Художники Алексей и Сергей Ткачёвы – уникальный творческий дуэт, составленный родными братьями и существовавший более 70 лет. Художники писали исторические полотна, обращались к бытовому жанру, создавая свои «большой картины» фактически в четыре руки. Особую любовь Ткачёвы всегда питали к русской деревне, её прошлому и настоящему, что нашло своё воплощение в многочисленных живописных и графических произведениях.
Сегодня говорим о выставке в пространствах Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу «Художники Ткачёвы. Ближний круг».
Путь в искусстве у каждого из художников сложился по-разному. Ткачёвы родились в простой многодетной деревенской семье в селе Чучуновка Брянского уезда. Эти земли когда-то принадлежали Тютчевым, о чём художники всегда с особой теплотой вспоминали. Творческие способности проявились у Ткачёвых рано, и их старший брат Виктор отвёл Сергея и Алексея в Бежицкий изокружок. В конце 1930-х Сергей Ткачёв, старший брат, поступил в Витебские свободные мастерские, а Алексей победил во всесоюзном конкурсе рисунка и был принят на обучение в только что организованную И.Э. Грабарём Московскую художественную школу. Но обучение прервала война. Сергей Ткачёв ушёл на фронт добровольцем, награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией…». Был тяжело ранен в 1944 году. Младший брат Алексей, когда началась война, пошёл работать на завод Уралмаш. Но зимой 1942 года его разыскали преподаватели уже эвакуированной в башкирское село Воскресенское руководители МСХШ и вызвали для продолжения учебы. По возвращении из эвакуации в Москву Алексей закончил МСХШ и поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова в 1945 году. Один год спустя сюда же был принят и старший брат Сергей Ткачёв. С этой поры судьба уже не разлучала братьев Ткачёвых, они работали и жили всегда помогая друг другу и словом, и делом.
Картина «Матери» 1960-1961 год. Это работа представлена в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи последние сорок лет, как одно из главных полотен искусства послевоенной поры.

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). Mothers. 1960-1961. Oil on canvas State Tretyakov Gallery. ЖС-559
Картина «Матери» впервые была показана широкой публике на отчётной всесоюзной выставке в московском Манеже под названием «На скамейке». На этот шаг — поменять титул, авторам пришлось пойти под давлением выставкома, члены которого усмотрели в работе насмешку над колхозом, над деревней, а в изображении женщин они видели элементы шаржа. Конечно, это не мажорный, радостный образ матери, но он правдив и честен по-своему.
Прошли годы, первоначальное название картины было восстановлено, и уже в собрание Третьяковской галереи работа вошла именно под титулом «Матери». Почему? Потому что для художников очень было важно артикулировать в отечественном искусстве именно роль матери, обратить внимание на женскую историю, на сложную женскую судьбу. Мы здесь видим разные стадии материнства, матерей разных поколений. Интересно, что у каждого из этих образов есть реальный прототип из «ближнего круга» — родственников или соседей художников Ткачёвых. Замысел картины родился у художников летом, которое они проводили в районе Верхневолжья – сначала на «Академической даче» художников СССР, потом в деревне Новые Котчищи на берегу реки Мсты. Здесь Ткачевы нашли натуру и вдохновение для своих «Матерей».
Кажется, что сюжет картины взят прямо из жизни. На скамейке на лужке сидят женщины разных возрастов. Слева изображена будущая мать – Тося из соседней деревни Подол. Как горит золотом обручальное колечко у неё на пальце! Рядом с ней – пожилая женщина в тёмно-синем платье и чёрном платке. Прототипом стала Мария Васильевна Ткачёва, мама художников. В образе состарившейся матери находит своё воплощение судьба старшего поколения русских женщин, которые стали свидетельницами двух эпох. На их судьбу выпало немало испытаний и ещё больше потерь. В центре картины – мать с ребенком на руках. Это Вера Петровна Пакетова, коренная жительница деревни Новые Котчищи, мать 13-ти детей и близкий художникам человек.
Маленькая девочка – дочь Алексея Ткачёва Леночка, а рядом с ней её мама Лидия Алексеевна, супруга художника. Художники вспоминали, что во время работы над картиной они часто обращались к натуре: недалеко от мастерской художников была скамейка, где жители деревни любили собираться и обсуждать последние новости. Иногда Ткачёвы выносили полотно из мастерской во двор, чтобы посмотреть издали, утвердиться в пропорциях и деталях.

