Медаль настольная — памятный знак, изготовленный в честь какого-либо крупного события или в память выдающегося деятеля, служит украшением письменных столов и, в редких случаях, стен.
Здравствуйте! Чуть выше информация о настольных медалях, взятая без спроса из «Музея торговли». И, повторяясь, говорить о подобном далее не будем.
Мне настольные медали не нравятся. Как предметы коллекционирования считаю их неудобными и неинтересными. Даже работа гравёров не цепляет, хотя не восхититься красотой металлических дисков нельзя. Но не лежит душа! И так и эдак смотришь, и в шикарной коробочке может находиться… — ну круто, замечательно… но совершенно не надо. Показывают коллекцию — исключительно красиво! Обсуждение на форуме — интересно. А самому не надо. Подарили такую медаль — теперь валяется.
Как быть? А может путаю красоту и коллекционерское желание владеть? Может быть просто «не моё» это? Может нужно узнать про коллекционирование настольных медалей, а коллекционеров немало? И как хранить настольные медали? Да и желающих купить настольные медали много. Тем не менее не моё.
Статью подготавливает Михаил Тренихин.
С уважением, Главный редактор Сидельников Алексей
Немного претенциозное название получилось. Но довольно ёмкое. Наверное, меня в больше степени поймут коллекционеры, им такие рассуждения не чужды. «Нормальный» человек такому вопросу, заданному себе, тем более в пять утра, испугается. Но тем не менее. Это не рейтинг лучших произведений, а скорее того, что понравилось и привлекло внимание. Можно со мной поспорить.
Итак, пришла мысль о настольных медалях. Это вообще что? Настольная медаль, плакета, плакетка. Произведение искусства, награда, памятный сувенир, предмет коллекционирования. Хотя вот тут вопрос неоднозначный. Например, многие мои знакомые коллекционеры-фалеристы говорят о том, что не лежит у них душа к таким предметам. Купить в коллекцию новый значок, наградную медаль, орден — приятно, а к медалям настольным — абсолютная индифферентность и равнодушие. Но это, видимо, вызвано, некоей нестандартностью что ли по отношению к традиционной фалеристике. Интересно заметить, мы гораздо чаще знаем имена авторов настольных медалей и плакет, нежели у медалей наградных и у орденов. Они почти всегда подписаны.
Настольная медаль — возможно, в больше степени произведение искусства, нежели более строгие наградные медали и ордена. В настольной медали художник (скульптор, медальер, гравер), пожалуй, может выразить себя полнее. А произведение искусства, как известно, не всем и не всегда понятно. Его сложнее оценить. То есть авторские пластические произведения иногда сложнее для восприятия, нежели более геометризированные, геральдически оформленные. Возможно, я несколько сумбурно это сформулировал, но буду рад дискуссии. Здесь я оцениваю предметы в большей степени с художественной точки зрения, нежели как исторический источник, или материальную ценность. Спасибо отцу-скульптору! В общем-то вдохновил он.
Когда появились настольные памятные медали? Популярны как минимум с Эпохи Возрождения. Сразу вспоминаются занятия по истории искусств, Италия… И одно громкое имя — Антонио ди Пуччо Пизано (итал. Antonio die Puccio Pisano или Антонио Пизанелло итал. Antonio Pisanello; ок. 1392—1395, Пиза — вероятно, 1455, Рим) — один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения и раннего итальянского кватроченто. Вот его медали хорошо известны.
Кстати, отвечая на свой собственный вопрос — медали Пизанелло могли бы украсить мою коллекцию? Если бы я мог!.. Это шутка, конечно же. А так они украшают собрания лучших музеев мира. Но помечтать можно! Знакомыми (не в смысле того, что знаю досконально, а в в том, что интуитивно выстраивается визуальный ряд) являются памятные медали на наполеонику. Имя Фёдора Толстого и его серия героям войны 1812 года являются общеизвестными. Для тех, кто всё-таки пропустил, будет полезно ознакомиться с книгой Ордена и медали. Том I. — М.: Symbols Publishing, 2016. — 136 с.: илл. Недавно таким изданием нас снабдил Андрей Хазин, за что мы ему благодарны.
Вот коллекционеры таких предметов у меня ассоциируются с собраниями шедевров живописи, прекрасной бронзой, старым фарфором. То есть это должны быть солидные коллекции солидных коллекционеров. Или в экспозиции Литературного музея А.С.Пушкина (очень нравится, как они расположены там на стене).
А если вспомнить памятные настольные медали, посвящённые наградам? Если говорить о России, сразу приходит на ум медаль «В честь 100-летия со дня основания Ордена Св. Георгия» 1869 года. Самая почитаемая воинская награда не могла не быть отмеченной. Очень строгая и стильная медаль, яркий пример академизма. На аверсе изображены совмещенные бюсты Екатерины II и Александра II в военном мундире влево, на обрезе подпись «В. Алексеев Р.» (В. Алексеев резал). Круговая легенда «Б.М. ЕКАТЕРИНА II ИМПЕРАТРИЦА И АЛЕКСАНДРЪ II ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОССIBСКIE». На реверсе в центре изображен крест ордена Св. Георгия, внизу инициалы «П.М.Р.» (П. Мещеряков резал). Сверху надпись «ЗА СЛУЖБУ И ХРАБОРОСТЬ», внизу — «1769 26 НОЯБРЯ 1869».
Императрица Екатерина II, утверждая 23 ноября 1769 году статут ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, указала, что он «должен почитаться учрежденным с 1769 года месяца Ноября с 26 числа, в который день Мы знаки онаго на Себя возложа, пожаловали чрез долгое время с отличностью Нам и отечеству служащих». День для учреждения ордена выбран был не случайно: 26 ноября (9 декабря нового стиля) Православная Церковь отмечает освящение церкви Великомученика Георгия в Киеве, построенной в 1036 года после победы над печенегами. Учреждение военного ордена было частью военных реформ, проведенных в начале екатерининского царствования, которые укрепили русскую армию в преддверии войн, протянувшихся нескончаемой чередой до конца XVIII века, позволили ей под руководством П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова одержать целый ряд блестящих побед. Учреждение военного ордена должно было явиться моральным стимулом для всего офицерского корпуса, а не только генералитета, как ранее учрежденные ордена. Чтобы повысить значимость ордена Екатерина II приняла на себя и своих преемников «сего ордена Гросмейстерство» в знак чего и возложила на себя знаки 1-й степени.
Примечательно, что во время первого в его царствование празднования дня учреждения ордена Св. Георгия Александр I имел на себе знаки первой степени этого ордена. Однако, только Император Александр II, вторым после основательницы ордена Императрицы Екатерины II, официально возложил на себя знаки первой степени ордена Св. Георгия. Произошло это в день столетнего юбилея ордена. Такой поступок нельзя считать каким-то «самонаграждением», напротив, это означало принятие ордена под личное покровительство монарха, ставило его в один ряд с императорскими регалиями.
Впрочем, я сам склонен больше к рубежу XIX-ХХ веков. Так сложилось. Эпоха модерна, бурные исторические события, преддверие Первой Мировой, полностью изменившей мир. И вроде предметы более доступные, и есть что-то, что берёт за душу. Но это личные предпочтения.
Не случайно у меня есть несколько настольных медалей этого времени. Пробежимся коротенько. Начнём с такого знакомого всем и растиражированного образа. Монетовидный жетон (хотя, судя по диаметру — скорее всё-таки медаль) «В Память завершения Строительства Эйфелевой Башни» 1889 года. На аверсе изображена Эйфелева башня в окружении мировых архитектурных памятников с указанием их высоты: Государственный Дом Инвалидов (фр. L’hôtel national des Invalides), высота — 105 метров; Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris), высота — 69 метров; Кёльнский собор (нем. Kölner Dom), высота — 159 метров; Парижская опера (фр. Opéra de Paris), то же, что Гранд-опера (фр. Grand Opéra), в современной Франции известна как Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier), высота — 56 метров; Пирамида Хеопса (Хуфу), Великая пирамида Гизы, высота — 146 метров; Пантеон в Риме, высота — 85 метров; Собор Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра), высота — 132 метра; Триумфальная арка (фр. arc de triomphe de l’Étoile), высота —45 метров; Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери), высота, указанная на жетоне — 150 метров; Монумент Вашингтона (англ. Washington Monument), высотой 169 метров. Ну и сама Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel). Этот (впоследствии) символ Парижа был построен в 1889 году и первоначально задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — пришла эпоха внедрения радио. Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней (tour de 300 mètres).
Надпись на реверсе «Souvenir de mon ascention au premier étage de la Tour Eiffel» (На память о моём подъёме на первый этаж Эйфелевой башни). Клеймо «Usine Métallurgique Parisien» (Парижский металлургический завод). Предусмотрено место для гравировки имени владельца медали.
Немного к политике. Памятная медаль десятилетия Тройственного союза. 1892 год. Тройственный союз (нем. Dreibund, венг. Hármasszövetség, итал. La Triplice alleanza) — коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, возникшая в 1882 году и сыгравшая крупнейшую роль в развязывании Мировой войны 1914—1918 годов. Аверс медали: профильные портреты правителей стран-участниц Тройственного союза, смотрящие вправо: Вильгельм II (нем. Wilhelm II.; 1859—1941) — последний германский император и король Пруссии; Франц Иосиф I (нем. Franz Joseph I., венг. I. Ferenc József, чеш. František Josef I.; 1830—1916) — император Австрийской империи и король Богемии, апостолический король Венгрии, глава двуединого государства — Австро-Венгерской монархии; Умберто I (итал. Umberto I., в старой русской литературе — король Гумберт; 1844—1900) — второй король Италии с 1878 года, из Савойской династии. На реверсе изображены: малые гербы стран-участниц Тройственного союза, помещённые на венок из дубовых листьев в окружении девиза «Einigkeit macht stark» («Единство делает сильным»).
Следующий предмет — Памятная плакета авиаторов «За родину» (в западных источниках — «Plaquette «Pro Patria» с аэропланами и дирижаблем»), период Первой Мировой войны. Эта плакета была наградой и имела две степени («золото» и «серебро»). Вручалась в коробке с наградным документом. Статут уточняется. На оборотной стороне гравировались фамилия и имя награждённого авиатора. Указание имени медальера J. P. Legastelois. Жульен Проспер Йозеф Мария Эдмон Легастелуа (фр. Julien Prosper Joseph Marie Edmond Legastelois, сокр. Julien Prosper Legastelois, 1855—1931) — французский скульптор, гравер и медальер. Награды: кавалер Ордена Почётного легиона, поощрительная премия 1896 года, медаль третьей степени 1899 года, Бронзовая медаль Всемирной выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) в Париже. Работы находятся во многих собраниях, в том числе в коллекции Музея Орсе (фр. Musée d’Orsay). Великолепный экземпляр французского медальерного искусства эпохи модерна (ар-нуво, фр. art nouveau) периода ПМВ. При этом чувствуется некоторая «салонность» произведения. Сочетание декоративной условности, орнаментальных ниспадающих складок ткани и «вылепленной» как будто в сфумато фигуры Марианны заставляют вспомнить о лучших произведениях искусства модерна. Плакета отличается рельефностью, динамикой и текучестью форм, игрой хрупких, порой едва различимых линий и силуэтов.
На аверсе изображена Марианна (фр. Marianne) — национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции). Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, Равенство, Братство». Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции.
Если же взять что-то из советского времени, то это будет награда ЦК ВЛКСМ. Не могу сказать, что я поклонник Ленинианы. Но этот предмет сделан действительно высокопрофессионально и высокохудожественно. Может быть поэтому, остался в моей коллекции, несмотря на то, что большинство предметов с профилем Вождя мировой революции было решено продать.
Настольная медаль и значок утверждены Постановлением ЦК ВЛКСМ в 1971 году. Вместе с настольной медалью и значком вручалось удостоверение установленного образца. Автор плакеты — художник и медальер Борис Старис. Выполены на Ленинградском монетном дворе. Настольной медалью и значком ЦК ВЛКСМ «Комсомольскому пропагандисту» награждались пропагандисты системы комсомольского политического просвещения, лекторы комитетов комсомола, военнослужащие, ветераны партии и комсомола за большую работу по коммунистическому воспитанию и пропаганде марксистско-ленинской теории среди молодежи. Настольной медали и значка ЦК ВЛКСМ «Комсомольскому пропагандисту» удостаивались лица, имевшие стаж пропагандистской и лекционной работы не менее трех лет. Это одно из немногих произведений советской фалеристики, где портрет Ленина выполнен очень качественно и художественно. За основу взят знаменитый рисунок Николая Андреева (сангина, итальянский карандаш, пастель. 1930—1932). Кстати, именно этот образов Владимира Ульянова (Ленина) был размещён в партийном билете КПСС.
Итак, а что я бы приобрёл в коллекцию и почему? Это должны быть либо очень красивые и искусные произведения, либо какой-то казус. Например, очень интересной на мой взгляд является медаль «В память визита русской военной эскадры в Тулон. 1893». Что это был за визит? Подтверждение того, что две страны являются партнёрами. Франко-русский союз — военно-политический союз России и Франции, который был основным вектором внешней политики двух государств в 1891—1917 годах и предшествовал созданию тройственной Антанты. При заключении франко-русского союза в 1893 году в Тулоне имели место народные манифестации по случаю прихода туда русской эскадры под начальством вице-адмирала Авелана. Медаль — прекрасный памятник искусства модерна. Медальер Ж. Шаплен. В целом, тут всё изображено и комментарии излишни. Можно просто посмаковать то, как изображено.
Настольная медаль в честь путешествия 1921 года кронпринца Хирохито (будущий император Японии Сёва). В 1921 году наследный принц Хирохито совершает шестимесячную поездку в Европу, посетив Англию и 5 других европейских стран. Очень красивая медаль! Узнать бы автора. Художник неизвестен (может есть каталоги?), гравер К. Нагано. Бронза, 60 мм. И деталировка, да и сама общая пластика; одной деталировкой без хорошей пластики этого бы не получилось. Но в деталировке даже муар на лентах наград зафиксирован. Сдаётся, что лепили намного более крупную модель, а потом через пантограф уменьшили.
Агитка в медали. «Бог с нами, Объединенными силами». 61 мм. Венский монетный двор. Автор — Рудольф Нойбергер (Rudolf Neuberger 1861-1916) — Президент отдела гравировки Монетного двора Австрии. Изумительный экземпляр! Милитаризм? Да. Разгар Первой Мировой войны, 1915 год. Но шедевр!
Перечисленные медали в общем очень классические. А есть и то, что может напугать! Хотите — курьёз. Хотите — порнография. Хотите — агитка. Хотите — карикатура и сатира. А может быть — пощёчина общественному вкусу?! Но именно такими являются медали одного известного немецкого гравера. Карл Ксавьер Гётц (нем. Karl Xaver Goetz; 1875—1950) умудрялся сделать нестандартные произведения, за которыми теперь охотятся коллекционеры!
Приведём цитату, которая очень подробно описывает этот артефакт.
