Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Сокровища Владимиро-Суздальской земли

in Новости музеев 1963 views

Открытие выставки «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»

23 января 2023 года

Наступил 2023 год. Прошли Новогодние празд­ники, Рож­де­ст­венская студёная неделя в Москве и области с морозами до -30°, странное, отно­сительно тёплое Крещение следом. И вот уже двадцатые числа января. Вторая половина ушедшего года прошла для редакции журнала очень активно. Подобное уже трудно вспомнить. Видимо для нас это стало опре­деляющим. А в начале года как нехватка той духовной пищи, получаемой регулярно, к которой стали привыкать.

И вот, волею судеб, наш журнал пригласили на открытие новой экспозиции, за что очень признательны! Изго­лодавшись по пре­крас­ному, насытившись праздниками, буквально летел 23 января на пресс-показ выставки «Великое Княжество. Сокровища Вла­димир­ской земли», орга­низован­ный трудами Госу­дарст­вен­ной Третьяковской галереи и Го­судар­ствен­ным Вла­ди­­ми­ро-Суздаль­­ским му­зеем-за­повед­ником.

Далее писать буду от первого лица, нарушая журнальные правила, т.к. личных впе­чатлений очень много. Но, тем не менее, извиняюсь. Однако…

Первое, на чём остановил свое внимание — это загадочное «западное крыло». Ещё по дороге, поюзав Интернет на эту тему, дал себе установку, что разберусь на месте. Конечно, пришёл к привычному входу (крыло Третьяковки на Крымском валу, что со стороны Парка), мо­ментально понял «не сюда», поскольку «Дягилев» и «Шадр» большие экспозиции и ещё идут, а другая вывеска не была обнаружена. Тогда к центральному входу. Так вот! Для тех кто захочет посетить эту прекрасную выставку «Сокровищ» — это Центральный вход с Садового (думаю москвичам это будет понятнее), — запад­ное крыло, оно. Конечно немного опоздал. Всё быстро и бегом. Поймал себя на мыс­ли, что не заходил в этот вход с советских времён, когда меня водила сюда мама на Выставку Ильи Глазунова. Встре­тил как всегда при­­ветливый персонал: гардеробщица направила меня к эскалатору у кафе, а далее с эскалатора всегда прямо.

Схема выставки «Великое кня­жество. Сокровища Вла­ди­миро-Суз­даль­ской зем­ли»
Схема выставки «Великое кня­жество. Сокровища Вла­ди­миро-Суз­даль­ской зем­ли»

Сразу поразил своим размахом огромный зал открытия экспозиции. Поверьте в мой «огромный зал» — мне есть с чем срав­нить, поскольку посетил за последние месяцы много выставочных мероприятий, в т.ч. в Третьяковской галерее. Но тут размах впечатлил! Можно окунуться и ознакомиться с самой идеей данной выставки и впитать атмосферу события. Сразу обратили на себя внимание со­временные работы Сергея Кузнецова, — одна буквально как пирог, испечённый 14 января ху­дожником, видимо прямо для выставки.

Сергей Кузнецов (р. 1977) Из серии «Дерево — Камень — Золото». 2022

И вот большой экран и современные технологии увели в залы «сокровищ».

Само то, что собрано более 600 разных уникальных экспонатов из Москвы, Владимира и Суздаля, го­ворит о серьёзной и кропотливой работе организацион­ного отдела и ру­ководителей выставки, спе­циалистов и методистов, много­числен­ного пер­сонала. Ведь вы только пред­ставьте, что вам не надо ехать в Суздаль или Владимир, хоть это и пре­красные поездки, современная жизнь и технологии позволяют собрать «сливки» и разместить их удобным для вас способом в центре Москвы. Вы увидите по истине уникальные бесценные вещи, собран­ные вместе.

Поскольку опаздывал, всю полноту и широту встретившего зала «открытия» оценил уже на обратном пути.

