Изысканная трапеза

Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае

in Новости музеев 939 views

В вы­ста­воч­ных за­лах Пат­риа­ршего дворца и Успенской звон­ницы Мос­ковского Кремля 11 апреля 2025 года откроется выставка «Изыс­канная тра­пеза. История еды в древнем Китае», где впервые в России будут представлены предметы из собрания Национального музея Китая. Проект осуществляется в рамках плана официальных мероприятий «перекрестных» Годов культуры России – Китая 2024-2025. Экспозиция является ответом на выставку «Русское застолье: традиционная еда, напитки и искусство сервировки. Из собрания Музеев Московского Кремля», состоявшейся в Пекине c ноября 2024 по март 2025 года. Оба проекта обращены к важнейшей части культуры человечества – гастрономическим традициям, и представляют их национальные особенности.

В Музеях Московского Кремля пройдёт выставка
о гастрономических традициях Китая

Китайская поговорка гласит: «Народ почитает пищу как Небо». На протяжении семи тысяч лет ритуалы, связанные с трапезой, в Китае являются значимой частью быта, сакральных обрядов, философских концепций и даже государственной символики, а также служат источником вдохновения для живописцев, скульпторов, литературных деятелей и музыкантов.

  • Тарелка формы «изогнутая талия» в стиле «розовое семейство»1 с «пересекающим» изображением персиков и летучих мышей. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин
  • Тарелка с надписью «Хорошее вино». Эпоха Мин (1368–1644). Фарфор, белая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
  • Сосуд для вина ю. Эпоха Шан (около 1600 — около 1046 г. до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин
  • Кувшин пин с длинным горлом и узором из переплетенных ветвей и цветов. Эпоха Ляо (916–1125). Золото. Национальный музей Китая, Пекин
  • Кувшин пин с гравированным узором в виде облаков и журавлей. Эпоха Цин (1644–1912). Золото. Национальный музей Китая, Пекин
  • Составное блюдо из двенадцати секций с росписью золотом и полихромной росписью в виде цветов и бабочек. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин
  • Фляга в форме кожаного бурдюка с рельефным изображением облаков и драконов. Эпоха Ляо (916–1125). Фарфор, зелёная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
  • Чаша бэй в форме рога носорога. Эпоха Цин (1644–1912). Печи Дэхуа. Фарфор, белая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
  • Фигурка быка. Эпоха Тан (618–907). Керамика, желтая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
  • Модель амбара. Эпоха Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Керамика, черная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин

Выставка, объединившая 145 драгоценных экспонатов из Национального музея Китая, разделена на 5 тематических разделов: «Пища с восьми сторон света», «Аромат вина и очарование чая», «Эволюция кухонной утвари», «Драгоценная посуда» и «Ритуал начинается с трапезы». Посетители узнают о зерновых культурах,   лежащих в основе рациона китайцев, о тысячелетних традициях, связанных с употреблением вина и чая, техниках приготовления пищи, об искусстве изготовления посуды и системе ритуалов, относящихся к пище и её употреблению.

  • Треножник дин с орнаментом цецюйвэнь в виде переплетенных квадратных спиралей. Эпоха Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин
  • Винная чаша бэй с подносом для банкета Луминъянь, проведенного в год цзяу (11 год) периода правления Шуньчжи. Эпоха Цин, правление Шуньчжи, 1654. Серебро. Национальный музей Китая, Пекин
  • «Китайский самовар» хого. Эпоха Цин, 1849. Исинская керамика. Национальный музей Китая, Пекин

Экспозиция в Успенской звоннице позволит увидеть Китай как страну изобилия, познакомиться со множеством древних кулинарных техник и проследить эволюцию кухонной утвари, составить представление о богатстве рациона китайцев, который с древности включал как злаки, так и овощи, фрукты и мясо. Благодаря древнему китайскому принципу «служить мертвым как живым», лежавшему в основе древнекитайского погребального культа, предметы из захоронений позволяют в деталях представить повседневную жизнь китайцев в разные эпохи. Особый раздел выставки посвящен главным напиткам Китая – вину и чаю.

