Дворцовые перевороты

Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи

in Новости музеев 405 views

Музеи Московского Кремля пред­став­ляют новый грандиозный выс­та­воч­ный проект, посвя­щён­ный на­след­ни­кам Пет­ра Ве­ли­ко­го и уча­ст­никам двор­цовых пере­воротов.

Экс­по­зиция охва­ты­вает период от вступ­ления на престол в 1725 году, после смерти супруга, императрицы Екатерины I до убийства императора Павла I в Ми­хайловском замке в результате заговора в марте 1801 года. Это время часто называют эпохой «дворских бурь», ведь за три чет­верти века власть в Рос­сийской империи неоднократно сменялась насиль­ст­венным путём и ни одному из законных наследников не удалось удер­жаться на троне. Самым долгим в XVIII столетии стало правление импе­ратрицы Екатерины II, имевшей меньше всех прав на российский престол.

  • Корона императрицы Екатерины I. Санкт-Петербург, 1723. Мас­тера Самсон Ларионов, Никита Милюков, Михаил Бельский, Григорий Осипов. Серебро; литьё, чеканка, резьба, золо­чение. Музеи Московского Кремля.
    Для коронации супруги Петра I Екатерины Алексеевны летом 1723 г. была создана первая российская императорская корона. Над ней трудился коллектив мастеров под руководством С. Ларионова. Она была украшена жемчугом и алмазами, в роли навершия в источниках упоминается как «золотое яблоко», так и крупный рубин. Драгоценности на короне считались собст­венностью импе­рат­рицы, и уже к июлю 1724 г. она лишилась драго­цен­ного убран­ст­ва – оставалась только серебряная золоченая основа.
  • Корона императрицы Анны Иоанновны. Москва, 1730. Мастера Самсон Ларионов, Калина Афанасьев, Никита Милюков, Пётр Семёнов, Лука Фёдоров. Серебро, алмазы, рубины, турмалины; литьё, чеканка, резьба, золочение Музеи Московского Кремля.
    Императрица Анна Иоанновна была тор­же­ст­венно ко­ронована 28 апреля 1730 г. новым импе­ратор­ским венцом, изго­товлен­ным в Москве в марте – апреле того же го­да. Типо­логи­чески он восходит к короне, созданной для ко­ро­нации Ека­терины I. Работа над произ­­веде­нием велась под руко­водством С. Ларионова, воз­глав­ляв­шего придворную юве­лир­ную мас­терскую. Драго­ценное убранство короны включает в себя две ты­сячи пятьсот алмазов и непра­вильной формы огром­ный тур­малин весом 100 грамм, над которым установлен крест из алмазов.

В последние годы жизни Петра I в России наметился династический кризис: после смерти всех сыновей у императора не осталось прямых потомков по мужской линии. На выставке представлен подлинный документ – указ, который Пётр I издал в 1722 году, согласно которому монарх мог сам назначить себе преемника. Но в 1725 году государь скоропостижно скончался, не оставив завещания, и между «птен­цами гнезда Петрова» раз­горелась борьба за влияние на пре­тен­дентов на российский трон.

Причины дворцовых переворотов заключались, с одной стороны, в том, что высшие чины империи и придворная аристократия считали себя вправе не соблюдать последнюю волю умиравших монархов, интригуя против законных наследников престола. С другой стороны, в послепетровское время офицеры и солдаты лейб-гвардии стали силой, способной сместить с трона того, чья политика, по их мнению, противоречила интересам Отечества. Нередко в подготовке заговоров были замешаны представители иностранных держав, надеявшиеся через смену правителя добиться изменений во внешней политике России, например посол Франции маркиз де Ла Шетарди и посланник Великобритании Ч. Уитворт, – впервые показана широкой публике их перехваченная секретная переписка.

Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка Принадлежал императрице Елизавете Петровне Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля
Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Принадлежал императрице Елизавете Петровне. Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля
  • Знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка. При­над­лежал императрице Елизавете Петровне Россия, середина XVIII в. Серебро, золото, бархат; литьё, эмаль, золочение. Музеи Мос­ковского Кремля
    Этот знак полковника лейб-гвардии Преображенского полка принадлежал императрице Ели­завете Петровне. Он лишь не­значительными деталями и размером отличается от ана­ло­гич­ного знака полковника гвар­дии, принадлежавшего Петру I. Елизавета Петровна, как и все её предшественники на троне, начиная с её отца, присвоила себе звание пол­ков­ника Пре­об­ра­женского полка. Не исключено, что государыня носила пол­ков­ничий шейный знак и при лейб-компанской форме.
Шапка-гренадерка императрицы Елизаветы Петровны. Россия, Санкт-Петербург. 1755 г. Музеи Московского Кремля (Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»)
Шапка-гренадерка императрицы Елизаветы Петровны. Россия, Санкт-Петербург. 1755 г. Музеи Московского Кремля (Выставка «Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи»)
  • Гренадерская шапка. Принад­ле­жала импе­ратрице Елизавете Петровне. Россия, 1755. Золото, кожа, лайка, тафта; литьё, чеканка.
    Гренадерская шапка из чёрной лаки­рован­ной кожи с золотыми накладками принадлежала им­пе­­­ратрице Ели­завете Петровне. Ежегодно 25 ноября, отмечая день своего восшествия на престол, она принимала лейб-ком­панцев и жаловала их к руке. Затем специально для них устраивали парадный ужин в отдельном зале, во время которого государыня, принявшая на себя чин капитана Лейб-компании, сидела за одним столом с офицерами роты, одетыми в парадную форму. Елизавета Петровна появлялась в этот день в мундире капи­тана, а в 1755 г. для неё к этому дню была выполнена гренадерка с золотыми накладками.
  • Портрет императора Петра III. Россия, около 1815. Холст; масло. Музеи Московского Кремля.
    Император Пётр III изображён в тёмно-зелёном мундире лейб-гвардии Преображенского полка с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного. На постаменте, на который он опирается, лежит подбитая мехом горностая мантия с изображениями двуглавых орлов.
  • Портрет императора Павла I. Степан Семёнович Щукин. Холст; масло. Государственный музей-заповедник «Гатчина».
    Степан Семёнович Щукин – русский живописец-портретист, учившийся в Императорской Академии художеств у Д.Г. Левицкого. За портрет Павла I в 1797 г. он получил звание академика. Произ­ве­дение было одобрено самим государем. Современники считали, что именно портрет Щукина более всего походит на оригинал. На нём император изображён в мундире лейб-гвардии Преобра­женского полка, с лентой ордена Святого Андрея Перво­званного и в чёрной треуголке. Портрет лишён привычных признаков парадного изображения –императорских регалий, но на нём Павел I показан именно таким, каким он предстал во время коронационных торжеств в Успенском соборе Кремля, в начале своего недолгого правления.
Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва
Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва
  • Акт о престолонаследии. Санкт-Петербург, 4 января 1788 г. Бумага, чернила, сургуч, нитяной шнур; рукопись. Государственный архив Российской Федерации, Москва.
    Акт о престолонаследии был подготовлен Павлом Петровичем ещё в бытность его великим князем в начале января 1788 г. перед отъездом на войну со Швецией. Этот документ отменял указ Петра I 1722 г. о выборе наследника престола по желанию монарха и вводил порядок престолонаследия по нисходящей мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам мужского пола. В случае пресечения этого рода престол наследовался следующим по старшинству сыном императора и его потомками, в то время как женщины из царствующего рода имели право на престол только в случае пресечения всех мужских родов. Закон также регулировал условия регентства при не­со­вер­шен­но­лет­нем наследнике, определяя возраст со­вер­шен­но­ле­тия для монарха шест­над­цатью годами. Акт был лично зачитан и обнародован императором Павлом I в день своей коронации 5 апреля 1797 г.

Установить строгий порядок пре­сто­ло­наследия удалось только императору Павлу I в самом конце XVIII века. Изданный им в 1797 году Акт о наследии престола, который также можно увидеть на экспозиции, утверждал принцип наследования между членами императорской фамилии по мужской линии по праву первородства, то есть от отца к старшему сыну и его потомкам. Этот закон соблюдался в Российской империи более ста лет, вплоть до революции 1917 года, но даже он не смог защитить от заговорщиков самого Павла I.

