Григорий Сорока

Григорий Сорока. Талант трагической судьбы

in Новости музеев 1315 views

В Михайловском (Инженерном) замке Рус­ского музея 9 августа  2024 г. от­кры­вается выставка «Талант тра­ги­ческой судьбы. К 200-летию со дня рож­дения Григория Васильевича Сороки».

Григорий Сорока (Григорий Васильев, 1823 – 1864) – портретист, пейзажист, один из самых известных и самобытных мастеров круга Алексея Венецианова.

Талант трагической судьбы.

К 200-летию со дня рождения Григория Васильевича Сороки

Тихая жизнь российской провинции, светлая грусть и глубокое умиротворение – вот мотивы полотен этого талантливого крепостного художника, рано и трагически ушедшего из жизни. Черты «наивности» и «примитива» в его произведениях сочетаются со стремлением к точной передаче деталей.

Основой для первой за полвека выставки Сороки в Русском музее станет хранящееся в его фондах самое представительное собрание картин художника и единственный альбом с его графическими набросками. Наследие живописца демон­стри­руется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов: Алексея Венецианова, Лавра Плахова, Фёдора Славянского, Александра Алексеева, Михаила Эрасси.

Выставка объединит более 50 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской областной картинной галереи.

Григорий Сорока. Автопортрет. 1840-е - начала 1850-х. Х.,м. 44 х 36. ГРМ.
Григорий Сорока. Автопортрет. 1840-е — начала 1850-х. Х.,м. 44 х 36. ГРМ

Произведения крепостного художника Григория Васильева, больше известного по прозвищу, ставшему фамилией, – Сорока – неизменно присутствуют в постоянной экспозиции Русского музея. Его поэтичные картины «Рыбаки», «Вид на плотину», «Вид озера Молдино в Островках» воспевают неброскую красоту среднерусской полосы. Они принесли Сороке славу – увы, не прижизненную – одного из зачинателей отечественного национального пейзажа.

Григорий Сорока. Рыбаки. Вторая половина 1840-х. Х., м. 67 х 102. ГРМ
Григорий Сорока. Рыбаки. Вторая половина 1840-х. Х., м. 67 х 102. ГРМ

Васильев был крепостным помещиков Милюковых, владевших имениями Островки и Каменка (Маковищи) в Тверской губернии, и учился в открытой стараниями Милюковых приходской школе для крестьянских детей. Прозвище «Сорока» он получил в юные годы, вероятно, за бойкий и любознательный характер.

Близлежащее имение Сафонково принадлежало знаменитому живописцу Алексею Венецианову, известному своими под­виж­ни­чес­кими трудами в деле обучения молодых художников. К нему на обучение и направили Милюковы юного Григория, проявившего способности к рисованию. С 1842-го Сорока стал учеником Венецианова – одним из его последних и самых любимых.

Яркие и самобытные произведения Сороки, его трагический уход из жизни немало способствовали появлению различных легенд.

Школа Венецианова и творчество его учеников – интереснейшая страница российской истории и культуры. В рассказах об этом уникальном художественном явлении факты зачастую переплетаются с домыслами. Яркие и самобытные произведения Сороки, его трагический уход из жизни немало способствовали появлению различных легенд.

После гибели Венецианова в 1847-м у Сороки не осталось надежд на дальнейшее образование. В 1852-м он женился и переехал в родную деревню Покровская, где зарабатывал на жизнь художеством, выплачивая хозяину оброк. Многие ученики Венецианова были освобождены от крепостной зависимости, благодаря заступничеству наставника. Сорока смог получить свободу только после выхода манифеста 1861-го. Он подписал договор о выкупе земли с Николаем Милюковым. Тяжёлые условия договора привели к крестьянским волнениям, участие в которых принял и Сорока, за что был отдан под суд и приговорен к телесному наказанию. Накануне вынесения приговора Сорока покончил с собой.

С течением времени большинство произведений Сороки утратило авторство…

С течением времени большинство произведений Сороки утратило авторство, и его имя было практически забыто. О крепостном художнике заговорили вновь лишь в начале ХХ века, а широкому кругу зрителей Сорока стал известен благодаря персональной выставке 1975-го, организованной по случаю 150-летия художника Русским музеем.

