Дагеротипъ Мазеръ

Специальный показ коллекции дагеротипов Карла Мазера из собрания ГИМ

in Новости музеев 36 views

В Парадных сенях Главного здания Истори­ческого музея с 21 ян­ва­ря прой­дёт спе­циальный показ коллек­ции дагеротипов шведского худож­ни­ка и даге­ротиписта Карла Петера Мазера (1807/1808, Стокгольм – 1884, Неаполь), работавшего в России с 1838 по 1854 годы.

«Дагеротипъ Мазеръ»

Специальный показ коллекции произведений дагеротипии шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Поводом к проведению показа стало приобретение Историческим музеем в 2024 году ещё одного, ранее неизвестного дагеротипа работы К.П. Мазера – девятого по счёту произведения дагеротипии этого мастера в музейном собрании.

Дагеротипъ Мазеръ

Это портрет неизвестной молодой женщины, сохранившийся в личном рабочем архиве выдающегося историка искусства и коллекционера Ильи Самойловича Зильберштейна (1905–1988), чья коллекция, «пере­дан­ная в дар Родине» в 1985 году, стала первоосновой для вновь создаваемого тогда Музея личных коллекций при Государственном музее изобрази­тель­ных искусств имени А.С. Пушкина.

Собрание дагеротипов Исторического музея, насчитывающее немногим более трёхсот предметов и состоящее в основной своей части из созданных в России произведений, считается самым крупным в мире государ­ственным собранием так называемых «русских дагеротипов». Возможность пополнить музейное собрание достойным произведением с извест­ным происхождением представляется крайне редко, предыдущее поступ­ление было в 2016 году.

Дагеротипия занимает особое место в истории возникновения и эволюции фотографии – это самая первая успешная фотографическая техника. С момента появления в 1839 году и до момента исчезновения в середине 1860-х годов, дагеротипию сопровождали связанные с ней различные таинственные слухи, домыслы и мистические фантазии.

Каждое произведение – совершенно уникальный памятник истории и культуры. С момента своего создания – единственный и неповторимый, так как одной из особенностей технологии является отсутствие принципа тиражности изображений. Кроме того, полученное на пластине изображение было хрупким и уязвимым к атмосферному и механическому воздействию, и с самого начала требовало особого, бережного обращения. Чтобы избежать повреждений и утрат, дагеротипы монтировались в особого типа трёхслойное обрамление: в паспарту, затем под стекло (кейс), далее – в футляры и в рамы. Все фотографии, смонтированные таким образом, не только дагеротипы, но и, например, амбротипы, в науке принято объединять термином «кейсовая фотография». Однако, несмотря на все усилия своих создателей, большое количество произведений дагеротипии в силу разных причин были утрачены ещё в XIX веке.

Русских дагеротипов сохранилось совсем немного. В настоящее время выявлено и опубликовано немногим более тысячи дагеротипных пластинок. Появление и введение в научный оборот каждого нового произведения, выполненного в этой уникальной технике, вызывает волнение и трепет. Особенным случаем всегда будет сохранившееся имя автора, его создавшего, и хотя бы часть исторического обрамления, так называемого «кейса».

Способ получения и, главное, фиксирования фотографического изображения на медной посеребрённой пластине – одно из великих изобретений человечества, которое значительно повлияло на всё дальнейшее развитие науки, техники, искусства. Именно благодаря открытию способа фиксации изображения на металлической пластине стало возможным существование совершенно новых форм, таких, например, как кинематограф.

Наибольшая часть коллекции даге­ротипов К.П. Мазера Исторического музея, а именно семь из девяти, будут представлены публике впервые.

Дагеротипъ Мазеръ

В рамках показа будет проведена встреча с реставратором – заведующей мастерской реставрации фотодокументов Исторического музея М.Б. Далибандо, которая расскажет о современном способе реставрации памятников дагеротипии, а также с хранителем коллекции дагеротипов Исторического музея н.с. А.Н. Чер­ненковой.

Дагеротипъ Мазеръ

Кроме того, в ходе проведения реставрационных мероприятий в реставрационной мастерской музея был снят документальный сюжет, посвящённый процессу реставрации новой дагеротипной пластины – впервые широкой публике будет представлен процесс химической очистки пластины. Фильм будет доступен к просмотру на сайте Исторического музея.

Пресс-служба ГИМ
15.01.2025


Из статьи Дагеротипия

Дагеротипия (от имени Л. Ж. Дагера и греч. týpos — отпечаток, изображение) первый технически разработанный и получивший распространение способ фотографии, представляющий сейчас лишь исторический интерес. Дагеротипия изобретена в 30-е гг. 19 в. Л. Ж. Дагером на основе опытов Н. Ньепса. Сообщение об изобретении Дагера было опубликовано в 1839, считающемся годом изобретения фотографии.

Из статьи Фотография

Датой изобретения фотографии считают 1839, когда Л. Ж. М. Дагер сообщил Парижской академии о способе фотографирования, названном им в собственную честь дагеротипией, хотя авторство его было спорным и многие важнейшие особенности этого способа являются достижениями Ж.Н. Ньепса, разработанными им единолично или в сотрудничестве с Дагером. Почти одновременно с Дагером о др. способе фотографирования – калотипии (от греч. kalós – красивый, превосходный и týpos – отпечаток) сообщил в Великобритании У. Г.Ф. Толбот (патент на этот способ выдан в 1841). Сходство обоих названных способов ограничивалось использованием Agl в качестве светочувствительного слоя, различия же велики и принципиальны: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялся Негатив, с которого можно было делать любое число отпечатков. В этом отношении калотипия более близка к современной фотографии, чем дагеротипия; кроме того, в первой из них, как и в современной фотографии, проявление использо­валось не только для того, чтобы сделать Скрытое фотографическое изображение видимым для глаза, но и для того, чтобы его усилить.

Цит. по А.Л. Картужанский. БСЭ. 3-е издание


Государственный исторический музей

Красная площадь, д.1

21 января — 24 февраля 2025 г.

Купить билет в Исторический музей (ГИМ)

Алексей Левыкин. ГИМ 150 лет

_________________

Обсуждение в  Телеграм >>>

Рекомендуем

Игорь Купряшин

Живопись Игоря Купряшина

Творчество Игоря Ивановича Купряшина – особое явление в искусстве 1960–1970-х. Его невозможно причислить
Перейти К началу страницы