Дворцовые перевороты

Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи

in Новости музеев 2993 views

Музеи Московского Кремля пред­став­ляют новый грандиозный выс­та­воч­ный проект, посвя­щён­ный на­след­ни­кам Пет­ра Ве­ли­ко­го и уча­ст­никам двор­цовых пере­воротов.

15 ноября 2024 года в выста­воч­ных за­лах Патриар­шего двор­ца и Ус­пен­ской звонницы откроется выставка «Наследие Пет­ра Ве­ликого и двор­цо­вые пе­реворо­ты в Рос­сийской им­перии», посвящён­ная  «эпо­хе двор­ских бурь», на­чав­шейся пос­ле смер­ти Петра I. В масш­табном выставочном проекте принимают участие 14 круп­нейших  музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Пе­тер­бурга, пре­доставив­ших 260 экспонатов.

  • Корона императрицы Екатерины I. Санкт-Петербург, 1723. Мас­те­ра Самсон Ларионов, Никита Милюков, Михаил Бельский, Григорий Осипов. Серебро; литьё, чеканка, резьба, золо­чение. Музеи Московского Кремля.
    Для коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны летом 1723 г. была создана первая российская импе­раторская ко­ро­на. Над ней трудился кол­лектив мастеров под руководством С. Ларионова. Она была украшена жемчугом и алмазами, в роли навершия в источниках упоминается как «золотое яблоко», так и крупный рубин. Драгоценности на короне считались собст­венностью импе­рат­рицы, и уже к июлю 1724 г. она лишилась драго­цен­ного убран­ст­ва – оставалась только серебряная золоченая основа.
  • Корона императрицы Анны Иоан­новны. Москва, 1730. Мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев,  Ники­та Милюков, Пётр Семёнов, Лука Фёдоров. Серебро, алмазы, рубины, тур­малины; литьё, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля.
    Императрица Анна Иоанновна была тор­же­ст­венно ко­ронована 28 апреля 1730 г. новым импе­ратор­ским венцом, изго­товлен­ным в Москве в марте – апреле того же го­да. Типо­логи­чески он восходит к короне, созданной для ко­ро­нации Ека­терины I. Работа над произ­­веде­нием велась под руко­­водством С. Ларионова, воз­глав­ляв­шего придворную юве­лир­ную мас­терскую. Драго­ценное убранство короны включает в себя две ты­сячи пятьсот алмазов и непра­вильной формы огром­ный тур­малин весом 100 грамм, над которым установлен крест из алмазов.

В последние годы жизни Петра I в России наметился династический кризис: после смерти всех сыновей у императора не осталось прямых потомков по мужской линии. На выставке представлен подлинный документ – указ, который Пётр I издал в 1722 году, согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но в 1725 году государь ско­ро­постижно скончался, не оставив завещания, и между «птен­цами гнезда Петрова» раз­горелась борьба за влияние на пре­тен­дентов на российский трон.

Причины дворцовых переворотов заключались, с одной стороны, в том, что высшие чины империи и придворная аристократия счи­тали себя вправе не соблюдать по­следнюю волю умиравших монархов, интригуя против законных наследников престола. С другой стороны, в после­пет­ров­ское время офицеры и солдаты лейб-гвардии стали силой, способной сместить с трона того, чья политика, по их мнению, про­ти­воре­чила интересам Отечества. Нередко в подготовке заго­воров были замешаны пред­стави­тели иностранных держав, надеявшиеся через смену правителя до­биться изменений во внешней политике России, например посол Франции маркиз де Ла Шетарди и посланник Великобритании Ч. Уит­ворт, – впервые показана широкой публике их перехваченная секретная переписка.

Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал императрице Елизавете Петровне. Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля
Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал императрице Елизавете Петровне. Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля
  • Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. При­над­лежал императрице Елизавете Петровне. Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Мос­ковского Кремля.
    Этот знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка принадлежал императрице Ели­завете Петровне. Он лишь не­значительными деталями и размером отличается от ана­ло­гич­ного знака полковника гвар­дии, принадлежавшего Петру I. Елизавета Петровна, как и все её предшественники на троне, начиная с её отца, присвоила себе звание пол­ков­ника Пре­об­ра­женского полка. Не исключено, что государыня носила пол­ков­ничий шейный знак и при лейб-компанской форме.
Шапка-гренадерка императрицы Елизаветы Петровны. Россия, Санкт-Петербург. 1755 г. Музеи Московского Кремля (Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»)
Шапка-гренадерка императрицы Елизаветы Петровны. Россия, Санкт-Петербург. 1755 г. Музеи Московского Кремля (Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»)
  • Гренадерская шапка. Принад­ле­жа­ла импе­ратрице Елизавете Петровне. Россия, 1755. Золото, кожа, лайка, тафта; литьё, чеканка.
    Гренадерская шапка из чёрной лаки­рован­ной кожи с золотыми накладками принадлежала им­пе­­­ратрице Ели­завете Петровне. Ежегодно 25 ноября, отмечая день своего восшествия на престол, она принимала лейб-ком­панцев и жаловала их к руке. Затем специально для них устраивали парадный ужин в отдельном зале, во время которого государыня, принявшая на себя чин капитана Лейб-компании, сидела за одним столом с офицерами роты, одетыми в парадную форму. Елизавета Петровна появлялась в этот день в мундире капи­тана, а в 1755 г. для неё к этому дню была выполнена гренадерка с золотыми накладками.

Пётр I умер в 1725 году, не успев оставить завещание, и кланы придворной аристократии начали борьбу между собой. В результате с помощью гвардии на престол взошла вдова императора Екатерина I – первая женщина на российском троне.  Впоследствии поддержка офицеров и солдат часто становилась решающим фактором в битве за власть и могла определить её исход.

Экспозиция, призванная представить хитросплетения судеб правителей России, раскроет историю дворцовых переворотов, начиная с первых наследников Петра Великого. Здесь отражены  дворцовые интриги с участием  князя Меншикова, графа Остермана и клана Долгоруких, которые возвели на престол Екатерину I и Петра II.  Другие части выставки посвящены правлению Анны Иоанновны, Петра III, Екатерины II и Павла I – все эти государи опирались на разные аристократические кланы и имели своих фаворитов.

  • Портрет императора Петра II. Россия, вторая четверть XVIII в. Холст; масло. Музеи Московского Кремля
  • Портрет императора Петра III. Россия, около 1815. Холст; масло. Музеи Московского Кремля.
    Император Пётр III изображён в тёмно-зе­лёном мундире лейб-гвардии Пре­об­­раженского полка с лентой и звездой ордена Святого Андрея Перво­званного. На постаменте, на который он опирается, ле­жит подбитая мехом горностая мантия с изо­бра­­жения­ми двуглавых орлов.
  • Портрет императора Павла I. Степан Семёнович Щукин. Холст; масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина».
    Степан Семёнович Щукин – русский живопи­сец-порт­ретист, учившийся в Импе­ратор­ской Академии художеств у Д.Г. Левицкого. За портрет Павла I в 1797 г. он получил звание академика. Произ­ве­де­ние было одобрено самим государем. Совре­менники считали, что имен­но портрет Щукина более всего походит на оригинал. На нём император изображён в мундире лейб-гвардии Преобра­женского полка, с лентой ордена Святого Андрея Перво­званного и в чёрной треу­голке. Портрет лишён привычных признаков парадного изображения – импе­раторских ре­галий, но на нём Павел I показан именно таким, каким он предстал во время коро­национ­ных торжеств в Ус­пен­ском соборе Кремля, в начале своего недолгого правления.
Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва
Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва
  • Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва.
    Акт о престолонаследии был под­готовлен Павлом Петровичем ещё в бытность его великим кня­зем в начале января 1788 г. перед отъездом на войну со Швецией. Этот документ от­ме­нял указ Пет­ра I 1722 г. о выборе наследника престола по же­ла­нию монарха и вводил порядок пре­столо­насле­дия по ни­схо­дя­щей мужской ли­нии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его по­томкам мужского пола. В случае пре­се­чения этого рода пре­стол на­сле­довался сле­дую­щим по стар­шин­ству сыном им­пе­ратора и его по­том­ками, в то время как жен­щины из цар­ст­вующего рода имели право на престол только в случае пре­сечения всех мужских родов. Закон также ре­гулировал ус­ло­вия ре­гент­ства при не­со­вер­шен­но­лет­нем на­след­нике, опре­деляя возраст со­вер­шен­но­ле­тия для монарха шест­над­цатью го­да­ми. Акт был лично за­читан и об­на­­родован им­ператором Павлом I в день своей коро­нации 5 апреля 1797 г.