  • Портрет Анны Иоанновны, герцогини Курляндской, урож­дён­ной принцессы Мос­ковской. Гравюра. 1711–1730. Мартин Бернигерот. Бумага; гравюра резцом. Госу­дар­ствен­ный музей-за­поведник «Петергоф», Санкт-Петербург.
    В возрасте восемнадцати лет Пётр I из политических соображений выдал замуж свою племянницу Анну за столь же юного герцога Курляндии Фридриха III Вильгельма, который скончался через два месяца после венчания, оставив вдовствующую герцогиню в незавидном положении. Герцогиней Курляндии русская царевна оставалась девятнадцать лет.
  • «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны Санкт-Петербург, Митава, 25 января 1730 г. Бумага, чернила; рукопись. Российский государственный архив древних актов, Москва.
    После кончины Петра II члены Верховного тайного совета пригласили занять российский трон вдовствующую герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну, предложив ей подписать определённые условия – «Кондиции», которые существенно ограничивали императорскую власть в пользу верховников: вне компетенции государыни оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами, императрица обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. Анна Иоанновна подписала «Кондиции» в Митаве, однако, приехав в Россию и опираясь на поддержку дворянства и гвардии, не желавших усиления аристо­крати­ческих семейств, входивших в Верховный тайный совет, она публично разорвала их, восстановив самодержавное правление в России. «Кондиции» стали первым актом ограничения самодержавия, создав прецедент для будущих проектов государственного переустройства России. Они включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации.

В выставочном проекте приняли участие четырнадцать российских музеев, архивов и библиотек. В двух залах – Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице – демонстрируется более 250 уникальных экспонатов и редчайших архивных документов, среди которых подлинное завещание императрицы Екатерины I, нарушенное Верховным тайным советом, и знаменитые «Кондиции», разорванные императрицей Анной Иоанновной, напоминающие о первой неудавшейся попытке ограничения самодержавия в России. Особое место в экспозиции занимают регалии – короны императриц Екатерины I и Анны Иоанновны – и царские одеяния, среди которых коронационный костюм и гвардейский офицерский мундир императора Петра II и мундирное платье императрицы Екатерины II.

  • Кафтан и шляпа офицера лейб-гвардии Семёновского полка. При­надлежали императору Петру II. Россия, 1727–1730. Шерсть, бархат, фетр, золотный галун, металл, крашенина; ткачество, шитьё, плетение, литьё. Музеи Московского Кремля.
    В 1720 г. в России был введён первый мундирный регламент, установивший расцветку пред­метов обмун­дирования по ро­дам войск. Офицеры двух полков российской импера­торской гвардии, Преобра­жен­ского и Семё­новского, получили одина­ковые тём­но-зелё­ные мундиры, раз­личав­шиеся спо­собом нашивки золочёного галуна. Судя по узору галуна и ха­рактеру его нашивки, кафтан и чёр­ная фетровая треу­голка из гардероба Петра II соот­ветствуют форме лейб-гвардии Семё­новского полка.
  • Cупервест (из комплекта парадной амуниции лейб-ком­панца).Россия, 1742. Швейный мастер Барсатиний. Сукно, шерстяная ткань, холст, кожа, бархат, золотный галун, пря­деное золото, серебряная бить, шёлковые нити, недра­гоцен­ный металл; ткачество, шитьё, аппликация, литьё. Музеи Московского Кремля.
    Лейб-компания как привиле­гирован­­ное воинское сое­­ди­не­ние была соз­дана в декабре 1741 г. из гре­надерской роты Пре­об­ра­жен­ского полка. Все лейб-компанцы получили дво­рянство, поместья, крупные де­нежные воз­награж­дения, а также гербы с девизом «За верность и ревность». Для них была введена особая парадная форма, отличавшаяся рос­кошной расшивкой золотным галуном, а для наиболее тор­жест­вен­ных случаев – кава­­лер­гардский убор. «Образцовый» супервест из красного сукна, обшитый золот­ным позументом, был принят в Оружейную палату в 1742 г. в составе амуниции на Лейб-ком­панию, в память особой заслуги лейб-ком­панцев перед Отечеством и лично импе­рат­рицей. В соот­ветствии с этим образцом к церемонии коронации императрицы Елизаветы Петровны была выполнена кава­лер­гард­ская униформа для шестидесяти восьми лейб-ком­панцев, принимавших 25 ноября 1741 г. непо­сред­ствен­ное участие в воз­ведении дочери Петра Великого на российский престол.
  • Кафтан подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка с Андреевской лентой. Россия, 1750–1760-е гг. Сукно, стамед, золотный галун, латунь, серебря­ные пряденые нити, бить, канитель и блёстки, цветные шёлковые нити, муар; ткачество. Госу­дарствен­ный исторический музей, Москва.В день переворота 28 июня 1762 г. подпоручик лейб-гвардии Семёновского полка А.Ф. Талызин находился при Екатерине, когда она с гвардейскими полками, провоз­гласив­шими её импе­ратрицей, выступила против мужа. Именно в этот момент на её плечах появился мундир с плеча Талызина, к которому будущая императрица собст­венно­ручно пришила Андреевскую звезду, причём разместив её лучи под неправильным углом.

