Выдающиеся художники из собрания Русского музея в Астрахани

in Новости музеев 2122 views

Творчество художников–передвижников – выдающееся достижение оте­чест­вен­ного реа­лис­ти­ческо­го ис­кус­ства. Чле­ны и экспо­нен­ты То­вари­щест­ва пе­редвиж­ных ху­до­жест­вен­ных вы­ста­вок – са­мого мно­го­чис­лен­но­го объе­дине­ния жи­вопис­цев в Ев­ро­пе вто­рой по­лови­ны XIX века – стре­ми­лись прав­диво изобра­жать окру­жаю­щую дей­ст­витель­ность. Они хотели приблизить искусство к народу, сде­лать его доступным и понятным со­вре­мен­никам, прямо или косвенно влияли на решение многих актуальных вопросов художественной жизни России.

Н.А. Касаткин. Пряха. 1904. ГРМ
Н.А. Касаткин. Пряха. 1904. ГРМ

16 апреля в Астраханской Государственной картинной галерее им. П.М. Догадина открывается выставка
«Выдающиеся художники из собрания Государственного Русского музея»

На экспозиции будет представлено более 65 произведений живописи из собрания Русского музея. Зрители увидят картины Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Перова, Ивана Шишкина, Николая Ярошенко, Григория Мясоедова, Владимира Маковского, Алексея Саврасова и др. Широкий охват творчества передвижников (от членов-учредителей до представителей молодого поколения начала XX века) отражает почти полувековой путь развития одного из самых влиятельных художественных объединений России.

В. Максимов. Слепой хозяин. 1884. ГРМ
В. Максимов. Слепой хозяин. 1884. ГРМ

Благодаря передвижникам в русской живописи окончательно утвердилась одна из главных тем – тема крестьянской жизни. Актуальность её для аграрной страны с безграничными просторами была бесспорна.

Примером может служить портрет «Мельник» (1873) И.Н. Крамского, ставшего идейным вождем ТПХВ. Природная скромность и внутренняя чистота отличают образы крестьянских детей в картинах «Лето (С поздравлением)» и «Сестрёнка» (обе – 1890) К.В. Лемоха.

Стремление объективно, без лишних эмоций описывать повседневную деревенскую жизнь характерно для сельских панорам М.К. КлодтаКоровы под деревьями», 1870-е). Одно из самых известных произведений этого художника – «На пашне» (1871), продолжающее «венециановскую» традицию.

М.К. Клодт. Коровы под деревьями. 1870-е. ГРМ
М.К. Клодт. Коровы под деревьями. 1870-е. ГРМ

Важную роль в деятельности ТПХВ играл жанрист М.П. Клодт. Среди его работ особой ценностью обладают произведения этнографического характера. «Чёрная скамья» (1872) — историко-документальное полотно, в котором скрупулезно воспроизводится сцена церковного суда на территории Финляндии в XIX веке.

М.П. Клодт. Чёрная скамья. 1872. ГРМ
М.П. Клодт. Чёрная скамья. 1872. ГРМ

Передвижники подняли русскую жанровую живопись на небывалую высоту. Благодаря им изображения бытовых сцен стали отличаться вдумчивостью, глубиной обобщений, желанием уйти от прямолинейной идейности. Таковы полотна «Пожар в деревне» (1879) Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, «Ночное» (1879) В.Е. Маковского, «Возвращение с ярмарки» (1883) И.М. Прянишникова, «Свадьба в Малороссии» (1887) Н.К. Бодаревского.

В. Маковский. Ночное. 1879. ГРМ
В. Маковский. Ночное. 1879. ГРМ

С утверждением национальной темы связаны и достижения русского лирического пейзажа второй половины XIX века. Пейзажисты научились правдиво и образно отражать изменчивые состояния природы. Так рождался прославленный пейзаж-настроение, осново­полож­ником которого считается А.К. СаврасовРазлив Волги под Ярославлем» (1871)). В последней четверти XIX – начале XX века традиции создания поэтических образов родной природы нашли продолжение в картинах «Начало весны» (1885) И.И. Ендогурова, «Осень» (1892) С.И. Светославского, «Над рекой» (1901) Е.Е. Волкова и др.

И.И. Ендогуров. Начало весны. 1885. ГРМ
И.И. Ендогуров. Начало весны. 1885. ГРМ

Объективный взгляд на модель и многогранная характеристика личности человека присущи лучшим образцам русского реалистического портрета. Передвижники создали целую живописную галерею современников («Портрет И.С. Тургенева», 1872, В.Г. Перова; «Портрет С.П. Ауэрбах», 1884, Н.А. Ярошенко и др.). Особое место в ней занимало портретное творчество И.Е. Репина. Универсальным владением живописными приемами, виртуозностью кисти отмечены «Портрет Н.И. Пирогова» (1881) и «Портрет В.В. Стасова» (1900).

А.И. Корзухин. У краюшки хлеба. 1890. ГРМ
А.И. Корзухин. У краюшки хлеба. 1890. ГРМ

В творчестве передвижников в самых разных ипостасях раскрылся образ русской женщины. Иногда он предстает в драматичных сценах («У краюшки хлеба» (1890) художника «из крепостных» А.И. Корзухина). Гордой и независимой выглядит девушка–поломойка в бытовой сцене «Трубочист» (сер. 1870-х) Ф.С. Журавлёва. Порой женский образ становился почти каноном «русской» красоты – «Боярышня» (1888) Н.В. Неврева. Другие произведения погружают зрителя в многоликий мир национальных традиций и преданий: сцена изгнания злых духов («Опахивание» (1876) Г.Г. Мясоедова), магическое действо («Колдунья (Бронзовый век)» (1891) М.П. Клодта).

М.П. Клодт. Колдунья. 1891. ГРМ
М.П. Клодт. Колдунья. 1891. ГРМ

Новое поколение передвижников, опираясь на опыт своих старших коллег, стремилось достичь в изображении полной гармонии содержания и формы. Удачно найденная композиция, выразительность силуэтов наделяют своеобразной поэзией пейзажный мотив «На Волге» (1889) А.Е. Архипова. Непринуждённы живописные зарисовки в небольших произведениях («У кассы театра» (1901) П.А. Нилуса). Отличаются высоким профессиональным уровнем многофигурные композиции на сюжеты, ранее удостаивавшиеся лишь камерных размеров («Радоница», 1892, А.И. Архипов; «Воскресное чтение в сельской школе», 1895, Н.П. Богданов-Бельский и др.). По-новому позволили взглянуть на структуру жанровой картины произведения «У дверей школы» (1897) Н.П. Богданова-Бельского и «Пряха» (1904) Н.А. Касаткина.

Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. ГРМ
Н.П. Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе. 1895. ГРМ
Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897. ГРМ
Н.П. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897. ГРМ

Выставка продлится до 13 июня 2022 года

Пресс-служба ГРМ
15.04.2022 

_________________

>>><<<

Рекомендуем

Перейти К началу страницы