Первая реставрация Последнего дня Помпеи

Первая реставрация Последнего дня Помпеи

in Новости музеев 1565 views

В Корпусе Бенуа Русского музея началась первая в истории комплексная научная реставрация колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). Реставрация всемирно известного шедевра отечественной живописи станет одним из знаковых событий 2024 года. Она проходит при поддержке ПАО «Газпром» – партнера реставрационных проектов Русского музея.

Русский музей начал первую за 200 лет комплексную реставрацию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

«Последний день Помпеи» – одна из визитных карточек Русского музея с самых первых дней его существования. Картина проходила техническую реставрацию в 1995 году. Проведенные работы обеспечили сохранность произведения на долгие годы. Однако остались нерешенными вопросы живописной реставрации, которые не позволяли в полной мере оценить высочайшее мастерство автора, цветовое и тональное решение произведения. Эти сложнейшие задачи предстоит решить реставраторам после масштабного технико-технологического исследования картины лучшими специалистами Русского музея.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456 х 651. ГРМ
К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456 х 651. ГРМ

Было принято беспрецедентное решение: в зале № 86 Корпуса Бенуа будет установлен специальный стеклянный экран, который позволит посетителям музея наблюдать за процессом реставрации полотна. Это даст возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром». Кроме того, за всеми этапами реставрации можно будет следить онлайн, и они будут представлены вниманию СМИ.

«Великий Карл – так именовали современники Карла Брюллова, художника, который поднял русскую живопись первой половины XIX века на уровень абсолютного мирового признания. Его самая знаковая картина – «Последний день Помпеи» – включена во всемирный перечень шедевров и для большинства наших посетителей именно она маркирует само понятие Русский музей. При поддержке нашего стратегического партнера в области реставрации музейных шедевров ПАО «Газпром» впервые более чем за двухсотлетнюю историю этой картины мы проводим комплексную научную живописную реставрацию и приняли беспрецедентное решение сделать этот процесс максимально открытым. Мы решили, что люди, которые приезжают в Русский музей, не должны быть лишены встречи с главным шедевром, вершиной творчества великого Карла. Поэтому у нас родилась идея поместить реставрационный процесс за стекло, сделать его впервые в практике российских музеев абсолютно доступным на протяжении всех этапов работы», отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

В наступающем году «Последний день Помпеи» станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки Карла Брюллова в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения гениального художника. На выставке «Великий Карл» можно будет увидеть около 300 произведений живописи и графики Брюллова из коллекции Русского музея, где хранятся главные шедевры мастера, и других ведущих музеев страны. Специально к выставке будет создан фильм о реставрации «Последнего дня Помпеи».

Пресс-служба ГРМ
21.12.2023


5 марта 2024 года

Русский Музей начал ключевой этап реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

5 марта в Русском музее прошел  расширенный реставрационный совет, на котором были представлены результаты масштабного исследования и утверждены программа и план реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Реставрация осуществляется при поддержке ПАО «Газпром» – партнёра реставрационных проектов Русского музея.

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова

В мероприятии приняли участие генеральный директор Русского музея Алла Манилова, заместитель директора департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации На­талия Чечель, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Оль­га Бабина, начальник Службы реставрации музейных ценностей Русского музея Евгений Солдатенков, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин, ведущие специалисты Государственной Третьяковской галереи, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

«Выставка “Великий Карл” будет беспрецедентной по своему масштабу и вполне может претендовать на то, чтобы называться “выставкой десятилетия”. Заседание реставрационного совета Русского музея имеет абсолютно международное значение. Карл Брюллов – художник номер один во всемирном перечне шедевров из всех русских классиков, а “Последний день Помпеи” – произведение номер один, которое относит его к категории шедевров наравне с шедеврами итальянского Возрождения. Сегодня реставрационный совет с учётом мирового значения полотна утвердил методики и технологии, которые помогут картине стать такой, какой ее почти двести лет назад написал Брюллов», – рассказала Алла Манилова.

В декабре 2023 года Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начал первую комплексную научную реставрацию колоссального исторического полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833). Компания является партнером реставрационных проектов Русского музея. Всемирно известный шедевр русской живописи, одна из визитных карточек Русского музея, в 2024 году картина станет одним из ключевых экспонатов грандиозной выставки Карла Брюллова в Михайловском замке, посвященной 225-летию со дня рождения гениального художника. Картина «Последний день Помпеи» проходила техническую реставрацию в 1995 году. Проведённые в течение шести месяцев работы обеспечили сохранность произведения на долгие годы. Однако остались нерешенными вопросы живописной реставрации, которые не влияли на сохранность живописи, но и не позволяли в полной мере оценить высочайшее живописное мастерство автора, цветовое и тональное решение произведения.

С декабря 2023 года ведущие специалисты Русского музея провели мероприятия по масштабному технико-технологическому и химико-биологическому исследованию картины и исторической рамы, благодаря которым реставраторы уже сейчас могут взяться за решение этих сложнейших задач и провести уникальную научную реставрацию.

В зале № 86 корпуса Бенуа установлен специальный экран, который позволит посетителям музея наблюдать за процессом реставрации картины. Это беспрецедентное решение даёт посетителям возможность познакомиться с работой реставраторов – важнейшей стороной музейной деятельности, которая обычно остается «за кадром».

Также специалисты Русского музея проведут серии мастер-классов для участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» по реставрации живописного произведения Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и исторической рамы.

Государственный русский музей

Купить билет в Русский музей

Русский музей 2024

Закончена реставрации картины Маковского «Народное гулянье во время масленицы…»

Реставрация скульптур из сада Строгановского дворца

Завершена реставрация картины Айвазовского «Пётр I при Красной Горке…»

Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы