Порой не перестаёшь удивляться, как современные скорости не оставили далеко позади, а может и просто за бортом, многих известных и, если удобно будет сказать, звёздных персон. Конечно, это в первую очередь политики недавнего прошлого, а во вторую — люди кино. Первых мы пропустим, а кино вспомним, ведь именно тут часто то, что было частью жизни, вдруг заслоняется новыми вспышками светил.
Для России, конечно же для СССР, таким человеком был Сергей Эйзенштейн. И если в начале своей кинокарьеры он был критикуем и поправляем, то потом в Советском Союзе его персона стала полновесной эталонной величиной. Однако прошли годы и Эйзенштейна загородили новые имена, чаще иностранные, но встречаются и отечественные, что наверняка странно даже самим этим киновеличинам. Тем не менее, посмотреть фильм Эйзенштейна вряд ли кому придёт в голову. Эйзенштейн стал историей. Даже не так: он стал древней историей кино, о существовании которой можно знать, но её подробности не интересны.
Открывшаяся вчера выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек» в РОСИЗО в Петроверигском переулке в Москве сумела показать, что большую звезду, даже при желании, не скрыть. Первые посетители выставки смогли почувствовать, что Эйзенштейн не потерял позиций, а его значительная роль в киноискусстве, важном для развития нашего общества, до сих пор заметна, а может и бесконечна.

Работы Эйзенштейна исключительно художественны и могут быть рассматриваемы не только как кино произведения но и покадрово, где каждый кадр — отдельное произведение. В этом можно убедиться посматривая работы режиссёра. Эту возможность выставка предоставила — демонстрируется фильм, привлекающий внимание. Кстати, фильмом заинтересовались представители телевидения, а это важный момент — они много знают и их не удивить и не отвлечь, в данном случае от работы. Наверное, нам не всегда удаётся сразу понять задуманное, но на помощь приходит кураторское видение при подготовке выставки, помогающая увидеть фильм с позиции времени выпуска этой картины и с сегодняшнего перенасыщенного видеовремени.
Всё же работы Сергея Эйзенштейна не слишком востребованы сегодняшней аудиторией. Но современная задача, скорее, не заставлять смотреть, а сохранять и исподволь пропагандировать киноискусство прошлого. И в своё время оно найдёт зрителя, раскроется учебником перед режиссёрами, укажет путь актёрам. Но только тем, кто захочет стать крупными мастерами. Не могу сказать о современном отечественном кино, но западное кино Сергея Эйзенштейна помнит и изучает. Иногда довольно удивительно для самого Эйзенштейна, но что тут поделать. Посмотрите испанский сериал «Министерство времени», где Эйзенштейн упомянут. А раз упомянут, то значит его имя известно хотя бы каким-то зрителям. Ну а также есть надежда, что кто не знает, то полезет в Интернет и посмотрит.
А что у нас? Повторюсь — не знаю. Скорее всего кратковременный кризис, который должны победить новые кинодеятели и все для кого отечественное кино не пустое слово. И поэтому таким важным и своевременным событием является выставка, о которой мы и говорим. Вот только выставка может стать событием при всяческой более мощной поддержке со стороны СМИ и, скорее всего, высшего руководства. Ведь что интересно, откликнулись готовые помочь участием несколько десятков музеев и частных собраний: Третьяковка, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей кино, Литературный музей Даля, Рязанский музей Пожалостина, кино архивы и т.д., а о выставке услышать «из каждого утюга» не пришлось. А было бы не лишним — это событие. И результатом может стать то, что имя Эйзенштейна будет известно не только специалистам и любителям кино, но и в массе представителями новых поколений (уже говорим о поколениях во множественном числе). Ведь что такое выставка — это ограниченное по времени событие, которое организовано с какой-то целью и профинансированное. То есть её результатом должен быть какой-то, прошу прощения, выхлоп. Наверняка финансовый, но данном случае нам важнее культурно направленный на зрителя. И, скорее всего, этот зритель должен не ностальгировать, а учиться. Как не неприятно, а будущее принадлежит молодым. И нужно работать на них, но не подстраиваясь, а направляя и обучая, показывая лучшее. Ну а плохому сами научатся.
Упомянули кризис. А от этой точки только два направления — взлёт и гибель. Такие мероприятия в мире культуры должны давать толчок к развитию, пусть видоизменённому, совершенно трансформированном у и непривычному с нашей точки зрения киноискусству, необоснованному на мощном не забытом, известном, изученном базисе.
Выставка построена на рассказе о жизни и работе Сергея Эйзенштейна. Можно увидеть его личные документы и фотоархив, плакаты кинофильмов и фотографии со съёмок. Запомнились замечательные шаржи в т.ч. Константина Венца и Кукрыниксов. Да и рисунки самого Эйзенштейна очень профессиональные и чётко показывают, что хотел видеть режиссёр на площадке во время съёмок. При этом заметили, что по рисованию в Рижском Городском Реальном Училище в 1908 году у Серёжи Эйзенштейна всего лишь тройка. Наверное мама Юлия Ивановна, расписавшаяся в Свидетельство с оценками успеваемости позже было приятно, что сын всё же рисование освоил. А может и чистописание, но упоминать оценку по этому предмету не станем — это всего лишь первая четверть первого класса.




Имя Эйзенштейна просто ассоциируется с его выдающимся метафоричным фильмом «Броненосец Потёмкин». При входе на выставку нас приветствовал с экрана сам виновник события, а потом мы попали в зал «Броненосца» с огромным плакатом и динамическим стильным макетом корабля: фанерный корабль «плывёт» по фанерному морю. Выглядит эта конструкция словно сохранившаяся с начала прошлого века. Очень симпатичная кураторская находка.
Дальше посетители могут узнать о первых киношагах в 1921 году бывшего милиционера и солдата Эйзенштейна под руководством Всеволода Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ). Знаменитый портрет Мейерхольда работы Юрия Анненкова и много рисунков Эйзенштейна, выполненных в стиле начала прошлого века показывают, что рисовал он уже профессионально.
Конечно выставку украсили работы Гойи, Пикассо и Сикейроса. Гойя создаёт настроение, а Пикассо с Сикейросом показывают время.
Отметим очень стильный плакат к кинофильму «Октябрь».
Ну и нельзя не упомянуть главы выставки, рассказывающее о фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный». Фотографии со съёмок передают напряжение актёров и съёмочной группы, но иногда выглядят довольно забавно, когда мы видим, как Эйзенштейн общается с В.И. Лениным или возглавляет Ливонских рыцарей. Русские богатыри Александра Невского, с вниманием изучающие газету «Правда», не позволяют сомневаться в силе печатного слова.

Ну и также узнали о нереализованном фильме «Мексиканец». Были и другие несостоявшиеся проекты. Но ведь Эйзенштейн не всегда был любим и принимаем руководством страны, так что его известные фильмы часто становились результатом напряжённой борьбы.
Декорации выставки поделили пространства на более маленькие, чем привычно видеть, но все очень гармонично. Вообще, говоря о выставке отметим замечательные стены, которые внизу имеют характерные изгибы, дополняющие экспозиции и аккуратно ограничивающими доступ к стенам с размещённым выставочным материалом. Наверняка и раньше это отмечали, но вспомним ещё. Пространства РОСИЗО достаточно камерные, но выглядят очень гармонично с тем объёмом информации, который им доверен.
Кураторы выставки:
Александр Югай
Влада Нещадим
Алла Цехмистренко
На открытии приятно было познакомиться с Иваном Лыкошиным генеральным директором Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и встретить Ольгу Галактионову, генерального директора ГМИИ им. А.С. Пушкина
Благодарим за любезное приглашение и содействие Владимира Соломенцева и Анну Чепурную.
Ну и в завершение напомним, что выставка «Сергей Эйзенштейн. Бесконечный человек» открыта до 25 января 2026 года.
Алексей Сидельников

Алексей Сидельников, Андрей Райкин и Андрей Соловьёв
РОСИЗО
Москва, Петроверигский переулок, д. 4/1
25 сентября 2025 г. по 25 января 2026 г.
Купить билет в РОСИЗО можно на сайте
_________________




