Некоторые памятники напрямую связаны с самыми яркими страницами истории дворцовых переворотов. Так, на выставке присутствуют гренадерская шапка, в которой императрица Елизавета Петровна ежегодно праздновала годовщину своего прихода к власти, и принад­лежав­шие ей знак полковника гвардии с золотой шпагой, а также гвардейский офицерский мундир с Андреевской лентой, в который в день переворота облачилась великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая импе­ратрица Екатерина II. Особую мемо­риальную ценность представляют предметы личного гардероба императора Павла I, которыми он пользовался в день накануне своей трагической гибели. Важнейшую роль в политической борьбе в XVIII веке играла гвардия: посетители увидят униформу, амуницию и оружие гвардейских полков, включая редкие ранние образцы, в том числе парадную форму Лейб-компании – гвардейской роты, возведшей на трон императрицу Елизавету Петровну, и снаряжение солдат и офицеров голштинских войск императора Петра III.

Портрет свет­лейшего князя Григо­рия Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорье­вича Орлова. Первая поло­вина 1770-х гг. Холст; масло. Государственный исторический музей, Москва
Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорьевича Орлова. Первая половина 1770-х гг. Холст; масло. Госу­дарственный исто­рический музей, Москва
  • Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова и графа Алексея Григорьевича Орлова. Первая поло­вина 1770-х гг. Холст; масло. Госу­дар­ст­вен­ный исторический музей, Москва.
    Братья Орловы изображены в зените своей славы незадолго до отставки. Все детали напо­минают об их великих деяниях. Оба они, как будто демонстрируя зрителям своей торжественной позой мундир и регалии, многозначительно указывают в сторону знаковых для их биографий сцен, изобра­жён­ных на заднем плане на фоне сумрачного неба: Григорий Орлов – на вид Москвы с тра­гической сце­ной Чумного бунта 1771 г., Алексей Орлов – на морской пейзаж с военными парус­никами, отсылающий к событиям Архи­пелагской экспедиции 1769–1774 гг.

Большое внимание уделено ключевым участникам придворных заговоров: зрители позна­комятся с портретами и личными вещами светлейшего князя А.Д. Меншикова и князей Долгоруковых; графа А.И. Остермана, графа С.А. Салтыкова и фельдмаршала графа Б. фон Миниха, поддер­жавших сохранение само­державного строя императрицей Анной Иоанновной; сподвижников дочери Петра I – графа П.И. Шувалова, графа А.Г. Разумовского и придворного врача графа И. Лестока; ближайших соратников импе­ратрицы Екатерины II – графа Н.И. Панина, княгини Е.Р. Дашковой и братьев графов А.Г. и Г.Г. Орловых. Завершающий раздел экспозиции рассказывает о действующих лицах последнего дворцового переворота в истории Российской империи, в результате которого был убит император Павел I: о бароне Л.Л. Беннигсене и графе П.А. Палене, светлейшем князе П.А. Зубове, его брате графе В.А. Зубове и их сестре О.А. Жеребцовой.

