Музеи Московского Кремля представляют новый грандиозный выставочный проект, посвящённый наследникам Петра Великого и участникам дворцовых переворотов.
15 ноября 2024 года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи», посвящённая «эпохе дворских бурь», начавшейся после смерти Петра I. В масштабном выставочном проекте принимают участие 14 крупнейших музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга, предоставивших 260 экспонатов.
- Корона императрицы Екатерины I. Санкт-Петербург, 1723. Мастера Самсон Ларионов, Никита Милюков, Михаил Бельский, Григорий Осипов. Серебро; литьё, чеканка, резьба, золочение. Музеи Московского Кремля.
Для коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны летом 1723 г. была создана первая российская императорская корона. Над ней трудился коллектив мастеров под руководством С. Ларионова. Она была украшена жемчугом и алмазами, в роли навершия в источниках упоминается как «золотое яблоко», так и крупный рубин. Драгоценности на короне считались собственностью императрицы, и уже к июлю 1724 г. она лишилась драгоценного убранства – оставалась только серебряная золоченая основа. - Корона императрицы Анны Иоанновны. Москва, 1730. Мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, Пётр Семёнов, Лука Фёдоров. Серебро, алмазы, рубины, турмалины; литьё, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля.
Императрица Анна Иоанновна была торжественно коронована 28 апреля 1730 г. новым императорским венцом, изготовленным в Москве в марте – апреле того же года. Типологически он восходит к короне, созданной для коронации Екатерины I. Работа над произведением велась под руководством С. Ларионова, возглавлявшего придворную ювелирную мастерскую. Драгоценное убранство короны включает в себя две тысячи пятьсот алмазов и неправильной формы огромный турмалин весом 100 грамм, над которым установлен крест из алмазов.
В последние годы жизни Петра I в России наметился династический кризис: после смерти всех сыновей у императора не осталось прямых потомков по мужской линии. На выставке представлен подлинный документ – указ, который Пётр I издал в 1722 году, согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но в 1725 году государь скоропостижно скончался, не оставив завещания, и между «птенцами гнезда Петрова» разгорелась борьба за влияние на претендентов на российский трон.
Причины дворцовых переворотов заключались, с одной стороны, в том, что высшие чины империи и придворная аристократия считали себя вправе не соблюдать последнюю волю умиравших монархов, интригуя против законных наследников престола. С другой стороны, в послепетровское время офицеры и солдаты лейб-гвардии стали силой, способной сместить с трона того, чья политика, по их мнению, противоречила интересам Отечества. Нередко в подготовке заговоров были замешаны представители иностранных держав, надеявшиеся через смену правителя добиться изменений во внешней политике России, например посол Франции маркиз де Ла Шетарди и посланник Великобритании Ч. Уитворт, – впервые показана широкой публике их перехваченная секретная переписка.
- Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал императрице Елизавете Петровне. Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля.
Этот знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка принадлежал императрице Елизавете Петровне. Он лишь незначительными деталями и размером отличается от аналогичного знака полковника гвардии, принадлежавшего Петру I. Елизавета Петровна, как и все её предшественники на троне, начиная с её отца, присвоила себе звание полковника Преображенского полка. Не исключено, что государыня носила полковничий шейный знак и при лейб-компанской форме.
- Гренадерская шапка. Принадлежала императрице Елизавете Петровне. Россия, 1755. Золото, кожа, лайка, тафта; литьё, чеканка.
Гренадерская шапка из чёрной лакированной кожи с золотыми накладками принадлежала императрице Елизавете Петровне. Ежегодно 25 ноября, отмечая день своего восшествия на престол, она принимала лейб-компанцев и жаловала их к руке. Затем специально для них устраивали парадный ужин в отдельном зале, во время которого государыня, принявшая на себя чин капитана Лейб-компании, сидела за одним столом с офицерами роты, одетыми в парадную форму. Елизавета Петровна появлялась в этот день в мундире капитана, а в 1755 г. для неё к этому дню была выполнена гренадерка с золотыми накладками.