Зал «Врата»

  • Павел Михайленко. Главный методист (Суздаль)
  • Западные златые врата Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (левая створка). Но со слов Михайленко — это Двери! Врата — это совсем другое!
  • Печать с изображением Божьей Матери Покрывают архангелы (след Новгородских мастеров)

Вбежав в первый зал экспозиции с названием «Врата», сразу был удивлён огромными размерами выносного «фонаря». Это тяжеленный на вид предмет, который, по словам Главного методиста Влади­миро-Суздальского музея заповедника Павла Михайленко, несли 12 мужчин. Прямо в зале установлены древние двери — «западные златые врата Суз­дальского Рождественского со­бора» XIII века с «печатями» из Нового Завета, с изображением и трактовкой пред­положи­тельно Новгородских мастеров тех времён, на что указывает изображение Божьей матери с покровом архангелами (вторая печать снизу в правой створке).

Забегая вперёд отмечу, что все залы выполнены со знанием дела: освещение, колорит залов, расстановка, этикетаж. А это спо­собст­вует вниманию к экспонатам. Сдедует учесть, что экспозиция насчитывает 11 основных залов, которые имеют свои на­звания. Компоновка выставленного соответствует названиям залов и удобна к просмотру. Тут изделия из дерева и ткани, белого камня и металла.

Зал «Клады»

Отдельный зал посвящён кладам, найденным в землях Суздаля и Владимира, имеющим огромную историческую ценность для науки и потомков. Ниже два изобра­жения нательного креста конца XI — начала XII века, обнаруженного в 1956 году в Пировском селище Владимирской области.

Зал «Иконы»

Екатерина Проничева
Екатерина Проничева

Отдельно надо обратить внимание на зал «Иконы». В нём представлены древние намоленные изображения Святых, произведения великих мастеров, увидеть которые вместе в одном зале, практически невозможно. Зал оставил очень сильное впе­чатление. В этом зале Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суз­даль­ского музея-за­поведника, рассказала о представленных сокровищах.

Зал «Белый камень»

Сокровища Владимиро-Суздальской земли
Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Своим светом поразил зал «Белый камень». На фоне специально сделанных тёмного цвета других залов, он расположен в центре, и ярко белый, что ещё больше подчёркивает выставленные там экспонаты из камня. Общая идея зала помогает понять, как могла выглядеть русская архитектура.

Зал «Музыка»

Интересная находка — зал «Музыки». Летящие в воздухе световые элементы книги со страницами песнопений. Звучит музыка и пение… Всё полностью погружает в тему зала.

Зал «Ткани»

Сокровища Владимиро-Суздальской земли
Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Повезло, что со рядом были коллеги с аппаратурой дополнитель­ного освещения. Так фото­снимки в зале «Ткани» вышли яркими, насыщенными, с передачей естествен­ного. Фото­изображения митры для журнала полу­чились достаточно качественно. Но, на мой взгляд, тут освещённости в зале не хватит для восприятия посе­тителями (хотя, наверняка, свет выбран согласно правил экспонирования).

Зал «Книги»

Зал «Металл»

Чаша водосвятная. Происходит из собора Рождества Богородицы в Суздале

  • Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века. Происходит из Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале
  • Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века. Происходит из собора Рождества Богородицы в Суздале
  • Колокол. 1561. Вклад Василия Ивановия Борбошина, последнего представителя княжеской фамилии Борбошиных (Барбошиных), одной из ветвей нжегородско-суздальских князей, в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Колокол утратил целостность в 1931 году после сброса со звонницы.

Зал «Дерево»

Зал «Фрески»

Залы «Книги», «Металл», «Дерево», «Фрески» — не менее интересные и большим количеством экспонатов.

Водосвятная чаша, огромная, напоминающая самовар, занимает централь­ное место зала «Металл», также как и фрагменты старин­нейших русских колоколов. В витринах у стен — предметы христианского богослужения. Кстати, именно в этом зале обратил на себя внимание удобный этикетаж.

