Творчество художников–передвижников – выдающееся достижение отечественного реалистического искусства. Члены и экспоненты Товарищества передвижных художественных выставок – самого многочисленного объединения живописцев в Европе второй половины XIX века – стремились правдиво изображать окружающую действительность. Они хотели приблизить искусство к народу, сделать его доступным и понятным современникам, прямо или косвенно влияли на решение многих актуальных вопросов художественной жизни России.
16 апреля в Астраханской Государственной картинной галерее им. П.М. Догадина открывается выставка
«Выдающиеся художники из собрания Государственного Русского музея»
На экспозиции будет представлено более 65 произведений живописи из собрания Русского музея. Зрители увидят картины Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Перова, Ивана Шишкина, Николая Ярошенко, Григория Мясоедова, Владимира Маковского, Алексея Саврасова и др. Широкий охват творчества передвижников (от членов-учредителей до представителей молодого поколения начала XX века) отражает почти полувековой путь развития одного из самых влиятельных художественных объединений России.
Благодаря передвижникам в русской живописи окончательно утвердилась одна из главных тем – тема крестьянской жизни. Актуальность её для аграрной страны с безграничными просторами была бесспорна.
Примером может служить портрет «Мельник» (1873) И.Н. Крамского, ставшего идейным вождем ТПХВ. Природная скромность и внутренняя чистота отличают образы крестьянских детей в картинах «Лето (С поздравлением)» и «Сестрёнка» (обе – 1890) К.В. Лемоха.
Стремление объективно, без лишних эмоций описывать повседневную деревенскую жизнь характерно для сельских панорам М.К. Клодта («Коровы под деревьями», 1870-е). Одно из самых известных произведений этого художника – «На пашне» (1871), продолжающее «венециановскую» традицию.
Важную роль в деятельности ТПХВ играл жанрист М.П. Клодт. Среди его работ особой ценностью обладают произведения этнографического характера. «Чёрная скамья» (1872) — историко-документальное полотно, в котором скрупулезно воспроизводится сцена церковного суда на территории Финляндии в XIX веке.
Передвижники подняли русскую жанровую живопись на небывалую высоту. Благодаря им изображения бытовых сцен стали отличаться вдумчивостью, глубиной обобщений, желанием уйти от прямолинейной идейности. Таковы полотна «Пожар в деревне» (1879) Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, «Ночное» (1879) В.Е. Маковского, «Возвращение с ярмарки» (1883) И.М. Прянишникова, «Свадьба в Малороссии» (1887) Н.К. Бодаревского.
С утверждением национальной темы связаны и достижения русского лирического пейзажа второй половины XIX века. Пейзажисты научились правдиво и образно отражать изменчивые состояния природы. Так рождался прославленный пейзаж-настроение, основоположником которого считается А.К. Саврасов («Разлив Волги под Ярославлем» (1871)). В последней четверти XIX – начале XX века традиции создания поэтических образов родной природы нашли продолжение в картинах «Начало весны» (1885) И.И. Ендогурова, «Осень» (1892) С.И. Светославского, «Над рекой» (1901) Е.Е. Волкова и др.
Объективный взгляд на модель и многогранная характеристика личности человека присущи лучшим образцам русского реалистического портрета. Передвижники создали целую живописную галерею современников («Портрет И.С. Тургенева», 1872, В.Г. Перова; «Портрет С.П. Ауэрбах», 1884, Н.А. Ярошенко и др.). Особое место в ней занимало портретное творчество И.Е. Репина. Универсальным владением живописными приемами, виртуозностью кисти отмечены «Портрет Н.И. Пирогова» (1881) и «Портрет В.В. Стасова» (1900).
В творчестве передвижников в самых разных ипостасях раскрылся образ русской женщины. Иногда он предстает в драматичных сценах («У краюшки хлеба» (1890) художника «из крепостных» А.И. Корзухина). Гордой и независимой выглядит девушка–поломойка в бытовой сцене «Трубочист» (сер. 1870-х) Ф.С. Журавлёва. Порой женский образ становился почти каноном «русской» красоты – «Боярышня» (1888) Н.В. Неврева. Другие произведения погружают зрителя в многоликий мир национальных традиций и преданий: сцена изгнания злых духов («Опахивание» (1876) Г.Г. Мясоедова), магическое действо («Колдунья (Бронзовый век)» (1891) М.П. Клодта).
Новое поколение передвижников, опираясь на опыт своих старших коллег, стремилось достичь в изображении полной гармонии содержания и формы. Удачно найденная композиция, выразительность силуэтов наделяют своеобразной поэзией пейзажный мотив «На Волге» (1889) А.Е. Архипова. Непринуждённы живописные зарисовки в небольших произведениях («У кассы театра» (1901) П.А. Нилуса). Отличаются высоким профессиональным уровнем многофигурные композиции на сюжеты, ранее удостаивавшиеся лишь камерных размеров («Радоница», 1892, А.И. Архипов; «Воскресное чтение в сельской школе», 1895, Н.П. Богданов-Бельский и др.). По-новому позволили взглянуть на структуру жанровой картины произведения «У дверей школы» (1897) Н.П. Богданова-Бельского и «Пряха» (1904) Н.А. Касаткина.
Выставка продлится до 13 июня 2022 года
Пресс-служба ГРМ 15.04.2022
_________________
>>><<<