Оригинальная работа Фернана Леже впервые оказалась на российском арт-рынке. Произведение одного из самых дорогих французских художников принадлежало собранию итальянского модельера Джанни Версаче.
Рисунок французского художника и скульптора, мастера декоративного искусства Фернана Леже «Этюд к портрету мадам Честер Дэйл» из коллекции Джанни Версаче, — станет одним из топ-лотов торгов Московского аукционного дома в октябре.
Представленный рисунок — «Этюд к портрету мадам Честер Дэйл» 1940 года — считается вариацией живописного «Портрета госпожи Дейл» 1935 года, также созданного Леже. Масляный холст на данный момент принадлежит фонду Национальной галереи в Вашингтоне. Представленный на торгах рисунок размером 26,8 см на 19,4 см был выполнен пастелью. Работа оставалась в собрании художника до его смерти и затем хранилась в Национальном музее живописца во Франции. Известно, что в 2005 году рисунок на аукционе Sotheby’s в Лондоне приобрёл для своей коллекции итальянский модельер Джанни Версаче.
Эстимейт топ-лота торгов, которые Московский аукционный дом проведёт 6 октября, составил 3,5-5 миллионов рублей.
«Сегодня западное искусство в России, тем более мастера такого уровня — огромная редкость. После введения санкций на российский арт-рынок такие предметы не попадают. Кроме того, произведения зарубежных художников первой величины стоят значительно дороже русских классиков. Поэтому коллекционеры, которым посчастливилось пополнить собрания работами, скажем, европейских мастеров, предпочитают с ними не расставаться», — отмечает Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусств и соучредитель Московского аукционного дома.
Ценность искусства Фернана Леже с годами только растет. Исторический рекорд приобретения его произведений был установлен в 2017 году: на аукционе Christie’s картина маслом «Contraste de Formes» (1913 г.) ушла с молотка за 53 миллиона евро. Что касается графических работ, эстимейт в среднем составляет около 2 миллионов евро. Рекорд продажи установил на аукционе Christie’s в 2007 году лист «Dessin pour contraste de formes (Composition II)». В ходе торгов стоимость работы выросла в 2 раза и достигла 2,9 миллионов евро.
Интересно и то, что несколько лет назад выставленная певицей Мадонной картина Леже «Три женщины за красным столом» 1921 года была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Мадонна приобретала её за 3 миллиона долларов, и примерно за 20 лет произведение достигло эстимейта 5-7 миллионов долларов. Работа ушла с молотка за 7,2 миллиона.
Сообщается, что представленный на торгах рисунок выполнен пастелью, тушью и карандашом на бумаге. Изображённая на нём женщина по имени Мод Дейл — не просто героиня полотна, а довольно известная фигура, супруга биржевого маклера Честера Дейла. По тем временам состояние банковского счета Дейла было соизмеримо с состоянием одного из крупнейших и наиболее известных в мире инвесторов Уоррена Баффета (его состояние на июнь 2024 год по версии Forbes — 139 миллиардов долларов).
Супруги Дейлы обладали одним из крупнейших собраний современного искусства в США.
Конечно, супруги Дейл тратились не только на приём гостей и богемный образ жизни, но и на коллекционирование. Именно Мод вовлекла мужа в собирательство, и к середине «ревущих двадцатых», времени расцвета богемы, чета Дейл обладала одним из крупнейших собраний современного искусства в США. Дейл даже подумывал о создании частного музея, но в 1941 году пожертвовал часть своего собрания Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Многие другие предметы также достались галерее после смерти Честера.
Этюд с Мод Дейл в главной роли был написан Леже на заказ. Год создания графического шедевра выпал на первую поездку Леже в США — в тот период художник тяготел к линейно-пластической организации изображения больше, чем к чертам модели, что заметно на рисунке.
«Западных картин в свободном обороте российского арт-рынка, в любом случае, очень мало, поскольку, пока их еще можно было приобрести, они были слишком дорогими для российских коллекционеров. Представленный на торгах «Этюд к портрету мадам Честер Дэйл» — это работа уровня Пушкинского музея», — подчёркивает Сергей Подстаницкий.
Действительно, «Этюд к портрету мадам Честер Дэйл» имеет богатую выставочную историю. Произведение долгое время находилось в фонде Национального музея Фернана Леже (Musee National Fernand-Leger) во французском городе Био в Приморских Альпах, а также экспонировалось в Государственной берлинской художественной галерее в 1980-1981 годы.
Имя французского галериста Анри Канвейлера вписано в историю мирового искусства, а атрибутированные и прошедшие через его галерею произведения Фернана Леже в арт-сообществе принято считать стопроцентно подлинными.
Подлинность и провенанс этюда заверены несколькими экспертным заключением аукционной площадки Sotheby’s. На оригинальность работы указывает и то, что она в находилась в фонде галереи Анри Канвейлера, о чём свидетельствует штамп галереи на обороте листа и публикация в каталоге. Имя французского галериста Анри Канвейлера вписано в историю мирового искусства, а атрибутированные и прошедшие через его галерею произведения Фернана Леже в арт-сообществе принято считать стопроцентно подлинными.
О художнике
Фернан Леже (Жозеф Фернан Анри Леже; фр. Joseph Fernand Henri Léger; 4 февраля 1881, Аржантан, Франция — 17 августа 1955, Жиф-сюр-Иветт, Франция) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. После службы в Версале Леже попытался поступить в Высшую школу изобразительных искусств в Париже, но после отказа начал обучение в Высшей школе декоративного искусства и был вольнослушателем частной академии художеств, основанной Родольфо Жюлианом.
Всерьёз заниматься искусством Леже начал лишь в 25 лет. В его ранних работах видно влияние импрессионизма, но с 1909 года художник увлекся кубизмом. Позднее, в 1920-х года, композиции Леже, полные четких контуров и геометрических форм, поделенных на яркие цветовые зоны, служат эстетическим переосмыслением облика индустриального города — Леже находится в поисках гармонии между человеком и современностью.
И все же, Леже пришёл к яркой выраженной сюжетной основе, центральной темой которой стал труд и отдых рабочих. Именно этот сюжет он воплощает в монументальных работах. Блестящий пример, его работа «Строители» 1951 года, хранится в ГМИИ им. Пушкина в Москве. Но это не единственное место в столице, где можно найти отголоски искусства Леже — по его эскизам выполнены мозаики в московском Доме кино.
Пресс-служба Аукционного холдинга 24.09.2024
Об аукционном холдинге
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга также входят Петербуржский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат.
Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства. Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей, которыми выступили Александр Попов, Сергей Подстаницкий и Фёдор Светлаков.
- Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова, которая занимает 60% рынка экспертной оценки предметов искусств.
- Сергей Подстаницкий — известный искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
- Фёдор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.
Особняк Ф.С. Коробова
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
Торги пройдут в 6 октября 2024 года
__________________