Абрамцево и Сергиев-Посад. Очерк

in Музей 5273 views

Читая опусы нашего автора Андрея Пустоварова о поездках по музеям Европы, захотелось сделать свои путевые заметки. Эдакий жанр «хожение», или «что вижу, о том пою». В сущности, тут ведь нужно вдохновение, чтобы такой очерк сделать не скучным. Много вокруг увлекательного, а рассказать вкусно людям с разными интересами — дело непростое. Но вот новая поездка поспособствовала и я решился сделать свой впечатленческий набросок — историко-культурную путевую заметку музейно-коллек­ционерского плана.

§ 1. Усадьба Абрамцево. 60 км к северо-востоку от Москвы, Сергиево-Посадский район Московской области

Близкая по расстоянию поездка в Абрамцево и Сергиев-Посад удалась! Ездил с давним другом Тимой Сурковым (сейчас сообразил, кажется, в следующем году будет четверть века, как мы дружим, что само по себе примечательно). Даже маленькое путе­шествие приятнее  и продуктивнее вдвоём с приятным собеседником.

Собственно, ехал я смотреть керамику Врубеля в усадьбе Абрамцево (точное название длиннее — Государ­ствен­ный исто­рико-худо­жествен­ный и лите­ра­тур­ный му­зей-за­повед­­ник «Абрам­цево» и ему в этом году исполняется 100 лет!), это была основная задача, поскольку хочу сравнить с ней произведения практически неизвестного скульптора Нины Полынской (1914-1989), чья прекрасная коллекция есть в фондах ГМЗ «Царицыно». Московская школа керамики, влияния и отголоски… (Словом, служба и об этом можно будет рассказать отдельно).

Итак, в Абрамцево прекрасная экспозиция керамики эпохи модерна именно художников Абрамцевского кружка. И если кто-то интересуется этим периодом и русским стилем (термин «неорусский» не люблю) и не был в усадьбе Аксакова-Мамонтова — надо ехать! Подробностей истории места упоминать не буду, т.к. эту информацию не трудно найти. Но, для тех, кто не в курсе, напомню, что знаменитая картина «Девочка с персиками» была написана Серовым именно в Абрамцево. Уж это полотно вроде бы все знают. Итак, мы ехали на электричке, это весьма удобно. Час езды по Ярославскому направлению и можно выходить на платформу «Абрамцево» в лесу. Это уже заповедник. Километр прогулки по аккуратным дорожкам, с чередую­щимися лавочками, фонарями и щитами музейной навигации с историей места (на русском, английском и китайским языках) и мы подошли к собственно усадьбе.

Территория Абрамцево довольно компактная (видимо, я вновь всё соизмеряю с родным Царицыно, а там территория императорская), но весьма уютная — купеческая, гостеприимная, сказочная! Я не был тут лет с шести-семи. Удивительно, но терем, его яркая крыша, запомнился с того времени. А вот всё остальное почти как в первый раз. Из неудобств — Главный усадебный дом работает только с экскурсионным сопровождением раз в час и за отдельный билет. Билет мне не страшен, есть удостоверение музейного работника, а вот ждать экскурсию возможности и желания не было, поэтому обошли с Тимофеем всё кроме центрального здания. Кухня содержит внутри произведения народного искусства и состоит из двух комнат. Всякого рода прялки и элементы деревянной резьбы я люблю.

Но вот от Гончарной мастерской — дома с ажурными наличниками — в котором экспонируется керамика Врубеля, Головина и других художников вызвала ощущение… что я попал в рай! Невероятное удовольствие от высокой концентрации шедевров русского модерна! Кстати, рядом расположена «Скамья Врубеля», полностью покрытая великолепными изразцами и накрытая стеклянным колпаком-витриной.

Керамика художников Абрамцевского кружка — это в основном музейные экспонаты, но такие произведения встречаются и в частных коллекциях. Многие работы делались малыми авторскими партиями, поэтому женские образы Врубеля в разных цветовых вариациях встречаются в различных собраниях (например, «Девушка в венке» мне встретилась в Абрамцево в третий раз после Третьяковки и ВМДПНИ на Делегатской).

Далее была Баня-Теремок, перед которой установлена «каменная баба». А теремке экспонируются изделия абрамцевской столярной мастерской. Весьма изящные скамьи, столы, рамы и т.п.

Одно из сокровищ музея-заповедника Абрамцево — Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1881-1883, арх. П.М. Самарин по рисункам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова). Тут уж художники сделали всё, использована и резьба по дереву, и керамика, и росписи, и мозаика, и витраж, и оконные решётки. И всё местного производства. Модерн! Проектируется всё от архитектурного плана до дверных ручек и предметов интерьера. Очень цельный проект!

Далее посмотрели Избушку на курьих ножках, возле которой также стояла «баба» (не яга, а каменная и под навесом — смотрится как боец у Кремля — понимаю, что нельзя позволить эрозии испортить археологический экспонат под открытым небом, но явно Мамонтов такую прозрачную будку не планировал).

Спустились к реке Выре, посмотрели кувшинки и оценили рельеф местности. Мне есть, с чем сравнивать: Международный музей керамики в Фаэнце (Италия), Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Скансен парк в Стокгольме. Но это своё, «доморощенное», направление искусств и ремёсел (arts&crafts) конца XIX века, сочетание архитектуры и произведений декоративного искусства её наполняющей, всё же очень недурно воспринимается как за счёт качества произведений, так и за счёт цельности ансамбля и убранства.

§ 2. Музей игрушки. Сергиев-Посад, Московская область

Не заехать из Абрамцево в Сергиев Посад было бы странно, рядом же. Думали, заехать ли в Хотьково, но в маршрутке решили всё же в Посад.

Я по пути вспомнил о том, что там есть Музей игрушки, где я не был. А по работе тоже надо бы, уж после создания собственной выставки керамической игрушки из собрания ГМЗ «Царицыно» (где в т.ч. представлено много экспонатов из коллекции Н.М. Церетелли — Г.Д. Костаки). Было бы преступно не посмотреть детище Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя музея, искусствоведа и коллекционера. Известный искусствовед Александр Бенуа писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, дейст­вительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой… Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

Строго говоря, музей делится на три темати­ческих блока: народная игруш­ка (археология, дерево, керамика, папье-маше и др.), до­ре­волю­цион­ная игрушка (особенно восхитили предметы, которыми играли последние Романовы, включая цесаревича Алексея), советские игрушки (от кустарных агитигрушек 1920-х годов до вполне промышленного производства 1950-х — 1970-х). Кстати, Художе­ствен­но-педа­гогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама этой осенью (а именно в октябре) отмечает своё столетие! Хотя в этом здании он живёт с 1931 года.

Так что коллекционерам, даже собирающим не игрушку, сходить стоит. Удивительная атмосфера! Кому-то ближе будет доре­волюцион­ное, кому-то советское, кому-то — традиционное. Мне понравилось всё! Традиционные игрушки в таком количестве и разно­образии я видел только  в экспозиции Русского музея, представлено много промыслов, но акцент, конечно, на посадскую резную игрушку. Игрушки императорского периода очень утончённые, эстетизм во всём! Куклы, пароходы, солдатики с царскими знамёнами, лошадки,гарнитуры и сервизы, паровозы. шедшая эпоха. Советика агитационна и подчёркивает новые символы, культ здоровья и спорта (хотя подумалось, что любая игрушка — по-своему агитация, вопрос за что она агитирует). Тоже уже вожделенные коллекционные образцы! А вот интересно, сколько сегодня коллекционеров антикварных игрушек? И что собирают? Машинки, кукол, железные дороги, солдатиков? Наверное, всё.  Хорошо бы позна­комиться с такими энтузиастами, разбирающимися в теме. Коллек­ционеры народной игрушки мне знакомы, как минимум трое: Георгий Мельников, Илья Колкер и Марианна Обоева. А вот не народная игрушка и чтобы были коллекционеры, а не просто собиратели… Хорошо бы познакомиться и пообщаться!