С тех пор перечень произведений Сороки подвергся корректировке: отведены безосновательно приписывавшиеся ему работы, найдены считавшиеся утраченными и неизвестные ранее произведения. Круглая дата со дня рождения художника дала повод обратиться к наследию художника на современном этапе.

Самыми ранними произведениями Сороки на выставке являются рисунки из карманного альбома (ГРМ), на страницах которого в 1842-м он нарисовал полтора десятка крестьянских портретов. Первым их владельцем был духовник Венецианова, священник Василий Владимиров, который подарил альбом с рисунками Милюковым и беседовал об их авторе с Венециановым. Особую историю имеет портрет Андрея Богданова, управляющего в имении Островки. В 1926-м он был отделён от альбома и отправлен на выставку в Шереметевский дворец, свое­вре&shy,;менно не был возвращён и считался утраченным. Лишь в 2008-м поиски увенчались успехом, и рисунок вернулся в собрание Русского музея.

Наиболее известными и востре­бо­ван­ными являются светские произведения Сороки – интерьеры и пейзажи. В Академии художеств, куда Григорию так и не суждено было попасть, сочетание этих жанров именовалось перспективной живописью.

Одни из первых живописных опытов художника: «Вид на палисадник в Островках» (1840-е, ГТГ) и «Флигель в Островках» (первая половина 1840-х, ГРМ). Этот маленький зимний пейзаж с флигелем можно увидеть на картине Сороки «Кабинет дома в Островках» (1844, ГРМ) среди произведений, украшающих комнату.

«Гумно» (1843 (?), ГРМ) по сюжету и композиции перекликается с одноименным произведением Венецианова, хотя Сорока не мог его видеть.

Лучшими из работ Сороки можно считать сюиту с видами Спасского – это представленные на выставке «Рыбаки» (вторая половина 1840-х), «Вид на плотину» (не позднее 1847, обе – ГРМ) и «Вид села Спасского Тамбовской губернии» (1840-е, ТОКГ). Богатое имение Спасское-Лепёхино, расположенное в Тамбовской губернии, за 700 вёрст от Островков, принадлежало родственникам Милюковых. В дальнюю поездку Сороку мог отправить Николай Милюков, чтобы запечатлеть родные места своей матери. Изображенная на картинах церковь Спаса Нерукотворного – единственная из усадебных построек, частично сохранившаяся до наших дней.

Григорий Сорока. Вид на плотину. Не позднее 1847. Х.,м. 68 х 88. ГРМ
Григорий Сорока. Вид на плотину. Не позднее 1847. Х.,м. 68 х 88. ГРМ

Большинство пейзажей Сороки написаны в имении Милюковых Островки, около которого прошла практически вся жизнь художника. На некоторых изображён владелец художника, Николай Петрович Милюков – «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» (1840-е, ТОКГ) и «Вид усадьбы Островки в Тверской губернии (Часовня в парке)» (конец 1840-х — начало 1850-х, ГЭ).

В подготовке выставки важная роль была отведена реставрационным работам, что обогатило представление о творческом почерке Сороки. Наиболее явные результаты были получены при реставрации портретов: в результате удаления поздних записей стал визуально доступен авторский живописный слой. Характерным примером может служить портрет Конона Милюкова в детстве (вторая половина 1840-х, ГРМ), техника которого демонстрирует тонкое чувство цветовой гармонии и аккуратное владение кистью. При реставрации портрета А.И. Поздеева (между 1842 и 1843, ГРМ) обнаружилась выполненная с орфографическими ошибками надпись на обороте холста: Аркадей Иванвичъ Поздевъ. Уточнение биографических данных персонажа позволило отнести этот портрет к числу самых ранних работ Сороки, выполненных в первый год его обучения у Венецианова.

Обаяние юной модели передано наивной кистью начинающего живописца. Подобное сочетание явилось при­чиной по­яв­ления ничем не под­тверждённой роман­тической легенды о любви крепостного художника и барышни.