Установить строгий порядок пре­сто­ло­наследия удалось только импе­ратору Павлу I в самом конце XVIII века. Изданный им в 1797 году Акт о наследии престола, который также можно увидеть на экспозиции, утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи более ста лет, вплоть до революции 1917 года, но даже он не смог защитить от заговорщиков самого Павла I.

  • Портрет Анны Иоанновны, гер­цогини Курлянд­ской, урож­дён­ной принцессы Мос­ковской. Гра­вюра. 1711–1730. Мартин Бернигерот. Бумага; гравюра резцом. Госу­дар­ствен­ный музей-за­поведник «Петергоф», Санкт-Петербург.
    В возрасте восемнадцати лет Пётр I из по­ли­тических сооб­раже­ний вы­дал за­муж свою пле­мянницу Анну за столь же юного гер­цога  Кур­ляндии Фридриха III Вильгельма, который скончался через два месяца после вен­ча­ния, оставив вдов­ствую­щую герцогиню в неза­видном по­ло­жении. Герцогиней Кур­лян­дии рус­ская царевна оставалась девят­надцать лет.
  • «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны Санкт-Петербург, Митава, 25 января 1730 г. Бумага, чер­нила; рукопись. Российский государственный архив древних актов, Москва.
    После кончины Петра II члены Вер­ховно­го тайного совета при­гла­сили занять рос­сийский трон вдовствующую герцогиню Кур­ляндскую Анну Иоанновну, предложив ей под­писать опре­делён­ные условия – «Кондиции», которые существенно огра­ничи­вали импе­­ратор­скую власть в пользу вер­ховников: вне ком­петенции государыни ока­зы­ва­лись внеш­неполи­тиче­ские воп­росы, введение новых на­логов, произ­­водство в чины, земельные пожа­лования, распо­ря­же­ние госу­дар­ствен­ными доходами, императрица обя­зывалась не вступать в брак и не назначать наслед­ников. Анна Иоанновна под­писала «Кондиции» в Митаве, однако, приехав в Россию и опираясь на поддержку дворянства и гвардии, не желав­ших усиления аристо­­крати­ческих семейств, входивших в Верховный тайный совет, она публично разорвала их, вос­становив само­держав­ное правление в России. «Кондиции» стали первым актом огра­ничения само­державия, создав пре­цедент для будущих проектов госу­дар­ствен­ного пере­уст­рой­ства Рос­сии. Они включены в Госу­­дарствен­ный реестр уни­каль­ных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года. Рисунок. Россия, конец XVIII – начало XIX в. Тонкий картон; акварель, гуашь. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Шествие великой княгини Екатерины Алексеевны по Петергофской дороге к Петербургу в день переворота 28 июня 1762 года. Рисунок. Россия, конец XVIII – начало XIX в. Тонкий картон; акварель, гуашь. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В выставочном проекте приняли участие четырнадцать российских музеев, архивов и библиотек. В двух залах – Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице – демонстрируется более 250 уни­кальных экспонатов и редчайших архив­ных документов, среди которых подлинное завещание императрицы Ека­терины I, нару­шен­ное Верховным тайным советом, и знаменитые «Кондиции», разор­ванные императрицей Анной Иоанновной, напоминающие о первой неудавшейся попытке ограничения само­державия в России. Особое место в экспозиции занимают регалии – короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны – и царские одеяния, среди которых коро­национный костюм и гвардейский офицер­ский мундир императора Петра II и мундирное платье императрицы Екатерины II.

  • Кафтан и шляпа офицера лейб-гвардии Семёновского полка. При­надлежали императору Петру II. Россия, 1727–1730. Шерсть, бархат, фетр, золотный галун, металл, крашенина; ткачество, шитьё, плетение, литьё. Музеи Московского Кремля.
    В 1720 г. в России был введён первый мундирный регламент, установивший рас­цветку пред­метов обмун­дирования по ро­дам войск. Офицеры двух полков рос­сийской импера­торской гвардии, Преобра­жен­ского и Семё­новского, получили одина­ковые тём­но-зелё­ные мундиры, раз­личав­шиеся спо­собом нашивки золочёного галуна. Судя по узору галуна и ха­рактеру его нашивки, кафтан и чёр­ная фетровая треу­голка из гардероба Петра II соот­ветствуют форме лейб-гвардии Семё­новского полка.
  • Cупервест (из комплекта парадной амуниции лейб-ком­панца). Россия, 1742. Швейный мастер Бар­сатиний. Сукно, шерстяная ткань, холст, кожа, бархат, золотный галун, пря­деное золото, серебряная бить, шёлковые нити, недра­гоцен­ный металл; ткачество, шитьё, аппликация, литьё. Музеи Московского Кремля.
    Лейб-компания как привиле­гирован­­ное воинское сое­­ди­не­ние была соз­дана в декабре 1741 г. из гре­надерской роты Пре­об­ра­жен­ского полка. Все лейб-компанцы получили дво­рянство, поместья, крупные де­нежные воз­награж­дения, а также гербы с девизом «За верность и рев­ность». Для них была введена особая парадная форма, от­ли­чав­шая­ся рос­кошной расшивкой зо­лотным галуном, а для наиболее тор­жест­вен­ных случаев – кава­­­лер­гардский убор. «Образцовый» супервест из красного сукна, обшитый золот­ным позументом, был принят в Ору­жейную палату в 1742 г. в составе амуниции на Лейб-ком­панию, в память особой заслуги лейб-ком­панцев перед Оте­че­ст­вом и лично импе­рат­рицей. В соот­ветствии с этим образцом к церемонии ко­ро­нации импе­ратрицы Елизаветы Петровны была вы­полнена кава­лер­гард­ская униформа для шестидесяти восьми лейб­-ком­панцев, принимавших 25 ноября 1741 г. непо­сред­ствен­ное участие в воз­ведении дочери Петра Великого на российский престол.
  • Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка с Андреевской лентой. Россия, 1750–1760-е гг. Сукно, стамед, золотный галун, латунь, серебря­ные пря­дение нити, бить, канитель и блёстки, цветные шёлковые нити, муар; ткаче­ст­во. Го­су­дарствен­ный исто­риче­ский музей, Москва.
    В день переворота 28 июня 1762 г. под­поручик лейб-гвардии Семё­нов­ского полка А.Ф. Талызин находился при Екатерине, когда она с гвар­дейскими полками, провоз­гласив­шими её импе­ратрицей, выступила против мужа. Именно в этот момент на её плечах появился мундир с плеча Талызина, к которому будущая императрица собст­венно­ручно пришила Анд­реев­скую звезду, причём разместив её лучи под непра­вильным углом.
  • Мундирное платье по форме офицера лейб-гвардии Преобра­женского полка. Принадлежало императрице Екатерине II. Санкт-Петер­бург, При­дворная мастерская, 1769. Гродетур, тафта, репсовая лента, галун, вата, коленкор, картон, кость, медь; пошив, золочение. Госу­дар­ственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург.
  • Офицерский мундир лейб-гвардии Преображенского полка (кафтан и камзол). Принадлежал импе­ра­тору Павлу I. Россия, 1797–1798. Сукно, стамед, хлоп­ча­то­бу­маж­ная ткань, золочёная нить, ме­талл, эмаль, медь, кость; шитьё, вышив­ка, штамповка. Го­су­дар­ст­венный му­зей-заповедник «Гатчина».
  • Кафтан по форме офицера лейб-гвардии Преображенского полка образца 1762 года. Принадлежал императору Петру III. Санкт-Петербург, 1762. Сукно, стамед, холст, серебряная золоченая нить, блёстки, канитель, дерево, медь; пошив, вышивка, золочение. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург
  • Шапка гренадерская нижних чинов пехотного полка Нарышкина голштинских войск. Россия, 1760–1762. Сукно, латунь, тесьма, холст, нить; эмаль, чеканка. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
  • Офицерская епанча Лейб-дра­гунского полка голштинских войск. При­над­лежала импе­ра­тору Петру III. Гер­цогство Голь­штейн-Гот­торп, 1750-е гг. Сукно, шёлк, золотой галун, метал­лическая нить, бить; шитьё. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Некоторые памятники напрямую связаны с самыми яркими страницами истории дворцовых переворотов. Так, на выставке присутствуют гренадерская шапка, в которой императрица Елизавета Петровна ежегодно праздновала годовщину своего прихода к власти, и принад­лежав­шие ей знак полковника гвардии с золотой шпагой, а также гвардейский офицерский мундир с Андреевской лентой, в который в день переворота облачилась великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая импе­ратрица Екатерина II. Особую мемо­риальную ценность представляют предметы личного гардероба императора Павла I, которыми он пользовался в день накануне своей трагической гибели. Важнейшую роль в политической борьбе в XVIII веке играла гвардия: посетители увидят униформу, амуницию и оружие гвардейских полков, включая редкие ранние образцы, в том числе парадную форму Лейб-компании – гвардейской роты, возведшей на трон императрицу Елизавету Петровну, и снаряжение солдат и офицеров голштинских войск императора Петра III.