  • Кубок с крышкой. Москва или Санкт-Петербург, 1740–1760. Золото, серебро, драгоценные камни; эмаль, чеканка, канфарение, монтировка. Музеи Московского Кремля.
    Золотые украшения и аксессуары с портретами монархов или выложенными драгоценными камнями императорскими вензелями, чаще всего табакерки и перстни, служили знаками особой монаршей милости. Представленный драгоценный кубок с крышкой, по семейному преданию графов Уваровых, являлся свадебным подарком Елизаветы Петровны графу А.Г. Разумовскому, считающемуся её тайным супругом.
  • Кубок со здравицей в честь императрицы Анны Иоанновны. Силезия, 1730-е гг. Бесцветное стекло; выдувание, гутная техника, гранение, резьба, роспись в технике «шварцлот». Государ­ственный исторический музей, Москва.
    Изделие, судя по объему чаши и характеру надписи, представляет собою вариант знаменитых «кубков Большого Орла», игравших особую роль в пир­шественных застольях времен Петра Великого. Декор кубка включает в себя надпись на немецком языке: ES LEB DIE GROSSE FRAU DER RUSSEN KEISERIN // SIE HEIST MIT GRÖSTEN RECHT DES REICHS // SELBST HALTERIN (Да здрав­ствует великая российская импе­ратрица, которую по величайшему праву называют самодержицей империи).
Изображение мундиров российско-императорского войска, состоящих из 88 лиц иллюминованных. Яков фон Люде. Печатная книга на русском, немецком и французском языках. Санкт-Петербург, типография Сухопутного кадетского корпуса, 1793. Бумага, картон, кожа; типографская печать, гравюра на меди, офорт, резец, раскраска вручную. Российская государственная библиотека, Москва
Изображение мундиров российско-императорского войска, состоящих из 88 лиц иллюминованных. Яков фон Люде. Печатная книга на русском, немецком и французском языках. Санкт-Петербург, типография Сухопутного кадетского корпуса, 1793. Бумага, картон, кожа; типографская печать, гравюра на меди, офорт, резец, раскраска вручную. Российская государственная библиотека, Москва
  • Изображение мундиров рос­сий­ско-им­пе­ра­тор­ско­го войска, состоящих из 88 лиц иллю­минованных. Яков фон Люде. Печатная книга на русском, немецком и французском языках. Санкт-Петербург, типография Сухопутного кадетского корпуса, 1793. Бумага, картон, кожа; типографская печать, гравюра на меди, офорт, резец, раскраска вручную. Российская государственная библиотека, Москва
    Подносной экземпляр книги с печатным посвящением автора, поручика Финлянд­ского егерского кор­пуса Якова фон Люде, главе Военной коллегии графу Николаю Ивановичу Салтыкову. Граф Н.И. Салтыков с 1782 г. был подпол­ковни­ком лейб-гвардии Семё­новского полка, а в 1784 г. был назначен воспитателем великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.

Участники:

Музеи Московского Кремля, Архив внешней политики Российской империи, Воен­но-истори­ческий музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государ­ствен­ный архив Российской Федерации, Госу­дарствен­ный исторический музей, Госу­дарствен­ный музей истории Санкт-Петер­бурга, Госу­дарствен­ный музей-заповедник «Гатчина», Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково» (коллекция музея-усадьбы Кусково), Государствен­ный музей-за­повед­ник «Павловск», Государственный музей-заповед­ник «Петергоф», Госу­­дарствен&sht;ный Эрмитаж, Российская государ­ствен­ная библиотека, Российский государ­ствен­ный архив древних актов, Русский музей.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
22.10.2024

 

Музеи Московского Кремля

Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

15 ноября 2024 г. — 23 февраля 2025 г.

103132 Россия, Москва, Кремль

Купить билет в Музеи Московского Кремля можно по ссылке

Выставка открыта для посещения с 10:00 до 17:00, кроме четверга.

Входной билет:

500 руб. — для основной категории граждан;

250 руб. — для лиц, не достигших 18 лет, студентов дневной формы обучения, пенсионеров РФ по возрасту, сотрудников государственных музеев РФ. Льготные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

0 руб. — для детей до 7 лет, граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, граждан, являющихся полными кавалерами ордена Славы, участников ВОВ и приравненных к ним лицам (граждан РФ и СНГ), инвалидов I и II группы (граждан РФ и СНГ), участников боевых действий и специальных военных операций. Бесплатные билеты возможно приобрести в кассах Музея при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

__________________

Обсудить в Телеграмм >>>

Рекомендуем

Тёплые объятия города

Тёплые объятия города

Забор Курского вокза­ла опять раз­ри­со­вали. И сно­ва очень не­дурно. На­помним, что ле­том
Загадки Пиковой Дамы

Загадки Пиковой Дамы

ГМИИ им. А.С. Пушкина 22 октября пред­став­ил выставку, посвя­щённую атри­буции 19 портрет­ных миниатюр,
Великий Карл в ГРМ

Великий Карл в ГРМ

В Русском музее 18 октября от­кры­вает­ся главная выставка 2024 года «Великий Карл»,
Перейти К началу страницы