Открытие выставки «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»
23 января 2023 года
Наступил 2023 год. Прошли Новогодние праздники, Рождественская студёная неделя в Москве и области с морозами до -30°, странное, относительно тёплое Крещение следом. И вот уже двадцатые числа января. Вторая половина ушедшего года прошла для редакции журнала очень активно. Подобное уже трудно вспомнить. Видимо для нас это стало определяющим. А в начале года как нехватка той духовной пищи, получаемой регулярно, к которой стали привыкать.
И вот, волею судеб, наш журнал пригласили на открытие новой экспозиции, за что очень признательны! Изголодавшись по прекрасному, насытившись праздниками, буквально летел 23 января на пресс-показ выставки «Великое Княжество. Сокровища Владимирской земли», организованный трудами Государственной Третьяковской галереи и Государственным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
Далее писать буду от первого лица, нарушая журнальные правила, т.к. личных впечатлений очень много. Но, тем не менее, извиняюсь. Однако…
Первое, на чём остановил свое внимание — это загадочное «западное крыло». Ещё по дороге, поюзав Интернет на эту тему, дал себе установку, что разберусь на месте. Конечно, пришёл к привычному входу (крыло Третьяковки на Крымском валу, что со стороны Парка), моментально понял «не сюда», поскольку «Дягилев» и «Шадр» большие экспозиции и ещё идут, а другая вывеска не была обнаружена. Тогда к центральному входу. Так вот! Для тех кто захочет посетить эту прекрасную выставку «Сокровищ» — это Центральный вход с Садового (думаю москвичам это будет понятнее), — западное крыло, оно. Конечно немного опоздал. Всё быстро и бегом. Поймал себя на мысли, что не заходил в этот вход с советских времён, когда меня водила сюда мама на Выставку Ильи Глазунова. Встретил как всегда приветливый персонал: гардеробщица направила меня к эскалатору у кафе, а далее с эскалатора всегда прямо.
Сразу поразил своим размахом огромный зал открытия экспозиции. Поверьте в мой «огромный зал» — мне есть с чем сравнить, поскольку посетил за последние месяцы много выставочных мероприятий, в т.ч. в Третьяковской галерее. Но тут размах впечатлил! Можно окунуться и ознакомиться с самой идеей данной выставки и впитать атмосферу события. Сразу обратили на себя внимание современные работы Сергея Кузнецова, — одна буквально как пирог, испечённый 14 января художником, видимо прямо для выставки.
Сергей Кузнецов (р. 1977) Из серии «Дерево — Камень — Золото». 2022
И вот большой экран и современные технологии увели в залы «сокровищ».
Само то, что собрано более 600 разных уникальных экспонатов из Москвы, Владимира и Суздаля, говорит о серьёзной и кропотливой работе организационного отдела и руководителей выставки, специалистов и методистов, многочисленного персонала. Ведь вы только представьте, что вам не надо ехать в Суздаль или Владимир, хоть это и прекрасные поездки, современная жизнь и технологии позволяют собрать «сливки» и разместить их удобным для вас способом в центре Москвы. Вы увидите по истине уникальные бесценные вещи, собранные вместе.
Поскольку опаздывал, всю полноту и широту встретившего зала «открытия» оценил уже на обратном пути.
Зал «Врата»
- Павел Михайленко. Главный методист (Суздаль)
- Западные златые врата Богородице-Рождественского собора г. Суздаля (левая створка). Но со слов Михайленко — это Двери! Врата — это совсем другое!
- Печать с изображением Божьей Матери Покрывают архангелы (след Новгородских мастеров)
Вбежав в первый зал экспозиции с названием «Врата», сразу был удивлён огромными размерами выносного «фонаря». Это тяжеленный на вид предмет, который, по словам Главного методиста Владимиро-Суздальского музея заповедника Павла Михайленко, несли 12 мужчин. Прямо в зале установлены древние двери — «западные златые врата Суздальского Рождественского собора» XIII века с «печатями» из Нового Завета, с изображением и трактовкой предположительно Новгородских мастеров тех времён, на что указывает изображение Божьей матери с покровом архангелами (вторая печать снизу в правой створке).
Забегая вперёд отмечу, что все залы выполнены со знанием дела: освещение, колорит залов, расстановка, этикетаж. А это способствует вниманию к экспонатам. Сдедует учесть, что экспозиция насчитывает 11 основных залов, которые имеют свои названия. Компоновка выставленного соответствует названиям залов и удобна к просмотру. Тут изделия из дерева и ткани, белого камня и металла.
Зал «Клады»
Отдельный зал посвящён кладам, найденным в землях Суздаля и Владимира, имеющим огромную историческую ценность для науки и потомков. Ниже два изображения нательного креста конца XI — начала XII века, обнаруженного в 1956 году в Пировском селище Владимирской области.
Зал «Иконы»
Отдельно надо обратить внимание на зал «Иконы». В нём представлены древние намоленные изображения Святых, произведения великих мастеров, увидеть которые вместе в одном зале, практически невозможно. Зал оставил очень сильное впечатление. В этом зале Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, рассказала о представленных сокровищах.
Зал «Белый камень»
Своим светом поразил зал «Белый камень». На фоне специально сделанных тёмного цвета других залов, он расположен в центре, и ярко белый, что ещё больше подчёркивает выставленные там экспонаты из камня. Общая идея зала помогает понять, как могла выглядеть русская архитектура.
Зал «Музыка»
Интересная находка — зал «Музыки». Летящие в воздухе световые элементы книги со страницами песнопений. Звучит музыка и пение… Всё полностью погружает в тему зала.
Зал «Ткани»
Повезло, что со рядом были коллеги с аппаратурой дополнительного освещения. Так фотоснимки в зале «Ткани» вышли яркими, насыщенными, с передачей естественного. Фотоизображения митры для журнала получились достаточно качественно. Но, на мой взгляд, тут освещённости в зале не хватит для восприятия посетителями (хотя, наверняка, свет выбран согласно правил экспонирования).
Зал «Книги»
Зал «Металл»
Чаша водосвятная. Происходит из собора Рождества Богородицы в Суздале
- Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века. Происходит из Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале
- Крест выносной (запрестольный). Конец XVII века. Происходит из собора Рождества Богородицы в Суздале
- Колокол. 1561. Вклад Василия Ивановия Борбошина, последнего представителя княжеской фамилии Борбошиных (Барбошиных), одной из ветвей нжегородско-суздальских князей, в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Колокол утратил целостность в 1931 году после сброса со звонницы.
Зал «Дерево»
Зал «Фрески»
Залы «Книги», «Металл», «Дерево», «Фрески» — не менее интересные и большим количеством экспонатов.
Водосвятная чаша, огромная, напоминающая самовар, занимает центральное место зала «Металл», также как и фрагменты стариннейших русских колоколов. В витринах у стен — предметы христианского богослужения. Кстати, именно в этом зале обратил на себя внимание удобный этикетаж.
Зал «Ландшафт»
Отдельно отмечу ещё зал «Ландшафт». Он расположен в конце экспозиции, если следовать путеводителю. Но в него можно попасть сразу из зала «Врата», поскольку экспозиция выставки закольцована. Современные технологии помогут вам перенестись непосредственно в земли Владимира и Суздаля. Ошеломительные виды вдохновят вас на показ, если вы решите и завернёте в него сразу из зала «Врат», или закрепят увиденное на выставке, если посетите его в самом конце прохождения выставки.
Думаю устроители прекрасного события не будут сильно против вашего выбора!
Вообще выставка получилась очень русской, национальной. Соответственно, важность её не может быть не понята и проигнорирована. Уверен, что должно быть значительное число посетителей.
Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи
Благодарим Третьяковскую галерею и лично Зельфиру Исмаиловну Трегулову (Генеральный директор Государственной Третьяковской Галереи) и Екатерину Владимировну Проничеву (Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника) за замечательную выставку!
Рекомендуем выставку «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» к обязательному посещению!
P.s. Не в обиду Дягилеву: выставка «Великое Княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» понравилась больше, чем выставка «Дягилев. Генеральная репетиция».
Андрей Соловьёв специальный корреспондент 24.01.2023
Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения
Дягилев. Генеральная репетиция
__________________
>>><<<
Пресс-релиз
Выставочный проект «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» приурочен к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. Порядка 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, представленные в экспозиции, тесно связаны с историей Владимиро-Суздальской земли, в том числе знаменитые златые врата Богородице-Рождественского собора Суздаля (1230-е), ранний список одной из древнейших русских икон «Богоматерь Боголюбская» (вторая половина XVI века) и первый иллюстрированный «Букварь» (1694) Кариона Истомина, а также предметы, обнаруженные в археологических кладах за последние 200 лет. Некоторые из них ранее не демонстрировались.
Великое княжество.
Сокровища Владимиро-Суздальской земли
XII век — время подъёма Северо-Восточной Руси. Благодаря усилиям князей Юрия Долгорукого и его сыновей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо на этой территории был создан новый политический центр — Владимиро-Суздальское княжество. Здесь же на протяжении нескольких столетий происходило формирование ядра будущего российского государства и самобытного культурного кода русского народа. Эти процессы нашли своё отражение в памятниках зодчества, летописания, иконописи, декоративно-прикладного искусства, многие из которых представлены на выставке.
- Икона в окладе с венцом и цатой. Богоматерь Казанская. Вторая четверть XVII в. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
- Икона. Покров Богоматери. Последняя четверть XV в. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
- Икона. Богоматерь Владимирская. Андрей Рублев(?) Конец XIV-начало XV
Один из центральных экспонатов — златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора. Выполненные в XIII веке в технике «золотой наводки», распространенной в средневековой Северной Европе, они являются древнейшим памятником подобного рода, созданным на территории Руси.
- Опора надпрестольной сени с символом евангелиста Матфея XVIII. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
- Опора надпрестольной сени с символом евангелиста Марка XVIII. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
- Опора надпрестольной сени с символом евангелиста Иоанна XVIII. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
- Опора надпрестольной сени с символом евангелиста Луки XVIII. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ)
Также на выставке будут демонстрироваться редкие иконы. В их числе — Боголюбская икона Богоматери. Древнейший русский образ был написан в память о явлении Богородицы князю Андрею Юрьевичу. На месте чудесного события построили Боголюбский монастырь, где святыня находилась на протяжении почти восьми столетий. Посетители увидят самый ранний список иконы, который датируется второй половиной XVI века. В выставочных залах представлены и другие шедевры древнерусской живописи. Например, первый список иконы Владимирской Богоматери конца XIV — начала XV столетия, авторство которого приписывается Андрею Рублеву, и образ Богоматери Максимовской конца XIII века, созданный в память о явлении Богородицы митрополиту Максиму, когда она благословила его на служение во Владимире. Икона «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня» (1510–1520-е) была вложена великим князем Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой в построенную на их средства церковь Суздальского Покровского монастыря. Не обойдется экспозиция и без стринного символа города Владимира и его князей — белокаменного резного льва. Образ царственного хищника — неотъемлемый элемент декора памятников Владимиро-Суздальской архитектуры. О Волжском торговом пути «из варяг в греки» рассказывает клад дирхамов: эти раннесредневековые восточные монеты, получившие широчайшее распространение на территории Северо-Восточной Руси в IX-X веках, прямо свидетельствуют об ее активной посреднической роли в развитии международных экономических связей — от Скандинавии до Закаспийского региона и Средней Азии.
Более 200 предметов экспонируется впервые. В частности, покрова на гробницы княгини Анны Хованской (1633) и князя Ивана Шуйского (1638) публика прежде не видела.
В наше время предметы, принадлежащие наследию Северо-Восточной Руси, находятся в ведущих российских и зарубежных музеях, но основным хранителем их является Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На его территории расположены 64 архитектурных памятника, семь из которых внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Впервые произведения, связанные с историей Владимиро-Суздальской земли, демонстрируются на столь масштабной выставке.
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 1
24 января 2023 г. по 10 мая 2023 г.
Отдел по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи 17.01.2023
__________________
>>><<<