Картина Отто ван Вена «Поклонение волхвов»

Отто ван Веен «Поклонение волхвов» в ГМИИ им. Пушкина

in Новости музеев 1614 views

ГМИИ им. Пушкина се­годня пред­ставил не­давно приобре­тённую картину Отто ван Веена «Поклонение волхвов» – прекрасный образец антвер­пенской школы живописи. Она была создана около 1600 года, в период, когда художник получил наиболее широкую извест­ность, исполняя много­числен­ные заказы частных лиц, хра­мов и монастырей. Круп­ный фор­мат работы говорит о том, что она была исполнена по заказу частного лица для домашней капеллы.

Отто ван Веен. Поклонение волхвов. Около 1600. ГМИИ им. Пушкина
Отто ван Веен. Поклонение волхвов. Около 1600. ГМИИ им. Пушкина

Отто ван Веен (1556-1629) – крупнейший фламандский мастер эпохи маньеризма, живописец, рисо­вальщик, книжный ил­люстратор, работал в Брюсселе придворным художником Александра Фарнезе. После смерти патрона ван Веен переехал в Антверпен и открыл большую мастерскую, в которой в последствии обучался и работал Рубенс. В 1599 году мастер принимал участие в декоративном украшении улиц и площадей Антверпена по случаю торжественного въезда эрцгерцога Альберта и Изабеллы – новых правителей Южных Нидерландов. С 1612 года работал в Брюсселе в качестве придворного мастера эрцгерцогской четы.

Живописные и графические произведения Отто ван Веена находятся во многих крупнейших музейных собраниях Европы и США, однако с наибольшей полнотой его творчество представлено в музеях и храмах Антверпена и Брюсселя.



Отто ван Веен. Поклонение волхвов. Около 1600. ГМИИ им. Пушкина
Отто ван Веен. Поклонение волхвов. Около 1600. ГМИИ им. Пушкина

ГМИИ им. Пушкина выполняет одну из важнейших функций классического музея: мы пополняем коллекцию классическим искусством. Это не последняя работа, я вас уверяю, которую мы уже покупаем.

Мы продолжим эту славную традицию и вероятнее всего мы введем подобные мероприятия в привычку. Например, после Новогодних праздников, после окончания главной выставки, каждый год в начале или середине февраля мы будем показывать то, что было куплено в истекшем году.

…после Новогодних праздников, после окончания главной выставки, каждый год в начале или середине февраля мы будем показывать то, что было куплено в истекшем году.

Почему это важно? Что было привнесено в коллекцию музея? Такая своеобразная демонстрация новых поступлений. Зачем нам это надо? Ну, во-первых, потому что это одна из форм отчётности. Музей — это публичная организация. Мы существуем на деньги учредителей, мы существуем на деньги наших посетителей, на деньги меценатов, которые помогают музею выживать и существовать. Важно показать, что на эти деньги мы не только проводим выставки, но и приобретаем новинки в коллекцию.

Вторая очень важная вещь для меня и для моих коллег по Пушкинскому музею: мы начали реэкспозицию, которая продлится весь год, а передаваемая работа станет часть этой экспозиции, частью проекта. Надеюсь, что поддержка проекта будет возрастать.

Елизавета Стани́славна Лихачёва Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Елизавета Стани́славна Лихачёва
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экспозиции представлена сейчас, в принципе, в урезанном виде. Почти треть вещей, которые раньше находились в экспозиции, сейчас находятся в запасниках. Для нас важно вернуть их на стены, вернуть их зрителю и по возможности добавлять, периодически менять, если хотите, экспозицию, потому что, по сути, постоянная экспозиция – это некое кураторское представление музея в целом, не одного какого-то конкретного человека, а музея в целом об истории мирового искусства.

Помимо всего прочего, надо помнить всегда о том, что мы готовимся к тому, что стройка вокруг нас будет неизбежно закончена. И вот в тот момент, нам нужно будет формировать новое представление о музее. И вот сейчас мы, собственно говоря, этим активно занимаемся. Поэтому я очень рада, что это вызвало такой интерес. Я очень рада, что вы все сюда пришли сегодня. Вадим Анатольевич Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров, сейчас расскажет и про художника, и про работу, и про достаточно долгую историю покупки. Я надеюсь, что этот интерес не угаснет со временем, и что в следующем году по аналогичному поводу мы снова встретимся. Спасибо большое.

Елизавета Стани́славна Лихачёва
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина
Елизавета Станиславна Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина и Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина
Елизавета Станиславна Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина и Вадим Анатольевич Садков, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина

Я хочу сказать, что действительно сегодня для музея, как и для меня, как куратора Голландской и Фламандской школы нашего музея, необычайно приятный, радостный и важный день, поскольку мы презентуем картину, которую очень давно хотелось приобрести, но случилось это только в конце прошлого года.

Я впервые увидел эту картину лет 30 назад в наших реставрационных и мастерских, когда она принадлежала частному вла­дельцу. У неё были проблемы с доской и тогдаш­ний руководитель рес­тав­ра­цион­ных мастерских Александр Петров занимался выпрямлением. Это необычная, сложная хирургическая операция. У него спе­циальная ноу-хау, чуть ли не запа­тентованное, как специально выпрямлять старые доски. Вот я тогда её впервые увидел, и она мне очень понравилась. Но владелец не хотел с ней расставаться. Потом за прошедшие 30 лет картина сменила ещё нескольких владельцев. И вот, наконец, мы смогли приобрести эту картину.

…наша экспозиция — это не бессмысленный набор шедевров разных школ и мастеров, это прежде всего некий конспект истории искусства.

Это не просто интересное, очень высокого качества произведение ранней фламандской живописи до Рубенсовского периода, но это произведение, которое очень важно с точки зрения того, что наша экспозиция — это не бес­смысshy;лен­ный набор шедевров разных школ и мастеров, это прежде всего некий конспект истории искусства. И эта картина очень важна для понимания того, что Рубенс, гениаль­ный фламандский мастер, фак­тически определивший лицо фламандской национальной художе­ственной школы в XVII столетии, что Рубенс взял у своих учителей, а Октавиус Вениус — это один из трёх учителей Рубенса, последний по времени его пребывания у учителей и художник, который оказал наибольшее влияние на Рубенса не с точки зрения живописной техники, а прежде всего с точки зрения творческой ментальности.

Октавиус Вениус — это один из трёх учителей Рубенса … который оказал наибольшее влияние на Рубенса не с точки зрения живописной техники, а прежде всего с точки зрения творческой ментальности.

Отто ван Веен (известен также, как Октавиус Вениус, Отто Ван Вен, Отто Вениус; нидерл. Otto van Veen, Octavius Vaenius, Otto Venius; 1556, Лейден — 1629, Брюссель). У него очень непростая биография, но главное, что он выходец из высоко­образован­ной среды. Его отец был адвокатом, занимал важные посты при дворе правителей Нидерландов.  Отто ван Веен человек обра­зованный, высоко­культурный, мыслит кате­гория­ми обра­зованных гуманистов, поэтому всё лати­низирует, он сам знает латинский язык, знает итальянский, он много лет провёл в Италии.

И вот этому он учил, внушал, если хотите, Рубенсу, что Рубенс, когда закончил обучение в его мастерской, был уже профес­сио­наль­но сложившимся мастером, имевшим право подписывать свои картины, получать заказы. Но вот Вениус объяснил Рубенсу, что нужно ехать в Италию. Что без Италии, без античного искусства, без искусства Ренессанса, без современного итальян­ского искусства, ему не сложится как действительно крупной творческой индивидуальности. К тому же в Италии можно найти достойных покро­вителей. То есть это очень интересная фигура и с точки зрения педагогической деятельности, но самое главное, что я возвращаюсь к нашей картине, которую вы сейчас имеете возможность лицезреть.

Когда эта картина войдёт в состав постоянной экспозиции нашего музея, она будет висеть рядом с картинами Рубенса, и это будет очень наглядная демонстрация для любого зрителя, самого широкого, увидеть, что Рубенс взял у своих учителей, и что он сам, как гениальная творческая личность, принёс в историю мирового искусства. Поэтому эта картина, я повторяю, для нас необычайно ценное и нужное приобретение.

Как-то так сложилась ситуация, что в нашей стране все работы Отто Вениуса находятся в Москве. Помимо этой картины, есть маленькая работа в коллекции нашего музея, живописная, на медной пластине «Святое семейство». Есть шесть рисунков. К циклу Аморис Дивини Эмблемата (эмблемы божественной любви Отто Вениус, дейст­вительно, учёный художник, и он демонстрирует умение пере­вести абстрактные, умозрительные идеи като­лической церкви на язык таких понятных всем латинских фраз, изречений, названий. Вот шесть рисунков, картина, значит, теперь это вторая и лучшая и по качеству, и по размеру.

И ещё одна картина есть в Останкинском дворце музея, она только небольшая. Вот это всё, что я могу сказать про эту картину. Спасибо за внимание.

Вадим Анатольевич Садков
доктор искусствоведения, профессор,
Лауреат Премии Правительства РФ (2008).
Заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина
Картина Отто ван Веена «Поклонение волхвов»
Картина Отто ван Веена «Поклонение волхвов»
Материал подготовлен дежурной группой журнала "Коллекция"
Андрей Соловьёв и Алексей Сидельников

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главное здание (Волхонка, 12)

19 февраля 2024 г.

Купить билет в Пушкинский музей

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Память о счастье

Память о счастье

Новая выставка «Память о счастье» раскрывает тему семейного и детского портрета –
Перейти К началу страницы