Александр Осмёркин

«Непрерывный художник» Александр Осмёркин

in Музей/Художники 524 views

В выста­воч­ных про­ст­ран­ст­вах фон­да In Аrtibus 30 нояб­ря за­вер­шает­ся вы­став­ка ра­бот Алек­санд­ра Ос­мёр­кина. Не­смот­ря на то, что кар­ти­ны Ос­мёр­кина на­хо­дят­ся в ве­ду­щих го­су­дар­ст­вен­ных му­зеях, имя ху­дож­ни­ка, хо­рошо из­вестное в про­фес­сио­наль­ном со­об­ще­ст­ве, к со­жа­ле­нию, поч­ти за­быто сре­ди ши­рокого круга лю­бителей ис­кусства. По­чему? Воп­рос ско­рее риторический. Иногда так бывает.

Небольшая экспозиция даёт нам возможность вспомнить, а кому-то и впервые узнать, о творчестве этого действительно талантливого художника.

«Рассеянный мяг­кий ли­рик, лю­би­тель поэ­зии, че­ловек аб­со­лют­но­го жи­во­пис­но­го слу­ха, …, без­за­вет­но влюб­лён­ный в ис­кус­ст­во, для ко­то­ро­го оно бы­ло чем-то нам­но­го боль­шим, чем лю­бые прак­ти­чес­кие мыс­ли или воп­ро­сы тще­сла­вия. Он про­шёл че­рез нас Дон Ки­хо­том в искусстве».

Александр Дейнека

Творческая судьба начиналась у Осмёркина совсем неплохо. Молодой и активный, он приезжает в Москву и быстро находит своих единомышленников. Отличный колорист, Осмёркин просто не мог пройти мимо «Бубнового валета». И совсем скоро вчерашний ученик мастерской Ильи Машкова становится ярким представителем этой художественной школы. «Я кровный сын «Бубнового валета» — так он о себе заявляет.

Александр Осмёркин. Портрет дочери. 1947. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Александр Осмёркин. Портрет дочери. 1947. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Александр Осмёркин. Автопортрет. 1941-1947. Собрание Романа Бабичева
  • Александр Осмёркин. Фрукты в белой вазе. 1940. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово
Александр Осмёркин. Глухарь и куропатки. 1948. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области «Тверская областная картинная галерея»
Александр Осмёркин. Глухарь и куропатки. 1948. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области
«Тверская областная картинная галерея»
  • Александр Осмёркин. Натюрморт с бутылкой пива. 1946. Собрание Инны Баженовой
  • Александр Осмёркин. Натюрморт с торсом Венеры. 1951. Собрание Инны Баженовой
  • Александр Осмёркин. Крым. Татарская деревня. 1938. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
  • Александр Осмеркин. Пейзаж. Плесково. Лето. Июнь1953Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Александр Осмёркин. Патриаршие пруды. 1947. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Александр Осмёркин. Патриаршие пруды. 1947. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
  • Александр Осмеркин. Волга. Рыбы. 1938. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Александр Осмёркин. Натюрморт с дыней. 1948. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
  • Александр Осмёркин. Пейзаж. Крым. Алупка. Роща. 1938. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
  • Александр Осмёркин. Верея. 1937. Таганрогский художественный музей
  • Александр Осмёркин. Натюрморт. Сухие листья. 1948. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Впоследствии манера Осмёркина конечно же будет меняться, становиться тоньше, нежнее, лиричнее, более импрессионистической, но навсегда он сохранит стремление к гармонии цвета. Недаром его любимыми жанрами будут портрет, натюрморт и пейзаж, когда можно творить сердцем.

Путь художника извилист и редко бывает простым и безоблачным. Времена меняются, вместе с ними появляются новые критерии и запросы. Потеснив «несерьезную живопись», на первый план выходит «тематическая картина», отвечающая реалиям 30-х годов XX столетия. Осмёркин пытается встроиться, перекроить себя путем титанических усилий, теряя не только творческий, но и физический ресурс. К сожалению, а может и к счастью, не получается.