Пётр I умер в 1725 году, не успев оставить завещание, и кланы придворной аристократии начали борьбу между собой. В результате с помощью гвардии на престол взошла вдова императора Екатерина I – первая женщина на российском троне. Впоследствии поддержка офицеров и солдат часто становилась решающим фактором в битве за власть и могла определить её исход.
Экспозиция, призванная представить хитросплетения судеб правителей России, раскроет историю дворцовых переворотов, начиная с первых наследников Петра Великого. Здесь отражены дворцовые интриги с участием князя Меншикова, графа Остермана и клана Долгоруких, которые возвели на престол Екатерину I и Петра II. Другие части выставки посвящены правлению Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II и Павла I – все эти государи опирались на разные аристократические кланы и имели своих фаворитов.
- Портрет императора Петра II. Россия, вторая четверть XVIII в. Холст; масло. Музеи Московского Кремля
- Портрет императора Петра III. Россия, около 1815. Холст; масло. Музеи Московского Кремля.
Император Пётр III изображён в тёмно-зелёном мундире лейб-гвардии Преображенского полка с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного. На постаменте, на который он опирается, лежит подбитая мехом горностая мантия с изображениями двуглавых орлов. - Портрет императора Павла I. Степан Семёнович Щукин. Холст; масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина».
Степан Семёнович Щукин – русский живописец-портретист, учившийся в Императорской Академии художеств у Д.Г. Левицкого. За портрет Павла I в 1797 г. он получил звание академика. Произведение было одобрено самим государем. Современники считали, что именно портрет Щукина более всего походит на оригинал. На нём император изображён в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, с лентой ордена Святого Андрея Первозванного и в чёрной треуголке. Портрет лишён привычных признаков парадного изображения – императорских регалий, но на нём Павел I показан именно таким, каким он предстал во время коронационных торжеств в Успенском соборе Кремля, в начале своего недолгого правления.
- Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва.
Акт о престолонаследии был подготовлен Павлом Петровичем ещё в бытность его великим князем в начале января 1788 г. перед отъездом на войну со Швецией. Этот документ отменял указ Петра I 1722 г. о выборе наследника престола по желанию монарха и вводил порядок престолонаследия по нисходящей мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам мужского пола. В случае пресечения этого рода престол наследовался следующим по старшинству сыном императора и его потомками, в то время как женщины из царствующего рода имели право на престол только в случае пресечения всех мужских родов. Закон также регулировал условия регентства при несовершеннолетнем наследнике, определяя возраст совершеннолетия для монарха шестнадцатью годами. Акт был лично зачитан и обнародован императором Павлом I в день своей коронации 5 апреля 1797 г.
Установить строгий порядок престолонаследия удалось только императору Павлу I в самом конце XVIII века. Изданный им в 1797 году Акт о наследии престола, который также можно увидеть на экспозиции, утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи более ста лет, вплоть до революции 1917 года, но даже он не смог защитить от заговорщиков самого Павла I.
- Портрет Анны Иоанновны, герцогини Курляндской, урождённой принцессы Московской. Гравюра. 1711–1730. Мартин Бернигерот. Бумага; гравюра резцом. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург.
В возрасте восемнадцати лет Пётр I из политических соображений выдал замуж свою племянницу Анну за столь же юного герцога Курляндии Фридриха III Вильгельма, который скончался через два месяца после венчания, оставив вдовствующую герцогиню в незавидном положении. Герцогиней Курляндии русская царевна оставалась девятнадцать лет.
- «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны Санкт-Петербург, Митава, 25 января 1730 г. Бумага, чернила; рукопись. Российский государственный архив древних актов, Москва.
