Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

О выставке «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек» в РОСИЗО

in Музей 1340 views

Порой не пе­ре­стаёшь удив­лять­ся, как со­вре­мен­ные ско­рос­ти не ос­та­ви­ли да­ле­ко по­за­ди, а может и прос­то за бор­том, мно­гих из­ве­ст­ных и, ес­ли удоб­но бу­дет сказать, звёзд­ных персон. Конечно, это в первую очередь политики недавнего прошлого, а во вторую — люди кино. Первых мы пропустим, а кино вспомним, ведь именно тут часто то, что было частью жизни, вдруг заслоняется новыми вспышками светил.

Для России, конечно же для СССР, таким человеком был Сергей Эйзенштейн. И если в начале своей кинокарьеры он был критикуем и поправляем, то потом в Советском Союзе его персона стала полновесной эталонной величиной. Однако прошли годы и Эйзенштейна загородили новые имена, чаще иностранные, но встречаются и отечественные, что наверняка странно даже самим этим киновеличинам. Тем не менее, посмотреть фильм Эйзенштейна вряд ли кому придёт в голову. Эйзенштейн стал историей. Даже не так: он стал древней историей кино, о существовании которой можно знать, но её подробности  не интересны.

Открывшаяся вчера выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек» в РОСИЗО в Петроверигском переулке в Москве сумела показать, что большую звезду, даже при желании, не скрыть. Первые посетители выставки смогли почувствовать, что Эйзенштейн не потерял позиций, а его значительная роль в киноискусстве, важном для развития нашего общества, до сих пор заметна, а может и бесконечна.

Снимки рук Сергея Эйзенштейна

Работы Эйзенштейна исключительно художественны и могут быть рассматриваемы не только как кино произведения но и покадрово, где каждый кадр — отдельное произведение. В этом можно убедиться посматривая работы режиссёра. Эту возможность выставка пре­доставила — де­мон­стри­руется фильм, привлекающий внимание. Кстати, фильмом заин­тересовались пред­ставители телевидения, а это важный момент — они много знают и их не удивить и не отвлечь, в данном случае от работы. Наверное, нам не всегда удаётся сразу понять задуманное, но на помощь приходит кураторское видение при подготовке выставки, помогающая увидеть фильм с позиции времени выпуска этой картины и с сегодняшнего перенасыщенного видеовремени.

Всё же работы Сергея Эйзенштейна не слишком востребованы сегодняшней аудиторией. Но современная  задача, скорее, не заставлять смотреть, а сохранять и исподволь пропагандировать киноискусство прошлого. И в своё время оно найдёт зрителя, раскроется учебником перед режиссёрами, укажет путь актёрам. Но только тем, кто захочет стать крупными мастерами. Не могу сказать о современном отечественном кино, но западное кино Сергея Эйзенштейна помнит и изучает. Иногда довольно удивительно для самого Эйзенштейна, но что тут поделать. Посмотрите испанский сериал «Министерство времени», где Эйзенштейн упомянут. А раз упомянут, то значит его имя известно хотя бы каким-то зрителям. Ну а также есть надежда, что кто не знает, то полезет в Интернет и посмотрит.

А что у нас? Повторюсь — не знаю. Скорее всего кратковременный кризис, который должны победить новые кинодеятели и все для кого отечественное кино не пустое слово. И поэтому таким важным и своевременным событием является выставка, о которой мы и говорим. Вот только выставка может стать событием при всяческой более мощной поддержке  со стороны СМИ и, скорее всего, высшего руководства. Ведь что интересно, откликнулись готовые помочь участием несколько десятков музеев и частных собраний: Третьяковка, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей кино, Литературный музей Даля, Рязанский музей Пожалостина, кино архивы и т.д., а о выставке услышать «из каждого утюга» не пришлось. А было бы не лишним — это событие. И результатом может стать то, что имя Эйзенштейна будет известно не только специалистам и любителям кино, но и в массе представителями новых поколений (уже говорим о поколениях во множественном числе). Ведь что такое выставка — это ограниченное по времени событие, которое организовано с какой-то целью и профинансированное. То есть её результатом должен быть какой-то, прошу прощения, выхлоп. Наверняка финансовый, но данном случае нам важнее культурно направленный на зрителя. И, скорее всего, этот зритель должен не ностальгировать, а учиться. Как не неприятно, а будущее принадлежит молодым. И нужно работать на них, но не подстраиваясь, а направляя и обучая, показывая лучшее. Ну а плохому сами научатся.