На время его спасает преподавание в Ленинградской академии художеств, Московском художественном институте. Уже имея такой опыт во Вхутемасе, являясь профессором, Осмёркин продолжает обучать своих студентов, как и прежде, умению смотреть, видеть и сочетать. Его курсы очень востребованы. Однако, в 1948 г. Осмёркина увольняют с резолюцией «за формализм и пропаганду западных ценностей». Казалось бы, наконец теперь в его жизни может быть только живопись, без борьбы и потерь. Но жизненной энергии уже не осталось. В 1953 году Александр Осмёркин умер, работая на пленэре.

Илья Машков. Деревья у подножья Ай-Петри. 1923. Собрание Инны Баженовой
Илья Машков. Деревья у подножья Ай-Петри. 1923. Собрание Инны Баженовой
  • Пётр Кончаловский. Портрет актрисы. 1929. Собрание Инны Баженовой
  • Роберт Фальк. Портрет А.В. Азарх-Грановской. 1926. Собрание Инны Баженовой
Борис Касаткин. Сухие цветы у окна 1995. Собрание Инны Баженовой
Борис Касаткин. Сухие цветы у окна
1995. Собрание Инны Баженовой

На выставке собраны работы позднего Александра Осмёркина, в основном 40-50-х годов, когда многие жизненные испытания были уже им пережиты. Возможно, поэтому атмосфера в залах считывается как «тихая грусть». Не безысходность, не агрессия, а молчаливая, мягкая грусть, когда через картины словно проявляется судьба человека, такого же мягкого и лиричного — «непрерывного художника», идущего вперед, но оставшегося верным себе. И, несмотря ни на что, в них всё также много света и гармонии.

Яна Бородина

Осмёркин Александр Александрович

26 ноября (8 декабря) 1892, Елисаветград Херсонской губернии (ныне Кировоград) — 25 июня 1953, пос. Плёсково, Московская область

Живописец, художник театра, педагог. Недолго примыкал к «Бубновому валету», но был верным последователем живописных традиций общества.

Родился в семье землемера из крестьян. Уже в годы уче ния в Елисаветградском реальном училище (август 1902 май 1910) рисовал и увлекался театром (участвовал в любительских спектаклях). Недолго посещал петербургскую Школу ОПХ (1910), а в январе 1911 поступил в КХУ, кото рое покинул по собственному желанию в сентябре 1913. В это время подружился с И.М. Рабиновичем и Н.М. Фореггером.

Осенью 1913 переехал в Москву, посещал студию живописи и рисунка И.И. Машкова (до весны 1915). В «Автобиографии» Осмеркин пишет, что принимал участие в московской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. С. 63), однако в каталоге его фамилия не значится (возможно, участвовал в качестве экспонента). Тем не менее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном «Бубнового валета»» (Осмёркин 1981. С.133). Именно в Москве он увидел живопись «бубновых валетов» и вдохновился ею. Там же познакомился с Г.Б. Якуловым, «встретился с Бурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, но верным остался «бубновалетцем» (Осмёркин 1981. С.62). Написанная в эти годы «Обнажённая на фоне персидской набойки» (1914-1915. Ранее в коллекции А.Ф. Чудновского) свидетельствует о влиянии Машкова. В сентябре 1915 был призван в армию и до апреля 1917 на водился в составе Чугуевского военного училища.

Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь-декабрь 1917. Москва) ненадолго вошёл в общество, но в самой выставке не участвовал. Вскоре вместе с ведущими художниками «Бубнового валета» принял участие в выставке «Мира искусства» (зима 1917-1918. Москва): «это было для меня, молодого, крупной победой и признанием со стороны самых взыскательных художников. Я был отмечен прессой и признан как художник» (Осмёркин 1981. С.65). Также участвовал в выставке «Свободное искусство» (1918. Москва). В октябре-ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (по заказу военного отдела ЦИК). К первой годовщине революции сделал панно на здании бывшего Оперного театра С.И. Зимина.