Наибольшую известность среди портретов работы Сороки в Русском музее получило изображение Елизаветы Милюковой (вторая половина 1840-х). Обаяние юной модели передано наивной кистью начинающего живописца. Возможно, подобное сочетание явилось причиной появления ничем не подтверждённой романтической легенды о любви крепостного художника и барышни. Современное исследование нижележащего изображения, не связанного с видимым портретом, позволило предположить, что Сорока использовал в качестве основы для своей работы фрагмент разрезанной на части старой картины.

Портрет пожилого А.Г. Венецианова, с которого в начале ХХ века начиналось «открытие» имени крепостного художника, известен в четырёх вариантах. Три из них можно увидеть на выставке: портреты Венецианова из ГРМ, ГТГ и ТОКГ. По предположению искусствоведов один из них может быть оригинальной работой Фёдора Славянского 1842 г, а другие – копиями работы Сороки.

Алексей Венецианов. Автопортрет. 1811. Х.м. 67.5 х 56. ГРМ
Алексей Венецианов. Автопортрет. 1811. Х.м. 67.5 х 56. ГРМ

Интереснейшей и малоизвестной стороной творчества Сороки является его религиозная живопись. Храмы, над убранством которых он работал, не пережили бурь ХХ века, и память о них сохранилась только благодаря редким фотографиям. Несколько икон, находившихся в Поддубской Покровской церкви, находятся в собрании ТОКГ. На выставке можно увидеть икону «Христос, благословляющий детей» и образ «Спас Нерукотворный» (обе – вторая половина 1840-х – начало 1850-х). Еще один, более примитивный по живописи «Спас Нерукотворный» происходит из дома сестры Сороки (1850-е). Эти произведения разнятся по уровню исполнения, и,очевидно, созданы разными авторами, но продолжают числиться работами Сороки. Подготовка юбилейной выставки и сопоставление произведений художника из разных собраний дают отличную возможность для продолжения исследований и уточнения атрибуций.

На сегодняшний день известна единственная подписная икона работы Сороки – «Великомученица Варвара» (частное собрание). Образ, написанный на дереве, датирован 1859 годом, то есть был исполнен художником в зрелые годы, в период самостоятельной деятельности.

Таят загадку парные панно «Крестьянская девушка на качелях» (1840-е), а также картон «Амур на ветке» (1840-е, все – ГРМ) Алексея Венецианова. Все три работы, вероятно, являлись частью общей большой декоративной композиции. В литературе о Венецианове нет упоминаний произведений подобного жанра. Не исключено, что они являются фрагментами плафона из имения Милюковых в Маковищах, которое присутствовало в перечне предполагаемых работ Сороки.

Григорий Сорока. Вид озера Молдино в Островках. Конец 1840х - начало 1850х. Х.,м. 50.5 х 64.5. ГРМ
Григорий Сорока. Вид озера Молдино в Островках. Конец 1840х — начало 1850х. Х.,м. 50.5 х 64.5. ГРМ

На выставке наследие Сороки демонстрируется в сопровождении произведений современных и близких ему авторов. Венецианов в одном из своих писем сравнивал успехи Сороки с достижениями двух других учеников: «Долго моему Мише надобно итить, чтобы до этой станции дойти, а Плахову уже и не попасть». Насколько высоко оценил наставник дарование крестьянского юноши, можно понять, если знать, что «Миша» – это Михаил Эрасси, племянник Венецианова и ровесник Сороки, будущий академик и профессор пейзажной живописи, а Лавр Плахов – один из старших и опытнейших представителей венециановской школы. Картины Эрасси («Вид близ Выборга», не позднее 1852, ГРМ) и эскизы Плахова («Сушка сена», между 1842 и 1846, ГРМ) можно увидеть в экспозиции. Также на выставке представлены работы учеников Венецианова Александра Алексеева («Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге», 1827, ГРМ) и Фёдора Славянского («Голова женщины», 1840-е, ГРМ).

Пресс-служба ГРМ
5.08.2024

Государственный русский музей

Михайловский замок

Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2

8 августа — 4 ноября 2024 г.

Купить билет в Русский музей

__________________

 В телеграмм >>>

Рекомендуем

Перейти К началу страницы