Упомянули кризис. А от этой точки только два направления — взлёт и гибель. Такие мероприятия в мире культуры должны давать толчок к развитию, пусть видоизменённому, совершенно трансформированном у и непривычному с нашей точки зрения киноискусству, необоснованному на мощном не забытом, известном, изученном базисе.

Выставка построена на рассказе о жизни и работе Сергея Эйзенштейна. Можно увидеть его личные документы и фотоархив, плакаты кинофильмов и фотографии со съёмок. Запомнились замечательные шаржи в т.ч. Константина Венца и Кукрыниксов. Да и рисунки самого Эйзен­штейна очень профес­сио­наль­ные и чётко пока­зывают, что хотел видеть режис­сёр на пло­щадке во время съёмок. При этом заметили, что по рисованию в Рижском Городском Реальном Училище в 1908 году у Серёжи Эйзенштейна всего лишь тройка. Наверное мама Юлия Ивановна, рас­писавшаяся в Свиде­тельство с оценками успеваемости позже было приятно, что сын всё же рисование освоил. А может и чистописание, но упоминать оценку по этому предмету не станем — это всего лишь первая четверть первого класса.

Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек
Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек
Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек
Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

Имя Эйзенштейна просто ас­социируется с его выдающимся мета­фо­ричным фильмом «Броне­носец Потёмкин». При входе на выставку нас приветствовал с экрана сам виновник события, а потом мы попали в зал «Броненосца» с огромным плакатом и динамическим стильным макетом корабля: фанерный корабль «плывёт» по фанерному морю. Выглядит эта конструкция словно сохранившаяся с начала прошлого века. Очень симпатичная куратор­ская находка.

Дальше посетители могут узнать о первых кино­шагах в 1921 году бывшего милицио­нера и солдата Эйзен­штейна под руко­водством Все­волода Мейер­хольда в Госу­дарст­венных высших режиссёрских мас­терских (ГВЫРМ). Знаменитый портрет Мейерхольда работы Юрия Ан­ненкова и много рисунков Эйзен­штейна, выпол­ненных в стиле начала прошлого века показывают, что рисовал он уже профес­сионально.

Конечно выставку украсили работы Гойи, Пикассо и Сикейроса. Гойя создаёт настроение, а Пикассо с Сикейросом показывают время.

Отметим очень стильный плакат к кинофильму «Октябрь».

Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

Ну и нельзя не упомянуть главы выставки, рассказывающее о фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Фотографии со съёмок передают напряжение актёров и съёмочной группы, но иногда выглядят довольно забавно, когда мы видим, как Эйзенштейн общается с В.И. Лениным или возглавляет Ливонских рыцарей. Русские богатыри Александра Невского, с внима­нием изучающие газету «Правда», не позволяют сомневаться в силе печатного слова.

Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

Ну и также узнали о нереализован­ном фильме «Мексиканец». Были и другие не­состояв­шиеся проекты. Но ведь Эйзенштейн не всегда был любим и принимаем руководством страны, так что его известные фильмы часто ста­новились результатом напряжённой борьбы.

Декорации выставки поделили пространства на более маленькие, чем привычно видеть, но все очень гармонично. Вообще, говоря о выставке отметим замечательные стены, которые внизу имеют характерные изгибы, дополняющие экспозиции и аккуратно огра­ничивающими доступ к стенам с размещённым  выста­вочным материалом. Наверняка и раньше это отмечали, но вспомним ещё. Пространства РОСИЗО достаточно камерные, но выглядят очень гармонично с тем объёмом информации,  который им доверен.

Кураторы выставки:

Александр Югай
Влада Нещадим
Алла Цехмистренко

На открытии приятно было познакомиться с Иваном Лыкошиным гене­ральным дирек­тором Го­судар­ствен­ного музей­но-выста­воч­ного центра «РОСИЗО» и встретить Ольгу Галак­тионову, гене­раль­ного дирек­то­ра ГМИИ им. А.С. Пушкина

Благодарим за любезное при­гла­ше­ние и содействие Владимира Соло­менцева и Анну Чепурную.

Ну и в завершение напомним, что выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек» открыта до 25 января 2026 года.

Алексей Сидельников
Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

Алексей Сидельников, Андрей Райкин и Андрей Соловьёв

РОСИЗО

Москва, Петроверигский переулок, д. 4/1

25 сентября 2025 г. по 25 января 2026 г.

Купить билет в РОСИЗО можно на сайте

Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек

_________________

Обсуждение в Телеграм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы