Третьяковская галерея сегодня открыла самый ожидаемый проект нового сезона — выставку-премьеру своей коллекции артефактов, связанных с именем Сергея Дягилева (1872–1929), выдающегося импресарио, человека, сделавшего невероятно много для популяризации русского искусства в мире.
Никогда у нас не было опыта создания такой серьёзной и масштабной выставки (вместе с каталогом!) за пять месяцев. Мы приняли решение об организации этого проекта в конце апреля. И сегодня, 3 октября, мы представляем его вам. Сразу же скажу, что эта выставка делалась с учётом того, что в 2022 году исполняется 150 лет со дня рождения великого импресарио, великого русского человека Сергея Павловича Дягилева — организатора Русских балетных, которые на протяжении двадцати лет показывали в Европе, Северной и Южной Америках. Потрясающие балетные спектакли, которые перевернули представление о том, что такое балетный театр, каким может и должен быть спектакль. Дягилев достиг феноменального успеха с международными сезонами. А это был 1909 год. Он не почивал на лаврах, а через два-три года предлагал новые качественные решения, приглашая самых главных и самых радикальных новаторов работать над спектаклями. Это и композиторы, и художники, и хореографы, и танцовщики.
Все эти пять месяцев над этой выставкой, не поднимая головы, работала замечательная кураторская группа — Евгения Илюхина и Ирина Шуманова. Архитекторы выставки Сергей Чобан и Александра Шейнер.
Это и Дмитрий Мордвинцев, который в невероятно короткий срок подготовил каталог.
То, что мы представляем вашему сегодняшнему вниманию — это собрание Государственной Третьяковской галереи. Это собрание формировалось в течение многих лет. В нашей коллекции до 1980-х годов было довольно большое количество эскизов, созданных к спектаклям. Эскизы, созданные художниками первого круга, художниками, близкими к «Миру искусства». В первую очередь — Бакста и Бенуа.
В 1989 году в Третьяковскую галерею по завещанию второй жены Михаила Ларионова — Александры Томилиной-Ларионовой, — поступает фантастическая коллекция работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Включая масштабнейший архив Гончарова, который он собирал всю жизнь, архив посвящённый Русским балетным сезонам, русскому балету.
И в 1914—1915 годах именно работа с Гончаровой и Ларионовым позволила Дягилеву взять следующую высоту. И этот новый этап открывался постановкой Натальи Гончаровой «Золотой петушок». Потом Дягилев начинает работать с такими выдающимися современниками как Пабло Пикассо (балет «Треуголка») и Анри Матисс (балет «Соловей»). Потом, в конце 1920-х годов главным реформатором становится опять Михаил Ларионов. И завершаются в 1928 году балетом «Ода», оформленным Павлом Челищевым и балетом «Кошка», оформленным Антуаном Певзнером и Антуаном Габо. Дягилев умирает в августе 1929 года. Эстафету русских балетных сезонов принимает труппа полковника де Базиля [Василий Воскресенский (1888—1951) — прим. ред.]. И на протяжение всего этого времени Ларионов и Гончарова сотрудничали и с Дягилевым, и с труппой полковника Базиля.
С 2012 по 2021 года Третьяковская галерея при поддержке спонсора British Petroleum Россия приобретает фантастическую коллекцию костюмов первых постановок Дягилевских балетных сезонов, начиная с «Половецких плясок» 1909 года и костюмов, которые исполнялись по эскизам Ларионова, Гончаровой, Александра Головина и многих других художников, которые потом модифицировались и использовались в спектаклях 1920-х годов. Вместе с этими костюмами Третьяковская галерея приобретает занавес для знаменитых «Половецких плясок» Николая Рериха. И этот занавес мы представляем пока виртуально, потому что в настоящий момент он находится в процессе реставрации. Очень надеемся, к концу 2023 года, когда у нас планируется выставка Рериха, этому занавесу придадут экспозиционный вид.
З.И. Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи
- Наталья Гончарова. Эскизы
Никогда у нас не было опыта создания такой серьёзной и масштабной выставки (вместе с каталогом!) за пять месяцев. Мы приняли решение об организации этого проекта в конце апреля. И сегодня, 3 октября, мы представляем его вам. Сразу же скажу, что эта выставка делалась с учётом того, что в 2022 году исполняется 150 лет со дня рождения великого импресарио, великого русского человека Сергея Павловича Дягилева — организатора Русских балетных, которые на протяжении двадцати лет показывали в Европе, Северной и Южной Америках. Потрясающие балетные спектакли, которые перевернули представление о том, что такое балетный театр, каким может и должен быть спектакль. Дягилев достиг феноменального успеха с международными сезонами. А это был 1909 год. Он не почивал на лаврах, а через два-три года предлагал новые качественные решения, приглашая самых главных и самых радикальных новаторов работать над спектаклями. Это и композиторы, и художники, и хореографы, и танцовщики.
Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция»
Подзаголовок выставки «Генеральная репетиция» оказался с моей точки зрения справедлив и в отношении выставки. Несмотря на имена Дягилева, Стравинского, Нижинского, Карсавиной, Гончаровой, Ларионова, Матисса и других звёзд целостного зрелища не сложилось. Впрочем сами коллеги на открытии признались, что проект делался очень быстро, всего за пять месяцев, и видно, что многие вопросы остались нерешёнными.
Но прийти на выставку стоит, прежде всего ради М. Ларионова и Н. Гончаровой. Было бы, с моей точки зрения правильнее, учитывая планы на выставку о Рерихе в 2023 году, это проект назвать «Дягилев. Ларионов. Гончарова». Ибо именно постановки оформленные Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым представлены наиболее ярко и полно. Это закономерно, ведь наибольшее количество экспонатов на выставке – это эскизы и фотографии, полученные Третьяковской галереей в дар от наследницы прославленной пары в 1989 году.
Даже учитывая, что на открытии директор Третьяковской галереи анонсировала, что будет большой проект, посвящённый Рериху, в данном случае даже странно, что не разделили проект «Дягилев» на две части: Дягилев и Ларионов-Гончарова и Дягилев и Рерих. Это могло бы быть интересное исследование. Вкрапление нескольких эскизов Рериха и отсылка к его самым громким спектаклям, которые он оформлял, как, например, «Весна священная», в контексте этой экспозиции выглядят фрагментарно и не целостно. И если будет проект, посвящённый Рериху, то стоило ли показывать костюмы, отдельные детали к ним, как, например, сапоги, которые ранее никто не видел, в углу зала, и которые должны были бы произвести «вау-эффект» именно на новом проекте?
Показаны и другие дары, которые получила Третьяковская галерея, в том числе приобретенная для неё коллекция костюмов для Дягилевских спектаклей. В таком объёме эти приобретения раннее не показывались — это фактически отдельная тема данной выставки, — представление своей коллекции. Но эта тема звучит в этикетках курсивно и тоже не складывается в полноценную сюжетную линию.
- Костюмы выполнены по эскизам Натальи Гончаровой и Александра Головина
Перед посетителем разворачивается широкая ретроспекция постановок Русских Сезонов Дягилева, но без развёрнутого рассказа о них. Сказать, что на этой выставке можно много узнать именно о Дягилеве нельзя. Он скорее звучит как руководитель, но выставка посвящена отдельным спектаклям. В силу отбора произведений, это скорее рассказ о внедрении русского стиля в мир авангарда мировой сцены. Интерес к русскому стилю, интерес не только к Стравинскому, но и к Римскому-Корсакову, Бородину и другим композиторам, оставшимися на мировой сцене и после ухода Дягилева за кулисы. Это действительно заслуга Дягилева. Времена менялись, но они остались в репертуаре, и русская тема продолжала звучать. Оммаж прозвучал, но не сами спектакли. Моё общее впечатление о выставке — не хватает созвучия архитектурного решения экспозиции с теми предметами, которые представлены. «Пуристическо-авангардный» дизайн подкладывает немного другую эпоху, а не разговор о том страшно волнующем и экспрессивном русском стиле и русском искусстве, каким его показал Дягилев всему миру. В данном случае представлены в основном эскизы костюмов и декораций, графика, карандаш и акварель, камерные работы и, возможно, их надо было больше «подтягивать» за счёт дизайна. В этой экспозиции ты больше остаёшься наедине в вещами, но выпадает контекст. Возможно, это стоило решать с помощью мультимедиа, транслировать с помощью проекторов спектакли на крупные поверхности стен в залах, а не показывать на небольших мониторах, а также в конце экспозиции, которые не дают масштаба и ощущения погружения.