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). To the Collective Farm. 1970-1980. Third variant. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery
Второе полотно, которое долгие годы хранилось в запаснике музея, мы представляем с большой радостью и удовольствием. Оно называется «В колхоз». Так сложилось, что братья Ткачёвы не раз возвращались к полюбившимся им сюжетам, поэтому рождалось несколько авторских вариантов их картин. Произведение «В колхоз» — один их таких примеров. Оно существует в трёх вариантах, каждый из которых находится в музеях Российской Федерации. Все варианты разные и по воплощению, и по формату: есть вертикальные и горизонтальные.
Представленный на экспозиции «В колхоз» был заказан специально для собрания Третьяковской галереи директором музея Юрием Константиновичем Королёвым. Это произведение зрелых признанных мастеров, академиков. В нём авторы обращаются к прошлому нашей страны, рассказ о котором они ведут через историю собственной семьи.
После революции их крестьянская зажиточная семья не избежала перехода в колхоз, как и все крестьяне в ту пору. На картине большое хозяйство: и лошадка, и коровка, и куры. Изображённая крестьянская семья – это родители художников: мама поодаль с ребенком на руках, спиной к зрителю изображен отец художников, стоит дед Ткачевых Афанасий Владимирович, которого соседи в деревне звали дед Жезла́. Он прожил почти сто лет, участвовал в обороне Севастополя 1854–1855 годов, был свидетелем двух революций, гражданской войны и застал коллективизацию.
Но сама картина – это и собирательный образ деревни, и конкретный исторический момент. Всмотримся в детали: группа крестьян на дальнем плане голосует за вступление в колхоз. Они сидят перед колхозным домом, на коньке которого полощется красный флаг; рядом ещё один дом с прохудившейся крышей. Коллективным становилось очень разное хозяйство. И это, конечно, заставляло сомневаться, размышлять, будущее казалось неопределенным и вселяло страх. Все эти чувства и постарались воплотить авторы в образе молодой крестьянки с младенцем на руках. Художники будто вглядываются в её черты и вспоминают свою мать. В этом ярком образе воплощен испуг от происходящего и страх за себя и за судьбу ребёнка, которого она крепко прижимает к груди.
История семьи, личные переживания и рассказы самых близких людей часто становились мотивом к созданию новых произведений, а в качестве моделей выступали родственники и соседи. Поэтому нам показалось интересным составить расширенную экспозицию к 100-летию Алексея Ткачёва из портретов членов его семьи – эти образы в дальнейшем художники использовали в создании своих больших полотен.
Алексей Ткачёв (1925-2025), Сергей Ткачёв (1922-2022). Портрет матери. 1956. Холст, масло. Собрание семьи художниковAleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). Portrait of Mother. 1956. Oil on canvas. Collection of the artists’ family
Из собрания семьи художников в экспозицию вошли портреты самых близких людей: портреты отца, матери, дочери и внучки Ткачёвых. «Портрет матери» Марии Васильевны Ткачёвой написан в 1956 году совместно Алексеем Петровичем и Сергеем Петровичем. Посмотрите, с какой теплотой и нежностью написан образ этой пожилой женщины, как переданы черты её лица, руки. Из затемнённого пространства старого деревенского дома проступает её силуэт, а в верхнем левом углу художники помещают икону, очень вкрадчиво намечая только контурами блестящий от света лампадки оклад.

Sergey Tkachev (1922-2022). Portrait of Father. 1954. Oil on canvas mounted on hardboard. Collection of the artist’s family
Образ отца создан совсем по-другому. Его автор – Сергей Петрович Ткачёв. Картина написана в 1954-м, но стилистика его и сам образ, в котором представлен Пётр Афанасьевич Ткачёв, восходит к портретам передвижников. В картине «В колхоз» мы тоже видим отца, он изображён сидящим на бревне, со спины.