Карл Гётц берёт за основу золотую монету Веспасиана, на которой были изображены профиль императора и пленённая женщина-Иудея; её руки, связанные за спиной, почти касаются пальмы. Медальер превращает Иудею в Германию. Одетая еврейка становится обнажённой немкой – в точно такой же позе, со связанными руками и понуро опущенной головой. Но дальше художник сознательно взрывает общественные приличия: вместо Веспасиана помещается карикатурная голова французского солдата-негра в каске, а главная героиня медали привязывается не к пальме, а к огромному фаллосу. Над диким негритянским профилем идут слова «Die Wacht am Rhein!!» («Стража на Рейне»), а вокруг девушки — надпись «Die Schwarze Schande» («Чёрное бесчестье»). Сверху взирает на немецкий позор масонский глаз в треугольнике – символ «ноябрьских предателей» 1918 года и международных поработителей Германии. Рядом с девушкой – арфа с порванными струнами, ещё один иудейский образ унижения и потери родины («На реках Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион. Там на ивах повесили мы наши арфы…»). «Стража на Рейне» Эта медаль стала «бомбой» чеканной пропаганды. Символы, близкие к порнографическим, впервые были использованы в пафосном жанре медальерного искусства. Гетц «нафаршировал» своё творение огромным зарядом национального мазохизма. Грубая эротика и физиономия торжествующего африканца оскорбляли немецкое достоинство. Каждая деталь медали должна была возмущать немецких патриотов, сыпать перец на свежие раны национального самоуважения. Почему же именно «Die Wacht am Rhein»? Любой немец знал эти слова – три поколения выросли на патриотической песне «Стража на Рейне». Это стихотворение было написано ещё в 1840 году Максом Шнекенбургером. Во время франко-прусской войны 1870 года стихи были положены на маршевую мелодию. Кайзеровская армия переходила Рейн и осаждала Париж, сделав эту песню символом немецкого триумфа. Фактически, «Die Wacht am Rhein» стала неофициальным гимном Германии. Первые нацисты полюбили сочинение Шнекенбургера еще до появления песни «Хорст Вессель». В знаменитом голливудском фильме «Касабланка» (1942) оркестр, играя «Марсельезу», заглушает именно «Стражу на Рейне», которую поют немецкие офицеры. Последнему наступлению вермахта на Западном фронте (Арденны, декабрь 1944-го) Гитлер даст кодовое название «Die Wacht am Rhein». Но всё это будет позже, а пока, в условиях 1920 года «рейнский дозор» превращается в рейнский позор. Оба берега Реки, воспетой поэтами, оккупированы французской армией. В насмешку над немецкой гордостью, французский Генштаб направляет в свои рейнские гарнизоны колониальные полки, сформированные из сенегальцев. Чернокожие солдаты перемещаются из тропиков в университетские города Рейнланда. По сути, это было первое проникновение тысяч чернокожих мужчин в сердце старушки-Европы. До появления миллионов африканцев и мусульман в городах Старого Света, до постколониального возгорания пригородов Парижа должны пройти ещё десятки лет. Но тогда, в 1920-м году, газеты впервые сообщают о диких выходках чернокожих воинов. Драки, пьянки, изнасилования наводят ужас на бюргеров. Для обслуживания сенегальских полков создаются особые бордели с немецкими женщинами. Казалось, что унижению Германии не будет конца. Карл Гетц своей медалью специально давит на болевую точку национального самолюбия, горько иронизируя по поводу негритянской «Вахты на Рейне». Мол, как звучат строки Макса Шнекенбургера: «И юный немец рвется в бой, Границу заслонить собой, И клятва юноши тверда: «Немецким будет Рейн всегда!», — если и юноша искалечен, и армия разогнана, и Рейн стал французским?! «Звучит присяга, плещет вал, Знамена ветер растрепал, Спокоен будь, край отчий наш, Тверд и надежен страж, На Рейне страж» — как можно петь сейчас эти старые слова, если стражем Рейна стал вчерашний обитатель джунглей?!
Шимон Бриман. Три судьбы «Покорённой Иудеи»: Имперский Рим, националистическая Германия и возрождённый Израиль в чеканной пропаганде / «Вести», 11.11.2005
__________________
А Вы настольные медали собираете? И считаете ли их хорошим дополнением к знакам, наградным медалям, орденам? Или это самостоятельное направление коллекционирования? Или же нумизматика? Буду рад ответам.
Михаил Тренихин
_______________