От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров

in Новости музеев 614 views

Государственная Третья­ковская га­ле­рея представляет новый выста­вочный проект – экспозицию экстра­ординарных по своим размерам произведений графики. В фо­кусе выставки – неожи­данная харак­теристика графических произведений – их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена особыми задачами, обстоя­тельствами или же спе­циальным заданием и, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобра­зительного искусства. Появление гигантских рисунков и крошечных миниатюр складывается в зани­матель­ную историю, в которой пики активного интереса к необычному формату чередуются с годами забвения.

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века

  • Бакст Л.С. 1866-1924. Элизиум. 1906. Вариант занавеса для Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской. 159,5 х 141,2. Третьяковская галерея
  • Головин А.Я. 1863-1930. Портрет Н.К. Рериха. 1907. Третьяковская галерея
  • Сомов К.А. 1869-1939. Старая кокетка. 1903. 3,5 х 3,5. Третьяковская галерея

На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивается с необ­ходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз, исполнявшийся в натуральную величину. Блестящий образец – перовой рисунок «Медный змий» Фёдора Бруни. Другой сферой развития «монументальной графики» были декоративные росписи, также требовавшие создания подго­тови­тельных рисунков в размер, так называемых, «картонов», прекрасная коллекция которых собрана в Третьяковской галерее.

Крамской И.Н. 1837-1887. Пляж. 1876-1878. 7,5 х 13 (прямоугольник). Третьяковская галерея
Крамской И.Н. 1837-1887. Пляж. 1876-1878. 7,5 х 13 (прямоугольник). Третьяковская галерея
  • Росси П. 1761 (1765) – 1831. Портрет Е.А. Телешевой в роли Луизы из балета «Дезертир» на музыку П.-А. Монсиньи. 1824. 8,6 х 7,3 в свету (овал). Третьяковская галерея
  • Рокштуль П.Э. 1764-1824. Портрет неизвестной с гребнем в волосах. Начало 1800-х. 7 х 5,6 . Третьяковская галерея
  • Боровиковский В.Л. 1757-1825. Портрет Е.Г. Темкиной в образе Дианы. 1798. 12,6 х 10,5 (овал). Третьяковская галерея

В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте, Иван Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках.

Бруни Ф.А. 1801-1875. Медный змий. Окончательный эскиз для картины 1840 г. того же названия, находящейся в Русском Музее имп. Александра III. 1839. Третьяковская галерея
Бруни Ф.А. 1801-1875. Медный змий. Окончательный эскиз для картины 1840 г. того же названия, находящейся в Русском Музее имп. Александра III. 1839. Третьяковская галерея

На рубеже ХХ столетия стремление графики к монументальности находит неожиданное выражение в форме крупноформатного парадного портрета, блестящие образцы которого на выставке представлены работами Ильи Репина, Валентина Серова, Александра Головина и др. В это же время рождается новый вид монументальной графики – рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера – например, Лев Бакст, Сергей Судейкин, Михаил Ларионов.

Шишкин И.И. 1832-1898. На ручье. 1895. 106 х 80,5 (прямоугольник). Третьяковская галерея
Шишкин И.И. 1832-1898. На ручье. 1895. 106 х 80,5 (прямоугольник). Третьяковская галерея

Ярким контрастом крупным, колоссальным по размерам графическим работам станут изящные миниатюры. Крошечные акварельные портреты, выполненные на кости и бумаге, а также в редкой технике эгломизе – важная составляющая русской дворянской культуры, неотъемлемый элемент усадебной жизни. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам, этот вид графики, потеряв функциональную значимость, почти на полвека прекращает свое существование. Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах и подготовительных рисунках картин. На выставке представлены настоящие шедевры крошечные пейзажи Ивана Крамского, Елены Поленовой, Исаака Левитана. Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи. Каждая графическая выставка – это возможность новых открытий, нового взгляда на историю графики в богатом собрании Третьяковской галереи. Свою же точку зрения может предложить, казалось бы, такая незначительная характеристика музейного предмета, как его размер.

Кураторы

Кураторы: Ирина Шуманова, Елизавета Горелышева.

Отдел по связям с общественностью
Государственной Третьяковской галереи
17.06.2024

Третьяковская галерея

Москва. Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

20 июня — 10 ноября 2024 г.

Купить билет в Третьяковскую галерею

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Хвалынск глазами художников

Хвалынск глазами художников

Экспозиция даёт пред­став­ле­ние, на­сколь­ко раз­но­об­раз­ным мо­жет быть ху­до­же­ст­вен­ный взгляд в рамках одного жанра.
Перейти К началу страницы