Портрет свет­лейшего князя Григо­рия Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорье­вича Орлова. Первая поло­вина 1770-х гг. Холст; масло. Государственный исторический музей, Москва
Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорьевича Орлова. Первая половина 1770-х гг. Холст; масло. Госу­дарственный исто­рический музей, Москва
  • Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорьевича Орлова. Первая поло­вина 1770-х гг. Холст; масло. Госу­дар­ст­вен­ный исторический музей, Москва.
    Братья Орловы изображены в зените своей славы незадолго до отставки. Все детали напо­минают об их великих деяниях. Оба они, как будто демонстрируя зрителям своей торжественной позой мундир и регалии, многозначительно указывают в сторону знаковых для их биографий сцен, изобра­жён­ных на заднем плане на фоне сумрачного неба: Григорий Орлов – на вид Москвы с тра­гической сце­ной Чумного бунта 1771 г., Алексей Орлов – на морской пейзаж с военными парус­никами, отсылающий к событиям Архи­пелагской экспедиции 1769–1774 гг.

 

Большое внимание уделено ключевым участникам придворных заговоров: зрители позна­комятся с портретами и личными вещами светлейшего князя А.Д. Меншикова и князей Долгоруковых; графа А.И. Остермана, графа С.А. Салтыкова и фельдмаршала графа Б. фон Миниха, поддер­жавших сохранение само­державного строя императрицей Анной Иоанновной; сподвижников дочери Петра I – графа П.И. Шувалова, графа А.Г. Разумовского и придворного врача графа И. Лестока; ближайших соратников импе­ратрицы Екатерины II – графа Н.И. Панина, княгини Е.Р. Дашковой и братьев графов А.Г. и Г.Г. Орловых. Завершающий раздел экспозиции рассказывает о действующих лицах последнего дворцового переворота в истории Российской империи, в результате которого был убит император Павел I: о бароне Л.Л. Беннигсене и графе П.А. Палене, светлейшем князе П.А. Зубове, его брате графе В.А. Зубове и их сестре О.А. Жеребцовой.

  • Кубок с крышкой. Москва или Санкт-Петербург, 1740–1760. Золото, серебро, драгоценные камни; эмаль, чеканка, канфарение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
    Золотые украшения и аксес­суары с портретами монархов или выложенными драго­цен­ными камнями импе­ра­торскими вензелями, чаще всего табакерки и перстни, служили знаками особой монаршей милости. Представленный драгоценный кубок с крышкой, по семейному преданию графов Уваровых, являлся свадебным подарком Елизаветы Петровны графу А.Г. Разу­мовскому, считающемуся её тайным супругом.
  • Кубок со здравицей в честь императрицы Анны Иоанновны. Силезия, 1730-е гг. Бесцветное стекло; выдувание, гутная техника, гранение, резьба, роспись в технике «шварцлот». Государ­ственный исторический музей, Москва.
    Изделие, судя по объёму чаши и характеру надписи, представляет собою вариант знаменитых «кубков Большого Орла», игравших особую роль в пир­шественных застольях времен Петра Великого. Декор кубка включает в себя надпись на немецком языке: ES LEB DIE GROSSE FRAU DER RUSSEN KEISERIN // SIE HEIST MIT GRÖSTEN RECHT DES REICHS // SELBST HALTERIN (Да здрав­ствует великая рос­сийская импе­рат­рица, которую по величайшему праву называют само­держицей империи).
  • Полковой барабан полка фон Ферстера (Нарышкинского) голштинских войск. Россия (?), 1758–1762 гг. Медный сплав, железо; ковка, эмаль, чеканка. Музеи Московского Кремля.
  • Табакерка. Санкт-Петербург, 1747–1760 гг. Мастер Георг Фридрих Экарт (?). Золото, серебро, бриллианты; чеканка, резьба, давление, монтировка. Музеи Московского Кремля.
Гвардейская офицерская шпага. Россия, 1742–1762 гг. Сталь, золото, дерево; ковка, литье, резьба, гравировка, канфарение, золочение. Музеи Московского Кремля
Гвардейская офицерская шпага. Россия, 1742–1762 гг. Сталь, золото, дерево; ковка, литьё, резьба, гравировка, канфарение, золочение. Музеи Московского Кремля
  • Парадная алебарда. Тула, 1761 г. (?). Железо, сталь, дерево; ковка, резьба, насечка золотом, кан­фа­рение, инкрустация серебром. Музеи Московского Кремля.
  • Офицерский гвардейский про­та­зан. Олонец (?), 1720-е гг. Железо, сталь, дерево; ковка, золо­чение, резьба, канфарение. Музеи Московского Кремля.
Офицерская шпага. Германия или Россия, вторая треть XVIII в. Сталь, золото, дерево, кожа; ковка, литье, резьба. Музеи Московского Кремля
Офицерская шпага. Германия или Россия, вторая треть XVIII в. Сталь, золото, дерево, кожа; ковка, литьё, резьба. Музеи Московского Кремля
  • Скипетр царя Петра Алек­сее­вича. Москва, мастерские Кремля, около 1682 г. Золото, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг; литьё, чеканка, резьба, скань, зернь, эмаль. Музеи Московского Кремля.
  • Парадная алебарда. Тула, 1761 г. (?). Железо, сталь, дерево; ковка, резьба, насечка золотом, канфа­рение, инкрустация серебром. Музеи Московского Кремля.

Выставка познакомит гостей с подлинными памятниками  периода дворцовых переворотов, со­хра­нив­ши­ми­ся в рос­сийских музеях – живо­писными порт­ретами и гра­вюрами участников событий, при­над­лежав­шими им личными вещами, ору­жием, гвар­дейской униформой, медалями в честь восшествия на престол и монет, часть из которых была переделана из денежных знаков, созданных при правлении свергну­того пред­шественника.

Посетители увидят такие важные исторические документы как  Устав о наследии престола 1722 г., Завещание («Тестамент») императрицы Екатерины I 1727 г., «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны 1730 г., «Цифирную» таблицу – ключ для расшифровки секретной пере­писки  1744 г. и, наконец, Акт о престо­лона­следии,  лично зачитанный  и обна­родован­ный  императором Павлом I в день своей коронации 5 апреля 1797 г.

Монета рубль 1741 года. Санкт-Петербургский монетный двор, 1741 г. Серебро; чеканка. Музеи Московского Кремля

Участники:

Музеи Московского Кремля, Архив внешней политики Российской империи, Воен­но-истори­ческий музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государ­ствен­ный архив Российской Федерации, Госу­дарствен­ный исторический музей, Госу­дарствен­ный музей истории Санкт-Петер­бурга, Госу­дарствен­ный музей-заповедник «Гатчина», Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково» (коллекция музея-усадьбы Кусково), Государствен­ный музей-за­повед­ник «Павловск», Государственный музей-заповед­ник «Петергоф», Госу­­дарствен­ный Эрмитаж, Российская государ­ствен­ная библиотека, Российский государ­ствен­ный архив древних актов, Русский музей.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
28.10.2024


14 ноября 2024 г.

  • Cупервест (из комплекта парадной амуниции лейб-ком­панца). Россия, 1742. Швейный мастер Бар­сатиний. Сукно, шерстяная ткань, холст, кожа, бархат, золотный галун, пря­деное золото, серебряная бить, шёлковые нити, недра­гоцен­ный металл; ткачество, шитьё, аппликация, литьё. Музеи Московского Кремля

Шейный знак обер-офицера (горжет) Лейб-гвардии Измайловского полка. Санкт-Петербург, 1912-1913. Латунь, сукно, металл белого цвета; горячая эмаль, штамповка, сборка, серебрение, роспись, золочение. Высота в центральной части 11,55; ширина 14,3. Происходит из собрания Лейб-гвардии Преображенского полка. Поступил в составе коллекций Военного историко-бытового музея в Ленинграде в 1937 г. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург

  • Шейный знак обер-офицера (горжет) Лейб-гвардии Измайловского полка. Санкт-Петербург, 1912-1913. Латунь, сукно, металл белого цвета; горячая эмаль, штамповка, сборка, серебрение, роспись, золочение. Высота в центральной части 11,55; ширина 14,3. Происходит из собрания Лейб-гвардии Преображенского полка. Поступил в составе коллекций Военного историко-бытового музея в Ленинграде в 1937 г. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
  • Табакерка «медальная» с изображением Екатерины II в образе Минервы
    Санкт-Петербургский монетный двор, 1774
    Мастер Жан-Пьер Адор
    Золото; литьё, чеканка, гильоширование
    Государственный Эрмитаж

В десятилетний юбилей правление императрица заказала одному из самых прославленных ювелиров Санкт-Петербурга Жан-Пьеру Адору, приехавшему в Россию в начале 1760-х годов, сделать 30 круглых табакерок, специально предназначенных для подарков участникам дворцового переворота 28 июня 1762 г.

В дно и крышку табакерки вмонтированы полумедали работы Иоганна Георга Вехтера, на которых повторены изображения на двухсторонней медали, выпущенной в честь восшествия на престол императрицы Екатерины II.

  • Знак ордена св. Александра Невского. Принадлежал императрице Елизавете Алексеевне. Начало XIX века. Мастер А. Панов. Золото, серебро, стекло; литьё, эмаль, гравировка. Музеи Московского Кремля
  • Медаль «Вступление на престол Екатерины II 28 июня 1762». Музеи Московского Кремля

Медали «В память коронации Екатерины II 22 сентября 1762». Вторая — иконография «За спасение Веры и Отечества»

Михаил Тренихин, Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв
Журнал «Коллекция»: Михаил Тренихин, Алексей Сидельников и Андрей Соловьёв

 

 

Музеи Московского Кремля

Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

15 ноября 2024 г. — 23 февраля 2025 г.

103132 Россия, Москва, Кремль

Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке

Выставка открыта для посещения с 10:00 до 17:00, кроме четверга.

Входной билет:

500 руб. — для основной категории граждан;

250 руб. — для лиц, не достигших 18 лет, студентов дневной формы обучения, пенсионеров РФ по возрасту, сотрудников государственных музеев РФ. Льготные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

0 руб. — для детей до 7 лет, граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, граждан, являющихся полными кавалерами ордена Славы, участников ВОВ и приравненных к ним лицам (граждан РФ и СНГ), инвалидов I и II группы (граждан РФ и СНГ), участников боевых действий и специальных военных операций. Бесплатные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

__________________

Обсудить в Телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы