Сегодня 22 апреля в Мраморном дворце Русского музея открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». На ней будут показаны восстановленные после повреждений, полученных во время взрыва в июле 2023 года, работы Таганрогского художественного музея. Тогда от ракетного удара пострадали 22 произведения выдающихся мастеров, представленные в экспозиции «Золотые имена Серебряного века» Таганрогского художественного музея. Некоторые из них являлись ключевыми работами не только выставки, но и музейного собрания в целом. Среди авторов повреждённых картин – Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Серафима Блонская и другие признанные мастера рубежа XIX-ХХ веков.
Выставка откроется в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения».
В июле 2023 года в Таганроге произошёл взрыв в центре города, в результате которого были повреждены произведения искусства, хранившиеся в Таганрогском художественном музее
Абрам Архипов. Ратник. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Абрам Архипов. Ратник. Таганрогский художественный музей):
Лицевая сторона произведения поверхностно пострадала от большого количества мелких осколков.
Благодаря тому, что авторский холст при предыдущей реставрации был дублирован на реставрационный холст, основа выдержала удары и сохранила свою целостность. Однако живопись получила травматические утраты, содранности, потёртости, царапины и надавленности, локализующиеся группами в различных местах изображения. Красочный слой покрылся слоем технической пыли, как цементной, так и стеклянной. На поверхности живописи обозначились значительные участки частично полых сседаний красочного слоя, которые ранее провоцировались неравномерными нитями авторского холста и разницей времени высыхания авторских слоёв. Из-за резкого воздействия ударной волны в момент теракта произошли точечные утраты по складкам сседаний, раскрыв их полости.
Реставрация (Реставратор А.Л. Макаров)
Главное направление реставрационных процессов было связано с консервацией красочного слоя и грунта, с устранением травматических деформаций.
Кроме того решалась проблема хронической болезни авторской живописи, которая на профессиональном языке называется «сседания красочного слоя». Обозначенные задачи решались параллельно и комплексно. В результате реставрации поверхность произведения приобрела равномерное состояние, были укреплены «раненые» участки, места точечных утрат по сседаниям консервированы и стабилизированы. Живопись очищена от технической пыли. Восстановлена прозрачность лаковой плёнки. В завершение были откорректированы старые тонировки, которые со временем изменились и стали заметны. Тонирование травматических утрат выполнено по предварительно введённому в них реставрационному грунту. Проведённая реставрация благодаря комплексным мерам вернула авторскому изображению целостность, глубину, колорит.
Серов В.А. Эскиз декорации к опере А.Н. Серова «Юдифь». Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Русский музей не остался в стороне, предложив коллегам помощь в проведении реставрации бесценных работ. Было принято решение провести комплексную реставрацию на базе музея в Санкт-Петербурге. Теперь, когда сложный процесс подошел к концу, Русский музей готов продемонстрировать посетителям результат масштабной реставрации на выставке в Мраморном дворце. После нее произведения вернутся на родину – в Таганрог.
Реставрация состоялась при поддержке ПАО «Газпром» – партнёра реставрационных проектов Русского музея.
В рамках реставрации работ из Таганрогского художественного музея прошла серия мастер-классов для участников проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», которые были посвящены методам предреставрационного исследования живописи, восстановлению масляной живописи и скульптуры.
Степанов А.С. Стадо. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Таганрогский художественный музей обладает редким по своему содержанию, сформированным не одним поколением музейных работников собранием. За многие десятилетия таганрогская коллекция вобрала в себя и высокохудожественные произведения известных мастеров отечественного искусства разного времени, и все лучшее, что было создано художниками донского региона.
В июле 2023 года в Таганроге произошел взрыв в центре города, в результате которого были повреждены произведения искусства, хранившиеся в Таганрогском художественном музее. В результате удара пострадали 3 графические работы, 1 скульптура и 18 предметов живописи. Многие произведения были разорваны поражающими элементами. Все экспонаты покрывала стеклянная пыль, в подрамниках застряли осколки стекла. Значительные повреждения получили работы, среди которых «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова, «Благословение Ревекки» Анри Шопена. Серьезнейший урон был нанесен «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна: мраморная скульптура была расколота на две части. Также были повреждены работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Леонида Туржанского и других выдающихся мастеров. Всего пострадало 22 произведения из фондов Таганрогского художественного музея.
Коровин К.А. Терраса. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Коровин К.А. Терраса):
В результате внешнего механического удара на подрамнике оказалась травматически выбита вертикальная перекладина. Два угловых шиповых внешних соединения, диагонально расположенных, получили внутренние сломы, из-за чего возникла подвижность конструкции, направленная на складывание картины по диагонали. Основа картины, холст, крупного плетения, получила значительный разветвлённый прорыв с вытянутостями и перекосом нитей. С лицевой стороны в месте прорыва произошло разрушение красочного слоя с большим количеством утрат мелких фрагментов живописи и грунта.
В разных местах поверхности на красочном слое образовались сбоины и задиры от мелких внешних осколков. На картине имеются выраженные следы старения в виде жёстких изломов, участков кракелюра и утрат по сгибам кромок и вдоль краёв.
Реставрация (Реставратор С.А. Попова):
Прежде всего, было выполнено противоаварийное укрепление живописи по сбоинам, задирам и вокруг разрыва. При заделке прорыва работа велась поочередно с обеих сторон картины. Вытянутые нити в прорыве укладывались на свои места и переплетались в определённом порядке. Прорыв в результате был собран и склеен «встык» специальным реставрационным адгезивом для тканей, поверхность выровнена, деформации устранены. Был изготовлен новый подрамник, а по периметру авторского холста расширены кромки с помощью реставрационных кромок для обеспечения необходимого натяжения на новом подрамнике. Красочный слой прошёл укрепление, утраты живописи заполнены реставрационным грунтом.
На финальном этапе выполнены реставрационные тонировки по утратам, живопись покрыта слоем реставрационного лака.
Коровин К.А. Натюрморт. 1916. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Коровин К.А. Натюрморт. 1916):
Картина получила сильнейший механический внешний удар, в результате которого сломались два шиповых диагонально расположенных соединения планок подрамника. Возникла подвижность конструкции, направленная на складывание картины по диагонали. Основа получила три прорыва холста, зигзагообразных и разветвлённых, с вытянутостями нитей и загибами краёв на тыльную сторону. Общее обвисание основы, коробление и активизация процессов отслоений красочного слоя по кракелюру привели произведение в аварийное состояние. Красочный слой в результате попадания мелких осколков и внутреннего сотрясения от удара получил многочисленные мелкие утраты, царапины, потёртости, загрязнение технической пылью. Состояние сохранности экспоната до экстремальных событий уже требовало серьёзных консервационных мер, теракт лишь усугубил проблемы памятника.
Реставрация (Реставратор Т.Б. Серова):
Аварийное состояние произведения продиктовало выбор комплексных реставрационных мер. Прежде всего картина была снята со сломанного подрамника. Деформации по прорывам были выровнены, разорванные нити соединены и склеены специальным реставрационным клеем для текстиля. Красочный слой и грунт укреплены, приподнятости по изломам уложены. Важным консервационным моментом явилось дублирование авторской основы на новый холст для придания стабильного состояния памятнику. Был изготовлен новый подрамник, на который картина натянута после завершения технической реставрации.
С поверхности красочного слоя удалены загрязнения, в места утрат, царапин, сбоин подведён грунт. Манера письма Константина Коровина отличается большой экспрессией, которая выражается в мощных фактурных мазках. Их скульптурность была воспроизведена в процессе подведения реставрационного грунта и тонирования.
Специалисты Русского музея оперативно выехали в Таганрог, где за несколько дней провели полный предреставрационный комплекс консервационных работ и подготовили пострадавшие памятники к перевозке в Санкт-Петербург. По прибытии работ реставраторы Русского музея тщательно обследовали произведения и разработали индивидуальную методику восстановления каждого из них в зависимости от полученных повреждений и утрат. Так, во время реставрации специалисты устраняли прорывы холстов и дефекты красочного слоя, укрепляли грунт, при необходимости перетягивали поврежденные холсты на новые подрамники, удаляли загрязнения и потертости. Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел: обновили потускневший лак, устранили вытянутости холстов, произвели регенерацию поверхности живописи, удалили старые записи и склейки.
Леонтовский А.М. Дама в белом. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Леонтовский А.М. Дама в белом):
Последствием террористической атаки стал горизонтальный прорыв холста, полученный от попадания мелкого осколка в средней части нижней трети полотна. Картина на момент повреждения уже была значительно ослаблена из-за технологических особенностей живописи и проблем внутреннего старения, её состояние в результате приобрело аварийный характер. Многочисленные царапины, полученные от внешних скользящих ударов; жёсткий кракелюр с приподнятыми краями; провисание холста и горизонтальные грунтовые изломы; многочисленные утраты красочного слоя и грунта вдоль краёв; мелкие утраты живописи в различных местах — все эти проблемы привели к значительному ослаблению связи живописи с основой. Картина ранее вызывала беспокойство специалистов: на поверхности остались следы прежних реставраций, визуально заметных в виде поздних изменившихся прожухших записей.
Реставрация (Реставратор В.В. Савенок)
После оценки состояния сохранности было принято решение провести комплексную реставрацию произведения, в процессе которой в первую очередь был заделан травматический разрыв основы. Выполнено укрепление красочного слоя и грунта с укладкой приподнятостей, устранены деформации, удалены поверхностные загрязнения.
На следующем этапе аппретирована тыльная сторона, авторский холст дублирован на новое полотно.
В места многочисленных утрат красочного слоя и грунта подведён реставрационный грунт. Многочисленные старые записи, заходящие на авторскую живопись, удалены, а раскрывшийся из-под них старый реставрационный грунт расточен и утоньшен до необходимого уровня, соответствующего авторскому слою. На заключительном этапе выполнено тонирование утрат по реставрационному грунту.
Малявин Ф.А. Бабы. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Малявин Ф.А. Баба)
Живописная поверхность картины получила многочисленные мелкие сбоины, царапины, утраты красочного слоя и грунта, сколы фактурных мазков в результате теракта и последующего разрушения здания музея. Отдельные выраженные деформации основы, сильное поверхностное загрязнение технической пылью, ослабление связи авторской живописи с основой и грунтом, отслоения и активизация кракелюра — такие визуально заметные изменения и повреждения стали результатом поражения произведения в процессе разрушительной атаки. Следует заметить, что картина ранее неоднократно привлекала внимание и вызывала периодическое вмешательство реставраторов, связанное с активизацией негативных процессов. Состояние сохранности красочного слоя и грунта, а также и ранее сдублированного авторского холста, было крайне нестабильно.
Реставрация (Реставратор М.Р. Дашкин)
Для комплексного решения поставленных задач необходимо было раздублировать авторскую основу с реставрационным холстом, так как он перестал обеспечивать стабильность полотна. Красочный слой и грунт прошли капитальное укрепление, дублировочный холст был удалён и выполнены необходимые мероприятия по очистке и укреплению авторского холста. В процессе консервации был уложен кракелюр, усилены межслойные связи в живописных слоях, с красочного слоя удалены загрязнения и следы поздних подклеек синтетическими адгезивами.
Авторский холст был снова сдублирован на новый высококачественный реставрационный холст. Картина получила прочную основу. В места утрат, сколов и царапин подведён реставрационный грунт с имитацией фактуры мазков, после чего выполнено тонирование согласно манере авторской живописи. В результате состояние произведения стабилизировано, живописи возвращено авторское цветовое звучание.
На выставке будут представлена работа мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса», которая безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо – у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.
Одна из самых пострадавших картин – работа французского исторического художника Анри Шопена «Благословение Ревекки», «оправившаяся» от большого прорыва холста, – принадлежит к старым поступлениям Таганрогского художественного музея. Она и еще одно произведение на библейский сюжет – «Проводы Ревекки» – посвящены персонажу Пятикнижия, одной из четырёх библейских праматерей Ревекке.
Шопен Г.Ф. Проводы Ревекки. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Шопен Г.Ф. Проводы Ревекки):
В результате экстремальных событий картина перенесла кратковременное компрессионное сжатие подрамника. Из-за чего натяжение основы сильно ослабилось, возникли перпендикулярные краям волнообразные складки деформаций, провоцирующие линейные утраты по их «гребням». На поверхности живописи от летящих небольших осколков образовались мелкие утраты, царапины, потёртости. Вдоль сгибов основы по периметру также появились сбоины красочного слоя и грунта. Авторский холст тонкий, сильно перегорел от масла, имеет следы реставрационных вмешательств в виде заделанных небольших прорывов, к настоящему моменту ослаблен и загрязнён. На поверхности живописи ранее предпринималась попытка расчистки красочного слоя от тёмного-коричневого лака, но была не закончена. Лицевая сторона загрязнена технической и стеклянной пылью, образовавшейся от разрушения помещения.
Реставрация (Реставратор О.Ю. Клёнова)
Картина является парной к другому произведению Г.Ф. Шопена, одновременно пострадавшему от последствий ракетной атаки на музей. Поэтому основная программа восстановления полотна была общей с картиной «Благословление Ревекки». Живописный слой и грунт были укреплены традиционным методом, основа для усиления дублирована на новый холст.
Комплексные научные исследования установили наличие поздних вмешательств в виде небольших записей и тёмного лака.
Поверхность под лаком покрывали въевшиеся коричневые загрязнения. После завершения расчистки авторской живописи, все полученные картиной утраты были тонированы, на поверхность нанесён защитный слой лака.
Шопен Г.Ф. Благословление Ревекки. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Шопен Г.Ф. Благословение Ревекки):
Полотно значительно пострадало от попадания большого числа различных осколков на лицевую сторону картины. В результате основа произведения оказалась разорвана в горизонтальном направлении. Кроме разветвлённого прорыва, проходящего в верхней части от левого до правого края, картина получила несколько более мелких разрывов. Из-за большой скорости осколков при соприкосновении с полотном шесть мелких фрагментов холста были буквально вырваны и утрачены. Красочный слой и грунт получили огромное количество ссадин, царапин и утрат, живопись покрылась слоем цементной и стеклянной пыли. Авторский холст ранее реставрировался, но, тем не менее, остался хрупким и ломким. Поверхность живописи ранее также подвергалась расчисткам от загрязнений и, возможно, записей, но реставрация была не закончена.
Реставрация (Реставратор О.Ю. Клёнова)
Первостепенная задача реставрации была связана с восстановлением целостности холста. Края разрывов были соединены, деформации и вытянутости устранены, выполнена склейка нитей прорывов методом встык. Затем в места вырванных фрагментов основы были вставлены кусочки холста, выкроенные по конфигурациям утрат. Донорский холст для вставок брался с авторской кромки и имел слой авторского грунта абсолютно родственный основной поверхности произведения. Живописный слой и грунт были укреплены традиционным методом, основа для усиления дублирована на новый холст. Комплексные научные исследования установили наличие вмешательств в виде записей и позднего тёмного лака. На завершающем этапе, после художественной расчистки авторской живописи, все полученные картиной утраты были тонированы.
Геворкян Х.Б. Портрет мальчика. Таганрогский художественный музей (фото Андрей Соловьёв)
Геворкян Х.Б. Портрет мальчика. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Состояние сохранности (Геворкян Х.Б. Портрет мальчика):
Летом 2023 года в отдел реставрации поступил повреждённый бюст. У экспоната была отколота голова, на поверхности мрамора наблюдалось общее саже-пылевое загрязнение, пятна синего, белого, чёрного и тёмно-коричневого цвета, потёки серого цвета по всей поверхности.
Имелись утраты, потёртости, трещины.
Реставрация (Реставратор А.Ю. Баруздин)
В процессе реставрации проведены следующие мероприятия: очистка поверхности растворами ПАВ; удаление пятен краски и устойчивых загрязнений; укрепление трещин и ослабленных участков мрамора растворами обратимого полимера; монтаж головы на место, с использованием обратимого клея; заполнение монтажного шва и восполнение утрат реставрационной доделочной массой на основе обратимого полимера с мраморной крошкой; обработка восполнений и монтажного шва.
Представлены в залах Мраморного дворца также театральные эскизы Валентина Серова, работы ярчайшего мастера русского символизма Виктора Борисова-Мусатова «Изумрудный шарф» и «Терраса» из собрания Таганрогского художественного музея, картины талантливой таганрогской художницы Серафимы Блонской, а также единственная пострадавшая скульптура «Портрет мальчика» (1960) Христофора Геворкяна, получившая серьёзнейший урон.
В пресс-показе примут участие генеральный директор Русского музея Алла Юрьевна Манилова, министр культуры Ростовской области Анна Анатольевна Дмитриева, директор Таганрогского художественного музея Тамара Фёдоровна Пугач, заместитель генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Анатольевна Бабина.
Борисов-Мусатов В.Э. Изумрудный шарф. Таганрогский художественный музей (До и после реставрации)
Борисов-Мусатов В.Э. Изумрудный шарф. Таганрогский художественный музей. До реставрации
Государственный русский музей
Мраморный дворец
Санкт-Петербург, Миллионная, д. 5/1
22 апреля — 13 мая 2024 г.
Купить билет в Русский музей
Пресс-служба ГРМ 17.04.2024 Специальный корреспондент журнала "Коллекция" Андрей Соловьёв 22.04.2024
Русский музей завершает реставрацию картин, пострадавших при взрыве в Таганроге
Русский музей реставрирует таганрогские шедевры пострадавшие при взрыве
_________________
>>><<<