Ещё в июне 1917 из военного училища был откомандирован в художественно-просветительный отдел МСРСД и работал над созданием Профессионального союза художников-живописцев Москвы. В мае-июле 1915 в составе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал в его пер вой выставке (Москва). Вскоре после выставки и раскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив). Как его представитель был экспонентом 5-й государственной выставки картин (1919. Москва). Участвовал также в 1-й государственной выставке искусства и науки в Казани (1920).

В период 1918-1921 складывается зрелый стиль художника, в котором элементы кубизма сочетаются с ярко выраженной сезаннистской палитрой («Натюрморт с палитрой», 1920. ТОХМ; «Парк», 1920. Частная коллекция; «Портрет Е.Т. Барковой (Жена в розовом)», 1921. ГРМ, «Натюрморт с черепом». 1921. ГРМ). В 1919-1920 его произведения были приобретены для МЖК.

Осмёркин начинает преподавательскую деятельность осенью 1918, когда по приглашению П.П. Кончаловского занимает должность ассистента мастерской А.А. Моргунова во 11 ГСХМ (до апреля 1919). С лета 1919 становится профессором 1 ГСХМ. Затем преподавал во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ (1920-1930). В 1919-1920 преподаёт в Высшей школе военной маскировки.

В начале 1918 в Пятигорске оформил спектакли «Жертва» О. Дымова и «Два Пьеро» Эдмона Ростана. Участвовал в постановках Театра культов «Изида» (Москва), в частности, оформил там спектакль по пьесе А.П. Каменского «Леда». В августе 1918 по приглашению Кинокомитета НКП работал как художник над фильмом «Мильда и Зайла». Осенью вместе с Форегтером и В.В. Каменским организовал театр «Московский балаган». В 1919-1920 работал над оформлением спектакля по пьесе Лопе де Веги «Фузите Овехуна» в Вольном театре.

Оставаясь верным традициям «Бубнового валета», Осмёркин вместе с другими членами общества вошёл в состав обновлённого «Мира искусства и участвовал в двух его выставках (лето-ноябрь 1921 и январь 1922). «В искании синтеза в то время, особенно с 1923, стал для меня центром П. Сезани Излечивался от «болезни левизны (Осмёркин 1981. С.65).

Важным этапом в эволюции в сторону реализма стало для Осмёркина участие в «Выставке картин» (1923. Москва), которая оказалась программным выступлением живописцев бывшего «Бубнового валета». Также художник был экспонентом «Первой русской художественной выставки» (1922. Берлин), «Выставки картин, организованной Российским обществом Красного креста» (1924. Москва), «Художественной выставки картин современных московских и местных художников» (1925. Рязань). Вошёл в общество «Московские живописцы», участвовал в выставке этого объединения (1925), вместе с Кончаловским и А.В. Куприным в 1926 перешёл в общество «Бытие». В 1926-1927 с группой молодых художников вышел из «Бытия» и организовал объединение «Крыло», первая выставка которого открылась 27 февраля 1927. В 1927-1928 стал одним из членов-учредителей ОМХ, затем секретарём и членом выставочного комитета общества.

С конца 1920-х начал писать реалистические пейзажи, портреты и натюрморты, а также заказные картины на революционные темы. Участвовал в многочисленных выставках в СССР и за рубежом. Продолжал преподавательскую деятельность (1932-1947). В 1948 был подвергнут критике «за формализм».

Литература: А. Дейнека. Творческая жизнь. Выставка А. Осмёркина // Творчество. 1959. № 12; А. Никич. Об А.А. Осмёркине // Искусство. 1973. № 9; Л.И. Усольцева. Александр Осмёркин. Л., 1978; Осмёркин 1981; Крусанов. Т.ІІ. Кн. 1.

А.Д. Сарабьянов

 

Энциклопедия русского авангарда
Авторы-составители:
В.М. Ракитин
А.Д. Сарабьянов
Энциклопедия русского авангарда
Изобразительное искусство архитектура
Том 2 Л-Я биографии
2013

  

 Фонд In Artibus

Москва, Пречистенская набережная, 17

До 30.11.2025

Выставка ВХУТЕМАС 100

Осип Бескин. Формализм в живописи

__________________

 Обсудить материал >>>