На выставке представлены произведения петербургских художников Ольги и Александра Флоренских: работы Александра, исполненные в 1989–1992 и пейзажи Ольги из серии «Гурзуф» (1990). Все картины были подарены авторами музею в 1998 году.
Ольга и Александр Флоренские
Живопись из собрания
Ярославского художественного музея
Ольга и Александр Флоренские родились в Ленинграде в 1960, вместе учились в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1977 – 1982), поженились в 1981 году. Делали совместный диплом – оформление Ленинградского зоопарка.
Флоренские были одними из организаторов знаменитой арт-группы «Митьки» (1985) и участвовали в более чем 300 выставках группы.
Ольга Флоренская занималась керамикой и фарфором. Работает в разных видах искусства: живописи, скульптуре, книжной иллюстрации и графике, анимации, а также занимается литературной и журналистской деятельностью. Автор книг: «8 стихотворений» (1998), «Движение в сторону книги» (с А. Флоренским, 2000), «Русский дизайн» (2001), «Психология бытового шрифта» (2001).
Александр Флоренский – живописец, график, иллюстратор, аниматор, издатель, литератор. Организатор издательства «Митькилибрис» (1994). В 1997–2005 – один из организаторов и куратор художественной галереи «Митьки-ВХУТЕМАС». В 2003–2004 – главный художник журнала «Адреса Петербурга». В 2004 организовал (совместно с И. Сотниковым) «Общество любителей живописи и рисования». В 2006–2008 – заведующий отделом современного искусства государственного музея «Царскосельская коллекция». Александр Флоренский проиллюстрировал более ста книг, в том числе произведения С. Довлатова, С. Писахова, О. Григорьева, В. Шинкарева, В. Тихомирова.
Ольга и Александр – авторы анимационных фильмов: «Митькимайер» (А. Флоренский, 1992), «Рассказ о чуде из чудес» (О. Флоренская, 1994) и «Трофейные фильмы» (О&А Флоренские, 2004). Участники многих всероссийских и международных кинофестивалей (1993–2005).
С 1995 Флоренские совместно работают над крупномасштабными проектами, охватывающими большинство жанров современного искусства: «книга художника», паблик-арт, видео и анимация, объекты и инсталляции.
Произведения художников хранятся в десятках мировых музеев, в том числе Русский музей и Эрмитаж (Санкт-Петербург), Третьяковская галерея и музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), музей Kiasma и City Art Museum (Хельсинки), музей Виктории и Альберта (Лондон).
Александр Флоренский:
«Есть ли у меня любимые художники? У меня миллион любимых художников. От безымянных авторов фаюмских портретов до Матисса и от Древина до Ивана Сотникова. В Петербурге мне многие нравятся художники, многие из них моложе меня… Этот список бесконечен. Нет, тут сложно ответить. Одного любимого нет…».
…
«Вот уже с 1989 я не могу физически рисовать на белом холсте. Мне нужно, чтобы он был чем-то замазан. Иногда и каким-нибудь красным, синим, зелёным, охрой, английским красным, но чаще чёрным. Каждый холст закрашиваю тщательно очень – не как-то там лёгонько, а плотно. Такую вот клеёнку пиросманиевскую делаю. Я не вижу прямой связи с Пиросмани, хотя она, может, больше, чем у многих грузин, но она какая-то внутренняя. Одна их первых книг, что мне по-настоящему понравилась из тех, что у нас были дома, это книжка Эраста Кузнецова «Пиросмани». Первая изданная в СССР, в суперобложке, с оленями – до сих пор она и лучшая осталась…»
Ольга Флоренская:
«Вдохновение я очень не люблю, потому что с детства, когда мне не хотелось делать уроки, мама мне говорила назидательно, цитируя кого-то из великих художников: «Пусть вдохновение заставит тебя заработать». У меня так ни разу не получалось в жизни… Нет, я не верю в то, что можно в себе это как-то искусственно воспитать. Я думаю просто, если хочется что-то, есть драйв такой, кураж, вот, даже не вдохновение, мне очень нравится слово «кураж». Если есть кураж, можешь работать круглые сутки, без сна, и входишь в некое состояние изменённого сознания, что тоже надо очень твёрдо контролировать, потому что иногда уже начинаешь портить работу. Улучшаешь, улучшаешь, улучшаешь, а потом понимаешь, что надо было остановиться на первом варианте».
…
«На мой взгляд, абсолютно серьёзный человек выглядит подозрительно. Так уж повелось в современном искусстве, что невозможно говорить серьезно о серьёзных вещах. Это сразу попадает в разряд дидактики и занудства. А юмор помогает этого избежать».
Ярославский художественный музей
Ярославль, Советская пл., 2
(Музей зарубежного искусства)
Выставка с 17 февраля 2023 г.
Марина Полывяная Ярославский художественный музей 14.02.2023
_________________
>>><<<