Орден Спасителя. Королевство Греция

in Зарубежные награды 3671 views

Ранее мы писали о группе фрачных наград, среди которых был и первый тип греческого ордена Спасителя. Теперь же покажем наиболее распространённый вариант, который был представлен на форуме «Фалеристика.инфо».

Орден Спасителя (греч. Τάγμα του Σωτήρος) — высшая государственная награда Греческой Республики. Орден был учреждён первым греческим королём Оттоном 20 мая 1833 года как напоминание об освобождении Греции Божьей милостью.

Орден Спасителя. Королевство Греция. Первый с профилем баварского принца Отона, позднее первого короля Греции (тип 1833-1863). Второй (из золота) и третий — греческие, последний — русской работы XIX века, 84 пробы. Собрание Александра Евгеньевича Викторова

После установления в Греции республиканского строя в 1973 году орден разделился на две части — королевскую и республиканскую. Королевская часть жалуется свергнутым Королём Константином II (знаки ордена имеют корону), а республиканская вручается Президентом Греческой Республики (вместо короны знаки республиканского ордена включают в себя лавровый венок).

По первоначальному статуту орден вручался греческим подданным за выдающиеся заслуги в войне за независимость или вклад в освобождение Греции, лицам, отличившимся на службе в армии, на флоте, на дипломатической, административной службе, в науках и искусствах или других сторонах общественной жизни. Он также вручался за заслуги перед троном и за деяния, прославляющие Грецию и способствующие её процветанию.

Иностранцы, которые подпадали под одну из указанных категорий, или имеющие личные заслуги, также могли быть удостоены этого ордена.

В 1926 году статут был изменён в силу истечения срока: «Знаки ордена предназначены для награждения греческих граждан отличившихся в сражениях за Отечество, военнослужащих и гражданских лиц за заслуги перед Грецией, а также за исключительные заслуги. Допускается также награждение иностранных граждан».

Орден Спасителя. 4-ая степень. Аверс, реверс.
Орден Спасителя. 4-ая степень. Аверс, реверс.

Однако и тут есть нюансы, поскольку лик спаса зачастую очень отличается по исполнению. Здесь нельзя не сказать об иконографии этого образа.

Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Орден Спасителя. Варианты написания лика

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

«Визуально, первые два лика ориентированы на раннехристианскую иконографию. Но занятным кажется то, что на последних трёх изображениях хоть исполнение лика и кажется более «профессиональным», но нимб изображен без понятий, что не совсем правильно. У последних двух ещё и проблемы с перстосложением. Всё это говорит в пользу того, что заниматься роспью медальонов могли либо не профессиональные художники, либо люди, не знакомые с церковными канонами изображения».

Культуролог, искусствовед Наталья Михайлова

«Изображения в стиле поздней наивной народной иконы, в XIX и XX веках была сильна традиция. Нимб изображен не совсем верно; не прописано перстосложение, а это очень важно, иначе не соблюден канон, изображение не разрешили бы использовать. Иконография древняя, Господь Вседержитель, благословляющий десницей и держащий раскрытое Евангелие. Стилистика явно поздняя, в духе уже поздней живописной поствизантийской традиции, исполнение простое и действительно неискусное. Хотя первое фронтальное изображение с крестчатым нимбом, надписанием «Сущий» по-гречески правильное и вполне традиционное, а дальше идут отклонения от канона.

Вполне сравнимо с эмалями на русских орденах, для которых писали крохотные образки ростовские финифтянщики, там тоже могли быть вольности, потому что средокрестие, в которое помещалась эмаль было совсем крошечным. Вполне допускаю их бытование несмотря на неточности».

Искусствовед Мария Голдинова

Орден Спасителя. Звезда и знак. Государственный исторический музей. Постоянная экспозиция

_________________

Буду рад комментариям, дополнениям, каталожной классификации, сведениям о производителях, художниках, рисовавших медальоны данного ордена. Надеюсь также на показ экспонатов из Ваших коллекций, и надеюсь, что данная заметка может стать началом беседы.

Михаил Тренихин
кандидат искусствоведения

_________________

Обсудить материал на форуме >>>