Лестница дома Кастель Беранже, архитектор Эктор Гимар, Париж, 1894-1898 гг.

Лестница дома Кастель Беранже, архитектор Эктор Гимар, Париж, 1894-1898 гг.

На выставке «Фальконье. Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки – все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополнят архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9.

Никита Андреев, куратор выставки: «Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решётках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло. Эти строительные материалы стали приметами нового времени – бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры».

Посетителям выставки будут представлены результаты новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, раскрыты секреты производства стеклянных кирпичей, показаны сырье, формы, инструменты для выдувания различных моделей фальконье.

Елизавета Лихачёва, директор ГИММ им. Пушкина, ещё будучи директором Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева стояла у истоков открывающейся выставки: «Этот проект важен для Музея не только как рассказ об одной из популярных строительных технологий прошлого, но и как пример возвращения забытых технологий в будущее. Мы расширяем палитру современной архитектуры и дизайна: одной из задач проекта является актуализация фальконье и стекла в архитектуре, возобновление многогранности методов использования этого материала».

Игорь Левченков, генеральный директор компаний-производителей товаров для ванной комнаты AQUATON и Santek – официальных партнёров выставки: «Стекло, как и керамика, появилось в результате творчества самой природы, но именно человек, работая с этими материалами и применяя различные технологии их обработки, придает им изящество и законченность форм, закладывая в облик предмета культурные коды, свойственные его эпохе, а иногда и предвосхищающие будущее. Архитектура объединяет культурное наследие поколений и прокладывает дорогу к новому времени. Благодаря выставке Музея архитектуры современные архитекторы и дизайнеры могут вдохновиться наследием прошлого и заново открыть для себя стеклянные фальконье, «камни света», переосмыслить это удивительное изобретение и дать ему новую жизнь. Как производители, проводники инноваций и большие ценители искусства, дизайна и архитектуры, мы рады выступить партнёрами и участниками этого проекта».

Современные стеклянные кирпичи фальконье производства NWglass-lab, сделанные из вторичного сырья

Современные стеклянные кирпичи фальконье производства NWglass-lab, сделанные из вторичного сырья

  • Современный стеклянный кирпич фальконье модели №9 производства NWglass-lab
  • Современный стеклянный кирпич фальконье модели №7 производства NWglass-lab

Выставку сопроводят экскурсионная, просветительская и инклюзивная программы.

В рамках проекта будет подготовлено и выпущено первое издание о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке.

Кураторами выставки выступают искусствовед, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Анна Кистанова и искусствовед, коллекционер, исследователь архитектуры XIX-XX веков Никита Андреев.

 

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Москва. Воздвиженка ул., 5/25,

Флигель «Руина»

7 апреля – 20 августа 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
2.04.2023

Любовь Пуликова (Фото А. Сидельников)

Любовь Пуликова
Любовь Пуликова (Фото А. Сидельников)

АрхиМетр в музее Архитектуры

__________________

>>><<<