Переходя из зала в зал возникает ощущение перелистывания каталога. И тут внимание! Сам каталог, подготовленный к выставке и оформленный Дмитрием Мордвинцевым намного зрелищнее и ярче свёрстан! Итак, нужно ли посетить эту выставку? Нужно и обязательно. Смотрим работы на выставке и затем с каталогом погружаемся в Мир Дягилева.
Александра Герасимова (Стёпина), кандидат искусствоведения
- Михаил Ларионов. Леший. Эскиз костюма к хореографической миниатюре «Баба-яга». 1916. ГТГ
- Михаил Ларионов. Баба. Эскиз костюма. 1916-1917. ГТГ
- Михаил Ларионов. Крестьянин. Эскиз костюма. 1916-1918. ГТГ
- Михаил Ларионов. Гусляр. Эскиз костюма. 1916-1918. ГТГ
Говоря об увиденном на выставке, рекомендуем обратить внимание на афиши Русских балетов. Афиши представляют собой возможность познакомиться со шрифтами начала прошлого века. Следует обратить внимание что каждое время имеет свой любимый шрифт. Поэтому однообразная информация, данная в разный период времени, в разных странах, в разных по уровню типографиях, будет напечатана соответствующей гарнитурой. Например, где-то использован шрифт с засечками, где-то без. Вообще графемы не вступают в конфликт и не путаются.
Это же касается и компановки текста: большой по объёму текст изображается (в случае афиш не набирается) разными шрифтами с разной высотой букв. Старательно соблюдены правила удобочитаемости, ясности и чёткости. Максимально выдержан ритм букв и стилевое единство, создающее только из одних букв общую композицию. Наиболее важные слова текста имеют чёткую смысловую акцентировку.
Афиши имеют собственный орнамент или, хотя бы, бордюр по периметру.
Характерно, что большая часть афиш выполнены одноцветными, что добавило хлопот художнику.
Но и огрехи заметны. Плакат с картинкой в левом углу от этой картинки и пострадал: немного визуально нарушена центровка текста.
Вообще, интересно видеть хороший старый шрифт, хорошо закомпанованный. Так что идём на выставку!
Алексей Сидельников
- Михаил Ларионов. Леший. Эскиз костюма к хореографической миниатюре «Баба-яга». 1916. ГТГ
- Михаил Ларионов. Баба. Эскиз костюма. 1916-1917. ГТГ
- Михаил Ларионов. Крестьянин. Эскиз костюма. 1916-1918. ГТГ
- Михаил Ларионов. Гусляр. Эскиз костюма. 1916-1918. ГТГ
- Анри Матисс (автор эскиза). Костюм придворной дамы к балету И.Ф. Стравинского «Песнь соловья». 1920. ГТГ
- Михаил Ларионов. Солдат. ГТГ
- Михаил Ларионов. Сваха. ГТГ
- Наталия Гончарова. Испанец с шалью. 1916. ГТГ
Наталия Гончарова. Испанка с зелёной шалью. 1916. ГТГ
Наталия Гончарова. Испанка с веером. 1916. ГТГ
- Наталия Гончарова. Гвидон. 1930-е (по работе 1913). ГТГ
- Наталия Гончарова. Полкан. 1930-е (по работе 1914). ГТГ
- Николай Рерих. Половецкий стан. 1908. ГТГ
- Александр Головин. Кощеево царство. 1910. ГТГ
- Наталия Гончарова. Застолье. 1930-е. ГТГ
- Наталия Гончарова. Композиция с фабричными трубами. ГТГ
Андрей Соловьёв, Александра Герасимова (Стёпина) и Михаил Тренихин
Отдельная благодарность от редакции SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ отделу по связям с общественностью ГТГ
за внимательное отношение и подготовку мероприятия!
Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция»
Третьяковская галерея
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
_________________
>>><<<