Ранее мы писали о группе фрачных наград, среди которых был и первый тип греческого ордена Спасителя. Теперь же покажем наиболее распространённый вариант, который был представлен на форуме «Фалеристика.инфо».
Орден Спасителя (греч. Τάγμα του Σωτήρος) — высшая государственная награда Греческой Республики. Орден был учреждён первым греческим королём Оттоном 20 мая 1833 года как напоминание об освобождении Греции Божьей милостью.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2019/01/orden-spasitelya.jpg)
После установления в Греции республиканского строя в 1973 году орден разделился на две части — королевскую и республиканскую. Королевская часть жалуется свергнутым Королём Константином II (знаки ордена имеют корону), а республиканская вручается Президентом Греческой Республики (вместо короны знаки республиканского ордена включают в себя лавровый венок).
По первоначальному статуту орден вручался греческим подданным за выдающиеся заслуги в войне за независимость или вклад в освобождение Греции, лицам, отличившимся на службе в армии, на флоте, на дипломатической, административной службе, в науках и искусствах или других сторонах общественной жизни. Он также вручался за заслуги перед троном и за деяния, прославляющие Грецию и способствующие её процветанию.
Иностранцы, которые подпадали под одну из указанных категорий, или имеющие личные заслуги, также могли быть удостоены этого ордена.
В 1926 году статут был изменён в силу истечения срока: «Знаки ордена предназначены для награждения греческих граждан отличившихся в сражениях за Отечество, военнослужащих и гражданских лиц за заслуги перед Грецией, а также за исключительные заслуги. Допускается также награждение иностранных граждан».
![Орден Спасителя. 4-ая степень. Аверс, реверс.](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2017/05/spas-1.jpg)
Однако и тут есть нюансы, поскольку лик спаса зачастую очень отличается по исполнению. Здесь нельзя не сказать об иконографии этого образа.
Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.
В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2017/05/spas-3.jpg)
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
«Визуально, первые два лика ориентированы на раннехристианскую иконографию. Но занятным кажется то, что на последних трёх изображениях хоть исполнение лика и кажется более «профессиональным», но нимб изображен без понятий, что не совсем правильно. У последних двух ещё и проблемы с перстосложением. Всё это говорит в пользу того, что заниматься роспью медальонов могли либо не профессиональные художники, либо люди, не знакомые с церковными канонами изображения».
Культуролог, искусствовед Наталья Михайлова
«Изображения в стиле поздней наивной народной иконы, в XIX и XX веках была сильна традиция. Нимб изображен не совсем верно; не прописано перстосложение, а это очень важно, иначе не соблюден канон, изображение не разрешили бы использовать. Иконография древняя, Господь Вседержитель, благословляющий десницей и держащий раскрытое Евангелие. Стилистика явно поздняя, в духе уже поздней живописной поствизантийской традиции, исполнение простое и действительно неискусное. Хотя первое фронтальное изображение с крестчатым нимбом, надписанием «Сущий» по-гречески правильное и вполне традиционное, а дальше идут отклонения от канона.
Вполне сравнимо с эмалями на русских орденах, для которых писали крохотные образки ростовские финифтянщики, там тоже могли быть вольности, потому что средокрестие, в которое помещалась эмаль было совсем крошечным. Вполне допускаю их бытование несмотря на неточности».
Искусствовед Мария Голдинова
![](https://sammlung.ru/wp-content/uploads/2017/06/orden-spasitelya-s-gim.jpg)
_________________
Буду рад комментариям, дополнениям, каталожной классификации, сведениям о производителях, художниках, рисовавших медальоны данного ордена. Надеюсь также на показ экспонатов из Ваших коллекций, и надеюсь, что данная заметка может стать началом беседы.
Михаил Тренихин кандидат искусствоведения
_________________