После кончины Петра II члены Верховного тайного совета пригласили занять российский трон вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, предложив ей подписать определённые условия – «Кондиции», которые существенно ограничивали императорскую власть в пользу верховников: вне компетенции государыни оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами, императрица обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. Анна Иоанновна подписала «Кондиции» в Митаве, однако, приехав в Россию и опираясь на поддержку дворянства и гвардии, не желавших усиления аристократических семейств, входивших в Верховный тайный совет, она публично разорвала их, восстановив самодержавное правление в России. «Кондиции» стали первым актом ограничения самодержавия, создав прецедент для будущих проектов государственного переустройства России. Они включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.
В выставочном проекте приняли участие четырнадцать российских музеев, архивов и библиотек. В двух залах – Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице – демонстрируется более 250 уникальных экспонатов и редчайших архивных документов, среди которых подлинное завещание императрицы Екатерины I, нарушенное Верховным тайным советом, и знаменитые «Кондиции», разорванные императрицей Анной Иоанновной, напоминающие о первой неудавшейся попытке ограничения самодержавия в России. Особое место в экспозиции занимают регалии – короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны – и царские одеяния, среди которых коронационный костюм и гвардейский офицерский мундир императора Петра II и мундирное платье императрицы Екатерины II.
- Кафтан и шляпа офицера лейб-гвардии Семёновского полка. Принадлежали императору Петру II. Россия, 1727–1730. Шерсть, бархат, фетр, золотный галун, металл, крашенина; ткачество, шитьё, плетение, литьё. Музеи Московского Кремля.
В 1720 г. в России был введён первый мундирный регламент, установивший расцветку предметов обмундирования по родам войск. Офицеры двух полков российской императорской гвардии, Преображенского и Семёновского, получили одинаковые тёмно-зелёные мундиры, различавшиеся способом нашивки золочёного галуна. Судя по узору галуна и характеру его нашивки, кафтан и чёрная фетровая треуголка из гардероба Петра II соответствуют форме лейб-гвардии Семёновского полка. - Cупервест (из комплекта парадной амуниции лейб-компанца). Россия, 1742. Швейный мастер Барсатиний. Сукно, шерстяная ткань, холст, кожа, бархат, золотный галун, пряденое золото, серебряная бить, шёлковые нити, недрагоценный металл; ткачество, шитьё, аппликация, литьё. Музеи Московского Кремля.
Лейб-компания как привилегированное воинское соединение была создана в декабре 1741 г. из гренадерской роты Преображенского полка. Все лейб-компанцы получили дворянство, поместья, крупные денежные вознаграждения, а также гербы с девизом «За верность и ревность». Для них была введена особая парадная форма, отличавшаяся роскошной расшивкой золотным галуном, а для наиболее торжественных случаев – кавалергардский убор. «Образцовый» супервест из красного сукна, обшитый золотным позументом, был принят в Оружейную палату в 1742 г. в составе амуниции на Лейб-компанию, в память особой заслуги лейб-компанцев перед Отечеством и лично императрицей. В соответствии с этим образцом к церемонии коронации императрицы Елизаветы Петровны была выполнена кавалергардская униформа для шестидесяти восьми лейб-компанцев, принимавших 25 ноября 1741 г. непосредственное участие в возведении дочери Петра Великого на российский престол. - Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка с Андреевской лентой. Россия, 1750–1760-е гг. Сукно, стамед, золотный галун, латунь, серебряные прядение нити, бить, канитель и блёстки, цветные шёлковые нити, муар; ткачество. Государственный исторический музей, Москва.
В день переворота 28 июня 1762 г. подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка А.Ф. Талызин находился при Екатерине, когда она с гвардейскими полками, провозгласившими её императрицей, выступила против мужа. Именно в этот момент на её плечах появился мундир с плеча Талызина, к которому будущая императрица собственноручно пришила Андреевскую звезду, причём разместив её лучи под неправильным углом.
- Мундирное платье по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежало императрице Екатерине II. Санкт-Петербург, Придворная мастерская, 1769. Гродетур, тафта, репсовая лента, галун, вата, коленкор, картон, кость, медь; пошив, золочение. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.