Зал «Ландшафт»

Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Отдельно отмечу ещё зал «Ландшафт». Он расположен в конце экспозиции, если следовать путе­водителю. Но в него можно попасть сразу из зала «Врата», поскольку экспо­зиция выставки закольцована. Совре­менные технологии помогут вам пере­нестись непосредственно в земли Владимира и Суздаля. Оше­ломи­тель­ные виды вдохновят вас на показ, если вы решите и завернёте в него сразу из зала «Врат», или закрепят увиденное на выставке, если посетите его в самом конце прохождения выставки.

Думаю устроители прекрасного события не будут сильно против вашего выбора!

Вообще выставка получилась очень русской, национальной. Соответ­ственно, важность её не может быть не понята и проигнорирована.  Уверен, что должно быть значительное число посетителей.

Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи

Благодарим Третьяковскую галерею и лично Зельфиру Исмаиловну Трегулову (Генеральный директор Государственной Третьяковской Галереи) и Екатерину Владимировну Проничеву (Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника) за замечательную выставку!

Рекомендуем выставку «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» к обязательному посещению!

P.s. Не в обиду Дягилеву: выставка «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» понравилась больше, чем выставка «Дягилев. Генеральная репетиция».

Андрей Соловьёв
специальный корреспондент
24.01.2023
Специальный корреспондент журнала "Коллекция" Андрей Соловьёв
Специальный корреспондент журнала «Коллекция» Андрей Соловьёв

Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения

Дягилев. Генеральная репетиция

__________________

>>><<<



Пресс-релиз

Выставочный проект «Великое кня­жество. Сокровища Вла­ди­миро-Суз­даль­ской зем­ли» при­уро­чен к ты­ся­че­летию пер­вого пись­менного упо­минания о Суздале. По­ряд­ка 600 экспо­натов из собра­ния Го­судар­ствен­ного Вла­ди­ми­ро-Суздаль­ского му­зея-за­повед­ника, пред­став­ленные в экспо­зиции, тесно связаны с исто­рией Влади­миро-Суз­дальской земли, в том чис­ле зна­менитые зла­тые вра­та Бо­городи­це-Рож­дествен­ского со­бора Суздаля (1230-е), ранний список одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская» (вторая половина XVI века) и первый ил­люстри­рован­ный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, а также предметы, обнаруженные в архео­логических кладах за последние 200 лет. Некоторые из них ранее не демон­стрировались.

Западные златые врата Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (левая створка). 1230-е гг. Изображения предоставлены Госу­дар­ственным Владимиро-Суздальским музеем –заповедником (ВСМЗ)
Западные златые врата Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (левая створка). 1230-е гг. Государственный Владимиро-Суз­дальский музей-заповедник (ВСМЗ)

Великое княжество.

Сокровища Владимиро-Суздальской земли

XII век — время подъёма Северо-Восточной Руси. Благодаря усилиям князей Юрия Долго­рукого и его сыновей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо на этой территории был создан новый поли­тический центр — Влади­миро-Суз­даль­ское кня­жество. Здесь же на про­тяжении нескольких столетий происходило форми­рование ядра будущего российского государства и само­бытного куль­турного кода русского народа. Эти процессы нашли своё отражение в памятниках зодчества, летописания, иконописи, деко­ратив­но-при­клад­ного искус­ства, многие из которых представлены на выставке.

Митра 1645 г. Государственный Владимиро-Суздаль­ским му­зей-за­по­вед­ник (ВСМЗ)
Митра 1645 г. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
  • Икона в окладе с венцом и цатой. Богоматерь Казанская. Вторая четверть XVII в. Госу­дарственный Вла­ди­миро-Суздаль­ский музей-заповедник (ВСМЗ)
  • Икона. Покров Богоматери. Последняя четверть XV в. Госу­дарствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник (ВСМЗ)
  • Икона. Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев(?) Конец XIV-начало XV

Один из центральных экспонатов — златые врата суздальского Бо­городице-Рож­дествен­ского собора. Выполненные в XIII веке в технике «золотой наводки», распространенной в средневековой Северной Европе, они являются древнейшим памятником подобного рода, созданным на территории Руси.

Маска льва 1160. Изображения предоставлены Государственным Владимиро-Суздальским музеем –заповедником (ВСМЗ)
Маска льва 1160. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
  • Опора надпрестольной сени с сим­волом еван­гелиста Матфея XVIII. Го­сударствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник (ВСМЗ)
  • Опора надпрестольной сени с сим­волом еван­гелиста Марка XVIII. Го­сударствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник (ВСМЗ)
  • Опора надпрестольной сени с сим­волом еван­гелиста Иоанна XVIII. Го­сударствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник (ВСМЗ)
  • Опора надпрестольной сени с сим­волом еван­гелиста Луки XVIII. Го­сударствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник (ВСМЗ)

Также на выставке будут де­мон­стри­ро­вать­ся редкие иконы. В их числе — Боголюбская икона Богоматери. Древнейший русский образ был написан в память о явлении Богородицы князю Андрею Юрьевичу. На месте чудесного события построили Боголюбский монастырь, где святыня находилась на протяжении почти восьми столетий. Посетители увидят самый ранний список иконы, который датируется второй половиной XVI века. В выставочных залах представлены и другие шедевры древнерусской живописи. Например, первый список иконы Владимирской Богоматери конца XIV — начала XV столетия, авторство которого приписывается Андрею Рублеву, и образ Богоматери Максимовской конца XIII века, созданный в память о явлении Богородицы митрополиту Максиму, когда она благословила его на служение во Владимире. Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» (1510–1520-е) была вложена великим князем Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой в построенную на их средства церковь Суздальского Покровского монастыря. Не обойдется экспозиция и без ст­ринного символа города Владимира и его князей — белокаменного резного льва. Образ царственного хищника — неотъем­ле­мый элемент декора памят­ников Владимиро-Суздальской архитектуры. О Волжском торговом пути «из варяг в греки» рассказывает клад дирхамов: эти ранне­средне­вековые восточные монеты, получившие широчайшее распростра­нение на территории Северо-Восточной Руси в IX-X веках, прямо свидетельствуют об ее активной посреднической роли в развитии между­народных эко­номических связей — от Скандинавии до Закаспийского региона и Средней Азии.

Книги. Апостол 1564 г. Изображения предоставлены Государственным Владимиро-Суздальским музеем–заповедником (ВСМЗ)
Книги. Апостол 1564 г. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
Клады. Ткани из погребения Андрея Боголюбского с изображением грифонов, львов и птиц. До 1174 г. Изображения предоставлены Государственным Владимиро-Суздальским музеем –заповедником (ВСМЗ)
Клады. Ткани из погребения Андрея Боголюбского с изображением грифонов, львов и птиц. До 1174 г. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедником (ВСМЗ)
Клады. Ткани из погребения Андрея Боголюбского. С изображением барсов и попугаев. До 1174 г. Изображения предоставлены Государственным Владимиро-Суздальским музеем –заповедником (ВСМЗ)
Клады. Ткани из погребения Андрея Боголюбского. С изображением барсов и попугаев. До 1174 г. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)

Более 200 предметов экспонируется впервые. В частности, покрова на гробницы княгини Анны Хованской (1633) и князя Ивана Шуйского (1638) публика прежде не видела.

В наше время предметы, при­надлежащие наследию Северо-Восточной Руси, находятся в ведущих российских и зарубежных музеях, но основным хранителем их является Го­сударствен­ный Вла­димиро-Суз­даль­ский музей-за­поведник. На его территории расположены 64 архитектурных памятника, семь из которых внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Впервые произведения, связанные с историей Владимиро-Суздальской земли, демонстрируются на столь масштабной выставке.

 

Третьяковская галерея

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 1

24 января 2023 г. по 10 мая 2023 г.

 

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
17.01.2023

__________________

>><<<

Рекомендуем

Соавторы не заключают соглашений

Соавторы не заключают соглашений

Государственная Третьяковская галерея наря­ду с моно­графи­чески­ми выстав­ками клас­сиков отечествен­ного искусства и тема­тически­ми
Перейти К началу страницы