Во все времена китайцы стремились к тому, чтобы посуда была не только функциональна, но и приносила эстетическое удовольствие. Глиняные, фарфоровые, бронзовые, золотые, серебряные и нефритовые изделия, представленные в выставочном зале Патриаршего дворца, замечательно иллюстрируют китайскую поговорку: «Изысканная еда подается на изысканной посуде». Этот принцип в полной мере отражают великолепные образцы столовой и парадной посуды, выполненные из различных материалов: керамики и фарфора, лаков и нефрита, бронзы и драгоценных металлов. Неизменной традицией на протяжении столетий в Китае была также забота о сочетании вкусной еды с прекрасной обстановкой и красивыми зрелищами: танцами, музыкой, акробатикой, театральными представлениями и застольными играми.

  • Чайник ху в форме узла ткани. Эпоха Цин, первая половина XIX в. Мастер Ян Пэннянь. Исинская керамика. Национальный музей Китая, Пекин
  • Чайник ху с иероглифами «долголетие». Эпоха Мин (1368–1644). Нефрит. Национальный музей Китая, Пекин
  • Капельница для разведения туши в форме тыквы с декором в технике фахуа. Эпоха Мин (1368–1644). Керамика. Национальный музей Китая, Пекин
Набор столовой утвари с полихромной росписью. Эпоха Цин (1644–1912). Дерево, красный лак. Национальный музей Китая, Пекин
Набор столовой утвари с полихромной росписью. Эпоха Цин (1644–1912). Дерево, красный лак. Национальный музей Китая, Пекин

В экспозиции разместятся такие  уникальные археологические памятники  как керамическая модель амбара эпохи Хань (202 — 220 г. н.э.), отсылающая к хорошо продуманной системе хранения зерновых, или бронзовый треножник дин в виде переплетенных квадратных спиралей  эпохи Вёсен и Осеней (770-476 гг. до н.э.). По наличию треножников такого рода можно было определить статус человека в обществе – правителю-вану, например, полагалось иметь девять динов, в то время как представителям служилого сословия – всего три. Тему напитков раскроют такие экспонаты как  фарфоровая тарелка с надписью «Хорошее вино» эпохи Мин (1368-1644 гг.), скорее всего изготовленная для винной лавки или питейного заведения, которые в тот период достигли высочайшего уровня. Так же интересны  фарфоровые чаши аши с крышкой гайвань в стиле «розовое семейство» эпохи Цин (1644-1911 гг.) – популярные чайные приборы своего времени, чьи крышки использовались для перемешивания чайных листьев.

Осенний банкет в Оленьем зале. Горизонтальный свиток. Эпоха Мин (1368–1644). Шёлк, водяные краски. Национальный музей Китая, Пекин
Осенний банкет в Оленьем зале. Горизонтальный свиток. Эпоха Мин (1368–1644). Шёлк, водяные краски.
Национальный музей Китая, Пекин
  • Женская кофта на подкладке цзяао. Эпоха Цин (1644–1912). Нанкинский шелк чайного цвета, хлопковые и льняные нити, металл. Национальный музей Китая, Пекин
  • Женская кофта шань, отделанная лентой с узором в виде лотосов и золотых рыбок. Эпоха Цин (1644–1912). Шелковый газ светло-голубого цвета, хлопковые и льняные нити. Национальный музей Китая, Пекин

Многие ритуалы, о которых идет речь на выставке, столетиями сохранялись неизменными, а часть из них соблюдается до сих пор. Посетители получат возможность познакомиться с нравами и обычаями Китая через наиболее ценимые в китайской культуре традиционные формы кухонной утвари, предметы оригинальной повседневной и парадной посуды, живописные свитки, костюмы и музыкальные инструменты. Гости узнают об эстетике, столовом этикете и философских представлениях, отразившихся на застольной культуре, увидят эволюцию древней китайской гастрономической традиции.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
11.03.2025

Музеи Московского Кремля

Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

с 11 апреля 2025 г.

103132 Россия, Москва, Кремль

Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке

Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи

1941-1945. Москва. Кремль. Спасённые сокровища

__________________

Обсудить в Телеграм >>>

Рекомендуем

Крепость трёх измерений

Крепость трёх измерений

Вы­ста­воч­ный проект на пло­щад­ке Му­зея со­вре­мен­ной ис­то­рии Рос­сии, под­го­тов­лен­ный Му­зеем-за­по­вед­ни­ком ис­то­рии Даль­не­го
Походный иконостас

Походный иконостас

По­ход­ные ико­но­ста­сы или по­ход­ные церк­ви из­ве­ст­ны с кон­ца XV сто­ле­тия. Эти до­ста­точ­но
Перейти К началу страницы