- Офицерский мундир лейб-гвардии Преображенского полка (кафтан и камзол). Принадлежал императору Павлу I. Россия, 1797–1798. Сукно, стамед, хлопчатобумажная ткань, золочёная нить, металл, эмаль, медь, кость; шитьё, вышивка, штамповка. Государственный музей-заповедник «Гатчина».
- Кафтан по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка образца 1762 года. Принадлежал императору Петру III. Санкт-Петербург, 1762. Сукно, стамед, холст, серебряная золоченая нить, блёстки, канитель, дерево, медь; пошив, вышивка, золочение. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург
- Шапка гренадерская нижних чинов пехотного полка Нарышкина голштинских войск. Россия, 1760–1762. Сукно, латунь, тесьма, холст, нить; эмаль, чеканка. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
- Офицерская епанча Лейб-драгунского полка голштинских войск. Принадлежала императору Петру III. Герцогство Гольштейн-Готторп, 1750-е гг. Сукно, шёлк, золотой галун, металлическая нить, бить; шитьё. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Некоторые памятники напрямую связаны с самыми яркими страницами истории дворцовых переворотов. Так, на выставке присутствуют гренадерская шапка, в которой императрица Елизавета Петровна ежегодно праздновала годовщину своего прихода к власти, и принадлежавшие ей знак полковника гвардии с золотой шпагой, а также гвардейский офицерский мундир с Андреевской лентой, в который в день переворота облачилась великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина II. Особую мемориальную ценность представляют предметы личного гардероба императора Павла I, которыми он пользовался в день накануне своей трагической гибели. Важнейшую роль в политической борьбе в XVIII веке играла гвардия: посетители увидят униформу, амуницию и оружие гвардейских полков, включая редкие ранние образцы, в том числе парадную форму Лейб-компании – гвардейской роты, возведшей на трон императрицу Елизавету Петровну, и снаряжение солдат и офицеров голштинских войск императора Петра III.
- Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорьевича Орлова. Первая половина 1770-х гг. Холст; масло. Государственный исторический музей, Москва.
Братья Орловы изображены в зените своей славы незадолго до отставки. Все детали напоминают об их великих деяниях. Оба они, как будто демонстрируя зрителям своей торжественной позой мундир и регалии, многозначительно указывают в сторону знаковых для их биографий сцен, изображённых на заднем плане на фоне сумрачного неба: Григорий Орлов – на вид Москвы с трагической сценой Чумного бунта 1771 г., Алексей Орлов – на морской пейзаж с военными парусниками, отсылающий к событиям Архипелагской экспедиции 1769–1774 гг.
Большое внимание уделено ключевым участникам придворных заговоров: зрители познакомятся с портретами и личными вещами светлейшего князя А.Д. Меншикова и князей Долгоруковых; графа А.И. Остермана, графа С.А. Салтыкова и фельдмаршала графа Б. фон Миниха, поддержавших сохранение самодержавного строя императрицей Анной Иоанновной; сподвижников дочери Петра I – графа П.И. Шувалова, графа А.Г. Разумовского и придворного врача графа И. Лестока; ближайших соратников императрицы Екатерины II – графа Н.И. Панина, княгини Е.Р. Дашковой и братьев графов А.Г. и Г.Г. Орловых. Завершающий раздел экспозиции рассказывает о действующих лицах последнего дворцового переворота в истории Российской империи, в результате которого был убит император Павел I: о бароне Л.Л. Беннигсене и графе П.А. Палене, светлейшем князе П.А. Зубове, его брате графе В.А. Зубове и их сестре О.А. Жеребцовой.
- Кубок с крышкой. Москва или Санкт-Петербург, 1740–1760. Золото, серебро, драгоценные камни; эмаль, чеканка, канфарение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Золотые украшения и аксессуары с портретами монархов или выложенными драгоценными камнями императорскими вензелями, чаще всего табакерки и перстни, служили знаками особой монаршей милости. Представленный драгоценный кубок с крышкой, по семейному преданию графов Уваровых, являлся свадебным подарком Елизаветы Петровны графу А.Г. Разумовскому, считающемуся её тайным супругом. - Кубок со здравицей в честь императрицы Анны Иоанновны. Силезия, 1730-е гг. Бесцветное стекло; выдувание, гутная техника, гранение, резьба, роспись в технике «шварцлот». Государственный исторический музей, Москва.
Изделие, судя по объёму чаши и характеру надписи, представляет собою вариант знаменитых «кубков Большого Орла», игравших особую роль в пиршественных застольях времен Петра Великого. Декор кубка включает в себя надпись на немецком языке: ES LEB DIE GROSSE FRAU DER RUSSEN KEISERIN // SIE HEIST MIT GRÖSTEN RECHT DES REICHS // SELBST HALTERIN (Да здравствует великая российская императрица, которую по величайшему праву называют самодержицей империи).
- Полковой барабан полка фон Ферстера (Нарышкинского) голштинских войск. Россия (?), 1758–1762 гг. Медный сплав, железо; ковка, эмаль, чеканка. Музеи Московского Кремля.
- Табакерка. Санкт-Петербург, 1747–1760 гг. Мастер Георг Фридрих Экарт (?). Золото, серебро, бриллианты; чеканка, резьба, давление, монтировка. Музеи Московского Кремля.
- Парадная алебарда. Тула, 1761 г. (?). Железо, сталь, дерево; ковка, резьба, насечка золотом, канфарение, инкрустация серебром. Музеи Московского Кремля.
- Офицерский гвардейский протазан. Олонец (?), 1720-е гг. Железо, сталь, дерево; ковка, золочение, резьба, канфарение. Музеи Московского Кремля.
- Скипетр царя Петра Алексеевича. Москва, мастерские Кремля, около 1682 г. Золото, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг; литьё, чеканка, резьба, скань, зернь, эмаль. Музеи Московского Кремля.
- Парадная алебарда. Тула, 1761 г. (?). Железо, сталь, дерево; ковка, резьба, насечка золотом, канфарение, инкрустация серебром. Музеи Московского Кремля.
Выставка познакомит гостей с подлинными памятниками периода дворцовых переворотов, сохранившимися в российских музеях – живописными портретами и гравюрами участников событий, принадлежавшими им личными вещами, оружием, гвардейской униформой, медалями в честь восшествия на престол и монет, часть из которых была переделана из денежных знаков, созданных при правлении свергнутого предшественника.
Посетители увидят такие важные исторические документы как Устав о наследии престола 1722 г., Завещание («Тестамент») императрицы Екатерины I 1727 г., «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны 1730 г., «Цифирную» таблицу – ключ для расшифровки секретной переписки 1744 г. и, наконец, Акт о престолонаследии, лично зачитанный и обнародованный императором Павлом I в день своей коронации 5 апреля 1797 г.
Монета рубль 1741 года. Санкт-Петербургский монетный двор, 1741 г. Серебро; чеканка. Музеи Московского Кремля
Участники:
Музеи Московского Кремля, Архив внешней политики Российской империи, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный архив Российской Федерации, Государственный исторический музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей-заповедник «Гатчина», Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково» (коллекция музея-усадьбы Кусково), Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный Эрмитаж, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив древних актов, Русский музей.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля 28.10.2024
Музеи Московского Кремля
Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
15 ноября 2024 г. — 23 февраля 2025 г.
103132 Россия, Москва, Кремль
Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке
Выставка открыта для посещения с 10:00 до 17:00, кроме четверга.
Входной билет:
500 руб. — для основной категории граждан;
250 руб. — для лиц, не достигших 18 лет, студентов дневной формы обучения, пенсионеров РФ по возрасту, сотрудников государственных музеев РФ. Льготные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.
0 руб. — для детей до 7 лет, граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, граждан, являющихся полными кавалерами ордена Славы, участников ВОВ и приравненных к ним лицам (граждан РФ и СНГ), инвалидов I и II группы (граждан РФ и СНГ), участников боевых действий и специальных военных операций. Бесплатные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.
__________________