Павел Карабанов

Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века

in Новости музеев 2501 views

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля 15 марта 2024 г. от­кроет­ся выс­тав­ка, по­свя­щён­ная од­но­му из ин­те­рес­ней­ших лич­ных со­бра­ний пер­вой по­ло­ви­ны XIX сто­ле­тия, ко­то­рое при­над­ле­жа­ло Павлу Карабанову – кол­лек­цио­не­ру, зна­то­ку рус­ской ис­то­рии и древ­нос­тей.

Мы расскажем о плея­де рос­сий­ских кол­лек­цио­не­ров, име­­на ко­то­рых поч­ти не­из­ве­ст­­ны рос­сий­ской публике.

Елена Гагарина,
генеральный директор Музеев Московского Кремля

«Оружейная палата известна, в первую очередь, как царская и императорская сокровищница, но мы хотим показать, что формирование коллекции музея происходило совсем не только при государевом дворе. Мы расскажем о плеяде российских коллекционеров, имена которых почти неизвестны российской публике, но это именно те  люди, которые  понимали, любили русское искусство и собирали произведения, схожие с теми, что хранились в Оружейной палате.  Эта выставка, подобной которой никогда не было в истории российского музейного дела, поможет посетителям погрузиться в мир страстных коллекционеров русской старины, одним из которых был Павел Карабанов», — отмечает Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.

Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля (Фото Андрей Лобанов)
Елена Юрьевна Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля (Фото Андрей Лобанов)

Павел Карабанов был человеком, всей душой преданным своему Отечеству, и его коллекция стала свое­образной энциклопедией уклада жизни русского дворянского  быта. Он не отдавал предпочтения  произведениям какой-либо отдельной области искусства, а стремился в своей коллекции пред­ставить предметы старины во всём много­об­разии.  Род Карабановых имел богатую историю, его представители уважали память предков, хранили фа­мильные сокровища и предания, свя­занные с ними. Это послужило основой для создания домашней коллекции и определило направление дея­тель­ности Павла Карабанова, собиравшего отечественные древности.

Стакан с изображением герба рода Карабановых. Нюрнберг. 1534-1585 гг. Ямнитцер В. Серебро; чеканка, литье, травление, золочение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля
Стакан с изображением герба рода Карабановых. Нюрнберг. 1534-1585 гг. Ямнитцер В. Серебро; чеканка, литьё, травление, золочение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля

Елена Исаева. Интервью с куратором выставки в Кремле

  • Чарка. Из собрания П.Ф. Карабанова. Китай, эпоха Цин (1644–1912), XVIII – начало XIX в. (?). Серебро; чеканка, филигрань, эмаль, золочение, монтировка. Музеи Московского Кремля
  • Раковина. Россия, вторая половина XVIII в. Перламутр; резьба, тонировка. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля
  1. Серьги, пара. Из собрания П.Ф. Карабанова. Россия, XVII в. (?). Серебро, стекла; литьё, золочение. Музеи Московского Кремля
  2. Башмачки, пара. Из собрания Оружейной палаты. Экспо­ни­ро­вались в Палатах бояр Романовых. Россия, первая четверть XVIII в. Кожа, парча, тесьма, шёлк; ткачество. Музеи Московского Кремля
Икона «Богоматерь Владимирская» с окладом. Россия, Москва. Конец XVII - начало XVIII вв. Дерево, левкас, ткань, серебро, камни, стекло; темпера яичная, чеканка, резьба, эмаль, скань, чернь, золочение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля
Икона «Богоматерь Владимирская» с окладом. Россия, Москва. Конец XVII — начало XVIII вв. Дерево, левкас, ткань, серебро, камни, стекло; темпера яичная, чеканка, резьба, эмаль, скань, чернь, золочение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля

Рамка зеркальная. Россия, Москва, первая половина XVII в. Серебро; чеканка, резьба, золочение, канфарение. Из собрания П.Ф. Коробанова. Музеи Московского Кремля

Свой домашний музей он формировал на протяжении более пятидесяти лет. К середине XIX века это было уже достаточно обширное собрание, состоявшее из музейной части, куда входили произ­ведения деко­ра­тив­но-при­клад­ного искусства, библио­теки с ценными рукописями, старо­печат­ными книгами и автографами знаменитых рос­сиян, а также кабинета эстампов и минцкабинета. Современники называли музей П.Ф. Карабанова «второй Оружейной палатой».

Император Николай I, узнав об этом собрании, принял решение приобрести его.

Коллекционер не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице – Отечеству.

Коллекционер не был готов при жизни расстаться со своим «детищем», но принял решение завещать его после смерти императору и в его лице – Отечеству.

  • Кукла. Россия, конец XVIII — начало XIX вв. Полотно, холст, галун, тесьма, нити золотные, стекла, бумага, атлас; ткачество, набойка. Находилась в экспозиции Палат бояр Романовых. Музеи Московского Кремля
  • Крест наперсный. Россия, вторая четверть XIX в. Стилизация под первую четверть XVII века. Серебро, ляпис-лазурь; скань, резьба, золочение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля
  • Натруска. Россия, Москва, 1660 г. Серебро; чеканка, резьба, канфарение. Из собрания П.Ф. Карабанова. Музеи Московского Кремля

Выставка в Музеях Московского Кремля позволит собрать вместе многие предметы из этого интереснейшего собрания, а отчасти – даже реконструировать сам Русский музей П.Ф. Карабанова. В разделах экспозиции во всем многообразии предстанут иконы и памятники личного благочестия, рукописные книги, драгоценная утварь и посуда, женские украшения XVII столетия и аксессуары «галантного века», предметы восточного происхождения, оружие. Особый раздел выставки посвящен подделкам и имитациям, которые неизбежно присутствовали в частных собраниях. Павел Фёдорович приобретал произведения различного художественного уровня, однако их объединяла одна тема – русская старина. Потому предметы из его собрания как нельзя лучше подошли для формирования экспозиции Дома бояр Романовых в древних московских палатах на Варварке – династического музея, созданного в середине XIX века, где памятники русского быта производили бы особое впечатление. Один из разделов выставки посвящен Дому бояр Романовых и представляет экспонаты, некогда украшавшие его.

В собрании Музеев Московского Кремля хранятся произведения из собраний и других московских коллекционеров XIX столетия, поступившие в разное время и при разных обстоятельствах. Выставка расскажет о коллекциях графа А.И. Мусина-Пушкина, князя Н.Б. Юсупова, князя М.А. Оболенского, М.П. Погодина и позволит погрузиться в их мир. Эти замечательные собиратели так или иначе были связаны с П.Ф. Карабановым или  Оружейной палатой.

Выставочный проект является данью памяти людям, сохранившим уникальные памятники культурного наследия России. Экспозиция объединяет более четырёхсот произведений из Музеев Московского Кремля и других собраний страны, многие из них будут представлены широкой публике впервые.

Куратор выставки Елена Исаева, заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля.

Музеи Московского Кремля

Парадный вестибюль Оружейной палаты

15 марта –  26 мая  2024 г.

Пресс-служба Музеев Московского Кремля
[email protected]
Тел.: +7 (495) 695-41-87
26.01.2024

Елена Исаева. Интервью с куратором выставки в Кремле



Павел Фёдорович Карабанов

Карабанов, Павел Фёдорович, собиратель древностей, род. 25 октября 1767 г., ум. в конце мая 1851 г. Он происходил из старинной дворянской фамилии. После домашнего воспитания П. Ф. Карабанов некоторое время служил в Преображенском полку, а в 1789 г. оставил службу и до конца жизни жил в Москве, занимаясь преимущественно собиранием предметов древности и различных преданий и рассказов о прошлом русского государства. Его собрание различных древних вещей и портретов составляло как бы дополнение к сокровищам Оружейной палаты; после смерти его оно поступило в казну и было размещено по разным древнехранилищам. П. Ф. Карабанов принадлежал к типу тех «трудолюбцев и любопытных людей», который создался в русском обществе в конце XVIII в. Он записал множество семейных преданий о лицах высшего общества XVIII и частью XVII в. и многие его рассказы имеют большую цену, сообщая подробности, которые неизвестны ни из каких других источников, и вместе с тем разъясняют некоторые неясности в сведениях, почерпаемых нами из других источников.

Извлечения из его записок напечатаны были в «Чтениях Московского общества истории и древностей», 1860, кн. IV, 105–214, а полностью они помещены в «Русской Старине», тт. 2–6.

Русский биографический словарь
Том 8


14 марта 2024 г.

Исаева Елена Викторовна. Заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля
Исаева Елена Викторовна. Заведующая отделом рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля

Главный редактор журнала "Коллекция" Алексей Сидельников и генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина (Фото Андрей Лобанов)
Главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников и генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина (Фото Андрей Лобанов)
Любители родной истории. Павел Карабанов
Андрей Соловьёв
Андрей Соловьёв

Любители родной истории. Павел Карабанов

Фотограф Андрей Лобанов (фото Алексей Сидельников)
Фотограф Андрей Лобанов (фото Алексей Сидельников)

Выставочные проекты Музеев Московского Кремля

__________________

>>><<<

Рекомендуем

Его Величество Фаянс. Галина Корзина и Александра Створа

Его Величество Фаянс

В рамках проекта «Территория керамики» в Музее-усадьбе «Кусково» открылась выставка произведений двух
Перейти К началу страницы