В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля 11 апреля 2025 года откроется выставка «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае», где впервые в России будут представлены предметы из собрания Национального музея Китая. Проект осуществляется в рамках плана официальных мероприятий «перекрестных» Годов культуры России – Китая 2024-2025. Экспозиция является ответом на выставку «Русское застолье: традиционная еда, напитки и искусство сервировки. Из собрания Музеев Московского Кремля», состоявшейся в Пекине c ноября 2024 по март 2025 года. Оба проекта обращены к важнейшей части культуры человечества – гастрономическим традициям, и представляют их национальные особенности.
В Музеях Московского Кремля пройдёт выставка
о гастрономических традициях Китая
Китайская поговорка гласит: «Народ почитает пищу как Небо». На протяжении семи тысяч лет ритуалы, связанные с трапезой, в Китае являются значимой частью быта, сакральных обрядов, философских концепций и даже государственной символики, а также служат источником вдохновения для живописцев, скульпторов, литературных деятелей и музыкантов.
- Тарелка формы «изогнутая талия» в стиле «розовое семейство»1 с «пересекающим» изображением персиков и летучих мышей. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин
- Тарелка с надписью «Хорошее вино». Эпоха Мин (1368–1644). Фарфор, белая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
- Сосуд для вина ю. Эпоха Шан (около 1600 — около 1046 г. до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин
- Кувшин пин с длинным горлом и узором из переплетенных ветвей и цветов. Эпоха Ляо (916–1125). Золото. Национальный музей Китая, Пекин
- Кувшин пин с гравированным узором в виде облаков и журавлей. Эпоха Цин (1644–1912). Золото. Национальный музей Китая, Пекин
- Составное блюдо из двенадцати секций с росписью золотом и полихромной росписью в виде цветов и бабочек. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин
- Фляга в форме кожаного бурдюка с рельефным изображением облаков и драконов. Эпоха Ляо (916–1125). Фарфор, зелёная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
- Чаша бэй в форме рога носорога. Эпоха Цин (1644–1912). Печи Дэхуа. Фарфор, белая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
- Фигурка быка. Эпоха Тан (618–907). Керамика, желтая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
- Модель амбара. Эпоха Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Керамика, черная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин
Выставка, объединившая 145 драгоценных экспонатов из Национального музея Китая, разделена на 5 тематических разделов: «Пища с восьми сторон света», «Аромат вина и очарование чая», «Эволюция кухонной утвари», «Драгоценная посуда» и «Ритуал начинается с трапезы». Посетители узнают о зерновых культурах, лежащих в основе рациона китайцев, о тысячелетних традициях, связанных с употреблением вина и чая, техниках приготовления пищи, об искусстве изготовления посуды и системе ритуалов, относящихся к пище и её употреблению.
- Треножник дин с орнаментом цецюйвэнь в виде переплетенных квадратных спиралей. Эпоха Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н.э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин
- Винная чаша бэй с подносом для банкета Луминъянь, проведенного в год цзяу (11 год) периода правления Шуньчжи. Эпоха Цин, правление Шуньчжи, 1654. Серебро. Национальный музей Китая, Пекин
- «Китайский самовар» хого. Эпоха Цин, 1849. Исинская керамика. Национальный музей Китая, Пекин
Экспозиция в Успенской звоннице позволит увидеть Китай как страну изобилия, познакомиться со множеством древних кулинарных техник и проследить эволюцию кухонной утвари, составить представление о богатстве рациона китайцев, который с древности включал как злаки, так и овощи, фрукты и мясо. Благодаря древнему китайскому принципу «служить мертвым как живым», лежавшему в основе древнекитайского погребального культа, предметы из захоронений позволяют в деталях представить повседневную жизнь китайцев в разные эпохи. Особый раздел выставки посвящен главным напиткам Китая – вину и чаю.
Во все времена китайцы стремились к тому, чтобы посуда была не только функциональна, но и приносила эстетическое удовольствие. Глиняные, фарфоровые, бронзовые, золотые, серебряные и нефритовые изделия, представленные в выставочном зале Патриаршего дворца, замечательно иллюстрируют китайскую поговорку: «Изысканная еда подается на изысканной посуде». Этот принцип в полной мере отражают великолепные образцы столовой и парадной посуды, выполненные из различных материалов: керамики и фарфора, лаков и нефрита, бронзы и драгоценных металлов. Неизменной традицией на протяжении столетий в Китае была также забота о сочетании вкусной еды с прекрасной обстановкой и красивыми зрелищами: танцами, музыкой, акробатикой, театральными представлениями и застольными играми.
- Чайник ху в форме узла ткани. Эпоха Цин, первая половина XIX в. Мастер Ян Пэннянь. Исинская керамика. Национальный музей Китая, Пекин
- Чайник ху с иероглифами «долголетие». Эпоха Мин (1368–1644). Нефрит. Национальный музей Китая, Пекин
- Капельница для разведения туши в форме тыквы с декором в технике фахуа. Эпоха Мин (1368–1644). Керамика. Национальный музей Китая, Пекин

В экспозиции разместятся такие уникальные археологические памятники как керамическая модель амбара эпохи Хань (202 — 220 г. н.э.), отсылающая к хорошо продуманной системе хранения зерновых, или бронзовый треножник дин в виде переплетенных квадратных спиралей эпохи Вёсен и Осеней (770-476 гг. до н.э.). По наличию треножников такого рода можно было определить статус человека в обществе – правителю-вану, например, полагалось иметь девять динов, в то время как представителям служилого сословия – всего три. Тему напитков раскроют такие экспонаты как фарфоровая тарелка с надписью «Хорошее вино» эпохи Мин (1368-1644 гг.), скорее всего изготовленная для винной лавки или питейного заведения, которые в тот период достигли высочайшего уровня. Так же интересны фарфоровые чаши аши с крышкой гайвань в стиле «розовое семейство» эпохи Цин (1644-1911 гг.) – популярные чайные приборы своего времени, чьи крышки использовались для перемешивания чайных листьев.

Национальный музей Китая, Пекин
- Женская кофта на подкладке цзяао. Эпоха Цин (1644–1912). Нанкинский шелк чайного цвета, хлопковые и льняные нити, металл. Национальный музей Китая, Пекин
- Женская кофта шань, отделанная лентой с узором в виде лотосов и золотых рыбок. Эпоха Цин (1644–1912). Шелковый газ светло-голубого цвета, хлопковые и льняные нити. Национальный музей Китая, Пекин
Многие ритуалы, о которых идет речь на выставке, столетиями сохранялись неизменными, а часть из них соблюдается до сих пор. Посетители получат возможность познакомиться с нравами и обычаями Китая через наиболее ценимые в китайской культуре традиционные формы кухонной утвари, предметы оригинальной повседневной и парадной посуды, живописные свитки, костюмы и музыкальные инструменты. Гости узнают об эстетике, столовом этикете и философских представлениях, отразившихся на застольной культуре, увидят эволюцию древней китайской гастрономической традиции.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля 11.03.2025
Музеи Московского Кремля
Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
с 11 апреля 2025 г.
103132 Россия, Москва, Кремль
Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке
Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи
__________________