«Клуб коллекционеров графики» 11 августа 2024 г. проведёт аукцион «Три столицы. Москва — Санкт-Петербург — Казань», на котором будет представлена подборка оригинальных графических работ художников XVII – XXI вв., посвящённых этим городам. Топ-лотом торгов станет акварель «Новодевичий монастырь» (конец 1880-х — 1890-е) Валентина Серова — выдающегося русского художника конца XIX — начала XX века. По словам экспертов, на открытых торгах живопись Серова практически не встречается, так как она в основном находится в музейных собраниях. Законченная акварельная работа кисти великого живописца на международных аукционах в последний раз появлялась более четверти века назад. Стоимость лота грядущих торгов составит 15 млн. рублей.
Акварель Валентина Серова впервые за четверть века выставят на торги. Пейзаж «Новодевичий монастырь» стоимостью 15 млн руб представят в Москве
«Предложение графических работ также ограничено, поскольку коллекционеры, понимая инвестиционную привлекательность произведений Серова, неохотно с ними расстаются. Что касается акварелей мастера, последняя продажа прошла в 2006 году на торгах Sotheby’s в Лондоне. Тогда «Охота с борзой» ушла с молотка за 250 тысяч евро при оценочной стоимости 65 тысяч. Это еще раз говорит об исключительности вещей Серова на любых торгах. На акварели, которую мы представим 11 августа, изображён вид на Новодевичий монастырь, который словно тает в дымке, окутанный мягким, рассеянным светом. При этом архитектурный ансамбль абсолютно узнаваем, даже когда художник лишь намечает детали», — рассказал Сергей Подстаницкий, историк искусств, коллекционер и сооснователь аукционного дома.
Также на аукционе будет представлен редкий и полный альбом Аполлинария Васнецова «Древняя Москва», напечатанный в 1921 году тиражом всего в 300 экземпляров. Младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов прославился своей любовью к детальному и исторически точному изображению древней, допетровской Москвы. Его масштабные живописные работы, посвященные этой теме, сейчас представлены на выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Новой Третьяковке.
Альбом «Древняя Москва» включает в себя 5 цветных и 5 чёрно-белых литографий (в оригинальной папке), показывающих знаковые для столицы места: «Печатный двор на Никольской улице», «Всесвятский мост и Кремль в конце XVII века» и т.д.
«Московскую» тему продолжает художник Сергей Васильковский, запечатлевший Кремлёвскую набережную в дни коронационных торжеств 1896 года, посвящённых восшествию на престол императора Николая II.
Монохромная акварель, показывает неспешную подготовку к главному государственному событию конца XIX – хозяйственные рабочие приводят в порядок траву и деревья вокруг стен Кремля. Выставленная на аукционе акварель, стала иллюстрацией к «Коронационному сборнику» (1899), над которым так же трудились А. Бенуа, В. Васнецов, В. Маковский, И. Репин, Н. Самокиш. Работа Васильковского была опубликована в первом томе сборника на странице 188.
Особый интерес у коллекционеров вызовет редкая подборка графических работ, созданных художниками во время блокады Ленинграда и показывающую жизнь города. На литографиях Андрея Ушина «Ленинград. Дворцовая пристань» (1940), Теодора Певзнера (Райчука) «Ленинград. В Летнем саду» (1941) и Анны Остроумовой-Лебедевой «Четыре вида Ленинграда» (1943) город живет спокойной жизнью. Иной настрой в работах Эдуарда Будогосского «Ленинград в дни Отечественной войны. Нарвские ворота» (1943), Адриана Каплуна «Ленинград в дни Отечественной войны» и Николая Пильщикова «Советские штурмовики над городом» (1943), в которых видны все приметы военного времени с городскими укреплениями, зенитными установками и лучами прожекторов, которые указывают в тёмном небе на вражеские самолёты.
Эти работы обладают большой исторической и художественной ценностью и являются важными свидетельствами одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны.
В каталог аукциона также вошли офорты европейских мастеров XVII – XVIII веков, запечатлевшие виды Казани, многочисленные акварели и рисунки с изображением достопримечательностей Москвы и Санкт-Петербурга художников XIX-XX веков, а также избранные работы современных авторов, в частности, безошибочно узнаваемые кремлевские звёзды и высотки Семёна Агроскина, тихие городские улочки городов в пастелях Андрея Ноарова и Ксении Земсковой.
Об Аукционном холдинге
Аукционный холдинг был основан в 2023 году с целью заменить ушедшие международные аукционы и предложить российским коллекционерам достойную альтернативу «русским торгам». Альянс создали Московский аукционный дом, Петербургский аукционный дом и Аукционный дом Клуба коллекционеров графики. Сейчас в структуру холдинга также входят Петербуржский книжный аукцион, Петербургский филателистический аукцион и аукцион Петербургский нумизмат. Московский аукционный дом специализируется на предметах ультрадорогого искусства.
Институции известны на рынке не только громкими продажами, но и экспертизой и авторитетом основателей, которыми выступили Александр Попов, Сергей Подстаницкий и Фёдор Светлаков.
Александр Попов завоевал авторитет как создатель и административный директор Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова, которая занимает 60% рынка экспертной оценки предметов искусств.
Сергей Подстаницкий — известный искусствовед и коллекционер, куратор и автор каталогов выставок Клуба коллекционеров графики и организатор ряда персональных выставок собственной коллекции в том числе в Государственном историческом музее, музее-заповеднике «Царское Село», Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Фёдор Светлаков — историк, занимавший пост хранителя второго крупнейшего в мире собрания французской гравюры, хранящегося в Эрмитаже, а также автор Первого каталога картинной галереи Эрмитажа.
Арина Дмитриева Пресс-служба Клуба коллекционеров графики 7.08.2024
Москва, Большой Овчинниковский переулок, 22, стр. 3
Торги 11 августа 2024 года в 17.00
__________________