Aleksey Tkachev (1925-2025). Self-portrait. 1944. Oil on canvas. Collection of the artist’s family
Ещё одно уникальное произведение – самый ранний автопортрет Алексея Петровича Ткачёва. Ещё ученический, 1944 года. Художник изображает себя в возрасте 19 лет, сразу по возвращении в Москву после эвакуации вместе с Московской художественной школой из села Воскресенской в Башкирии. Времена были очень тяжёлые: голод, холод. Написанный в традиции тональной живописи автопортрет – семейная реликвия, которая в экспозиции показана в той же раме, в которой она живёт в собрании семьи почти 80 лет!

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). Self-portrait. 1961. Oil on canvas

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). Self-portrait. 1965. Oil on canvas
Два двойных автопортрета из собрания семьи продолжают рассказ о творчестве художников Ткачёвых. Эти красивые автопортреты, ёмко передающие дух 1960-х годов, написаны братьями Ткачёвыми в творческом тандеме. Но как они различаются по настроению и по колористическому строю! Чуть более ранний, 1961-го года – мажорный, яркий, оптимистичный. Второй — 1965 года, он написан сразу после ухода из жизни отца художников. Отсюда – грустная, трагическая нота в его звучании.
Интересно, что в истории искусства закрепился совсем другой образ художников Ткачёвых, искусствоведы знают их уже пожилыми седовласыми академиками. Когда мы впервые показали эти автопортреты с модными молодыми Ткачёвыми в ярких красивых рубашках, возник совсем новый и неожиданный интерес, на Ткачёвых стали смотреть по-другому. Эти картины очень созвучны оттепели, по настроению они вторят кинофильму «Я шагаю по Москве».

Aleksey Tkachev (1925-2025). Lena Tkacheva. 1961. Oil on canvas mounted on cardboard Collection of the artist’s family
Ещё один из ранних этюдов – «Лена», портрет дочери Алексея Петровича Ткачёва в возрасте около 2 лет. Её нежный образ нам уже знаком по девочке, которая сидит рядом с мамой на скамейке в картине «Матери».

Aleksey Tkachev (1925-2025). Sunflower. 1982. Oil on canvas. Collection of the artist’s family
Экспозиция продолжается произведениями 80-х годов. На картине «Подсолнух» Елена, дочь Алексея Петровича, изображена уже взрослой.

Sergey Tkachev (1922-2022). Washing Woman. 1975. Study for the painting Haymaking Time (1975, Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev) by Aleksey and Sergey Tkachev. Oil on cardboard. State Tretyakov Gallery
Рядом — этюд «Умывающаяся», для которого она же позировала.

Aleksey Tkachev (1925-2025) Lena Tkacheva. 1961. Oil on canvas mounted on cardboard Collection of the artist’s family
И завершает нашу экспозицию потрет Маши, внучки Алексей Петровича Ткачева. Эта работа была написана уже в XXI веке, она датируется 2001 годом. С какой любовью, с какой теплотой написан этот образ подвижной маленькой девочки. Нельзя не вспомнить серовский портрет Мики Морозова

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergei Tkachev (1922-2022). Mother. 1982-1985. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery. ЖС-6307
Продолжить знакомство с произведениями братьев Ткачёвых можно в соседних залах постоянной экспозиции. В 28-м зале показано произведение «Мать», принадлежащее зрелому периоду творчества авторов. Традиционная для Ткачёвых жанровая композиция рассказывает о проводах сыновей на фронт. Эта картина тоже носит автобиографический характер: трое Ткачёвых участвовали в Великой Отечественной войне, а Серафим, старший сын, с фронта не вернулся.

Aleksey Tkachev (1925-2025), Sergey Tkachev (1922-2022). Near the Old Baths. 1977 — the 1980s. Oil on canvas. State Tretyakov Gallery
И ещё одна картина, которая давно не выходила из наших запасников, но которая абсолютно чудесная и продолжает расширенную экспозицию Ткачёвых «У старых бань» (размещена в 29-м зале).
В картине «У старых бань» художники всматриваются в привычные сценки деревенской жизни: старые бревенчатые баньки на берегу озера, сушащиеся на солнце березовые веники, зеленый лужок, по которому девушка гонит гусей, нагуливающих жирок на зиму. Ни в ее действиях, ни в одежде нет явных примет времени, благодаря чему произведение приобретает вневременные черты. Однако эта ситуация не выглядит обыденной – благодаря яркому платку, нарядному цветастому платью и красным сапогам девушки создается праздничное настроение, а гуси напоминают о персонажах русских народных сказок. Эту интонацию усиливает маленькая девочка, которая сидит на руках и осторожно смотрит на зрителя.
Если мы вспомним матерей и гусей которые бегут в одну сторону в картине «Матери», то здесь то же самое место и та же травка. Ну почти та же травка. Картина более позднего периода. Матери 60-61, а это уже конец 1970-х. Место одно и то же. Бани одни и те же. Образ девочки очень похож на знакомому нам уже портрету маленькой Леночки.
Гуси — одна из самых любимых птиц Ткачёвых, а в русском фольклоре это и один из главных персонажей. Поэтому и впечатление от этой красочной жанровой сценки немного сказочное! Интересно, что для Сергея Петровича его домашний гусь, заведенный в качестве живой модели, стал любимым членом семьи.

Aleksey Tkachev (1925-2025). Two Female Collective Farmers. 1975. Study for the painting Haymaking Time (1975, Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev) by Aleksey and Sergey Tkachev. Oil on cardboard. State Tretyakov Gallery
Супруга Алексея Петровича Лидия Алексеевна и дочь Мария позировали для картины «Пора сенокосная». Этюд с их портретами — Лена слева, в Лидия Алексеевна справа, — входит в собрание Третьяковской галереи и показан на экспозиции, а сама картина находится в собрании Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева.

Aleksey Tkachev (1925-2025). Girl Tying a Scarf. 1974. Study for the painting Haymaking Time. (1975, Irkutsk Regional Art Museum named after V. P. Sukachev) by Aleksey and Sergey Tkachev. Oil on cardboard. State Tretyakov Gallery
Еще один образ Елены Алексеевны представлен на этюде «Девушка, завязывающая платок».
Дочь Алексея Петровича приезжала на открытие: на фотографии потомки Ткачёвых, продолжатели династии и хранительницы традиций, художницы Елена Ткачёва и её дочь, внучка Алексея Петровича Мария Ткачева.
В творчестве Сергея и Алексей Ткачёвых жизнь русской глубинки приобретает лирическую интонацию. Большинство произведений написано с натуры в Тверской и Брянской областях, где художники часто живут и работают. Каждую весну Ткачёвы переезжали из города и погружались в жизнь деревни, изучали её, наблюдали влияние смены времен года на её ритм. Художники видят особую истинность этой жизни, которая течёт размеренно, несмотря на обилие забот, и неразрывно связана с природой.
Двойной автопортрет «Братья» 1981–1983 годов должен был войти в экспозицию, но в последний момент мы решили отказать от этого произведения. Размеры 27-го зала камерные, поэтому масштабная живопись Ткачёвых, представленная в настоящий момент, наиболее удачно рассказывает о зрелом периоде творчества братьев, при этом каждая картина имеет своё поле для полновесного звучания.

Анна Маполис, искусствовед, куратор выставки, Государственная Третьяковская галерея
Анна Дмитриевна Маполис – искусствовед, переводчик. Куратор более 80 выставок в России и за рубежом.
Специалист в области отечественного изобразительного искусства ХХ века и современного монументального искусства, исследователь наследия художников русского зарубежья. Автор более 100 статей и публикаций на русском, английском и испанском языках.
Член Ассоциации искусствоведов, член Ассоциации исследователей ибероамериканского мира..
Постоянный автор журнала «Sammlung/Коллекция».
__________________

