Хотелось бы отметить, что все представленные игрушки — образцы, которые не только хороши для коллекционера, но и вызывают зависть… такие игрушки хочется дать своему ребёнку. Это элемент воспитания. И это — своё, сделанное в России. И это то, что имеет замедленное действие, но эффект важнейший. И тут вспоминаются современные магазины игрушек для детей и бесконечные витрины китайского хлама… Уродливые и противные образы, страш­ненькие персонажи, плохое качество изготовления… Поневоле задумы­ваешься, что лучше купить ребёнку антикварное, или хотя бы винтажное. А может быть это просто внутренний коллекционер и музейщик брюзжит.

§ 3. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Сергиев-Посад, Москов­ская область

Ну а после решили всё-таки пойти в лавру. Время было уже вечернее, около половины пятого. Тимофей, как человек интересую­щийся фортификацией, хотел осмотреть все стены. И когда нас не пустили к стене (т.к. служебная территория), наши вздохи услышал выходивший с этой самой служебной территории доброжелательный сотрудник монастыря. -А что Вы хотели?
— Интересуемся фортификацией, хотели посмотреть стены и башни…
— Подождите меня пять минут вот здесь, возле храма, мне надо отнести бумаги.
Наш неожиданный благодетель, представившийся Артемием, вернулся.
— Пойдёмте, братья!
И поводил нас по всему периметру стен и башен, завёл в подсобные помещения, кельи братьев, общежитие Московской духовной академии. Водил два часа по закрытой территории. Что он нашёл в нас? Любопытство и горящие глаза? Увидел исследователей? Может быть мы сильно отличались как от паломников, так и от туристов, а может быть просто никто не рвётся на закрытые части… Надо сказать, что раньше я и не рвался, а ходил только по общедоступным частям Лавры. Но в этот раз, благодаря нашему невольному гиду Артемию, мы со всех сторон облазили стены и башни, изучили какие кирпичи видели и выдержали осаду Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов в 1608—1610 годах. Стены после того были надстроены на треть высоты. Кстати, мы и первозданные фрагменты стен посмотрели!

Особенно приятно, что там не было людей, от этого было очень странное впечатление, ведь стандарт — это когда ты ходишь среди толпы паломников и туристов (в последние годы особенно много китайцев). А тут — персональная экскурсия только на нас двоих. Удивительная какая-то сосредо­точенно-со­зида­тель­ная ти­ши­на, как и подобает древней обители. Хотя жизнь идёт, братия молятся, печатаются книги, пекут хлеб. Но нет суеты.

Другая Лавра, Лавра unseen. Заходили в Водяную, Пивную, Каличью, Уточью и Пятницкую башни. Ввиду отсутствия необходимости в оборонительных сооружениях, уже в XIX веке главный монастырь страны стены и башни начинает обживать. Теперь там и кельи, и иконописные мастерские, и паломнический центр, издательство, пекарня и др. Кстати, о пекарне — местные медовые коврижки — это что-то. Мои запасы, привезённые домой, были за два дня сметены домашними. Очень вкусно!

Надо прямо сказать, что такой Лавры у меня ещё не было! А мой друг Тимофей после посещения Лавры и города так просто заявил, что с удовольствием бы поселился в Посаде. Другой ритм, нежели в мегаполисе. Да и намоленное место! Когда-то и Москва была городом, а не мегаполисом, уютным и домашним. И эти времена ещё помнят наши бабушки и деды. Но теперь столицу пытаются расширить хотя бы на пару областей, что не слишком удобно для москвичей. …Следующая остановка — Калуга… Но это суровые будни, а мы вернёмся в Сергиев Посад.

Добрались до вокзала и прыгнули в подъехавший экспресс до Москвы. По пути на закате из электрички с моста удалось снять Покровский Хотьков монастырь, куда в этот раз не успели.

В общем, впечатлений много и хватило сил сделать путевую заметку.

Можно смотреть и знакомые места с неожиданного ракурса!


Заместитель главного редактора Sammlung/КОЛЛЕКЦИЯ,
научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения
Михаил Тренихин

Фото автора

Обсудить материал >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы